Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы докладов и сообщений  




1. Теории социального действия.

2. Социальные взаимодействия: разновидности и принципы регуляции.

3. Девиантное поведение в современной России.

4. Феномен «массового сознания» в современном обществе.

5. Природа массового поведения.

Контрольные вопросы и задания

1. Какое действие не является социальным, с точки зрения М.Вебера:

а) столкновение велосипедистов;

б) выяснение отношений, брань;

в) крик от боли;

г) поведение людей в толпе?

2. Каким образом возникают различные виды социальных контактов между людьми? Какова последовательность развития социальных контактов?

3. Какие основные типы социальных взаимодействий можно выделить и в чем заключаются их особенности?

4. Каким образом возникают социальные отношения из взаимодействий? Чем отличаются социальные отношения от социальных взаимодействий?

5. Что собой представляет социальный контроль? В чем состоят его функции в обществе?

6. Как правило, в структуру социального контроля включают три элемента:

    а) внешний контроль;

    б) внутренний контроль;

    в) косвенный контроль.

    Назовите основные механизмы осуществления контроля для каждого человека.

7. Раскройте содержание известных вам теорий девиантного поведения. Назовите представителей этих теорий. Заполните таблицу.

 

Теории девиантного поведения Представители Основные положения
Социобиологическая    
Социально-психологические    
Аномии    
Стигматизации    
Инкультурации    

 

8. Охарактеризуйте различные способы социального приспособления. Отметьте в таблице знаком «+»согласие с данным элементом социальной и культурной структуры, а знаком «-»отказ от него.

Типология форм индивидуального приспособления

Формы приспособления Определяемые культурой цели Институционализированные средства
Конформность    
Инновация    
Ритуализм    
Ретритизм    
Мятеж    

 

9. Что собой представляет массовое сознание? Можно ли управлять массовым сознанием?

10.  Массовые действия людей могут осуществляться в самых разнообразных формах. Какие из этих форм можно отнести:

а) к стихийным или слабо организованным;

б) к подготовленным и организованным?

Библиографический список

1. Акулов, А. Социальное взаимодействие - ключ к коллективным инновациям / А. Акулов // Инновации в технологиях и бизнесе . –  2012. –  № 2 . –  С. 13-15.

2. Бакуменко, Д. Особенности субкультурного взаимодействия в процессах социальной коммуникации / Д. Бакуменко // Вопросы культурологии . –  2010. –  № 12 . –  С. 15-21.

3. О некоторых категориях понимающей социологии. Смысл понимащей социологии [Электронный ресурс] // Вебер, М. Избранные произведения / М.Вебер. – Режим доступа:  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/06.php

4. Гилинский, Я.И. Социология девиантности: новеллы и перспективы/ Я.И. Гилинский// Социологические исследования. –  2009. –  № 8. –  С.70-73.

5. Козырев, Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение, социальный контроль, Г.И. Козырев// Социологические исследования [СОЦИС]. –  2005. –  № 8. –  С. 124-129.

6. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Талкотт Парсонс; под общ. ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского . –  М. : Академ. Проект , 2002 . –  879 с.

7. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социологические исследования [СОЦИС]. – 1992. –  № 3. – С. 14-21; № 4. – С. 17-28.

8. Семенов, Е.В. Ценностные ориентации современной молодежи / Е.В. Семенов // Социологические исследования [СОЦИС] . –  2007. –  №4. – С. 37-43.

9. Попова, В.И. Региональные аспекты безнадзорности несовершеннолетних: социально-экономических подход / В.И. Попова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 174 с.

10. Макаревич, Э. Ф. Социальный контроль масс : учебное пособие для вузов / Э. Ф. Макаревич, О. И. Карпухин, В. А. Луков . –  М. : Дрофа , 2007 . –  428, [1] с.

11. Горностаева, М.В. Креативность социального действия по Х. Йоасу - постулаты и пределы / М. В. Горностаева // Социологические исследования [СОЦИС] . –  2010. –  № 6 . –  С. 23-26.

12. Плотников, М. Управление социальным взаимодействием / М. Плотников, Ю. Чилипенок // Проблемы теории и практики управления . –  2012. –  № 1 . –  С. 72-81.

Тема 4. Общество: типология обществ и социальные институты

1. Понятие общества и его основные характеристики. Типология обществ.

2. Понятие культуры. Культура как базис общества.

