Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровень. Творческая работа. Сочинение (10 баллов)




Задания

По русскому языку и литературе

Класс

Й уровень. Русский язык

Выполните комплексный анализ текста

 

В условиях кардинальных изм…нений в с…ц…альной жизн… нашей страны п…р…мен в обл…сти пр..св..щения пр..блемы филол…гического образования в средней школе ст…новят…ся особенно актуальными.

Необх…димость разр…ботк… обн…вле…ого филол…гического обр…зования д…ктует…ся с…време…ой стр…тегией р…звития ро…ийской школы ее направле…остью на ф…рмирование духовно б…гатой выс…конравстве…ой личности на прод…лжение нац…ональных традиций р…звитие науки и культуры укр…пление ист…рической пр…емстве…ости п…к…лений. В…жейш…ми задачами общества ст…новят…ся во…тановление в…спитательно-обр…зовательных функций школы в…зврат ей действительно нац…онального х…ракт…ра.

(«Концепция образовательной области «Филология» в школе»)

 

 

Задание:

1. Определить стиль текста, доказать свое мнение.

2. Подберите синонимы к слову актуальный.

3. Докажите, что средний – многозначное слово.

4. Составьте схему однородных членов последнего предложения.

5. Объясните графически орфограммы и пунктограммы в тексте.

 

Й уровень. Литература

Выполните анализ лирического стихотворения

Для анализа предложено стихотворение, которое не входит в обязательную школьную программу.

Главная цель части I – проверка навыков литературоведческого анализа лирического текста. Выполнение каждого из 5-ти заданий к данному стихотворению оценивается отдельно, комплексный ответ по всем заданиям сразу не принимается к рассмотрению. За каждое из предложенных заданий можно получить максимум 5 баллов (в сумме – 25 баллов).

Прочтите стихотворение пермского поэта А. Бессонова (1981 – 2005) и выполните задания к тексту, приведенные ниже. * * *

"Кто-то вздохнул за стеной... Что нам за дело, родной?" Колыбельная Моцарта

 

Разве Моцарта ты не встречал

На заснеженных улицах наших?

Ты его не касался плеча?

И о нем ты не слыхивал даже?

Вот он движется с белым шарфом,

Светлым хайром и ангельским ликом,

И весь город – не больше, чем фон,

Где он солнечным мечется бликом.

Сад камней и трамвайный вагон,

Электричка, ступени вокзала...

И для Моцарта все мы кругом

Предстаем лишь нечаянным залом.

Что же дышит он так тяжело

С тонким легким как флейтой волшебной?

Вот чужое дыханье легло

На струну этой флейты душевной:

"Кто-то вздохнул за стеной...

Брошенный, слабый, больной?

Что нам за дело? Что нам за дело? –

Кто-то вздохнул над струной..."

Чудо-флейта одышкой больна,

Принимая печаль ежечасно.

Чудо-струны изводит она –

Всех кручин неопознанных астма.

А по залу бежит шепоток:

 – Этот Моцарт... он – просто везунчик.

Ему дать... ну, хотя бы глоток

Нашей жизни меж днями получек.

– От рождения все получил:

Вундеркинд... и лицо херувима.

Всё легко – без борьбы, без кручин.

Если б нам так! Ах, мимо, всё – мимо!

...В строгом торге, что жизнью зовем,

Всё оплачено потом и плачем.

Не гоните ж мечом и огнем

Эту легкость без платы и сдачи!

Чем судить музыканта в таком

Мире душном, неладном-нескладном,

Напоить бы его молоком,

Только – детским, бесплатным.

Слышишь?.. Кто-то вздохнул за стеной...

"Кто-то вздохнул...Бог ты мой!"

 

Задания:

1. Охарактеризуйте основную тему и проблему данного стихотворения, аргументировав свою точку зрения; попробуйте оценить их значимость в контексте русской поэзии в целом.

