Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СЕЛА РУГОЗЕРО И РУГОЗЕРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА




   

 

19 августа 1597 г. (по новому стилю 1 сентября) в старинном карельском селе Ругозеро была освящена церковь Преображения Господня и образован Ругозерский православный приход. Данное знаменательное историческое событие, произошедшее через 370 лет после массового крещения карел Ярославом Всеволодовичем в 1227 г. имело важные исторические последствия для общественной и культурной жизни Ругозерско-Ребольского края. Первые 230 лет Ругозерский приход входил в состав православной епископии Великого Новгорода (к сожалению, этот период истории прихода и села пока не исследован), в последующем с 1828 г. ― в составе Олонецкой епархии русской православной церкви.

В настоящее время для исследователей более доступны архивные материалы последнего периода истории Ругозерского прихода Олонецкой Епархии (1885—1926 гг.). Данные материалы находятся в Национальном архиве Республики Карелия (ф.5, ф.19) и отделе редких книг библиотеки ПетрГУ. Архивные материалы позволяют во многом по-новому оценить роль и значение православия и христианства в нашем крае. И значение это прежде всего состоит в развитии грамотности, культуры и морали местного карельского населения.

В 1889 г. в состав Ругозерского прихода 33-го благочинного округа Олонецкой епархии кроме волостного центра села Ругозеро входило еще 8 ближайших деревень волости — Большая Тикша и Андронова Гора, Мергуба, Тикшозеро, Ондозеро, Коргуба, Кирасозеро и Кузьнаволок. Две церкви находились в Ругозерском погосте:

— Преображения Господня (в центре села на горе — в районе современной братской могилы — перестроена в 1700 и 1865 г.г. на государственные и частные пожертвования, в июле 1925 г. преобразована коммунистами в дом культуры). Штат – 3 служителя культа (священник, дьяк и пономарь).

— Святого великомученика Георгия Победоносца (перестроена на пожертвования благотворителей из старой приходской церкви на пожертвования благотворителей из старой приходской церкви и освящена 8 марта 1870 г. на старом кладбище при въезде в село из старой приходской церкви , в 1925 г. в нее были перенесены иконы ликвидированной коммунистами церкви Преображения Господня, в 1957 г. здание сгорело). Известен священник Щеголев Петр (1883 г.). Обе внешне похожие Ругозерские церкви были деревянные, с колокольнями и достаточно богатыми иконостасами. Именно в них и сохранились ревизские сказки, исповедальные и метрические книги, клировые и метрические документы о рождениях, крещениях, исповедях и датами ухода в мир иной наших земляков – важнейшие источники многовековой истории села, позволяющие сегодня установить коренные семьи ругозерцев, родословные, старожилов и среднюю продолжительность жизни селян и др.

В частности, данные документы абсолютно точно позволят установить среднюю продолжительность жизни в Ругозере в XVIII в.: мужчин — 70 лет и женщин — 75 лет. Намного больше средней продолжительности жизни ругозерцев в настоящее время, хотя не было тогда врачей и больниц, была только вера, труд и исполнение христианских заповедей. Благодаря развитию православия, наличию церквей и часовен в крае родителями давались и фиксировались имена рождавшихся детей в зависимости от рождения Христа, а начиная с 1850 г. и фамилии, чаще всего в зависимости от имен отцов — Александровы, Ильины, Степановы, Евсеевы, Ивановы и т.д.

Кроме этого, на территории прихода имелось 7 православных часовен: две часовни в д. Ондозеро — Успения и Рождества Божьей матери (15 августа), 3-я — апостолов Петра и Павла, 4-я — Николая Чудотворца (50 верст) в деревне Кузьнаволок, 5-я — Николая Чудотворца в Большой Тикше (9 мая), 6-я — св. великомученика Пантелеимона в Ругозерском погосте (21 июня 1872 г. освящена у чистейшего родника при въезде в село со стороны Ондозеро), 7-я — самая дальняя в д. Кирасозеро — св. Чудотворца Николая (80 верст от Ругозеро).