2. Социальные институты: виды, признаки, особенности и функции.

4. Семья как социальный институт: генезис, типология, функции.

 

Основные понятия: общество,социальная система,культура, ценности, нормы, обычаи, нравы, культурная интеграция, доминантная культура, субкультура, межкультурное взаимодействие, социальный институт,институционализация, семья, брак, полигамия, полигиния, полиандрия, структура семьи, нуклеарная семья, функции семьи.

        

    Темы докладов и сообщений

1. Понятие общества в современных социологических теориях.

2. Социальные свойства и функции культуры.

3.  Культура и социальные нормы.

4. П.Бергер и Т.Лукман о психологических, социальных, культурных источниках институционализации.

5. Институт семьи в современной России и западных обществах: сравнительный анализ.

 

  Контрольные вопросы и задания

1. Может ли человек существовать вне общества? Аргументируйте свою позицию.

2. Как определяется понятие «общество» представителями различных социологических школ?

3. Какие черты и качества общества позволяют рассматривать его как системное образование?

4. В чем специфика социологического анализа культуры?

5. Почему культура является базисом общества?

6. Вам поручили выступить в роли консультанта иностранных студентов, недавно прибывших в ваш университет. Что, на ваш взгляд, необходимо им знать в первые дни пребывания в стране, городе, университете, чтобы ориентироваться в окружающей среде? Помните, что эти студенты совершенно незнакомы с местными обычаями и культурными символами, нормами и законами российского общества. Что, на ваш взгляд, им нужно в первую очередь сообщить:

а) об особенностях обучения, поведения и традициях вашего университета;

б) о нормах поведения и культурных ориентациях различных групп российского общества?

7. Что означает стабильность общества как социальной системы и каковы механизмы ее поддержания?

8. Что такое институциональный подход к анализу социальной жизни? В чем его суть?

9. Назовите основные признаки социального института.

10. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции?

11. В приведённой таблице указаны основные сферы семейной деятельности. Укажите соответствующие им функции семьи. Раскройте их содержание. Заполните таблицу.

 

Сфера деятельности семьи Социальные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная    
Сексуальная    
Социализации    
Первичного социального контроля    
Социально-статусная    
Социокультурная    
Экономическая    
Эмоциональная    

12. Какие факторы могут вызывать изменение такого социального института, как семья?

Библиографический список

1. Афанасьева, О. В. Открытое общество и его риски. Перечитывая Карла Поппера / О. В. Афанасьева // Вопросы философии . –  2012. –  № 11 . –  С. 43-53.

2. Волков, Ю. Г. Креативное общество как цель российской модернизации / Ю. Г. Волков // Социологические исследования [СОЦИС] . –  2011. –  № 11 . –  С. 25-32.

3. Зборовский, Г.Е. Общая социология: учебник/ Г.Е. Зборовский. –  М.: Гардарики, 2004. – С. 339 – 430. 

4. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов.– М.: Норма, 2005.– С. 103 -179.

5. Полтавская, Е.И. О понятии «социальный институт»/ Е.И. Полтавская// Социологические исследования [СОЦИС]. –  2009. –  № 3. –  С.68-71.

6.  Минюшев, Ф. И. Социология культуры: учеб. пособие для вузов/ Ф. И. Минюшев.– М.: Академический Проект, 2004. – 272 с.

7. Социокультурные аспекты развития территории/А. А. Шабунова, К. А. Гулин, Н. А. Окулова, Т. С. Соловьёва.–Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 131 с.

8. Социология семьи : учебник для вузов / под ред. А. И. Антонова . –  2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М , 2005. – 640 с.

9. Уваров, П. Б. Информационное общество как неопределенностная коммуникативная система / Павел Борисович Уваров // Вопросы культурологии . –  2010. –  № 8 . –  С. 9-13.

10. Швецов, А. Информационное общество: теория и практика становления в мире и в России . Статья 5 : Пространственные аспекты распространения ИКТ: как протекает и что дает информатизация российских регионов и городов / А. Швецов // Российский экономический журнал . –  2011. –  № 6 . –  С. 82-90; 2012. –  № 1. –  С. 60-85; № 2. –  С. 29-56.

11.  Полтавская, Е. И. О понятии "социальный институт" / Е. И. Полтавская // Социологические исследования [СОЦИС] . –  2009. –  № 3 . –  С. 68-71.

