Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для студентов 1 курса заочного обучения направления




Методические рекомендации по подготовке

И оформлению курсовой работы

по «НАРОДНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ»

Для студентов 1 курса заочного обучения направления

«Искусство народного пения»

 

Курсовая работа является видом самостоятельной научно-исследовательской деятельности студента, организуемой под руководством преподавателя. В процессе её выполнения значительно расширяется научно-теоретический кругозор студента по избранной проблеме, совершенствуются навыки самостоятельного изучения литературы, умения анализировать и обобщать специальную литературу, усваивается методика научного исследования.

Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине«Народное музыкальное творчество» способствует его подготовке как профессионально компетентного специалиста, обладающего теоретическими и практическими навыками собирания и анализа произведений аутентичного музыкального фольклора, заинтересованного в сохранении и развитии народных музыкальных традиций в современных условиях, способного целостно и творчески организовать профессиональную деятельность в данном направлении.  

Процесс подготовки курсовой работы актуализирует в сознании и самостоятельной учебной деятельности студента следующие задачи: 

1. Развитие способности у будущего профессионала к целостному и системному восприятию народного музыкального творчества, во-первых, – в системе российской духовной культуры и на основе взаимосвязей этапов формирования народа и государства. Во-вторых, – неотделимо от событий жизни и деятельности человека-творца народно-музыкальных произведений. В-третьих, – с целью понимания значимости данного искусства в гуманистическом формировании духовного мира современных российских граждан.

2. Развитие у будущего профессионала гибкого и творческого понимания содержания произведений народного музыкального творчества в сопровождающем их контексте – социально-историческом, этнографическом и этнопсихологическом. Одновременно с этим важны осознание объективных закономерностей процесса формирования народной музыкальной культуры в целом, равно как и анализ её основных структурных компонентов и видение перспектив применения народно-музыкальных традиций в современных условиях.

3.Формирование у будущего профессионала готовности к творческой реализации профессионально компетентных умений и действий. Для этого требуется как развитие аналитических и поисково-исследовательских способностей студентов в работе с региональными и местными певческими традициями, так и активное применение теоретических знаний и практических умения в самостоятельной деятельности по изучению, сохранению и популяризации народной музыкальной культуры.

 

Таким образом, в результате выполнения курсовой работы по дисциплине «Народное музыкальное творчество» студент углубляет знания по истории формирования и характеристике жанров музыкального фольклора, периодизации и сущности художественно-стилистической эволюции средств выразительности народной песни, осознаёт и применяет методологические подходы и методику исследования произведений народного музыкального творчества. В тоже время в процессе подготовки курсовой работы студент приобретает умения выполнять целостный (музыкально-теоретический, историко-этнографический, жанрово-исполнительский, регионально-стилевой) анализ народной песни (народного наигрыша), производить сравнительно-сопоставительный анализ вариантов народно-музыкальных произведений с целью выявления типических и индивидуальных черт конкретной народной песни (народного наигрыша).

Выполнение курсовой работы начинается с выбора темы. Студент самостоятельно или при помощи педагога решает, какая из тем изучаемой дисциплины его больше интересует, как она связана с уже имеющимся у него учебно-профессиональным опытом или же с той областью специальных знаний, с которой ему хотелось бы познакомиться более глубоко.  Выбрав тему, следует определить цель и конкретные задачи курсовой работы, ее структуру, логику самого процесса поиска материала, анализа литературы, а также направление собственного исследования.

Структура курсовой работы. Курсовая работа должна состоять из введения, основной части, куда входят разделы теоретической и практической направленности, заключения и списка использованной литературы. Основная часть подразделяется на главы (как правило, две главы) или разделы (от трёх до пяти разделов),

Во введении следует обосновать актуальность избранной темы для теории и практики музыкальной фольклористики как науки, изучающей народное музыкальное творчество. 

В первой части — теоретической — дается анализ специальной литературы о музыкальном фольклоре, который включает:

а) историко-культурологический аспект избранной темы;

б) её теоретическое обоснование с позиций современной науки;

в) ведущие подходы современной музыкальной фольклористики по данной проблематике.

