Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Уровень. Творческая работа. Сочинение (10 баллов)
Задания По русскому языку и литературе Класс Й уровень. Русский язык Выполните комплексный анализ текста
В условиях кардинальных изм…нений в с…ц…альной жизн… нашей страны п…р…мен в обл…сти пр..св..щения пр..блемы филол…гического образования в средней школе ст…новят…ся особенно актуальными. Необх…димость разр…ботк… обн…вле…ого филол…гического обр…зования д…ктует…ся с…време…ой стр…тегией р…звития ро…ийской школы ее направле…остью на ф…рмирование духовно б…гатой выс…конравстве…ой личности на прод…лжение нац…ональных традиций р…звитие науки и культуры укр…пление ист…рической пр…емстве…ости п…к…лений. В…жейш…ми задачами общества ст…новят…ся во…тановление в…спитательно-обр…зовательных функций школы в…зврат ей действительно нац…онального х…ракт…ра. («Концепция образовательной области «Филология» в школе»)
Задание: 1. Определить стиль текста, доказать свое мнение. 2. Подберите синонимы к слову актуальный. 3. Докажите, что средний – многозначное слово. 4. Составьте схему однородных членов последнего предложения. 5. Объясните графически орфограммы и пунктограммы в тексте.
Й уровень. Литература Выполните анализ лирического стихотворения Для анализа предложено стихотворение, которое не входит в обязательную школьную программу. Главная цель части I – проверка навыков литературоведческого анализа лирического текста. Выполнение каждого из 5-ти заданий к данному стихотворению оценивается отдельно, комплексный ответ по всем заданиям сразу не принимается к рассмотрению. За каждое из предложенных заданий можно получить максимум 5 баллов (в сумме – 25 баллов). Прочтите стихотворение пермского поэта А. Бессонова (1981 – 2005) и выполните задания к тексту, приведенные ниже. * * * "Кто-то вздохнул за стеной... Что нам за дело, родной?" Колыбельная Моцарта
Разве Моцарта ты не встречал На заснеженных улицах наших? Ты его не касался плеча? И о нем ты не слыхивал даже? Вот он движется с белым шарфом, Светлым хайром и ангельским ликом, И весь город – не больше, чем фон, Где он солнечным мечется бликом. Сад камней и трамвайный вагон, Электричка, ступени вокзала... И для Моцарта все мы кругом Предстаем лишь нечаянным залом. Что же дышит он так тяжело С тонким легким как флейтой волшебной? Вот чужое дыханье легло На струну этой флейты душевной: "Кто-то вздохнул за стеной... Брошенный, слабый, больной? Что нам за дело? Что нам за дело? – Кто-то вздохнул над струной..." Чудо-флейта одышкой больна, Принимая печаль ежечасно. Чудо-струны изводит она – Всех кручин неопознанных астма. А по залу бежит шепоток: – Этот Моцарт... он – просто везунчик. Ему дать... ну, хотя бы глоток Нашей жизни меж днями получек. – От рождения все получил: Вундеркинд... и лицо херувима. Всё легко – без борьбы, без кручин. Если б нам так! Ах, мимо, всё – мимо! ...В строгом торге, что жизнью зовем, Всё оплачено потом и плачем. Не гоните ж мечом и огнем Эту легкость без платы и сдачи! Чем судить музыканта в таком Мире душном, неладном-нескладном, Напоить бы его молоком, Только – детским, бесплатным. Слышишь?.. Кто-то вздохнул за стеной... "Кто-то вздохнул...Бог ты мой!"