12.  Ореховский, П. Зрелость социальных институтов и специфика оснований теории общественного выбора / П. Ореховский // Вопросы экономики . –  2011. –  № 5 . –  С. 75-86 .

13.  Кучумова, Е. А. Семья как общественный институт и деятельность социальных учреждений в отношении жертв домашнего насилия / Е. А. Кучумова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии . –  2012. –  № 2 (12) . –  С. 50-55 .

Тема 5. Личность и общество

        План

1. Личность в социологии. Основные факторы ее развития.

2. Социальная типология личности.

3. Социальные статусы и социальные роли.

4. Социализация личности, ее фазы и этапы.

       Основные понятия: личность, индивид, социальный тип личности, социальный статус, социальная роль, социальный престиж, социализация, ресоциализация, десоциализация, контрсоциализация, социальная норма, ценностные ориентации, интересы, потребности, маргинал, модальная личность, общественное мнение.

       Темы докладов  и сообщений

1. Социологические теории личности.

2. Структура личности.

3. Традиционный и современный тип личности.

4. Социальный престиж статуса.

5. Социальные традиции русской народной жизни и менталитет россиянина.

6. Т. Парсонс о социализации личности.

       Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит различие понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? Каждый ли человек личность?

2. В чём сущность социологического подхода к личности?

3. Назовите основные факторы, определяющие социальное поведение и особенности конкретной личности?

4. Немецкий психолог и педагог Э.Шпрингер выделил шесть основных идеальных типов личности в соответствии с различиями ценностных ориентаций: теоретическая личность, экономическая личность, эстетическая личность, социальная личность, политическая личность, религиозная личность. Можете ли вы привести примеры таких личностей?

5.  «Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими его индивидами» (Дюркгейм Э.). Как вы понимаете это высказывание?

6. Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?

7. Чем отличаются предписанные статусы от достигнутых? Можно ли утверждать, что соотношение предписанных и достигнутых статусов в социальной структуре общества служит важным показателем демократизма и цивилизованности данного общества? Поясните свою позицию.

8. Какую роль играет социальный престиж статуса в мотивации поведения людей в обществе?

9. Объясните понятие «ролевой набор личности»?

10. Что понимается под ролевым конфликтом? Назовите основные виды ролевых конфликтов.

11. Какие этапы принято выделять при характеристике процессов социализации личности?

12. В какой половине жизни (первой или второй) человек усваивает больше социальных ролей?

13. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребёнка. Объясните, почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? Приведите примеры.

 

Библиографический список

1. Грошева, И.А. Модальная личность: портрет с отклонениями/ И.А. Грошева// Социологические исследования [СОЦИС]. – 2009. –  № 3. –  С.82-88.

2. Гурко, Т. А.Развитие личности подростков в различных типах семей / Т. А. Гурко, Н. А. Орлова // Социологические исследования [СОЦИС] . –  2011. –  № 10 . –  С. 99-108.

3. Гиллер, Ю. И. Социология самостоятельной личности  [Электронный ресурс] / Ю. И. Гиллер. – М.: Академический проект, 2006. – 224 с. –  Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143095

4. Прусак, А.И. Достоинство личности в социологическом дискурсе / А.И.Прусак // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2006. –  №7. –  С. 141-146.

5. Каменский, Е.Г. Деформация ценностных установок личности в контексте проблем коррупционности российского общества / Е. Г. Каменский, Е. И. Боев, А. П. Абрамов // Вопросы культурологии . –  2011. –  № 10 . –  С. 69-72 .

6. Рассадин, Т. А.  Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т. А. Рассадин // Социологические исследования [СОЦИС]. –  2006. –  №9. – С. 95-101.

7. Семенов, Е. В. Ценностные ориентации современной молодежи/ Е.В.

Семенов // Социологические исследования [СОЦИС] . –  2007. –  № 4. – С. 37- 43.

8. Скутнева, С. В. стратегия жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере / С.В. Скутнева // Социологические исследования [СОЦИС]. –  2006. –  №10. – С. 88-94.

9. Солодовникова, И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / И. В. Солодовникова // Социологические исследования [СОЦИС]. –  2007. –  №2. – С. 32-39.

10. Чувин, С. Н. К вопросу о направлениях трансформации человека/ С.Н. Чувин // Социологические исследования [СОЦИС]. –  2007. –  №1. –  С. 150-152.