В заключении первой части требуется четко выделить опорные теоретические позиции, из которых нужно исходить при разработке основных вопросов темы.

Во второй части — практической — следует описать современный опыт собирательской и исследовательской работы по данной проблематике, а также дать комплексный анализ произведений музыкального фольклора, Для этого наряду с теоретическими источниками необходимо использовать материалы фольклорных экспедиций, записи и расшифровки произведений аутентичного фольклора. Особенно ценным здесь выступает умение студента самостоятельно расшифровать народные песни и сделать разносторонние выводы о присущих им типическим и особенным признакам по сравнению с другими вариантами данных произведений. 

В заключении курсовой работы делаются общие выводы по всей теме на основе теоретических итогов первой части и аналитических данных второй части. Также в заключении намечаются пути дальнейшего изучения избранной темы и использования полученных результатов курсовой работы в учебной или концертно-исполнительской народно-музыкальной практике.  

Далее следует библиографический список. Книги и статьи, использованные при подготовке курсовой работы, записываются под номерами в алфавитном порядке. Правильно составленный библиографический список поможет правильно оформить сноски при цитировании. В тексте работы, сразу после цитаты, в скобках указывается: первая цифра — номер литературного источника в списке литературы, вторая цифра, после точки с запятой, — номер страницы.

Курсовая работа может содержать таблицы, графики, схемы, а также иметь приложение, куда помещаются материалы бесед и наблюдений, произведённых в фольклорной экспедиции, нотные партитуры анализируемых народных песен, фотографии и аудиозаписи.

Этапы выполнения курсовой работы. Необходимо понять, что курсовая работа требует систематического чтения, размышлений, большого объема подготовительных записей и серьезного их оформления. Можно рекомендовать выделить специально для занятий по подготовке курсовой работы один день в неделю. Чтобы правильно и рационально распределить время и силы, нужно хорошо представлять основные этапы ее выполнения.

1. Выбрав тему, следует записать ее в точной формулировке, вспомнить свои знания из лекционных курсов и специальной литературы.

2. На основании этого необходимо составить рабочий план в самой общей форме. Такой черновой рабочий план поможет при чтении литературы сосредоточить внимание на главном, не упускать из виду логику темы, организовать самоконтроль (хорошо видно, на какие пункты плана пока не найден ответ в литературе). Далее следует уже целенаправленно отбирать материал.

Выбрав тему курсовой работы, надо уяснить ее цель и задачи, внимательно вчитаться в рекомендации по содержанию темы и организации практико-аналитической части исследования. Это позволит более четко сформулировать рабочий план.

3. При подборе литературы полезно соблюдать принцип «от общего к частному», т. е. познакомиться вначале с кратким и наиболее общим изложением темы.

Для знакомства с новыми публикациями по избранной проблеме можно обратиться к журналам: «Народное творчество», «Живая старина», «Традиционная культура», «Музыкальная жизнь» и др. Следует просмотреть указатель статей за год, помещенный в последнем номере журнала. Также обширные библиографические сведения содержат систематические каталоги в библиотеке.

4. Накопление информации — следующий этап работы. Знакомясь с книгой или статьей, необходимо заполнить на нее библиографическую карточку такого содержания: а) автор, название, место, год издания;

б) о чем говорится в книге (с позиции вашего к ней отношения, ваших требований);

в) оценка книги с точки зрения возможности ее использования в курсовой работе.

Такие библиографические карточки удобно сортировать в соответствии с пунктами рабочего плана. Затем следует приступить к чтению отобранных источников и выписке основной информации.

Делать выписки — это, прежде всего, умение найти и выбрать нужное теоретическое положение, экспедиционные данные, интересные музыкально-культурные высказывания.

Выписывать можно дословно (цитатами) или в свободном переложении. Иногда большие фрагменты записываются своими словами, а самые важные, яркие, точные положения цитируются. Но в любом случае необходимо делать ссылку на источник (автор, книга, страница).

5. Самое серьезное внимание должно быть обращено на практико-аналитическую работу, т. е. на получение конкретных данных о рассматриваемых произведениях аутентичного фольклора в контексте современного состояния музыковедческого процесса по изучаемой теме.

