Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 28. Постсовременность как эпоха кризиса действительности и общности.




1. Кризис общности и возрастание индивидуализации.

2. Общество и общение (Я – Другой). Основные формы социального взаимодействия: консенсус, диалог, конфликт.

3. «Микрофизика» власти, «индивидуализирующая пирамида» и организация социального порядка (по М.Фуко).

Ключевые слова: индивидуализм, контроль, паноптизм, сеть, глобализация.

Методические указания

Эпоха постсовременности является эпохой смещения масштабов ценностей и дестабилизации правил и закономерностей, которые до этого структурировали чувственно воспринимаемый мир человека. Трансформация социальных и политических механизмов контроля и управления, глобальная и индивидуалистская перспектива воздействуют на культуры, личности, индивидуальность, тела и умы людей. «Микрогруппы» образуются в зависимости от специфической этики в рамках коммуникационных сетей. В обозначении условий межличностного и межгруппового взаимодействия (Я – Другой), центральное место занимает парадигма социального взаимодействия. Структура процесса взаимодействия определяется рядом оснований социокультурного и психологического порядка. Задача состоит в том, чтобы проанализировать и выявить ценностно-нормативные характеристики трех общих парадигм взаимодействия – консенсуса, диалога и конфликта. Обратить внимание на то обстоятельство, что в наше время конфликты оборачиваются не только и не столько против собственности на средства производства, сколько против апроприации индивидуальности (личной или коллективной). В продолжение этой мысли рекомендуется ознакомление с текстом работы М.Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». Организация человеческой телесности осуществляется на всех уровнях общественной структуры по принципу «всеподнадзорности» (паноптизм). «Микрофизика» власти дисциплинирует и нормирует индивидуальное поведение («формирует знание об индивидах», «усиливает единичную полезность», «рассеивает компактные группы индивидов»), определяет порядок идентификаций и предполагает его признание (согласие).

Дополнительная литература:

1. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. / С.Жижек. – М., 2002.

2. Зиммель Г. Как возможно общество. Общение. Социальная дифференциация. / Г. Зиммель. Избранное. – М., 2006.

3. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. / М.Фуко. – М., 1999.

4. Элиас Н. Общество индивидов. / Н.Элиас. – М., 2001.

Тема 29. Философия общества и культура

1. Определение культуры в философии. Культура как сущностный принцип человеческого бытия.

2. Игра как функция формирования культуры.

3. Культура постмодерна: социальные и эстетические параметры трансформации реальности.

Ключевые слова: культура, символ, миф, традиция, игра, знак, симулякр, «высокая» и «массовая» культура.

Методические указания

При выполнении контрольной работы важно отметить многозначность феномена культуры, многообразие научных подходов и специфику социально-философского видения. Рекомендуется осуществить краткий обзор философских традиций в рассмотрении культуры, обозначить формы трансляции культурного опыта, фундаментальные характеристики мира культуры, отметить, что человек есть единственное и абсолютное пространство, в котором бытийствует, осуществляется культура. Во втором вопросе студент должен обратить внимание на то, что человеческая культура возникает в игре и развивается как игра (Й.Хёйзинга). Своеобразие игры проявляется в языке, игра – способ бытия самого произведения искусства (Г.Гадамер). В культуре постмодерна роль игровых элементов возрастает. В этой связи целесообразно отметить характерные трансформации в общественно-культурной жизни, а именно: социальные и эстетические. В социальном измерении речь должна идти о ситуации знакового, или символического производства, о размывании границ между реальным и нереальным, т.е. о симулятивной, репродуктивной реальности. Ж.Бодрийяр говорит об «исчезновении социального» (индивид теряет целостность и возможность идентификации, «фрагментируется») и характеризует эту ситуацию с помощью понятий «симулякр» и «симуляция». В эстетическом плане – эклектизм, нефункциональность конструкций, игра с традицией, языковые эксперименты (крайне сложное или псевдонаивное, упрощенное письмо), стирание различий между «высокой» и «массовой» культурой. Поэтому постмодерн – это скорее ситуация исчезновения смысла, чем ситуация производства значений.

Дополнительная литература:

1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть./ Ж.Бодрийяр. − М., 2013.

2. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. / Ж.Ф.Лиотар. – М., 1998.

3. Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. / Й.Хейзинга. – М., 2011.

Тема 30. Проблема творчества в философии

1. Творчество как сущностный принцип и ценность человеческого бытия.

2. Концепция Н.Бердяева о творчестве человека.

3. «Религиозный смысл пошлости» в концепции И.А.Ильина (по работе Ильин И.А. «Основы христианской культуры». Глава 13. С.330)

Ключевые слова: творчество, ремесло, эстетика, ценность, эстетический вкус, воображение, пошлость.

Методические указания

При написании контрольной работы важно сфокусировать внимание на традиционном понимании творчества как атрибутивного свойства и фундаментальной ценности человека, рассмотреть творческий процесс как выход за рамки наличного существования, как созидания нового в его многообразных формах. Не менее существенно отразить адекватное современной эпохе рассмотрение творчества не только на примере искусства, а на социально более влиятельных сферах инноваций в технике и науке. В связи с этим обстоятельством следует указать на возникновение новых форм творчества, его «тематизацию», тенденцию к всеохватывающему творчеству, когда креативная созидательность должна располагаться не на уровне отдельного человека и его способностей, а на уровне взаимодействия множества социальных действователей. Исходя из прояснения сложившихся условий в сфере человеческого творчества, целесообразно обратиться к текстам Н.Бердяева и И.Ильина с тем, чтобы в реферативном формате раскрыть их философские воззрения на природу творчества, которые оригинальны по своей сути и не утратили во времени актуальности.

Дополнительная литература:

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. / Н.А.Бердяев. – М., 2011.

2. Бергсон А. Творческая эволюция. / А.Бергсон. – М., 2006.

3. Ильин И.А. Основы христианской культуры. / И.А.Ильин. – М., 2011.

4. Ортега-и Гассет Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2008.

 

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания и темы контрольных работ для студентов всех направлений специалитета и бакалавриата заочной формы обучения

 

 

Составили: Филимонова Ольга Федоровна

                     Ромащенко Мария Александровна

              Михель Ирина Владимировна

 

Рецензент Н.В. Довгаленко

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...