11. Шамкова, С.В. Социализация личности и девиантное поведение в молодежной среде/ С.В. Шамкова// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. –  2011. – № 3. –  С.59-65.

 

 Тема 6. Социальные группы и общности

1. Понятие и виды социальных групп.

2. Социально-территориальные и национальные (этнические) общности.

3. Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика.

4. Понятие социальной организации, механизмы ее образования и социальные свойства. Основные типы социальных организаций.

 

Основные понятия: малая группа, квазигруппа, толпа, социальные круги, первичная и вторичная группы, формальная группа, неформальная группа, референтная группа, ингруппа, аутгруппа, этнос, нация, групповая динамика, групповые роли, лидерство, групповая динамика, социальная организация.

       Темы докладов и сообщений

1. Структура социальной группы.

2. Студенчество как социальная группа.

3. Толпа как вид контактных общностей.

4. Национальные общности в современном мире.

5. М.Вебер о бюрократии как рациональном средстве управления организацией.

    Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под социальной общностью?

2. Что такое социальные группы и как они классифицируются?

3. Какие характеристики отличают малую группу от статистической группы и большой группы?

4. В чем различие между первичными и вторичными социальными группами?

5. Чем отличаются формальные социальные группы от неформальных групп?

6. Какие группы называют референтными? Объясните их влияние на поведение человека.

7. Каковы особенности и виды социально-территориальных общностей?

8. Каковы исторические разновидности социально-этнических общностей?

9. Почему социологи уделяют особое внимание изучению малых групп?

10. Какими качествами должен обладать лидер? Какова его роль в групповой деятельности?

11. Какую группу людей можно квалифицировать как социальную организацию? Перечислите ее основные признаки и свойства.

12. Какие виды базовых целей существуют в организации? Могут и должны ли они совпадать?

13. Дайте характеристику трем главным слагаемым управления в организации: целевому управленческому воздействию, самоуправлению и организационному порядку.

Библиографический список

1. Апраксина, Н.Д. Студенчество как социальная группа/ Н.Д. Апраксина// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. –  2008. –  № 4. – С.161-163.

2. Горяинов, В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации/ В.П. Горяинов // Социологические исследования [СОЦИС]. – № 3. – 1997. – С. 60-68.

3.  Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие / Т. П. Галкина. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 265 с.

4. Королев, И. Ю. Социоцентризм / И.Ю. Королев. – Ростов- н/Д: РГУ, 1993. –  112 с.

5. Неформальные объединения и субкультурные установки молодёжи г. Вологды. – Вологда, 2010. – 43 с.

6.  Социология : основы общ. теории: учебник для вузов / отв. ред.: Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев . –  М. : НОРМА , 2005 . –  888 с.

7. Социальные группы: их сущность и разновидности// Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред.: А. Г. Эфендиева . –  М., 2000 . –  С. 291-329.

8. Социальные группы // Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е. В. Андриенко ; под ред. В. А. Сластенина. –  М., 2001 . –  С. 112-125.

9. Социальные общности и группы // Яковлев, А. М. Социальная структура общества и право: учеб. пособие / А. М. Яковлев . –  М., 2009 . –  С. 232-265.

10.  Плетнева, Н. П. Социальная ответственность организаций / Н. П. Плетнева // Методы менеджмента качества . –  2012. –  № 2 . –  С. 39-41.

 

Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность

    План

1. Социальное неравенство и стратификация. 

2. Исторические типы стратификационных систем.

3. Системы стратификации современного общества.

4. Социальная стратификация российского общества.

5. Социальная мобильность.

 

Основные понятия: Социальная структура общества, социальное неравенство, социальная стратификация, страта, социальный класс, средний класс, маргиналы, люмпены, социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, объем и дистанция мобильности, маргинализация, социальная клаузула, миграция.

    Темы докладов и сообщений

1. Бедность и социальное неравенство в современном обществе.

2. Существует ли средний класс в современной России?

3. Критерии стратификации. Системы стратификации современного общества.

4. Миграция как фактор мобильности.

5. Маргиналы в социальной структуре современного российского общества.

6. Питирим Сорокин о социальной мобильности.

 

    Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под социальным неравенством? Как социологи объясняют причины происхождения социального неравенства?

2. Возможно ли полное социальное равенство людей? Аргументируйте свой ответ.