Задания: 1. Охарактеризуйте основную тему и проблему данного стихотворения, аргументировав свою точку зрения; попробуйте оценить их значимость в контексте русской поэзии в целом. Критерии оценки: 0 баллов – задание не выполнено либо выполнено полностью неверно (из-за непонимания значения терминов «тема», «проблема»; из-за непонимания содержания предложенного для анализа стихотворения и т.п.); 1 балл – участник сформулировал только тему или только проблему, при этом не обосновал свой ответ и не оценил их значимость; 2 балла – участник сформулировал и тему, и проблему, однако сделал это поверхностно, не предложил какой-либо аргументации; 3 балла – участник сформулировал тему и проблему, но аргументировал свою точку зрения по поводу только одной из этих категорий; 4 балла – участник верно и в достаточной мере раскрыл и тему, и одну из проблем произведения, однако не попытался оценить их значимость либо допустил речевые ошибки в изложении своих мыслей; 5 баллов – участник аргументировано и грамотно изложил свою точку зрения, охватив все аспекты задания 1. 2. Ответьте, можно ли выделить значимые в смысловом отношении части произведения; свой ответ обоснуйте. Критерии оценки: 0 баллов – задание не выполнено или выполнено полностью неверно; 1 балл – участник ответил на вопрос, но не аргументировал свое решение; 2 балла – участник ответил на вопрос и привел 1 аргумент в пользу своего решения; 3 балла – участник привел не менее 2-х аргументов в пользу своего решения, однако допустил логические либо фактические неточности; 4 балла – участник логически верно изложил свою точку зрения и привел не менее 2-х убедительных аргументов в пользу своего решения, однако недостаточно обращался к тексту произведения и/или допустил речевые ошибки; 5 баллов – опираясь на текст, участник грамотно и логически верно изложил свою точку зрения, привел не менее 2-х убедительных аргументов в ее пользу. 3. Опираясь на конкретные примеры, укажите средства художественной выразительности, используемые в стихотворении, и попытайтесь объяснить, каково их значение и каким образом они взаимодействуют друг с другом, создавая единое образное пространство произведения. Критерии: 0 баллов – задание не выполнено или выполнено полностью неверно; 1 балл – участник правильно назвал одно средство выразительности, привел пример и охарактеризовал его значение либо назвал несколько средств выразительности, использованных в тексте, но не привёл примеров, не охарактеризовал значения; 2 балла – участник верно указал два средства выразительности с примерами и характеристикой значений; 3 балла – участник верно назвал три приема и привел для каждого из них примеры из текста, но не смог охарактеризовать их значения; 4 балла – участник верно назвал три приёма с примерами, показал их значение и взаимодействие друг с другом либо указал более трёх приемов, приведя для каждого из них примеры, но не смог раскрыть их значения и показать смыслового взаимодействия друг с другом или допустил в тексте существенный речевые ошибки; 5 баллов – участник верно назвал более трёх приемов, приведя для каждого из них примеры, а также грамотно раскрыл их значение, взаимодействие и связь с проблематикой произведения в целом. 4. Предположите, исходя из контекста стихотворения, какое символическое значение имеет в стихотворении образ флейты; по возможности, приведите примеры других не музыкальных произведений искусства (не менее 2-х), в которых значимую роль играют образы музыкальных инструментов. Критерии: 0 баллов – задание не выполнено или выполнено полностью неверно; 1 балл – участник приблизительно охарактеризовал значение образа, не приведя в пример ни одного художественного произведения; 2 балла – участник верно и полно охарактеризовал значение указанного образа, но не привел в пример ни одного художественного произведения, основанного на указанном принципе; 3 балла – участник верно указал значение образа и привел в пример одно художественное произведение либо назвал два произведения, но при этом допустил фактические ошибки (в названиях произведений, соотнесении их со значениями, указании авторской принадлежности и т.п.); 4 балла – участник верно охарактеризовал значение образа и привел в пример два художественных произведения, но при этом допустил фактические или речевые ошибки; 5 – участник точно охарактеризовал символическое значение образа и привел в пример два или более соответствующих художественных произведения без фактических ошибок, сохраняя речевую грамотность. 5. Дайте развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос: с какой целью автор «переносит» Моцарта в современную ему Пермь? Укажите известные Вам литературные произведения, также описывающие пространство города Перми. Критерии: 0 баллов – задание не выполнено или выполнено полностью неверно; 1 балл – участник дал свой ответ на заданный вопрос без опоры на текст и каких-либо аргументов и не привёл ни одного примера литературного произведения о Перми либо участник привёл один верный пример литературного произведения, но оставил вопрос без ответа; 2 балла – участник дал развёрнутый и аргументированный ответ на вопрос и привёл в пример одно конкретное произведение, но при этом допустил какие-либо фактические и / или логические ошибки; 3 балла – участник дал развёрнутый и аргументированный ответ на вопрос и привёл в пример более одного литературного произведения, но при этом допустил какие-либо фактические и / или логические ошибки; 4 балла – участник дал развёрнутый и аргументированный ответ на вопрос и привёл в пример более одного литературного произведения, но при этом допустил какие-либо ошибки в речевом оформлении своего ответа; 5 баллов – участник дал развёрнутый и аргументированный ответ на вопрос и привёл более одного верного примера без каких-либо речевых, логических и фактических неточностей в ответе. Часть 2. Анализ фрагмента драматического произведения
