Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.




Методы экономической теории.

Если предмет науки содержит то, что изучает данная наука, то методы показываюткак познается тот или иной предмет. Предмет всегда предполагает определенные методы исследования, а метод формирует предмет. Следует различать две группы методов: общие и локальные. Общие (общенаучные) методы отражают общий уровень научных исследований и направления экономической методологии. Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, при помощи которых исследуются отдельные стороны экономических систем. В свою очередь в локальных методах выделяют специфические методы, свойственные той или иной методологии и универсальные, используемые при реализации любой методологии.

 

К универсальным методам относятся:

- анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);

- индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);

- абстракция (выделение существенных свойств предмета), допущение: “при прочих равных условиях” и обобщение (усреднение).

В экономической теории также используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, метод графических изображений разного рода экономических процессов (схемы, графики, таблицы, диаграммы и т.п.). Так, метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Модели различаются по уровню обобщения, сфере охвата, характеру действия.

 

3Факторы производства. Экономический выбор. Граница производственных возможностей: экономический смысл и графическая интерпретация.

 

Фа́кторыпроизво́дства — экономические ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.

Экономическийвыбор - этовыбор наилучшего из альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при ограниченности ресурсов.

ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

график в виде линии, кривой, ограничивающей область производственных возможностей экономического субъекта. Внутри области производственных возможностей находятся сочетание благ, товаров, которые могут быть произведены с использованием имеющихся в наличии факторов производства.

 

4 Собственность как экономическая категория: сущность и формы. Методы изменения форм собственности

Собственностькакэкономическаякатегорияэто комплекс взаимоотношений между субъектами ведения хозяйства

На основании этого различают следующие формы собственности.

1. Индивидуальная форма собственности. При данной форме характерно для отдельного физического лица иметь право по закону распоряжаться находящимся в его собственности объектом, т. е. собственник точно определяет то, что ему принадлежит. В зависимости от способа применения объекта индивидуальную собственность подразделяют на:

1) личную;

2) частную..

2. Коллективная форма собственности.

В границах данной формы субъект собственности представляет собой общую совокупность собственников.

1) частная;

2) государственная;

3) муниципальная.

Национализация – это переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.

Приватизация– (от лат.рrivatus– частный) – это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может носить скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.[2]

Денационализация– представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам.

Реприватизация– это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков. Акций и т.д. у частных собственников. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

5. Экономические системы. Экономические модели различных стран.

 

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в мире, государстве, стране или обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

Традиционная модель экономики – самый древний тип систем, которая возникла одновременно с появлением общества. Хозяйствование осуществляется на основе коллективной или совместной общинной собственности. Ее основными характеристиками являются:

 

· Отсутствие влияния государства и его органов.

· Решение вопросов жизни осуществляется старейшинами.

· Развитая на низком уровне технология производства.

· Существенное влияние ручного труда на все отрасли экономической деятельности.

· Несущественная роль предпринимательства.

· Во всей жизнедеятельности общества преобладают обычаи и традиции.

· Религия влияет на экономические решения.

Командно-административная модель экономики – это вторая по счету модель, которая впервые зародилась в древнем Египте. Она характеризуется тем, что в ней присутствует сильный центр и государственная собственность.

Рыночная (капиталистическая) модель экономики

Ключевой предпосылкой капитализма стала практически полная свобода всех субъектов экономических отношений, где личные (порой эгоистические) интересы вышли на первое место.

Смешанная модель экономики

Вышеизложенные системы являются «идеальными», однако практически любая система (прошлая или действующая) является смешанной. Ее особенность в том, что она впитывает в себя общие черты двух (или более) систем.

Американская модель

Отличительной характеристикой США является склонность к прогнозированию и долгосрочному стратегическому планированию всего экономического курса. Эта идеология формирует основу всех принимаемых решений в сфере управления государством.

Японская модель

Особенностью регулирования экономики Японии является комплексное применение социально-адаптированных экономических планов и научных программ, которые выступают основными стабилизационными инструментами правительства.

Шведская модель

Прогрессивный рост экономики в сочетании с комплексом массовых реформ и социально-стабильным обществом еще в шестидесятых годах привлек внимание всего мира к шведской модели экономики и развития государства.