Критерии оценки: 0 баллов – задание не выполнено либо выполнено полностью неверно (из-за непонимания значения терминов «тема», «проблема»; из-за непонимания содержания предложенного для анализа стихотворения и т.п.); 1 балл – участник сформулировал только тему или только проблему, при этом не обосновал свой ответ и не оценил их значимость; 2 балла – участник сформулировал и тему, и проблему, однако сделал это поверхностно, не предложил какой-либо аргументации; 3 балла – участник сформулировал тему и проблему, но аргументировал свою точку зрения по поводу только одной из этих категорий; 4 балла – участник верно и в достаточной мере раскрыл и тему, и одну из проблем произведения, однако не попытался оценить их значимость либо допустил речевые ошибки в изложении своих мыслей; 5 баллов – участник аргументировано и грамотно изложил свою точку зрения, охватив все аспекты задания 1.

2. Ответьте, можно ли выделить значимые в смысловом отношении части произведения; свой ответ обоснуйте.

Критерии оценки: 0 баллов – задание не выполнено или выполнено полностью неверно; 1 балл – участник ответил на вопрос, но не аргументировал свое решение; 2 балла – участник ответил на вопрос и привел 1 аргумент в пользу своего решения; 3 балла – участник привел не менее 2-х аргументов в пользу своего решения, однако допустил логические либо фактические неточности; 4 балла – участник логически верно изложил свою точку зрения и привел не менее 2-х убедительных аргументов в пользу своего решения, однако недостаточно обращался к тексту произведения и/или допустил речевые ошибки; 5 баллов – опираясь на текст, участник грамотно и логически верно изложил свою точку зрения, привел не менее 2-х убедительных аргументов в ее пользу.

3. Опираясь на конкретные примеры, укажите средства художественной выразительности, используемые в стихотворении, и попытайтесь объяснить, каково их значение и каким образом они взаимодействуют друг с другом, создавая единое образное пространство произведения.

Критерии: 0 баллов – задание не выполнено или выполнено полностью неверно; 1 балл – участник правильно назвал одно средство выразительности, привел пример и охарактеризовал его значение либо назвал несколько средств выразительности, использованных в тексте, но не привёл примеров, не охарактеризовал значения; 2 балла – участник верно указал два средства выразительности с примерами и характеристикой значений; 3 балла – участник верно назвал три приема и привел для каждого из них примеры из текста, но не смог охарактеризовать их значения; 4 балла – участник верно назвал три приёма с примерами, показал их значение и взаимодействие друг с другом либо указал более трёх приемов, приведя для каждого из них примеры, но не смог раскрыть их значения и показать смыслового взаимодействия друг с другом или допустил в тексте существенный речевые ошибки; 5 баллов – участник верно назвал более трёх приемов, приведя для каждого из них примеры, а также грамотно раскрыл их значение, взаимодействие и связь с проблематикой произведения в целом.                

4. Предположите, исходя из контекста стихотворения, какое символическое значение имеет в стихотворении образ флейты; по возможности, приведите примеры других не музыкальных произведений искусства (не менее 2-х), в которых значимую роль играют образы музыкальных инструментов.

Критерии: 0 баллов – задание не выполнено или выполнено полностью неверно; 1 балл – участник приблизительно охарактеризовал значение образа, не приведя в пример ни одного художественного произведения; 2 балла – участник верно и полно охарактеризовал значение указанного образа, но не привел в пример ни одного художественного произведения, основанного на указанном принципе; 3 балла – участник верно указал значение образа и привел в пример одно художественное произведение либо назвал два произведения, но при этом допустил фактические ошибки (в названиях произведений, соотнесении их со значениями, указании авторской принадлежности и т.п.); 4 балла – участник верно охарактеризовал значение образа и привел в пример два художественных произведения, но при этом допустил фактические или речевые ошибки; 5 – участник точно охарактеризовал символическое значение образа и привел в пример два или более соответствующих художественных произведения без фактических ошибок, сохраняя речевую грамотность.

5. Дайте развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос: с какой целью автор «переносит» Моцарта в современную ему Пермь? Укажите известные Вам литературные произведения, также описывающие пространство города Перми.