Цель части II – проверка навыков анализа драматического произведения; участник олимпиады имеет возможность продемонстрировать, насколько он понимает специфику этого рода литературы. Отдельно оценивается выполнение каждого из 5-ти заданий к данному фрагменту. За каждое из заданий можно получить максимум 5 баллов (в сумме – 25 баллов). Прочтите фрагмент из маленькой трагедии А.С. Пушкина (1799 – 1837) «Моцарт и Сальери» и выполните задания, приведенные ниже. (Особая комната в трактире; фортепиано.) Моцарт и Сальери за столом. Сальери. Что ты сегодня пасмурен? Моцарт. Я? Нет! Сальери. Ты верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен? Обед хороший, славное вино, А ты молчишь и хмуришься. Моцарт. Признаться, Мой Requiem* меня тревожит. Сальери. А! Ты сочиняешь Requiem? Давно ли? Моцарт. Давно, недели три. Но странный случай... Не сказывал тебе я? Сальери. Нет. Моцарт. Так слушай. Недели три тому, пришел я поздно Домой. Сказали мне, что заходил За мною кто-то. Отчего – не знаю, Всю ночь я думал: кто бы это был? И что ему во мне? Назавтра тот же Зашел и не застал опять меня. На третий день играл я на полу С моим мальчишкой. Кликнули меня; Я вышел. Человек, одетый в черном, Учтиво поклонившись, заказал Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас И стал писать – и с той поры за мной Не приходил мой черный человек; А я и рад: мне было б жаль расстаться С моей работой, хоть совсем готов Уж Requiem. Но между тем я.... Сальери. Что? Моцарт. Мне совестно признаться в этом.... Сальери. В чем же? Моцарт. Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит. Сальери. И, полно! что за страх ребячий? Рассей пустую думу. Бомарше Говаривал мне: "Слушай, брат Сальери, Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку. Иль перечти «Женитьбу Фигаро»". Моцарт. Да! Бомарше ведь был тебе приятель; Ты для него Тарара сочинил, Вещь славную. Там есть один мотив.... Я все твержу его, когда я счастлив.... Ла ла ла ла.... Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравил? Сальери. Не думаю: он слишком был смешон Для ремесла такого. Моцарт. Он же гений, Как ты, да я. А гений и злодейство, Две вещи несовместные. Не правда ль? Сальери. Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.) Ну, пей же. Моцарт. За твое Здоровье, друг, за искренний союз, Связующий Моцáрта и Сальери, Двух сыновей гармонии. (Пьет.) Сальери. Постой, Постой, постой!.. Ты выпил!.. без меня? Моцарт (бросает салфетку на стол). Довольно, сыт я. (Идет к фортепиано.) Слушай же, Сальери, Мой Requiem. (Играет.)
* Requiem (лат. яз. «покой», «упокоение» ) – изначально музыка для католической заупокойной службы; впоследствии высокий жанр концертной музыки особого траурного настроения, приуроченный к какому-либо трагическому событию. Задания: 1. Кратко охарактеризуйте участников данной сцены и роль внесценических персонажей (чёрный человек, Бомарше) для понимания их характеров; опишите их взаимоотношения, приведя ключевые, с Вашей точки зрения, цитаты. Критерии: 0 баллов – задание не выполнено или выполнено полностью неверно; 1 балл – верно охарактеризован 1 участник сцены, но не охарактеризован второй, не раскрыта роль внесценических персонажей и их взаимоотношения; 2 балла – в целом верно охарактеризованы 2 главных персонажа, но не охарактеризованы их отношения друг с другом и с внесценическими персонажами; не приведены или неудачно подобраны характеризующие их цитаты, допущено не менее 2-х существенных фактических или логических ошибок; 3 балла – в целом, верно охарактеризованы участники сцены их взаимоотношения друг с другом и роль одного из внесценических персонажей, либо охарактеризованы полно все персонажи, но допущена 1 существенная фактическая или логическая ошибка; 4 балла – верно охарактеризованы все персонажи и их взаимоотношения, но допущены существенные речевые ошибки либо не приведены аргументирующие цитаты; 5 баллов – верно и с соответствующими примерами охарактеризованы главные и внесценические персонажи и их взаимоотношения, при этом сохранен высокий уровень речевой грамотности участника олимпиады.
2. Вспомните, в каких ещё произведениях искусства появлялись образы друзей-предателей. В чём можно увидеть их сходство с образом Сальери у А.С. Пушкина? Критерии: 0 баллов – задание не выполнено или выполнено полностью неверно или указаны только имена авторов без названий произведений и имени героя; 1 балл – участник правильно назвал имя одного автора и указал на одно произведение, но не смог при этом точно воспроизвести его название и/или имя героя; 2 балла – участник назвал имя одного автора и привел в пример конкретное произведение, верно назвал имя героя, но не охарактеризовал связанный с ним конфликт и не сопоставил с фрагментом из пьесы А.С. Пушкина; 3 балла – участник правильно вспомнил имя одного автора, название конкретного произведения и имя героя, кратко охарактеризовал связанный с ним конфликт или убедительно сопоставил с пьесой А.С. Пушкина; 4 балла – участник правильно вспомнил имя одного автора, название конкретного произведения и имя героя, кратко охарактеризовал связанный с ним конфликт и убедительно сопоставил с пьесой А.С. Пушкина либо правильно назвал имена двух авторов и названия двух конкретных произведений, забыв имя одного из героев и/или не сравнивая их с пушкинским персонажем, допуская речевые или фактические ошибки в своем ответе; 5 баллов – участник назвал имена двух или более авторов, названия конкретных произведений и имена героев, кратко охарактеризовал связанный с ними конфликт и сопоставил их с пушкинским персонажем, не допустив при этом каких-либо речевых, логических и фактических неточностей в ответе.
Составить анализ стихотворения «Памятник» А.С.Пушкина (по плану, приведенному ниже) План анализа стихотворения (9 класс) Стилистические фигуры: Б). трехсложные размеры: _ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
уровень. Творческая работа. Сочинение (10 баллов) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 157. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |