Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел III. Культура Древней Греции.




Мировая художественная культура

 

 

Древний мир

 

для студентов 1 курса направления «История»

 

 

Самара 2016

 

 

Составитель: к.и.н., доц. Макарова О.М

Рецензент: к.и.н., доц. Кузьмин Ю.Н.


 

Содержание

1. Программа курса стр. 4
2. Планы семинарских занятий   стр. 9
3. Реферат (задание для должников) стр. 24
4. Литература к курсу   стр. 26

 

 


Курс «Мировая художественная культура. Древний Мир» знакомит студентов с достижениями художественной культуры наиболее выдающихся цивилизаций Древнего Востока, а также Древней Греции и Древнего Рима, их видами и жанрами. Кроме того, этот курс дает возможность студентам представить культурно исторические предпосылки современной цивилизации, проследить, как в эпоху древности закладывались основные черты и традиции современной европейской культуры, формировался тот культурный идеал и та система культурных ценностей, которую затем унаследовала Западная Европа.

 

Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение данной дисциплины:

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

- разбираться в путях складывания культурной традиции древних цивилизаций;

- знать их художественные достижения;

- представлять себе специфику культурного развития древних цивилизаций в таких сферах как архитектура, скульптура, живопись и литература;

- уметь найти на конкретных примерах отличительные черты различных стилей;

- получить развернутое представление об эволюции мирового ( в первую очередь европейского) художественного творчества на протяжении древнего периода развития.

 



Содержание разделов дисциплины

Введение. Культура как общефилософское понятие. Возникновение и развитие категории «культура» в западноевропейской философии. Происхождение терминов «античность» и «античный». Античность как тип культуры. Место античной культуры в истории мировой художественной культуры. Периодизация античной художественной культуры.

Раздел I. Древнеегипетская культура.

Сведения общего характера.Территория распространения. Влияние природных условий на развитие древнегипетской культуры (компактность территории, отсутствие изолированности отдельных регионов, относительная изолированность от других основных центров цивилизации). Роль Нила в жизни египтян. Этническая и языковая однородность древнеегипетской общности как объединяющий фактор.

Древнеегипетское искусство и его сущность. Исторические вехи. Понятие образа в древнеегипетском искусстве. Основные архетипы древнеегипетского искусства. Эстетические основы древнеегипетского канона.

Египетская архитектура. Организация пространства. Пирамиды. Храмы. Мастабы. Лауксорский храмовый комплекс. Долина мёртвых. Ахетатон. Эллинистическое влияние.

Скульптура и живопись. Влияние канона. Амарнский период. Возвращенеи канона. Влияние эллинизма. Фаюмский портрет.

Древнеэфиопская цивилизация. Влияние Египта. Архитектура. Нубийский портрет.

Раздел II. Культура Древнего Ирана.

Сведения общего характера.Территория распространения. Влияние природных условий на развитие иранской культуры (изолированность отдельных регионов, отсутствие объединяющей крупной водной артерии, изменение среды обитания) Роль международной торговли в жизни Ирана. Этническая и языковая однородность древнеиранской общности как объединяющий фактор. Основные племенные группы.

Эламская цивилизация (III тыс. до н.э. –VII в. до. н.э.). Природные условия корено    территории эламской цивилизации. Влияние культуры Месопотамии. Архитектура. Прикладное искусство. Художественное литьё.Керамика.

Ахеменидский период (VI - IV вв. до н.э.) Образование мировой персидской державы. Её своеобразие. Слияние различных культур. Архитектура. Гробница Кира. Персеполь. Храмы и светские дворцы. Ордерная система. Архитектура восточной и западной частей империи.  Скульптура. Рельеф. Бехистун. Персеполь. Малая Азия. Восточный Иран.

Прикладное искусство. Художественное литьё. Ковроткачество. Пазырыкские находки.

Эпоха эллинизма (III –II вв до н.э.). Продолжение слияния элементов классического греческого искусства и местных традиций. Особенности данного процесса в различных иранских регионах. Бактрия, Мидия. Градостроительство и архитектура. Строительство новых городских центров. Ниса. Бактры. Селевкия. Дура Европос. Греческие и иранские храмы. Скульптура. Синкретический стиль. Статуи эллинистических богов и царей на территории Ирана. Монетное искусство Греко-Бактрии.

Парфяно-сасанидский период (II в. до н. э. - VII в. н.э.).Территория иранского государства в парфяно-сасанидскую эпоху. Иранский ренессанс. Его своеобразие. Сохранение влияния различных культур. Зороастризм. Значение парфяно-сасанидской эпохи в становлении иранской цивилизации. Архитектура. Ктесифон. Гур. Ганзак. Храмы и светские дворцы. Архитектура восточной и западной частей Ирана. Скульптура. Рельеф. Нахш-и Рустам. Хатра. Шами. Кушанская скульптура. Мозаика. Бишапур. Влияние индийского искуссва. Прикладное искусство. Ювелирное искусство Ковроткачество. Керамика.

Раздел III. Культура Древней Греции.

Сведения общего характера.Территория распространения. Влияние природных условий на развитие древнегреческой культуры (изолированность отдельных регионов, отсутствие объединяющей крупной водной артерии.) Роль моря и мореплавания в жизни греков. Этническая и языковая однородность древнегреческой общности как объединяющий фактор. Основные племенные группы греков: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы.

