Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные понятия и положения темы




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)

Кафедра терапевтической стоматологии

\

Занятие 1.2.2

Гипоплазия, гиперплазия. Этиология, клиника, диагностика, лечение

Курс «Кариесология и заболевания твёрдых тканей зубов»

Методические указания к занятию для студентов

 

 

Тюмень, 2013

Составитель: ассистент кафедры терапевтической стоматологии Орлова Е.С.

Методическая рекомендация к занятию для студентов составлена на кафедре терапевтической стоматологии (заведующая кафедрой - к.м.н., доцент Нагаева М.О.) на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060201 «Стоматология» (2012г.), учебного плана (2012г.), рабочей программы по курсу «Кариесологии и заболеваниям твердых тканей зубов».

 

 

Утверждено на заседании кафедры терапевтической стоматологии и стоматологии детского возраста

«___» ______ 2013г.

 

 

Модульная единица 1.2

«Некариозные поражения зубов, возникающие в период фолликулярного роста"

Занятие 1.2.2

1. Тема занятия :

Гипоплазия, гиперплазия. Этиология, клиника, диагностика, лечение

 

 

Значение изучения темы

Гипоплазия, гиперплазия зубов представляют собой разнообразную по клиническим проявлениям и происхождению группу заболеваний. В настоящее время известны факторы, действующие в период гистогенеза и минерализации зубов, которые способны нарушить структуру твердых тканей прорезывающегося зуба.

Знание этиологии, патогенеза и клиники заболеваний необходимы для своевременного выявления некариозных поражений твердых тканей зубов, проведения рационального лечения и комплекса профилактических мероприятий.

 

3. Цель занятия:

Цель занятия:изучить этиологию, патогенез, клинические проявления, методы лечения и профилактики гипо- и гиперплазии зубов.

Для этого надо:

1.
Знать раздел международной классификации болезней (МКБ-С, 1995) К00 «Нарушения развития и прорезывания зубов».

2.
Знать этиологию и патогенез гипо- и гиперплазии зубов.

3.
Знать клинические проявления, методы диагностики, индексной оценки и дифференциальной диагностики гипо- и гиперплазии зубов.


Знать современные методы лечения и профилактики гипо- и гиперплазии зубов.

5. Освоить составление плана обследования и плана лечения больного с гипо- и гиперплазией зубов.

 

 

4.План изучения темы 

 

Наименование учебных элементов Время (минут) Дидактические процессы обеспечения (учебные операции)
1 Организационная часть 5 Объявление темы занятия, актуальность
2 Проверка усвоения учебного материала 15 Тест-контроль исходного уровня знаний
3 Обследование стоматологического пациента с флюорозом, диагностика, лечение, профилактика 25 Опрос студентов по вопросам:  Раздел международной классификации болезней К00.0 «Нарушения развития и прорезывания зубов», 1. Этиология и патогенез гипер- и гипоплазии твердых тканей зуба. 2. Классификация гипер- и гипоплазии. 3. Клиника, диагностика и патологическая анатомия системной, очаговой и местной гипоплазии. 4. Дифференциальная диагностика гипе- и гипоплазии. 5. Лечение и профилактика гипоплазии.  
4 Перерыв 5  
5 Решение ситуационных задач по теме занятия 25 Самостоятельное решение ситуационной задачи, заполнение медицинской карты стоматологического больного
6 Разбор предложенных ситуационных задач 15 Проверка ситуационных задач(преподаватель со студентами разбирает ситуационные задачи, корректирует работу студентов)
7 Анализ и подведение итогов занятия. Домашнее задание. 5  

 





Самостоятельная работа студентов

А) Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы.

1. Анатомия, гистология и биохимия эмали.

2. Сроки закладки, формирования и минерализации зубных зачатков временных и постоянных зубов.

3. Клинико-диагностические признаки кариеса зубов в стадии пятна.