Германская модель

Особенность этой модели проявляется в том, что государство самостоятельно не устанавливает экономические задачи. Подобная деятельность должна вытекать из плоскости индивидуальных решений, которые обосновываются потребностями рынка. Роль государственного аппарата сводится к созданию комплекса административно-правовых условий, поддерживающих реализацию экономической инициативы всех субъектов рынка.

Китайская модель

В настоящий момент Китай активно переходит к смешанной экономической модели. В государстве формируются новые взгляды на возведение социалистического общества, где экономические отношения базируются на равноправном признании национальной и частной собственности.

Латиноамериканская модель

 

Характерными чертами этой модели экономики являются следующие:

 

  • активная эксплуатация щедрых природных ресурсов без затрат на их восстановление;
  • использование дешевой рабочей силы;
  • криминализация экономики и высокий уровень коррупции;
  • низкая эффективность экономических процессов;
  • значительное социальное неравенство;
  • высокая внешняя задолженность.

Африканская модель

 

Африканскую модель характеризует:

 

· патриархальное ведение хозяйства;

· многообразие различных форм собственности;

· низкая производительность;

· жесткая эксплуатация низкоквалифицированного наемного труда.

 

6. Деньги как категория товарного производства: происхождение, сущность, функции.

Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Классическая политэкономия выделяла пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления (сокровище), мировые деньги.

СУЩНОСТЬ денегвыявляется также посредством рассмотрения их особых свойств. Деньгам (в основном в их натуральной, наличной форме) должны быть присущи ряд качеств:

1.НЕПОДДЕЛЬНОСТЬ— заключается в сложности изготовления фальшивых денег.

2.УДОБСТВО ПОЛЬЗОВАНИЯдостигается за счет портативности, различаемости, узнаваемости денежных знаков.

3.ИЗНОСОУСТОЙЧИВОСТЬ  — позволяет использовать деньги в течение продолжительного времени.

4.ДЕЛИМОСТЬ— проявляется в способности денежных единиц делиться на части, что создает возможность размена крупных денег на мелкие.

5.ОДНОРОДНОСТЬвыражается в том, что деньги одного и того же достоинства должны обладать равной покупательной способностью вне зависимости от формы, в которой они представлены (бумажные, никелевые, золотые).

Существует два подхода в исследовании происхождения денег – субъективный и объективный.

При субъективном подходе считается, что деньги возникли в результате соглашения об этом между людьми.

При объективном подходе доказывается, что деньги – результат развития товарно-денежных отношений, в процессе которых из массы товаров выделился один, за которым закрепилась роль всеобщего эквивалента. Так возникла теория «товарных денег» в отличие от ныне существующей системы «кредитных денег».

7. Товар и его свойства. Товарное производство: условия возникновения, основные черты и типы.

Товар — это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму.

· Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Свойства товаров

Товар обладает двумя основными свойствами:

а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

б) способностью к обмену.

Товарноепроизводствоэто такой вид организации, при котором все продукты создаются для продажи. Возникает из-за общественного разделения труда и ведётся экономически обособленными производителями.

Причины возникновения

Первой из этих причин следует считать общественное разделение труда, который в соответствии с совершенствования орудий труда.

Второй причиной появления товарного производства является хозяйственное обособление производителей, каждый из которых занимается изготовлением какого-то определенного товара.

 

Истории развития человеческого общества известны два типа товарного производства: простое и капиталистическое. Первоначально возникло простое товарное производство — хозяйства самостоятельных мелких товаропроизводителей (крестьян и ремесленников), при которых продукты производятся для обмена. Затем появилось крупное капиталистическое товарное производство, которое имело общие основы и различия по сравнению с простым товарным производством.

Простое

Развитое

 
В основе частная, мелкая трудовая собственность.

Крупная нетрудовая частная собственность.

 
Собственник – труженик, сам создает своим трудом продукт.

Продукт создают наемные работники.

Продукт принадлежит производителю. Продукт принадлежит собственнику средств производства.
Цель – удовлетворение потребностей самого производителя и членов его семьи. Цель – получение прибыли.
Отсталая техника, кустарные средства труда. Крупное машинное производство.    

основными чертами товарного производства являются:

1) общественное разделение труда;

2) обособление присвоения средств производства;

3) производственно-хозяйственная и социально-экономическая обособленность собственников произведенного продукта;

4) экономические связи между обособленными товаропроизводителями, реализуемые через обмен;

5) стихийный характер экономического развития.

