Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выполните анализ лирического стихотворения




ЗАДАНИЯ

I этапа городского конкурса-защиты научно-исследовательских работ обучающихся Малой Академии Наук

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Й КЛАСС

 (2017-2018 учебный год)

ФИО__________________________________________________________

Й уровень. Русский язык

Выполните комплексный анализ текста

1. В те дни вечерами уже холодало, дело шло к осени. 2.По ночам же почва быстро выхолаживалась, и к рассвету степь покрывалась белесым, как солончак, налетом недолговечного инея. 3. Скудная, безотрадная пора приближалась для степного зверя. 4.Та редкая дичь, что держалась в этих краях летом, исчезала кто куда - кто в теплые края, кто в норы, кто подался на зиму в пески. 5. Теперь каждая лисица промышляла себе пропитание, рыская в степи в полном одиночестве, точно бы начисто перевелось на свете лисье отродье. 6. Молодняк того года уже подрос и разбежался в разные стороны, а любовная пора еще была впереди, когда лисы начнут сбегаться зимой отовсюду для новых встреч, когда самцы будут сшибаться в драках с такой силой, какой наделена жизнь от сотворения мира...

7.С наступлением ночи лисица вышла из овражка. 8.Выждала, вслушиваясь, и потрусила к железнодорожной насыпи, бесшумно перебегая то на одну, то на другую сторону путей. 9.Здесь она выискивала объедки, выброшенные пассажирами из окон вагонов. 10.Долго ей пришлось бежать вдоль откосов, обнюхивая всяческие предметы, дразнящие и отвратительно пахнущие, пока не наткнулась на что-то мало-мальски пригодное. 11.Весь путь следования поездов был засорен обрывками бумаги и скомканных газет, битыми бутылками, окурками, искореженными консервными банками и прочим бесполезным мусором.  12.Особенно зловонным был дух из горлышек уцелевших бутылок - разило дурманом.  13.После того как раза два закружилась голова, лисица уже избегала вдыхать в себя спиртной воздух.  14.Фыркала, отскакивала сразу в сторону.

15.А того, что ей требовалось, ради чего она так долго готовилась, перебарывая собственный страх, как назло, не встречалось. 16.И в надежде, что еще удастся чем-то подкормиться, лиса неутомимо бежала по железной дороге, то и дело шмыгая с одной стороны насыпи на другую.

17.Но вдруг она замерла на бегу, приподняв переднюю лапу, точно бы застигнутая чем-то врасплох.  18.Растворяясь в чалом свете высокой мглистой луны, она стояла между рельсами как призрак, не шелохнувшись.  19.Настораживающий ее далекий гул не исчез.  20.Пока он был слишком далек.  21.Все так же держа хвост на отлете, лиса нерешительно ступила с ноги на ногу, собираясь убраться с путей.  22.Но вместо этого вдруг заторопилась, принялась шнырять по откосам, все еще надеясь наткнуться на нечто такое, чем можно было бы поживиться.  23.Чуяла - вот-вот налетит на находку, хотя неотвратимо надвигались лязг и перестук сотен колес.  24.Лиса замешкалась всего на какую-то долю минуты, и этого оказалось достаточно, чтобы она заметалась, закувыркалась, как ошалевший мотылек, когда вдруг с поворота полоснули ближние и дальние огни спаренных цугом локомотивов, когда мощные прожекторы, высветляя и ослепляя всю впереди лежащую местность, на мгновение выбелили степь, безжалостно обнажая ее мертвенную сушь. 25.А поезд сокрушительно катил по рельсам.  26.В воздухе запахло едкой гарью и пылью, ударил ветер.

27.Лисица опрометью кинулась прочь, то и дело оглядываясь, припадая в страхе к земле.  28.А чудовище с бегущими огнями долго еще грохотало и проносилось, долго еще стучало колесами.  29.Лисица вскакивала и снова бросалась бежать со всех ног...