 

 

Б) Задание на проверку и коррекцию исходного уровня знаний

1.Укажите факторы, которые приводят к возникновению системной

    гипоплазии зубов постоянного прикуса:
    1) низкое содержание фтора в питьевой воде
    2) заболевания ребенка на первом году жизни
    3) травма временных зубов
   4) осложнения кариеса временных зубов

2.Системность поражения зубов всегда характерна для:

1) пульпита

2)кариеса

3)гипоплазии

4)эрозии зубов

5)гингивита

3.Причина системной гипоплазии постоянных зубов (К00.4):

 

1)заболевания матери в период беременности

2)заболевания ребенка в первый год после рождения

3)генетические факторы

4)высокое содержание фтора в питьевой воде

5)низкое содержание фтора в воде

 

4.Причина местной гипоплазии эмали (К00.40):

1) заболевания ребенка после рождения

2)генетические факторы

3)периодонтит молочного зуба

4)низкое содержание фтора в питьевой воде.

5.Клиническая форма системной гипоплазии(К00.40) :

1) очаговая деминерализация

2)недоразвитие эмали

3)истирание (клиновидный дефект)

4)стирание твердых тканей

5) эрозия эмали

6. Более тяжелая форма гипоплазии(К00.40) :

1) изменение цвета

2)недоразвитие эмали

3) отсутствие эмали

4)стирание твердых тканей

5)эрозия эмали

7.Гипопластические изменения коронки в виде поперечной борозды:

1) волнистая форма гипоплазии

2)точечная форма гипоплазии

3)бороздчатая форма гипоплазии

4)лестничная форма гипоплазии

5) аплазия

8.Форма системной гипоплазии(К00.40) в виде точечных углублений:

1)волнистая

2)точечная

3)бороздчатая

4)лестничная

5)аплазия

9. Гипоплазия эмали сопровождается:

1) выраженной гиперестезией

2) нарушениями строения дентина и пульпы зуба

3) изменениями в периодонте

4)изменениями окклюзии

5) изменениями слизистой оболочки полости рта

10. Гипоплазия постоянных зубов у детей развивается в период:

1) закладки зубов

2) формирования и минерализации зубов

3)прорезывания зубов

4)дифференцировки зубных зачатков

5) после прорезывания зубов

 

в) Структура содержания темы(логико-дидактическая структура темы).





Основные понятия и положения темы

Заболевание представляет собой порок развития, заключающийся в

недоразвитии зуба или его тканей.

Этиология и патогенез заболеванияполностью не выяснены. И.О.

Новик (1961), А.И. Рыбаков, Г.М. Иващенко, Т.М. Лурье (1966) и др. при-

чиной возникновения гипоплазии считают нарушение функции энамелоб-

ластов (клеток, образующих эмаль), а в тяжелых случаях – одонтобластов

(клеток, участвующих в дентинообразовании), а также ослабление процесса

минерализации тканей зуба. Таким образом, при гипоплазии изменяется

построение белковой матрицы эмали и дентина, а также нарушается их ми-

нерализация. Различают гипоплазию системнуюи местную(рис. 3, 4). За-

кладка молочных зубов начинается на 4 – 8-й неделе внутриутробного раз-

вития плода, их дифференцировка – на 12 – 14-й неделе, минерализация –

на 17 – 18-й неделе. При системной гипоплазии молочных зубов этиологи-

ческим фактором является нарушение обменных процессов в организме бе-

ременной женщины (прежде всего водно-солевого, белкового обмена). Эти

нарушения чаще всего связаны с такой патологией, как токсикоз беремен-

ности, нефропатия, ревматизм, эндокринная патология, резус-конфликт, а

также с воздействием факторов внешней среды и др.

Закладка шестнадцати постоянных зубов происходит с пятого меся-

ца внутриутробного развития, начало их минерализации – в период с девяти

месяцев внутриутробного развития до девяти месяцев жизни ребенка. По-

этому появление гипоплазии постоянных зубов связано с поздними токси-

козами беременности и с заболеваниями ребенка на первом году его жизни

(диспепсия, рахит, инфекционные болезни, асфиксия новорожденных, бо-

лезни эндокринной системы и др.).

Ю.А. Федоров, В.А. Дрожжина в своих работах отмечают, что 60 %

дефектов гипоплазии развиваются в первые 9 месяцев жизни ребенка, когда

адаптационные механизмы еще слабо выражены. В связи с этии гипоплазия

чаще всего встречается на резцах, клыках и первых молярах.

Премоляры и второй моляр начинают формироваться позже – в сро-

ки от 2 до 3 лет. И общие заболевания детей в возрасте 3 – 4 лет могут спо-

собствовать развитию гипоплазии на этих зубах.

