Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ МЕСТО В ПСИХОЛОГИИ




Сложнейшие и наиболее динамичные отношения человека к окружающему его миру выражаются и отражаются в его психи­ческой деятельности, и объективное психологическое исследова­ние, на пути которого стоит марксистская психология, немысли­мо без изучения этих отношений. Однако именно у человека его отношения выступают в своей наиболее своеобразной, много­гранной и сложной форме. Опираясь на богатейший индивиду­альный и общественно-исторический опыт, они приобретают со­знательный характер и выражаются не только во внешнем пове­дении, но и в образовавшемся на основе этого опыта внутрен­нем мире человека. <...>

Психологически отношения человека в развитом виде пред­ставляют интегральную систему избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действи­тельности, вытекающую из всей истории его развития и внутрен­не определяющую его действия и переживания. Мы говорим «ин­тегральную», потому что относится к действительности человек в целом. Если действовать может рука, воспринимать — глаз, то относится к чему-либо человек как личность, как субъект в це­лом. Мы говорим о «системе связей» потому, что предмет или лицо, к которому относится человек, представляет не раздра­житель и даже не совокупность раздражителей, а их системное единство, так же как и действие человека является не совокуп­ностью мышечных сокращений, а их синтезом (по одновремен­ности или последовательности). Но самое главное — это то, что предмет, лицо, любое обстоятельство представляют не только сенсорную совокупность, но имеют и определенный смысл (точ­но так же, как и действия человека). Поэтому отношения свя­зывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколь­ко с их существом, с их смыслом. Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, с ними связан-

146


ные, избирательно (типически или индивидуально) различны, то, очевидно, что центр тяжести, особенность переживания и дей­ствия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений.

Учитывая огромную и решающую роль индивидуального опы­та в развитии деятельности человека, нельзя не подчеркнуть в то же время, что отношения человека обусловлены и обществен­но-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека. Как известно, действия и пережи­вания человека определяются не непосредственными внешними воздействиями, но их накопленным обобщением во внутреннем мире, который представляет систему отношений человека, опре­деляющих опосредствованный характер его реакций на воздей­ствия окружающего мира и его внешне инициативное и само­стоятельное поведение.


К ВОПРОСУ О ВИДАХ ОТНОШЕНИЙ

Существуют различные виды отношений, вернее, стороны единого предметного отношения, определяемые многосторонней возможностью реакций человека и многосторонностью объектов. Но две основные стороны отношения глубоко коренятся в фило­генетическом и историческом прошлом человека. Они представ­ляют основу положительного или отрицательного активного из­бирательного отношения человека, основу в подлинном смысле тенденции (от латинского слова tendere — напрягать), напря­женной направленности психической активности человека. От простого положительного или отрицательного хемотаксиса, че­рез инстинкты (сложные безусловные рефлексы), до сложных влечений и потребностей человека мы устанавливаем качествен­ное многообразие этих жизненных тенденций. В этом ряде эво­люционных ступеней (в отличие от биологизаторского стремле­ния видеть в простом и сложном тождественное) советская пси­хология подчеркивает их качественное различие и общественно-историческую, а не просто биологическую природу потребностей человека. Потребности — это одна сторона основного отношения. Скорее всего ее можно определить как конативную (от латинского слова сопаге — стремиться, домогаться) тенденцию овладения.

На ранних (примитивных) стадиях развития отношения носят еще недифференцированный характер. В процессе развития уже на уровне бессознательных отношений высокоорганизованного животного (собака, обезьяна) вычленяется вторая сторона перво­начального двуединого отношения — эмоциональное отношение привязанности, любви, симпатии и их противоположности — не­приязни, вражды, антипатии. <...>

На базе. этих двух основных сторон, или видов, отношений возникают другие виды, имеющие особые генетические корни и выступающие у человека благодаря высокому развитию его ин­теллекта как относительно самостоятельные образования. Сюда прежде всего следует отнести интересы, привлекающие большое внимание педагогов и психологов. <...>

10*

147


Усилие в отношении к учебным обязанностям является част­ной формой усилий человека, вытекающих из ответственного от­ношения к своим обязанностям, характеризующим морально-пра­вовые отношения человека. Ответственное отношение к своим обязанностям, формируясь в процессе взаимодействия людей, вы­полнения требований родителей, учителей, начальников, перера­стает во внутренние образования, такие, как долг, совесть.

Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопостав­ления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отноше­ний, определяющих этические, эстетические, юридические и дру­гие критерии поступков и переживаний человека.

Соответственно формированию этических оценок и связанной с этим критикой себя и других возникает требовательность, или требовательное отношение к окружающим и к самому себе. От­сюда же вытекает и особый вид этического отношения к другому человеку — уважение в положительном случае и пренебрежение или презрение в противоположном случае. Значение этих явле­ний во всех сторонах жизни, в частности в области школьных взаимоотношений между учащимися, отношений к учителю, его авторитету, достаточно ясно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 358.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...