Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Происхождение, развитие и исторические типы морали.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для подготовки к семинарским занятиям

 

по дисциплине "ЭТИКА И ЭСТЕТИКА"

 

направление подготовки 39.03.01 «Социология»

квалификация выпускника: академический бакалавр

 


 

                                             МАКЕЕВКА 2016



 

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Этика и эстетика» (для студентов направления подготовки 39.03.01 «Социология», квалификации выпускника: академический бакалавр) / Сост. А.А. Агаркова, О.М. Губарь ‑ Макеевка: МЭГИ, 2016. - 15 с

 

Методические рекомендации к семинарским занятиям по дисциплине "Этика и эстетика" составлено согласно рабочей учебной программы. Пособие содержит планы семинарских занятий, тематику индивидуальных контрольных заданий с предложенным перечнем обязательной и дополнительной литературы.

 

 

Составитель Агаркова А.А., Губарь О.М., к.ф.н., доцент  
    Рецензент     Кусмаров Б.В., к.ф.н., доцент
    Ответственный за выпуск     Чучко Е.П., проректор по учебной и научной работе

 

Рабочая программа утверждена на заседании ПМК ____социологии___

Протокол № __1__ от “_1__” ____09____ 2016 года

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии и социологии

Протокол № __1__ от “31” августа 2016 года


Предметом изучения учебной дисциплины являются основные проблемы этики и эстетики, их места и роли в духовной культуре общества и отдельной личности, методологические и теоретические проблемы природы этики и эстетики, их исторического развития, взаимообусловленности морального и эстетического аспектов бытия.

Целью преподавания учебной дисциплины "этика и эстетика" является формирование системы знаний об основных понятиях этики и эстетики; осознание сущности и разнообразия этичных и эстетических явлений бытия человека; приобретение навыков их всестороннего анализа; раскрытие сущности, особенности моральной и эстетической культуры личности; обоснование значимости последних в общей культуре человека.

Основными задачами изучения дисциплины "этика и эстетика" являются:

- понимание логико-философской структуры этико-эстетического знания;

- умение объяснять феномен моральных и эстетических ценностей, их роль в человеческой жизнедеятельности;

- формирование системы представлений о способах овладения морально-эстетическим опытом, хранения и передачи базисных ценностей.

Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы студенты должны:

знать:

ü базовые дефиниции категорий курса этики и эстетики; исходные категории;

ü основные принципы современного научного анализа этико-эстетических явлений; общую проблематику современных противоречий в этико-эстетической сфере;

ü историческую логику развития этико-эстетичних представлений, круг основных мировых и национальных научных направлений и школ.

 

уметь:

ü на практическом уровне владеть профессиональным этикетом и уметь строить поведение в профессиональных и межличностных отношениях;

ü оперировать этическими и  эстетическими категориями на основании знания форм и типов культур;

ü использовать приобретенные этико-эстетические знания для осмысления современных социокультурных процессов для наиболее эффективного выполнения профессиональной деятельности.

 

Программа учебной дисциплины состоит из двухх смысловых модулей:

1. - Проблемы возникновения, развития и исследования морали и нравственности в системе философской науки "Этики"

2. - Общие проблемы культуры, искусства, сознания, деятельности в системе философской науки "Эстетики"







ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Название темы К кол-во часов
1 Тема 1. Этика - наука о морали и нравственности 2
2 Тема 2. Мораль как форма общественного сознания. Основные категории морального сознания 2
3 Тема 3. Происхождение, развитие и исторические типы морали. Моральный прогресс. 2
4 Тема 4. История      этики. Основные      направления     этичных исследований. 2
5 Тема 5. Личностное бытие морали 2
6 Тема 6. Предмет Эстетики. Сущность эстетического. Основные виды эстетической деятельности. 2
7 Тема 7. Эстетические категории. Эстетическое сознание. 2
8 Тема 8. История эстетической мысли 2
9 Тема 9. Искусство как вид эстетической деятельности 2
  Всего 18

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие 1.

Тема: Этика - наука о морали и нравственности

ПЛАН

1 Этика как теория морали. Актуальность этической проблематики в современном           мире. Предмет и структура этического знания.

2 Основные понятия этики. Мораль и нравственность : проблема соотношения.

 Противоречия и функции морали.

3 Классификация этических учений.

Обязательная литература:

1. Апресян Р. Г. Мораль//Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. II. М.: Мысль, 2010.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник .- М.: Гардарика, 1998.

3. Малахов В.А. Этика: курс лекций : Уч.пособие. - К.: Лыбидь, 1996.

4. Некрасов А.И. Этика. - Харьков: Одиссей, 2003.

5. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник под ред. В.Я. Кикотя. М.: Юнити. 2011

6. Этика :учеб. пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА : МПСИ, 2011.

 

Дополнительная литература:

1. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Апресяна и А.Гусейнова. -

М, 2001.

2. Библер В.С. Нравственная культура. Современность. - М.: Знание, 1990.

3. Аболина Т.Г. Исторические судьбы нравственности: философский анализ

нравственной культуры. - К. Лыбидь, 1992.

4. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. - М.: Республика, 2002.

 

Семинарское занятие 2.

Тема: Мораль как форма общественного сознания.  

Основные категории морального сознания

ПЛАН

 

1. - Смысл и сущность морали.

2. - Моральный суд. Моральный идеал.

3. - Категории морали : добро - зло, любовь - ненависть, справедливость-несправедливость

        

 

Обязательная литература:

1. Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998.

2. Малахов В.А. Этика: курс лекций : Навч. Пособие. - К.: Лыбидь, 1996.

3. Некрасов А.И. Этика. - Харьков: Одиссей, 2003.

4. Соболева Ю. М. Основы светской этики. Учебник для общеобразовательных учреждений ФГОС/ Просвещение 2012

5. Этика :учеб. пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА : МПСИ, 2011.

 

Дополнительная литература:

1. Этика. Энциклопедический словарь / Под редакторши Р. Апресяна и А.Гусейнова. - М, 2001.

2. Филиппова    В.А. Задачи       и упражнения по этике.    -                Петрозаводск: Петрозаводский университет, 1993.

3. Великие мысли о больших вопросах. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000.

 

Семинарское занятие 3.

Тема: Происхождение, развитие и исторические типы морали.

Моральный прогресс.

ПЛАН

 

1 Основные теории происхождения морали в этике.

2 Исторические этапы развития морали :

а) Генезис: мораль и первобытное общество.

б) Мораль в антагонистичных социально-экономических системах.

в) Рабовладельческая и феодальная модели.

г) Проблемы и противоречия буржуазной морали.

д) Современная мораль

3. Понятие и признаки морального прогресса.

Обязательная литература:

1. Малахов В.А. Этика: курс лекций : Навч. Пособие. - К.: Лыбидь, 1996.

2. Некрасов А.И. Этика. - Харьков: Одиссей, 2003.

3. Основы этических учений. - СПб: Изд".Лань", 2002.

4. Этика :учеб. пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА : МПСИ, 2011.

Дополнительная литература:

1. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Апресяна и А.Гусейнова. - М

2001.

2.Филиппова В.А. Задачи и упражнения по этике. - Петрозаводск: Петрозаводский университет, 1993.

3. Великие мысли о больших вопросах. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000.

 

Семинарское занятие 4.

Тема: История этики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...