Крито-микенская цивилизация ( первая половина II тыс. до н.э. – около XII в.до .н.э.). Острова Кикладской группы – колыбель цивилизации бассейна Эгейского моря. Дворцовый характер цивилизации. Остров Крит. Периоды «старых» и «новых» дворцов. Архитектура: дворцы в Кноссе, Фесте Като-Закро, Маллии. Особенности критской архитектуры: критская колонна, центральный двор, отсутствие симметрии, многоэтажность, световые окна, сложная система водопровода. Живопись. Фрески Кносского дворца и дворца на острове Фера (Санторин). Парадные процессии, пейзаж. «Сказочный» стиль. Богатство красок. Прикладное искусство. Критская керамика. Полихромный стиль. Стиль «Камарес». Дворцовый стиль. Вырождение критского керамического мастерства. Скульптура. Отсутствие монументальных памятников. Декоративная роль критской скульптуры. «Богини со змеями».

Материковая (Ахейская) Греция. Архитектура. Цитадели в Микенах, Тиринфе, Пилосе. Особенности микенской архитектуры: «киклопическая» кладка стен. Отсутствие центрального двора, микенский мегарон. Погребальные сооружения: шахтовые и купольные гробницы. Живопись. Сцены охоты, войны, сборов в поход. «Эпический» стиль». Прикладное искусство. Золотые погребальные маски «маска Агамемнона». Золотые чеканные изделия. Влияние Крита. Скульптура: первые монументальные памятники на территории Греции. «Львиные ворота в Микенах.

Гомеровский период или «Темные века» (XI – IХ вв. до н. э.).Гомеровский эпос. «Гомеровский вопрос» в антиковедении. Проблема авторства. «Илиада» и «Одиссея» - сюжет, особенности языка и стиля поэм. Теории, объясняющие происхождение поэм: песенная, компиляции, первоначального ядра. Архитектура: отсутствие каменного строительства, переработка микенского мегарона. Скульптура: малорасчлененные грубые статуи (ксоаны). Роспись по скульптуре. Керамичекое производство. Возвышение Афин. «Дипилонские вазы». Геометрический стиль.

Архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) Культурные изменения рубежа VIII – VII вв. до н.э. Развитие полисного строя. Архитектура. Греческий храм, его значение в жизни полиса, его функции. Типы греческого храма: наос (храм «в антах»), простиль, амфипростиль, периптер. Ордерная система. Определение ордера. Характеристика основных ордеров древнегречекой архитектуры - дорического, ионического и коринфского. Скульптура. Малорасчленненные, строго фронтальные статуи богов. Скульптурный тип юноши, бога или героя, так называемые «архаические Аполлоны» или «куросы». «Архаическая улыбка». «Коленопреклоненный бег» - первая попытка передать движение. Аттическая скульптурная школа. Прикладное искусство: основные формы греческой керамики, их названия и назначение. Центры керамического производства: Коринф, Халкида на острове Эвбея, Аттика.. Развитие живописи в форме вазописи. Ориентализирующий стиль. Чернофигурный стиль. Изобретение краснофигурного стиля – открытие третьего измерения. Литература. Эпос. Киклические поэмы. Гомеровские гимны. Дидактический и космогонический эпос: «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода. Лирическая поэзия и ее музыкальное сопровождение. Элегия: Тиртей, Солон, Архилох, Феогнид. Мелика: Алкман (хоровая), Алкей, Сапфо, Анакреонт (сольная). Эпиграмма: Симонид Кеосский. Эпиникий: Пиндар. Зарождение прозы: логографы, Геродот. 

Период классики (V – VI вв. до н. э.). Полисный строй. Архитектура: дальнейшее развитие ордерной системы. Ансамбль Акрополя в Афинах. Светское строительство. Одеон. Театр Диониса. Скульптура: рост реалистических тенденций. Строгий стиль. Мирон. Поликлетов «Канон». Фидий и его статуи богов: Зевс Олимпийский, Афина Промахос, Афина Лемния, Афина Парфенос. «Менада» Скопаса – вихрь движения. Творчество Праксителя: Гермес с младенцем Дионисом, Афродита Книдская, Аполлон Савроктон. Живопись: узорчатая орнаментальность, появление жанровых и лирических сценок. Литература. Аттическая драма. Историография: Фукидид, Ксенофонт. Риторика: Лисий. Исократ, Демосфен. Философская проза Ксенофонт, Платон, Аристотель. Софисты и начало европейского образования. Сократ.

Эпоха эллинизма (III –I вв до н.э.). Слияние элементов классического греческого искусства и местных традиций. Особенности данного процесса в различных эллинистических царствах. Космополитический и элитарный характер эллинистической культуры. Градостроительство и архитектура. Строительство новых городских центров. Появление регулярной планировки, двухэтажных зданий, круглых в плане построек. Ордерная система в эпоху эллинизма. Деятельность Сострата с острова Книд: строительство стои Аттала в Афинах, Фаросского маяка. Скульптура. Патетический стиль. Статуя богини Никэ с острова Самофракия. Появление скульптурных групп: «Лаокоон и его сыновья», «Фарнезский бык». Жанровое направление, эротические сценки. Тенденции гигантизма. Колосс Родосский работы скульптора Хареса из Линда. Пергамский алтарь, гробница правителя Карии Мавсола. Живопись: патетика, бытовые сценки, эротические мотивы, карикатура. Развитие точных и естественных наук. Феофраст, Эвклид, Архимед, Эратосфен, Дикеарх. Литература. Преобладание поэзии над прозой. Преобладание книжных жанров. Разрыв стиха и музыкального сопровождения. Александрийская ученая поэзия. Каллимах. Попытка возрождения киклического эпоса: «Аргонавтика» Аполлония Родоского. Возникновение новых малых жанров. Идиллия и эпиллий. Мимиямбы Герода. Падение общественного значения риторики. Переход ее в сферу теории словесности. Историография: Эфор, Феопомп, Иероним, Манефон, Полибий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...