При подготовке курсовой работы студент чаще всего имеет возможность использовать фрагмент экспедиционного исследования – своего или произведённого коллегами. Он дает представление, например, о современном состоянии сохранения и развития аутентичной песенной традиции в конкретном регионе или локальной местности в данный момент.

6. Закончив сбор теоретического материала и, проведя практико-аналитическую работу, можно приступить к окончательному составлению текста курсовой работы.

Излагать материал нужно логично и последовательно. Каждое положение, выдвигаемое и вводимое вами, с одной стороны, должно быть следствием предыдущего, естественно вытекать из него, а с другой — причиной последующего, оно как бы готовит ему почву. Не позволяйте себе увлекаться замечаниями и суждениями, которые не вызваны предшествующим анализом, даже если они сами по себе интересны.

Логичность, обоснованная связь отдельных положений достигается благодаря четкому следованию плану. Если вы хорошо поняли общую структуру курсовой работы, вдумчиво поработали с литературой по своей теме, то план в общем виде у вас уже имеется. Теперь дело за стилистической доработкой заголовков разделов или параграфов. Таким образом, план в законченном виде становится оглавлением курсовой работы.

Обратим внимание на типичные ошибки, встречающиеся при изложении материала в курсовых работах.

Декларативность, слабая аргументированность. Многие студенты приводят высказывания, цитаты, не комментируя их, не связывая с текстом изложения. В случае затруднения в установлении таких связей следует еще раз обратиться к первоисточнику, чтобы усвоить суть проблемы.

Несогласованность понятий и доводов связана с тем, что студентов часто берет какой-либо тезис классика, а в подтверждение приводит факты, с ним не связанные.

Излишнее цитирование. Некоторые студенты заполняют страницы курсовой работы многочисленными цитатами. Надо пытаться формулировать мысли своими словами, а там, где в этом есть необходимость, подтверждать их цитатами, заключая чужие мысли в кавычки и называя при этом их автора. В этом случае цитата — опора на авторитет мыслителя, ученого. Однако не следует злоупотреблять такими вставками.

Данные фольклорных экспедиций, приведённых студентом, часто представляются им без тщательно указанных паспортных данных аутентичных исполнителей и комментариев к конкретным народным песням. Однако именно эти, пусть скромные научные факты составляют главную ценность курсовой работы и практическую значимость её материалов.

Оформление курсовой работы. Средний объем курсовой работы — 30-40 страниц печатного текста. Обязательны поля, нумерация страниц. Курсовая работа открывается титульным листом, где указаны полное название вуза, факультета и кафедры, представлена тема, данные об исполнителе и его научном руководителе, город и год написания. На второй странице помещается оглавление. Это окончательно отредактированный план курсовой работы с указанием страниц каждой главы и параграфа в тексте.

Титульный лист, оглавление и выводы целесообразно писать и оформлять после того, как вся работа закончена и есть возможность оценить ее в целом,

Текст курсового работы должен быть тщательно вычитан, проверен, все найденные ошибки исправлены.

При оформлении курсовой работы можно столкнуться с множеством неожиданных для себя вопросов: какие обороты использовать для замены цитирования пересказом, как более точно озаглавить параграфы работы, как расположить различные примечания? Ответы на многие из них следует искать прежде всего в хорошей, основательной монографии по близкой проблеме и в специальных пособиях по методике организации исследовательской работы студентов в вузе.

Полностью оформленная курсовая работа сдаётся научному руководителю на рецензирование. При необходимости она дорабатывается по его замечаниям, а затем представляется к защите.

При оценке курсовой работы учитываются:

1. Научно-теоретический уровень содержания, теоретическая обоснованность темы.

2. Проявление навыков по составлению реферата: умение самостоятельно работать с литературными источниками, выделять и анализировать ведущие подходы и идеи музыкальной фольклористики, грамотно оформлять библиографию.

3. Использование методики научного исследования, самостоятельный и творческий подход к выполнению комплексного анализа произведений аутентичного фольклора.  

4. Планомерный и систематический характер работы студента над темой.

5. Правильность оформления курсовой работы и своевременность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...