Ч.Айтматов «Буранный полустанок»

 

 

Словообразование

1. Укажите способ образования слова БЕЗОТРАДНАЯ (предложение 3).

2. Укажите способ образования слова ОТРОДЬЕ (предложение 5).

3. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочным способом.

4. Из предложения 9 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

5. Из предложения 13 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

6. Из предложения 21 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

7. Из предложения 23 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

8. Из предложения 23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

9. Из предложения 25 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

10. Из предложения 29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

МОРФОЛОГИЯ

11. Из предложения 2 выпишите частицу.

12. Из предложения 3 выпишите относительное прилагательное.

13. Из предложения 5 выпишите частицу.

14. Из предложения 6 выпишите указательное местоимение.

15. Из предложений 6-9 выпишите причастие.

16. Из предложений 10-11 выпишите неопределенное местоимение.

17. Из предложений 12-14 выпишите предлоги.

18. Из предложения 15 выпишите наречия.

19. Из предложений 15-18 выпишите частицы.

20. Из предложения 22 выпишите неопределенное местоимение.

21. Из предложений 27-29 выпишите деепричастие.

22. Из предложения 24 выпишите притяжательное местоимение.

23. Из предложений 28-29 выпишите определительное местоимение.

24. Из предложения 24 выпишите подчинительные союзы.

СИНТАКСИС

26.Определите тип связи слов в словосочетании В ТЕ ДНИ (предложение 1).

27. Определите тип связи слов в словосочетании ТЕПЕРЬ ПРОМЫШЛЯЛА

(предложение 5).

28. Определите тип связи слов в словосочетании РЫСКАЯ В СТЕПИ (предложение 5).

29. Определите тип связи слов в словосочетании УЖЕ ПОДРОС (предложение 6).

30. Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

31.Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

32. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

33. Из предложения 19 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

34. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

35. Среди предложений 4-9 найдите предложение с обособленным определением.

36. Среди предложений 16-20 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами.

37.Среди предложений 1-6 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.

38. Среди предложений 8-11 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.

39. Среди предложений 25-29 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.

40. Среди предложений 21-26 найдите предложение со сравнительным оборотом.

41. Среди предложений 1-6 найдите сложносочиненное.

42. Среди предложений 7-14 найдите сложноподчиненное с придаточным времени.

43. Среди предложений 12-16 найдите сложноподчиненное с придаточным определительным.

44. Среди предложений 13-20 найдите сложноподчиненное с однородным подчинением.

45. Среди предложений 21-24 найдите сложноподчиненное с придаточным уступки.

46. Среди предложений 17-23 найдите сложное предложение с разными видами связи.

47. Среди предложений 18-21 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

48. Среди предложений 7-10 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью наречия и личного местоимения.

 

 

Й уровень. Литература

Выполните анализ лирического стихотворения

«Слово»  Гумилев Н. С. 1921

(по плану, приведенному ниже)

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

 

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

 

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

 

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

 

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это - Бог.

 

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

План анализа стихотворения (9 класс)
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…
4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).
5. Тема, идея стихотворения.
6. Образы стихотворения.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):
Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:
1. эпитет - художественное определение;
2. сравнение – сопоставление предметов и явлений;
3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
4. ирония - скрытая насмешка;
5. гипербола - художественное преувеличение;
6. литота - художественное преуменьшение;
7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
9. перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа;

10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

Стилистические фигуры:
1. повторы (рефрен);
2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
3. антитеза (противопоставление);
4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный);
5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
1. аллитерация - повторение одинаковых согласных;
2. ассонанс - повторение гласных;
3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
4. эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).
8. Стихотворный размер:
А) двусложные размеры:
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;

Б). трехсложные размеры:
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.

_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
В). верлибр (свободный или белый стих)
9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
10. Образ лирического героя, авторское "Я".
11. Цветопись.
12. Ваши впечатления о стихотворении.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...