Одновременное поражение зубов, которые формируются в одинако-

вые сроки, определяется как системность гипоплазии. При этом уровень

поражения одних и тех же зубов одинаков. Например, на резцах – режущий

край, на первых молярах – поверхность бугров. Этот признак определяется

как симметричность гипоплазии.__

Если наблюдается изменение всей коронки определенной группы

зубов, это указывает на длительное течение перенесенного общего заболе-

вания. Тяжесть перенесенного общего заболевания определяет разную сте-

пень поражения тканей – при слабо выраженной патологии на эмали опре-

деляются пятна, при тяжелых заболеваниях отмечается недоразвитие эмали

вплоть до ее отсутствия.

По клиническому течению выделяют несколько форм гипоплазии

эмали:

1. – изменение цвета эмали (пятнистая форма);

2. – изменение структуры твердых тканей зуба:

а) волнистая;

б) точечная;

в) бороздчатая;

3. – отсутствие эмали (аплазия).

Сочетание гипоплазии эмали и дентина может проявляться в изме-

нении формы коронки. Примером такой патологии являются зубы Гетчин-

сона, Фурнье, Пфлюгера. Зубы Гетчинсона – это бочкообразная и отвертко-

образная форма первых верхних резцов (11, 21) с полулунной вырезкой по

режущему краю (размер шейки зуба больше, чем у режущего края (рис. 5).

Зубы Фурнье имеют такую же форму, но без вырезки по режущему краю.

Зубы Пфлюгера – это конусовидная форма первых моляров (16, 26, 36, 46),

когда размер у шейки зуба больше, чем у жевательной поверхности, а бугры

недоразвиты, сходятся и образуют конус.

Среди разновидностей гипоплазии выделяют тетрациклиновые зубы

– изменение цвета зубов в результате приема тетрациклина (или других

препаратов) в период формирования и минерализации зубов (рис. 6). Сле-

дует отметить, что при введении в организм небольших доз препарата мо-

жет развиться патология в виде изменения цвета зубов, при введении очень

больших доз – недоразвитие эмали в сочетании с изменением цвета корон-

ки.

Молочные зубы изменяются в цвете при приеме препаратов тетра-

циклинового ряда в период беременности; постоянные зубы окрашиваются

при назначении тетрациклина детям в период формирования этих зубов.

Молекулы тетрациклина связываются с кальцием и включаются в структу-

ру эмали и дентина развивающихся зубов, а также костей плода или ребен-

ка. Отмечены случаи изменения окраски зубов у взрослых людей при дли-

тельном применении больших доз тетрациклина, что объясняется непре-

рывным формированием вторичного дентина и изменением его цвета под

действием тетрациклина.

Местная гипоплазияхарактеризуется нарушением развития тканей

одного или нескольких рядом стоящих зубов. Причиной ее возникновения

может быть травма развивающегося фолликула зуба, либо воспалительный

процесс, опухоль в очаге формирования этих зубов. При местной гипопла-

зии чаще всего поражаются постоянные премоляры.

Гистологическипри всех формах гипоплазии обнаруживается

уменьшение толщины эмали, увеличение межпризменных пространств, по-

теря четкости эмалевых призм, линии Ретциуса расширены. При более тя-

желых формах заметны изменения в дентине. Так, при точечной форме ги-

поплазии увеличивается зона интерглобулярного дентина, наблюдается ин-

тенсивное отложение заместительного дентина. В пульпе уменьшается ко-

личество клеточных элементов, отмечаются дегенеративные изменения в

нервных элементах.

При электронно-микроскопическомисследовании эмали обнару-

живается изменение ширины призм, нарушение ориентации кристаллов

гидроксиапатита. В дентине нарушена ориентация кристаллов гидроксиапа-

тита, изменена структура дентинных трубочек.

Клиника и диагностика гипоплазии эмали: больные предъявляют

жалобы на наличие дефекта твердых тканей зуба в виде измененного цвета

или структуры эмали - в зависимости от формы гипоплазии. Болевых ощу-

щений нет. Только при отсутствии эмали на всей коронке или в отдельных

ее частях – в области борозд, углублений, может отмечаться боль от раз-

дражителей, проходящая после их устранения.