Критерии: 0 баллов – задание не выполнено или выполнено полностью неверно; 1 балл – участник дал свой ответ на заданный вопрос без опоры на текст и каких-либо аргументов и не привёл ни одного примера литературного произведения о Перми либо участник привёл один верный пример литературного произведения, но оставил вопрос без ответа; 2 балла – участник дал развёрнутый и аргументированный ответ на вопрос и привёл в пример одно конкретное произведение, но при этом допустил какие-либо фактические и / или логические ошибки; 3 балла – участник дал развёрнутый и аргументированный ответ на вопрос и привёл в пример более одного литературного произведения, но при этом допустил какие-либо фактические и / или логические ошибки; 4 балла – участник дал развёрнутый и аргументированный ответ на вопрос и привёл в пример более одного литературного произведения, но при этом допустил какие-либо ошибки в речевом оформлении своего ответа; 5 баллов – участник дал развёрнутый и аргументированный ответ на вопрос и привёл более одного верного примера без каких-либо речевых, логических и фактических неточностей в ответе.

Часть 2. Анализ фрагмента драматического произведения

 

Цель части II – проверка навыков анализа драматического произведения; участник олимпиады имеет возможность продемонстрировать, насколько он понимает специфику этого рода литературы. Отдельно оценивается выполнение каждого из 5-ти заданий к данному фрагменту. За каждое из заданий можно получить максимум 5 баллов (в сумме – 25 баллов).

Прочтите фрагмент из маленькой трагедии А.С. Пушкина (1799 – 1837) «Моцарт и Сальери» и выполните задания, приведенные ниже.

(Особая комната в трактире; фортепиано.)

Моцарт и Сальери за столом.

Сальери. Что ты сегодня пасмурен?

Моцарт. Я? Нет!

Сальери. Ты верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен? Обед хороший, славное вино, А ты молчишь и хмуришься.

Моцарт. Признаться, Мой Requiem* меня тревожит.

Сальери. А! Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?

Моцарт. Давно, недели три. Но странный случай... Не сказывал тебе я? Сальери. Нет.

Моцарт. Так слушай. Недели три тому, пришел я поздно Домой. Сказали мне, что заходил

За мною кто-то. Отчего – не знаю,

Всю ночь я думал: кто бы это был?

И что ему во мне?

Назавтра тот же

Зашел и не застал опять меня.

На третий день играл я на полу

С моим мальчишкой.

Кликнули меня;

Я вышел.

Человек, одетый в черном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся.

 Сел я тотчас

И стал писать – и с той поры за мной

Не приходил мой черный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem. Но между тем я....

Сальери. Что?

Моцарт. Мне совестно признаться в этом....

Сальери. В чем же?

Моцарт. Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек.

За мною всюду

Как тень он гонится.

Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Сидит.

Сальери. И, полно! что за страх ребячий?

Рассей пустую думу. Бомарше

Говаривал мне: "Слушай, брат Сальери,

Как мысли черные к тебе придут,

Откупори шампанского бутылку.

Иль перечти «Женитьбу Фигаро»".

Моцарт. Да! Бомарше ведь был тебе приятель;

Ты для него Тарара сочинил,

 Вещь славную.

Там есть один мотив....

Я все твержу его, когда я счастлив....

Ла ла ла ла....

Ах, правда ли, Сальери,

Что Бомарше кого-то отравил?

Сальери. Не думаю: он слишком был смешон

Для ремесла такого.

Моцарт. Он же гений,

Как ты, да я.

А гений и злодейство,

Две вещи несовместные.

Не правда ль?

Сальери. Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.) Ну, пей же. Моцарт. За твое Здоровье, друг, за искренний союз,

Связующий Моцáрта и Сальери,

Двух сыновей гармонии. (Пьет.)

Сальери. Постой, Постой, постой!.. Ты выпил!.. без меня?

Моцарт (бросает салфетку на стол). Довольно, сыт я. (Идет к фортепиано.) Слушай же, Сальери, Мой Requiem. (Играет.)

 

* Requiem (лат. яз. «покой», «упокоение» ) – изначально музыка для католической заупокойной службы; впоследствии высокий жанр концертной музыки особого траурного настроения, приуроченный к какому-либо трагическому событию.

