Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что дает творчество ребенку?




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Золотой ключик» города Лесосибирска

Мастер-класс

Для педагогов ДОУ

Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Воспитатель

 Ермоленко Г. М.

                                          

Г. Лесосибирск

 2017 год

Пояснительная записка

Цель мастер-класса: Создание условий для практического  освоения технологии ТРИЗ.

Задачи:

- познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ;

- повысить компетентность педагогов в сфере образовательных технологий;

- познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;

- формировать желание помогать детям, умение находить с ними контакт.

Актуальность: Обучение, построенное на усвоение  знаний, умений и навыков изжило себя, ибо знания быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. В современном мире огромный поток информации. Сейчас мало просто дать детям определенные факты, их надо научить обрабатывать и систематизировать полученную информацию.Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

Новизна: создание комбинации методов и приёмов технологии ТРИЗ, обеспечивает развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается мастер-класс.Темой, которого является «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».Прежде чем перейти непосредственно к практической части, возможно у вас возникли вопросы «Что же такое ТРИЗ?». Предлагаю Вам кратко познакомится с технологией ТРИЗ.

 

ТРИЗ– теория решения изобретательных задач.

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

Главная идеяего технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.

Цель ТРИЗ –не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Программа ТРИЗ для дошкольников– это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.

 Они учат детей:

Ø выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.

Ø  Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.

- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).

- Обязательная активизация творческого воображения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Что дает творчество ребенку?

Дает возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивает потребность в познавательной деятельности.

- Дает возможность созидать, творить.

- Способствует развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.

Уважаемые коллеги!

Используя элементы ТРИЗ, с детьми мы вместе учимся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые нас окружают; изобретаем предметы с новыми свойствами и качествами; решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки; учимся находить выход из любой сложной ситуации.

Всё это решается в играх и игровых упражнениях.

Предлагаю поиграть.

Игра «Да-нетка»

В моей шкатулке лежит предмет. Хотите знать, что там? Вы задаете наводящие вопросы. А я отвечаю только ДА или НЕТ.

Игра подходит для детей любого возраста. Ребята с удовольствием включаются в угадывание. Я замечаю, что вопросы становятся более конкретными. В игре участвуют абсолютно все дети. Каждому хочется задать вопрос. Дети стараются запомнить вопросы других и не повторить их.

 

«Танец рисования»

Сейчас приглашаю подвигаться 5-6 желающих. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и фломастер. Задумайте предмет и нарисуйте ОДИН элемент этого предмета.

Задумали?

Изображайте! Только один элемент!

Пока звучит музыка, вы двигаетесь по кругу, пританцовывая. Как только музыка затихнет, вы останавливаетесь и дорисовываете один элемент на том листе, который рядом с вами. Задание понятно?

Стоп игра! А теперь давайте посмотрим и послушаем, что у вас получилось.

У нас с детьми иногда получаются очень забавные картинки. Однажды мы сделали даже мини-выставку для родителей, где они давали названия получившимся персонажам.

 

«Моделирование маленькими человечками»

Еще я хочу вас познакомить с интересным методом. Онпомогает совершать детям первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с веществами: жидкими, твердыми и газообразными.

С помощью вот таких "человечков” дети составляют модели.

Этот человечек обозначает твердое вещество…

Сейчас вы можете сами смоделировать, к примеру, ГОРЯЧИЙ КОМПОТ В КАСТРЮЛЕ, СЫРОЕ ЯЙЦО.

Приступайте.

Моделирование маленькими человечками можно применять в живую. Дети изображают различные состояния воды. Газообразное состояние – дети двигаются свободно, руки рассоединены. Жидкое состояние – руки соединены, но сцепление подвижное. Как и молекулы воды, вода принимает форму сосуда. Твердое состояние руки и ноги соединены, движения невозможны. И я Вам предлагаю изобразить озеро в жаркий день.

«Зоопарк из газет»

Из мятой газеты можно вырывать при помощи пальцев различные силуэты предметов. Детям очень нравится создавать газетный зоопарк. Предлагаю и вам сейчас этим заняться. Для примера я сегодня с утра вырвала жирафа, слона и мартышку. Возьмите газету, сомните ее и начинайте создавать образ животного для нашего зоопарка.Пусть в нашем Лесосибирске будет свой зоопарк. Аплодисменты.

Можно сделать коллаж, аппликацию. Дети с удовольствием обыгрывают своих зверей. Как вы уже заметили, это не такое уж легкое дело. Чем чаще дети занимаются, тем правдоподобнее получаются фигуры.

В заключение мне хотелось бы сказать: используяэлементы ТРИЗ яотмечаю, что дети почти не имеют психологических барьеров, боязни перед новым, неизвестным. А проблемы они воспринимают не как непреодолимые препятствия, а как очередные задачи, которые следует решить.

Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

Я рада, что вы посетили мой мастер-класс, были активными и эмоциональными.

Я приготовила для вас памятки. Спасибо за внимание.    










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 384.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...