Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основания прекращения права природопользования(несколько дублируется с предыдущим и дополняет)




Основаниями возникновения права природопользования являются административные акты органов государственной власти и местного самоуправления, юридические факты в виде действий, направленных на порождение права природопользования и события не волевого характера. В связи с тем, что подавляющее большинство природных объектов находится в ведении органов государственной власти и местного самоуправления, их административные акты преобладают в качестве оснований возникновения различных видов права природопользования.

Административно-правовые основания возникновения права природопользования заключается в принятии решений о предоставлении природных объектов в пользование. При этом оно должно быть надлежащим образом рассмотрено, принято компетентным органом, отвечать требованиям законности и т.д. По своим формам они могут быть решениями, лицензиями, удостоверениями, ордерами, билетами и т.д. Административно-правовые основания природопользования должны отвечать всем требованиям разрешительного способа предоставления природных объектов в пользование.

Решение о предоставлении права природопользования может быть в форме обыкновенного решения как административного акта на предоставление, например, земельного участка во временное краткосрочное пользование и сложного многостадийного акта, имеющего место при отводе земельного участка в постоянное пользование. Предоставление природного объекта в пользование в порядке отвода предполагает не только принятие решения, но и совершение определенных юридически значимых действий. Поэтому акт отвода представляет собой не документ, а является сложным юридическим фактом, порождающим право природопользования.

Лицензия как административное основание возникновения права специального природопользования представляет собой специальное разрешение на осуществление определенных видов деятельности с использованием природных ресурсов. Природоресурсовая лицензия предусмотрена в горном законе и некоторых других природоресурсовых законодательных актах.

Договорные основания природопользования могут иметь место применительно к использованию других природных ресурсов. Например, законодательству о животном мире известен договор о заготовке мяса и пушнины диких зверей, законодательство о растительном мире допускает возможности заключения договоров на заготовку лекарственных растений и древесных соков и других природных компонентов нелесной растительности.

Основания прекращения права природопользования предусмотрены в отраслевых природоресурсовых кодексах и законах. Так, в соответствии со ст. 55 Водного кодекса право юридических и физических лиц на специальное водопользование прекращается в случае: если отпала необходимость в специальном водопользовании; истечения срока специального водопользования; ликвидация предприятий, учреждений или организаций; передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям; признания водного объекта имеющим особое государственное значение, научную, культурную или лечебную ценность; нарушения правил специального водопользования и охраны вод; возникновения необходимости первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения; систематического не внесения платы в сроки, определенные законодательством.

Все основания прекращения права природопользования можно подразделить на их прекращение по воле природопользователей, например при добровольном отказе от дальнейшего использования природного объекта, вопреки воли природопользователя, например при изъятии объекта для государственных или общественных нужд, помимо воли природопользователя, например за правонарушение, т.е. нарушение требований и условий осуществления природопользования, предусмотренного законодательством. К основаниям прекращения права природопользования в связи с не волевыми событиями следует отнести естественные явления в самой природе, например исчезновение природного объекта в результате оползня, наводнения, землетрясения или иного стихийного бедствия.\

23.Общая характеристика управления в сфере охраны окружающей среды.

управление природопользованием и охраной окружающей среды– это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных

ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, достижению экологической безопасности, а также по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды. Управление природопользованием и охраной, окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.

Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, — тоже разное. Оно складывается из ряда функций управления.

Функция управленияпредставляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

• создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

• подзаконное нормотворчество;

• координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

• распоряжение (управление) природными ресурсами;

• планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;

• экологическое нормирование;

• экологическая экспертиза;

• экологическое лицензирование;

• экологическая сертификация;

• экологический аудит;

• наблюдение за состоянием окружающей среды;

• учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

• экологическое воспитание и образование;

• контроль за использованием и охраной объектов природы;

• разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

28.Виды, органы и функции управления.

Виды государственного управления определяются в зависимости от функций и компетенции органов, его осуществляющих:

1) общее управление Его осуществляют органы общей компетенции:

Правительство, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления – могут осуществлять отдельные государственные полномочия в случаях,

прямо установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, при соответствующем финансировании.

2) специальное управление

Его осуществляют органы специальной компетенции, т.е. специально уполномоченные на то иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, которые имеют полномочия только в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды либо отдельные из таковых полномочий.

Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), специально уполномоченных на осуществление управления в экологической сфере:

1) Министерство природных ресурсов – это ФОИВ, в ведении которого находятся:

Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральное агентство по недропользованию.

2) Министерство сельского хозяйства, в ведении которого находится Федеральное агентство по рыболовству.

Министерство сельского хозяйства – это орган, осуществляющий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере рыболовства.

3) Министерство экономического развития и торговли РФ– это ФОИВ, в ведении которого находится Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Министерство экономического развития и торговли РФ занимается политикой, нормативно-правовым регулированием и координацией.

4) Министерство здравоохранения и социального развития РФ – это ФОИВ, в ведении которого находится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ей переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

5) Министерство промышленности и энергетики РФ – это ФОИВ, в ведении которого находится Федеральная служба по технологическому надзору, созданная в результате преобразования Федерального горного и промышленного надзора России. Эта Служба будет выдавать лицензии на осуществление горных работ, опасных для жизни и здоровья человека, а также осуществлять контроль и надзор за такими работами.

Функция управления– это основное направление деятельности того или иного органа (ФОИВ).

функции выделяются по иному признаку:

1) функции по принятию нормативно-правовых актов

2) функции по контролю и надзору

3) правоприменительные функции

4) функции по управлению государственным имуществом

5) функции по оказанию государственных услуг.

Конкретные направления деятельности:

1) государственный учёт природных ресурсов и государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

2) экологическое нормирование

3) лицензирование в экологической сфере

4) оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС)

5) экологическая экспертиза

6) экологический мониторинг

7) экологический контроль

8) экологическая сертификация

9) экологический аудит, аудирование.

Общественное управление.

Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.

Содержание производственного управления определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль.

Муниципальное управление направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Это - наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке деятельности этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.

Отраслевое (ведомственное) управление осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

Государственное управление

Роль государственного управления в этой сфере определяется статусом государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, предприятие и государство - государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. На них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование в рамках экологической функции государства. Прежде всего, с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 427.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...