3. Назовите основные критерии социальной стратификации, принятые в современной социологии.

4. Какие исторические типы стратификационных систем Вам известны?

5. Социологи преимущественно выделяют три основных класса в современном обществе: высший, средний и низший. Какие социальные группы их представляют?

6. Как выглядит стратификационная картина современной России? Каковы основные тенденции ее изменения?

7. Раскройте содержание и приведите примеры различных типов социальной мобильности. Заполните следующую таблицу.

  Индивидуальная мобильность Групповая мобильность
Восходящая мобильность    
Нисходящая мобильность    
Горизонтальная мобильность    

8. В чем различие между закрытым и открытым обществами? Как в них осуществляется социальная мобильность?

9. Какие каналы социальной мобильности существуют для вертикального перемещения индивидов в обществе?

10. Кто такие маргиналы? Что порождает маргинализацию? Каковы социальные последствия маргинализации?

11. Что такое процесс миграции? Какие виды миграции Вам известны?

12. Какие из нижеперечисленных социальных групп относятся к «новым», в сравнении с советским обществом, элементам стратификационной системы современного российского общества. Попытайтесь определить критерии принадлежности к каждой «новой» группе:

  а) научные работники; б) предприниматели; в) колхозники; г) руководители государственных предприятий; д) фермеры; е) менеджеры-совладельцы; ж) инженерно-технические работники государственных предприятий; з) бизнесмены-менеджеры; и) гастарбайтеры»; к) «офисный планктон»; л) охранники; м) бюджетники.

13.  Многие социологи отмечают изменение престижа различных профессиональных групп. Одни профессиональные группы, имевшие ранее высокий престиж, но оказавшиеся сегодня плохо адаптированными к рыночной экономике, «опустились» вниз по социальной «лестнице». Степень же престижа других социальных групп, наоборот, значительно повысилась. Приведите примеры профессиональных групп, чей престиж значительно изменился за последнее время. Охарактеризуйте эти изменения.

Библиографический список

1. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социологические исследования [СОЦИС].  – 1994. – № 5. –  С. 96 – 104.

2. Беляева, Л. А. И вновь о среднем классе в России/ Л.А. Беляева // Социологические исследования [СОЦИС]. –  2007. –  №5. –  С. 3-12.

3. Букин, В.П. Самоидентификация провинциальной молодежи в контексте социально-статусной принадлежности/ В.П. Букин// Социологические исследования [СОЦИС]. –  2010. –  №3. –  С.93-100.

4. Галсанамжилова, О. Н. К вопросу о структурной маргинальности в Российском обществе / О. Н. Галсанамжилова // Журнал социологии и социальной антропологии . –  2006. –  Т. IХ, № 4 . –  С. 160-169.

5. Горбулева, М. Маргинальность как симптом срыва социальной адаптации / М. Горбулева, Л. Шабанов // Высшее образование в России . –  2008. –  № 9 . –  С. 109-113.

6. Ерохина, К. С. Социальная мобильность ученых и проблемы ее государственного регулирования / К. С. Ерохина // Социологические исследования [СОЦИС] . –  2008. –  № 9 . –  С. 85-93 .

7. Ефимова, О. Ю. Социальная мобильность молодежи из бедных семей / О. Ю. Ефимова // Соискатель: прил. к журн. "Мир транспорта" . –  2010. –  № 1 . –  С. 86-90

8. Заславская, Т. И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: учеб. пособие / Т. И. Заславская. – М.: Дело, 2004. – 400 с.

9. Костылева, Л. В. Социально-экономическое неравенство населения региона / Л. Н. Костылева, К. А. Гулин, Р. В. Дубиничев. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 143 с.

10. Римашевская, Н. М. Бедность и маргинализация населения / Н. М. Римашевская // Социологические исследования [СОЦИС]. –  2004. –  № 4. – С.6 – 13.

11. Ярошенко, С. С. Четыре социологических измерения бедности / С. С. Ярошенко // Социологические исследования [СОЦИС]. –  2006. – № 7. – С.34 – 41.

12. Фаузер, В. В. Факторы миграции населения северных регионов / В.В.Фаузер // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2010. – №3. – С. 138-144.

13. Порохова, А. Н. Миграционные процессы как фактор развития территорий / А. Н. Порохова // Стратегия и тактика развития социально-экономических реформ: региональный аспект: материалы У1 Междунар. науч. – практ. конференции, г. Вологда, 6 – 8 октября 2011 г.: в 3 ч. /  ИСЭРТ РАН – Ч. 2. – Вологда, 2011. –С.202 -206.