Вторая половина XIX а и начало XX в. были периодом достаточно динамичного развития Ругозерского прихода православной церкви. Согласно отчетным данным в 1888 г. в приходе состояло 1340, а в 1895 г. — 1380 прихожан — практически все население Ругозерской волости. В период первой мировой войны и увеличения призывов в армию мужского населения количество членов обшины сократилось до 985 человек. Прихожане Ругозерских церквей в отчетах достаточно четко делились на дворы — духовные, крестьянские, военные и дворы раскольников. Так, в 1883 г. в с. Ругозеро насчитывалось: духовный двор — 1 (дом священнослужителей — 15 человек), крестьянские дворы – 65 (427 чел.), военные дворы — 3 (42 чел.), раскольников — 4 (6 чел.).

Священнослужителями были в основном неместные жители в связи с тем, что это требовало получение достаточно основательного духовного образования.

Наиболее существенный вклад в период своей церковной службы (указана в скобках) оставили в истории села следующие священники и дьяки ругозерских церквей:

— дьяк Еремеев Лев (известен тем, что в 1576—1577 гг. сделал письменное описание Ругозерского (Спасского) погоста в Дозорных книгах Лопских погостов: «И всего в Спасском погосте Ругозерском и в волостках живущих 44 дворы, а людей в них 70 человек. А дани и пошлин с тех 24 луков в государеву казну платят 5 рублей и две полтины, с лука по 7 алтын…, а мельниц и варниц в Ругозерском погосте нет». Сегодня данный письменный документ является одним из первых известных письменных упоминаний о Ругозере и Ругозерско-Ребольском крае). Есть основания полагать, что Лев Еремеев являлся членом коренной семьи ругозерцев (возможно, коммунары Еремеевы Андрей и Ефим, погибшие в 1921 г., являются его родственниками);

— священник Васильев Михей (1793—1800);

— священник Пудожгорский Петр Михайлович (1839—1845);

— священник Романов Петр Александрович (1878—1890);

— священник Юксовский Николай Николаевич (1908—1925) — последний священник церкви Преображения Господня (впоследствии уехал в с. Толвуя Повенецкого уезда).

Из числа наиболее уважаемых сельчан избирались церковные старосты — Осипов Кузьма (1888 г.), Шуттиев Сидор (1908 г.), Агафонов Иван (1916 г.), Степанов Лев, являвшиеся посредниками между церковью и крестьянским миром.

Ругозерский приход кроме зданий двух церквей 7 часовен с церковной утварью имел еще дом священнослужителей (построен в 1839 г.), 32 десятины пахотной земли и 41 десятину сенокосной, магазин соляной казенный и др. Православные священники, дьяки и пономари получали ежемесячное государственное жалование в связи с тем, что церковь не была отделена от государства и играла одну из основных ролей в государственной и общественной жизни Российской империи.

Важно отметить, что первоначально грамоте на селе дети, а часто и взрослые, учились только в церковно-приходских школах (в основном они находились в здании церкви или домах священника). Только во второй половине XIX в. На базе действующих церковно-приходских и с использованием священников в качестве учителей Закона Божьего и русского языка стали строиться земские и министерские школы в Повенецком уезде Олонецкой Губернии (3 ноября с.г. Ругозерская земская школа отметила свое 145-летие, хотя согласно архивным документам церковно-приходские классы существовали при Ругозерской православной церкви и в начале XIX века. В частности, сохранился итоговый документ о результатах обучения ругозерских детей в церковно-приходской школе 1841 г.).