 

8. Рыночный спрос: объем спроса, функция и кривая спроса. Неценовые факторы спроса.

 

Спрос — платежеспособная потребность че­ловека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос пока­зывает, какие количества данного товара желает и способен при­обрести покупатель по каждой возможной цене в каждый дан­ный момент.

Объемом спроса на какой-либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей, накопленное имущество и другое.

 

 

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.

Кривая спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.

Неценовые факторы спроса

  • Увеличение численности потребителей.

· Доходы покупателя

· Мода на определённый товар

9. Рыночное предложение: объем, функция и кривая предложения. Неценовые факторы предложения.

Предложение(supply)– это желание и готовность производителей продать свой товар по определенным ценам в течение определенного промежутка времени.

С учетом всех этих факторов можно представить общую функцию предложения т.е.количественную зависимость между величиной предложения и определяющими его факторами (детерминантами): QS = f (K, Pr, T, S, W, N, Pn, B).

Кривая предложенияэто кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.Кривая предложения имеет положительный наклон, что отражает действие закона предложения.

Объем (величина) предложения- количество товара, которое производитель предлагает для продажи по каждому значению цены в единицу времени и при определенных условиях.

Неценовые факторы предложения:

· цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью данных ресурсов;

· возможности альтернативного использования ресурсов;

· цены ресурсов;

· технология;

· налоги;

· субсидии;

· количество производителей;

· ожидания производителей;

· другие факторы.

10. Рыночное равновесие: функции равновесной цены.

Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию: PE = PD = PS

Равновесная цена выполняет важнейшие функции:

- информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;

- нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;

- стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

11. Издержки , их сущность, структура и классификация.

ИЗДЕРЖКИ - ЭТО ОПЛАТА ПРИОБРЕТЕННЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Явные (внешние) издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей поставщикам производственных ресурсов, не принадлежащих к числу владельцев данного предприятия.

Неявные (внутренние) издержки - издержки на собственные и самостоятельно используемые производственные ресурсы.

Безвозвратные издержки - издержки, осуществляемые предпринимателями единожды, которые не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах, даже в том случае, когда предприятие полностью прекращает свою предпринимательскую деятельность.

Постоянные издержки (FC) – это расходы предприятия, которые оно несет независимо от объема производственной деятельности. Сюда относят: затраты на оборудование, плата за аренду, оплата труда административного и управленческого аппарата.

Переменные издержки (VC) расходы предприятия, зависящие от масштаба производства продукции. Сюда относят: расходы на рекламу, транспорт, налог на собственность, затраты на сырье и оплата рабочих.

Издержки валовые (ТС) – это сумма двух видов затрат: постоянных и переменных.

Стандартные затраты предприятия разделены на следующие наиболее часто встречающиеся группы:

  • Аренда помещения
  • Оплата труда
  • Расходы на рекламу и продвижение
  • Расчеты по кредитам
  • Налоги
  • Питание сотрудников
  • Расходы на обслуживание кассовых аппаратов
  • Прочие расходы

12. Особенности рынка совершенной конкуренции. Основные черты рынкамонополистической конкуренции. Основные черты олигополистического рынка.

Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики, «чистому», модифицированному рынку. Основные черты рынка совершенной конкуренции:

■ значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

■ объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену;

■ всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;

■ все участники рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;

■ мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Монополи­стическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элемен­ты, характерные для чистой монополии. Особенности монопо­листической конкуренции:

В отрасли функционирует довольно значительное количе­ство небольших фирм, но численно их меньше, чем при совер­шенной конкуренции.

Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер.

Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее.

Существование неценовой конкуренции.

Олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного (олиго) продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

- малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения, находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

- дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество товаров-субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт.

- наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. большие барьеры входа на рынок как на рынке чистой монополии: масштаб производства, патенты, лицензии и т.д.

- фирмы в отрасли имеют и осознают (в отличие от монополистической конкуренции) свою взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара.

13. Характерные черты чистой монополии. Виды монополии. Принципы антимонопольной политики.

Чистая монополия Полной противоположностью совершенной конкуренции является монополия. «Чистая монополия» - крайний случай несовершенной конкуренции.

Единственный продавец

Нет близких заменителей.

Установление цены.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...