14. Сорокин, П. Социальная мобильность / Питирим Сорокин ; [пер. с англ. М. В. Соколовой; под общ. ред. В. В. Сапова] . –  М. : Academia : LVS , 2005 .

15. Сорокин, П. Социальная стратификация и мобильность [Электронный ресурс] Питирим Сорокин. –  М.: Директ-Медиа, 2007. – 346 с. – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=26570

16.  Социальная стратификация // Социология: курс лекций для студентов вузов / Ю. Г. Волков, В. Н.Нечипуренко, А. В. Попов . –  Ростов н/Д, 2000 . –  С. 279-295

17. Солодухина, Т. К. Социальная мобильность и доступность профессионального образования / Т. К. Солодухина, В. И. Солодухин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств . –  2007. –  № 3 . –  С. 230-235 .

18. Черныш, М. Ф. Трансмиссия культурного капитала и социальная мобильность / М. Ф. Черныш // Социологические исследования [СОЦИС] . –  2013. –  № 8 . –  С. 42-53.

 

Тема 8. Социальные изменения и процессы

              План

1. Понятия и виды социальных изменений.

2. Социальные процессы. Основные виды социальных процессов.

3. Социальный конфликт как процесс.

4. Природа и типы социальных движений.

 

Основные понятия: социальная система, социальные изменения, социальные процессы, социальное развитие, социальный прогресс, бифуркация, социальный кризис, волновой тип социальных изменений, кооперация, конкуренция, приспособление, компромисс, конфликт, ассимиляция, амальгамизация, социальные движения, революция, реформа.

    Темы докладов и сообщений

1. Синергетика как основа анализа динамики социальных систем.

2. Социальные изменения и инновации.

3. Социальные революции и реформы.

4. Идея социального прогресса.

5. Цели и ценности «новых» социальных движений.

    Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под социальными изменениями? Назовите их основные виды.

2. В истории социологии было много попыток выявить причины, происходящих в обществе изменений. Приведите примеры наиболее известных теоретических подходов к объяснению причин (движущих сил) социально-исторической динамики.  

3. Дайте общую характеристику линейного типа социальных изменений и назовите социологов, разрабатывавших теории социального эволюционизма.

4. Как объясняют исторический процесс сторонники циклического типа социальных изменений? Назовите основных представителей данной концепции.

5. Что собой представляет спиралевидная модель развития общества? В каких социологических концепциях она представлена?

6. Объясните, чем эволюционные изменения в обществе отличаются от революционных. Кто выступает их субъектами?

7. Можно ли утверждать, что социальные изменения в обществе всегда носят прогрессивный характер? Какие критерии используются в социологии для определения прогрессивности того или иного общества?

8. Какова роль социальных процессов в деятельности общества? Объясните сущность социального процесса и назовите его основные виды.

9. Почему конкуренцию часто называют антиподом кооперации? Каковы позитивные и негативные последствия процесса конкуренции?

10. Что имеют в виду социологи, когда говорят о модернизации как социальном процессе?

11. Чем отличается социальный конфликт от других социальных процессов? Назовите основные стадии развития и разрешения социальных конфликтов.

12. Какой смысл вкладывают социологи в понятие "социальное движение"? На что может быть направлено социальное движение?

13. Опишите социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений.

 

Библиографический список

1. Валлерстайн, И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? / И.Валлерстайн // Социологические исследования [СОЦИС]. – 1997. – №1. – С. 8-23.

2. Горюнов, А.В. Современная модель социальных изменений. Опыт экспликации / А. В. Горюнов // Социологические исследования [СОЦИС] . –  2011. –  № 2 . –  С. 3-12.

3. Гулин, К. А. Протестные настроения населения региона в условиях кризиса / К. А. Гулин, И. Н. Дементьева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции. Прогноз. – 2011. – №3. – С.53-65.

4. Задумкин, К. А. Региональная инновационная система: теория и практика формирования / К. А. Задумкин, И. А. Кондакова; под рук. В. А. Ильина. – Вологда, 2008. – 72 с.

5. Лассуэл, Г. Д. Принципы тройного воздействия: ключ к анализу социальных процессов / Г. Д. Лассуэл // Социологические исследования [СОЦИС]. – 1994. – № 1. – С.135-143.