Задания:

1. Кратко охарактеризуйте участников данной сцены и роль внесценических персонажей (чёрный человек, Бомарше) для понимания их характеров; опишите их взаимоотношения, приведя ключевые, с Вашей точки зрения, цитаты.

Критерии: 0 баллов – задание не выполнено или выполнено полностью неверно; 1 балл – верно охарактеризован 1 участник сцены, но не охарактеризован второй, не раскрыта роль внесценических персонажей и их взаимоотношения; 2 балла – в целом верно охарактеризованы 2 главных персонажа, но не охарактеризованы их отношения друг с другом и с внесценическими персонажами; не приведены или неудачно подобраны характеризующие их цитаты, допущено не менее 2-х существенных фактических или логических ошибок; 3 балла – в целом, верно охарактеризованы участники сцены их взаимоотношения друг с другом и роль одного из внесценических персонажей, либо охарактеризованы полно все персонажи, но допущена 1 существенная фактическая или логическая ошибка; 4 балла – верно охарактеризованы все персонажи и их взаимоотношения, но допущены существенные речевые ошибки либо не приведены аргументирующие цитаты; 5 баллов – верно и с соответствующими примерами охарактеризованы главные и внесценические персонажи и их взаимоотношения, при этом сохранен высокий уровень речевой грамотности участника олимпиады.

 

2. Вспомните, в каких ещё произведениях искусства появлялись образы друзей-предателей. В чём можно увидеть их сходство с образом Сальери у А.С. Пушкина?

Критерии: 0 баллов – задание не выполнено или выполнено полностью неверно или указаны только имена авторов без названий произведений и имени героя; 1 балл – участник правильно назвал имя одного автора и указал на одно произведение, но не смог при этом точно воспроизвести его название и/или имя героя; 2 балла – участник назвал имя одного автора и привел в пример конкретное произведение, верно назвал имя героя, но не охарактеризовал связанный с ним конфликт и не сопоставил с фрагментом из пьесы А.С. Пушкина; 3 балла – участник правильно вспомнил имя одного автора, название конкретного произведения и имя героя, кратко охарактеризовал связанный с ним конфликт или убедительно сопоставил с пьесой А.С. Пушкина; 4 балла – участник правильно вспомнил имя одного автора, название конкретного произведения и имя героя, кратко охарактеризовал связанный с ним конфликт и убедительно сопоставил с пьесой А.С. Пушкина либо правильно назвал имена двух авторов и названия двух конкретных произведений, забыв имя одного из героев и/или не сравнивая их с пушкинским персонажем, допуская речевые или фактические ошибки в своем ответе; 5 баллов – участник назвал имена двух или более авторов, названия конкретных произведений и имена героев, кратко охарактеризовал связанный с ними конфликт и сопоставил их с пушкинским персонажем, не допустив при этом каких-либо речевых, логических и фактических неточностей в ответе.

 

Составить анализ стихотворения «Памятник» А.С.Пушкина (по плану, приведенному ниже)

План анализа стихотворения (9 класс)
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…
4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).
5. Тема, идея стихотворения.
6. Образы стихотворения.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):
Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:
1. эпитет - художественное определение;
2. сравнение – сопоставление предметов и явлений;
3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
4. ирония - скрытая насмешка;
5. гипербола - художественное преувеличение;
6. литота - художественное преуменьшение;
7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
9. перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);
10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

Стилистические фигуры:
1. повторы (рефрен);
2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
3. антитеза (противопоставление);
4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный);
5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
1. аллитерация - повторение одинаковых согласных;
2. ассонанс - повторение гласных;
3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
4. эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).
8. Стихотворный размер:
А) двусложные размеры:
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;

Б). трехсложные размеры:
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.

_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
В). верлибр (свободный или белый стих)
9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
10. Образ лирического героя, авторское "Я".
11. Цветопись.
12. Ваши впечатления о стихотворении.

 














































уровень. Творческая работа. Сочинение (10 баллов)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...