Диагноз гипоплазииставится на основании жалоб, анамнеза, объ-

ективных данных и дополнительных методов обследования. Из анамнеза

выясняется время появления дефекта (до прорезывания зубов) и стабиль-

ность течения, т.е. участки гипоплазии не увеличиваются со временем в те-

чение жизни. При объективном обследовании учитывается количество по-

ражений – их несколько; отмечается также системность и симметричностьпоражения. Локализуются участки гипоплазии на вестибулярной и язычной поверхности; поражаются бугры, режущий край резцов, экватор коронки.Поверхность дефекта блестящая на вид, гладкая, плотная и безболезненная при зондировании, имеет четкие границы. Пятна не окрашиваются при нанесении раствора метиленовой сини, а в люминесцентном освещении дают более интенсивное свечение в сравнении со здоровой эмалью.

Пятнистую форму гипоплазии дифференцируют с кариесом в ста-

дии пятна, флюорозом, начальной стадией кислотного некроза (табл. 1).

Волнистую, точечную и бороздчатую формы следует отличать от поверхно-

стного кариеса, флюороза, наследственных нарушений амелогенеза (табл.

2). Изменения в виде тетрациклиновых зубов дифференцируют с пигмента-

цией эмали, несовершенным амелогенезом, дисплазией Стентона – Капде-

пона (табл. 4).

Лечение гипоплазиипроводится индивидуально, в зависимости от

ее формы, клинических проявлений и возраста пациентов. Применяются

реминерализующая терапия, реставрационные методы или отбеливание.

Ю.А. Федоров, В.А. Дрожжина (1997) предложили схему лечения некари-

озных поражений, которая предусматривает проведение комплексной (ме-

стной и общей) реминерализующей терапии при пятнистых формах патоло-

гии, а при наличии дефектов ткани комплексная реминерализующая тера-

пия предшествует реставрационному восстановлению зубов.

Общая реминерализующая терапия включает прием следующих

препаратов:

1) глицерофосфат кальция по 1,5 г в сутки (в возрасте с 14 – 16 лет) в

течение 1 месяца;

2) «Кламин» по 1 табл. в день (с 10-ти летнего возраста) за 15 мин до

еды в течение 1 месяца (препарат содержит биологически активные ве-

щества - хлорофиллин, полинасыщенные жирные кислоты, фитостерин,

макро- и микроэлементы и др., нормализует минеральный и липидный

обмены, обладает иммуностимулирующим, радио- и гепатопротектор-

ным свойствами;

3) поливитаминные комплексы в виде «Компливита» или «Квадевита»

по 2 драже (с 10 лет и старше) в день в течение 1 месяца.

При пятнистой форме гипоплазии общее лечение назначается в течение

1 месяца, затем делают перерыв в течение 3-х месяцев. Всего проводит-

ся 3 таких курса на протяжении 1 года.

Местная реминерализующая терапия:

1) обучение гигиене полости рта, контроль за ее проведением;

2) назначение фосфатсодержащих зубных паст («Жемчуг», «Арбат»,

«Чебурашка», «Бемби» и др.) для двукратной чистки зубов и апплика-

ции на участки гипоплазии по 15 мин ежедневно в течение всего време-

ни лечения;

3) электрофорез 2,5 % раствора глицерофосфата кальция (пациентам

старше 10 лет) на область зубов с участками гипоплазии, 10 сеансов.

После процедуры целесообразно обрабатывать зубы 1% -ным раствором

натрия флюорида в течение 10-15 сек. Электрофорез проводится 3 раза

в год между курсами общей терапии.

Во время контрольных осмотров необходимо определять индекс ги-

гиены, так как тщательная очистка зубов от мягкого налета является обяза-

тельным условием успешного лечения.

При наличии дефекта эмали проводится одномесячный курс ком-

плексной ремтерапии, а затем ткани зубов восстанавливают с помощью

пломбировочных материалов. У детей до 16 лет композиционные материа-

лы с протравливанием эмали использовать не рекомендуется. Поэтому

лучше применять стеклоиономерные цементы. Взрослым пациентам реко-

мендуется проведение отбеливания или реставрация современными фото-

композитами, применение виниров, ламинатов. Обширные дефекты лечат

ортопедическими методами.

Профилактикойгипоплазии является укрепление защитных сил

организма, предупреждение общесоматических заболеваний у детей, бере-

менных женщин, матерей в период вскармливания. С этой целью должна

проводиться санитарно-просветительная работа в женских и детских кон-

сультациях. Беременным женщинам и детям тетрациклин следует назначать

только по жизненным показаниям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 142.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...