6. Козырев, Г. И. Социальные процессы и изменения / Г. И. Козырев //

Социологические исследования [СОЦИС]. – 2005. –  №3. – С.113-119.

7. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. – М.: Аспект пресс, 1996. – 421 с.

8. Социальные изменения // Штомпка, Петр Социология: анализ современного общества / П. Штомпка; пер. с пол. С. М. Червонной . –  М., 2005 . –  С. 455-574.

9. Румянцев, А. А. Постиндустриальный технологический способ производства и социальные изменения / А. А. Румянцев // Инновации . –  2013. –  № 1 . –  С. 45-49.

 Тема 9. Мировая система и процессы глобализации

   План

1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.

2. Процессы глобализации.

3. Концепции глобального общества и новый мировой порядок.

4. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

5. Место и роль России в мировом сообществе.

 

Основные понятия: мировая система, глобализация, постиндустриальное общество, информационная цивилизация, модернизация, постмодернизация,  экономическая глобализация, международное разделение труда, транснациональные корпорации (ТНК), глобальные проблемы современности,  антиглобализм, социальные движения.

Темы докладов и сообщений

1.  Информационное общество как идея и практика.

2. Глобализация социальной жизни и её издержки.

3. Феномен антиглобализма.

4. Можно ли считать Россию современным обществом?

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под глобализацией современного мира? Существуют различные трактовки (модели) глобализации. Приведите примеры таких подходов к объяснению процессов глобализации.

2. Назовите основные тенденции, наметившиеся в развитии процессов глобализации современного мира. Какие из них, по Вашему мнению, в наибольшей степени характеризуют глобализацию?

3. Какие социальные издержки несет с собой глобализация?

4. Среди концепций глобального общества широкую известность получила теория мировой системы, разработанная И. Валлерстайном. Назовите основные положения этой теории.

5. Какие проблемы современности называют глобальными? Дайте их краткую характеристику.

6. К глобальным относят и некоторые проблемы социально-гуманитарного характера, что это за проблемы?

7. Что понимается под постиндустриальным обществом? Правомерно ли утверждать, что Россия вступила в фазу постиндустриального развития? Аргументируйте свою точку зрения.

8. Какая судьба ожидает Россию в условиях глобализирующегося мира? Дайте Ваш прогноз.

9. Какие проблемы глобализации уже успели коснуться российских городов, таких, например, как Вологда и Череповец? С какими проблемами, возникающими на почве глобализации, им ещё придётся столкнуться?

Библиографический список

1. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества / И. Валлерштайн // Социология на пороге ХХI века: новые направления исследования. – М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1998. – 272 с.

2. Видович, З. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире / З.Видович // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2004. –  № 4. – 78-86.

3. Гранин, Ю.Д. «Глобализация» или «вестернизация»? Ю.Д. Гранин// Вопросы философии. –  2008. –  № 2. –  С.3-15.

4. Гринберг, Р. С. Контуры глобального мира: обозначая будущее / Р. С. Гринберг // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции. Прогноз. – 2010. – №5. – С.17-28.

5. Ермалавичюс, Ю. Ю. Глобальный кризис и пути выхода из него / Ю. Ю. Ермалавичюс . –  М. : [б. и.] , 2011 . –  551 с.

6. Евстигнеева, П. П. Глобализация и регионализм: уроки для России / П. П. Евстигнеева, Р. Н. Евстигнеев // Общественные науки и современность. – 2004. –  № 4. – С. 92-99.

7. Квициния,М.Б. Глобализация и этнонациональный компонент / М. Б. Квициния // Вопросы философии . –  2011. –  № 9 . –  С. 167-175.

8. Левашов, В. К. Общество и глобализация / В. К. Левашов // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2005. – № 4. – С. 37-51.

9. Сапир, Ж. Россия и мировой кризис / Ж. Сапир // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2010. – №4. – С. 24-47.

10. Рупова, Р.М. Антиглобалисткий оптимизм А. Шюца и К. Гирца/ Р.М. Рупова// Социологические исследования. –  2008. –  № 4. –  С.138-143.

11. Носкова, А. Семья перед лицом вызовов глобализирующегося мира / А. Носкова // Социологические исследования [СОЦИС] . –  2013. –  № 5 . –  С. 147-149.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 528.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...