Второе важное значение деятельности церквей на селе заключалось в приобщении местных жителей к церковной литературе и мировой культуре в целом. При церкви имелась достаточно большая библиотека, проводилась активная работа по изучению богословской литературы и церковному песнопению. В отчетных архивных документах конца XIX в. Ругозерской церкви ежегодно отмечался высокий уровень благочестия, особенно среди ругозерцев, составлявших более половины прихода: «В воскресенье и праздничные дни усердно ходят в Храм Божий и исполняют христианский долг Исповеди и святого Причастия в значительном количестве…». Любимыми церковными праздниками Ругозерского прихода, на которые приезжали прихожане из ближайших деревень — Ондозеро, Кучезеро, Коргубы, Тикши, Ледмозеро и др. — являлись Преображение Господне (19 августа), Рождество, Троица.

Затруднялась православная работа плохим знанием русского языка карельским населением Ругозерского прихода и достаточно низким уровнем достатка местного населения. В 1905 г. в Ругозерской волости проживало 2029 человек, из них только 25 русских. Служба в церквях и часовнях Ругозерского прихода осуществлялась на русском языке, что, несомненно, способствовало росту влияния русского языка карельской частью местного населения.

В заключение отметим, что на территории современного Муезерского района в конце XIX — начале XX в. существовали и проводили достаточно активную православную работу кроме наиболее крупного и ранее созданного Ругозерского прихода еще четыре православных прихода: ребольский приход (Ребольская церковь Пресвятой богородицы 1816 года и 13 православных часовен в ближайших деревнях), Кимассозерский приход — Успенская церковь (1831 г.), и 4 часовни в Минозеро, Лувозере, Ногеуксе и Челмозере, Гимольский приход с церковью Пресвятой Богородицы, построенной в 1812 г. после разорения предыдущей шведами (священник Яковлев Петр) и Коргубский, выделившийся из Ругозерского и созданный в начале 20века.

Вместе с тем, до самого 1917 г. в крае сохранялось старообрядчество. В XVIII в. его центр находился в районе старой деревни Надвоицы — Выговская пустынь — Даниловский монастырь на р.Выг (1694—1854). Неслучайно даже в начале XX в. наибольшим авторитетом среди жителей Ругозерской волости пользовалась Даниловская секта старообрядчества, влияние которой на местное карельское население постоянно сокращалось (в 1839 г. — 176 чел., в 1888 — 34 чел., в 1914 г. — только 14 местных жителей).

Прошло более 80 лет с тех пор как была закрыта церковь Преображения Господня на Ругозерской земле. Восемьдесят лет советской и ельцинской власти последних бездуховных лет и более чем 370 лет православия и христианства в Ругозерско-Ребольском районе… Представляется мне, что совершенно не случайно мои земляки 410 лет назад построили на свои скромные пожертвования на самом высоком месте села — каменистой горе (Rukkajarven varakka) церковь и назвали ее Преображения Господня в святой библейской надежде на преображение ругозерской земли и ее православных прихожан.

Сегодня давно нет четырех православных приходов, церквей и многочисленных часовен в Ругозерско-Ребольском крае.

Отрадно, что появилась религиозная православная община и реконструирована часовня Успения в п. Ондозеро, действует церковь в п. Ледмозеро, строится Храм на муезерской земле, все чаще проводятся о. Никодимом (Костомукша) и о. Владимиром (Сегежа) православные обряды в населенных пунктах района. В июле 2007 г. впервые после долгих лет отсутствия православных обрядов проведено крещение 25 ругозерцев. Хочется надеяться, что Преображение Господне на древней ругозерской земле и духовного возрождения ругозерцев еще впереди. Необходимо вернуться к истокам, объединить усилия активистов и неравнодушных, сделать все для возвращения православия, часовен и Храмов на землю, на которой христианство столетиями развивалось более трех столетий, прерванное в советское время.

А. А. Пестун

Неизвестные страницы истории села Ругозера и Ругозерского православного прихода /А. А. Пестун // Православие в Карелии: материалы III региональной научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов (16-17 октября 2007 года, г. Петрозаводск)/[редкол.: В. М. Пивоев (отв. ред.), М. В. Пулькин, В. Н. Сузи]. - Петрозаводск, 2008. - С. 62-66. - ISBN 978-5-9274-0316.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...