Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практическое занятие 1. Предмет и периодизация «Истории государства и права зарубежных стран». Предистория возникновения права и государства.




ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

Имени И. С. Тургенева»

Юридический институт

Кафедра истории государства и права

   

 

 

История государства и права зарубежных стран

Методические материалы к рабочей программе дисциплины

 

 

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

 

Направленность (профиль): общий

 

Орёл 2017

 

 

В процессе изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран используются следующие виды учебных работ: лекции и практические занятия,

Текущий контроль осуществляется в виде устных опросов, письменных опросов, письменных домашних заданий, проверки решения задач (казусов) по отдельным темам, тестирования по разделам дисциплины и т. п.

Формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.

Для более глубокого освоения дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов в форме текущей и проблемно-ориентированной работы.

Лекция как форма организации учебного процесса представляет собой последовательное изложение темы или проблемы, в ходе которого раскрываются теоретические положения, факты, закономерности, принципы, дается их анализ, раскрывается взаимосвязь между ними; освещаются различные точки зрения по изучаемой теме (проблеме), обосновываются позиции и т.п. Лекция знакомит обучающихся с новым материалом, разъясняет вопросы, трудные для понимания, систематизирует учебный материал, ориентирует в учебном процессе.

С целью обеспечения успешного усвоения материала обучающийся должен готовиться к лекции, в частности:

- изучить материал предыдущей лекции;

- узнать тему предстоящей лекции (из рабочей программы дисциплины, тематического плана, от преподавателя);

- познакомиться с материалом по теме предстоящей лекции, используя учебную и дополнительную литературу;

- постараться уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;

- сформулировать возможные вопросы по теме, которые необходимо задать лектору.

Практическое занятие – вид учебных занятий, в ходе которого студенты формируют знания, умения и навыки по изучаемой дисциплине, учатся творчески работать, аргументировать и отстаивать свою позицию, правильно и доходчиво излагать свои мысли перед аудиторией, овладевать культурой речи, ораторским искусством. Практическое занятие является также формой учета и контроля самостоятельной работы. Основное в подготовке и проведении практических занятий – это самостоятельная работа обучающегося над изучением темы практического занятия. На занятии обсуждаются ключевые вопросы темы. Готовиться к практическому занятию следует заранее. Необходимо внимательно ознакомиться с темой и планом практического занятия и другими материалами, уяснить суть вопросов, выносимых на обсуждение. Затем нужно подобрать учебную литературу по теме практического занятия и ознакомиться с ней. Изучение всех источников должно способствовать поиску ответов на выносимые на практическое занятие вопросы.

Завершающий этап подготовки к практическому занятию состоит в составлении развернутых планов выступлений, кратких конспектов по каждому вопросу практического занятия. Необходимо законспектировать первоисточники по теме, выписать в словари и запомнить термины в специальную тетрадь для подготовки к практическим занятиям.

Обучающиеся должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана практического занятия и к участию в обсуждении и дополнении докладов. Доклады на практических занятия делаются устно, разрешается обращаться к записям (конспектам, выпискам), к первоисточнику. Вместе с тем, следует избегать сплошного чтения текста, необходимо стремиться к выражению мыслей своими словами, путем свободной устной речи.

Обсуждение докладов проводится в свободной форме, в плане развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы.

В качестве форм работы на практическом занятии могут быть использованы решение казусов (задач), выполнение тестовых заданий, терминологические диктанты, заслушивание сообщений и рефератов с последующим их обсуждением, рецензирование и обсуждение источников, научных статей и т.п.

Практическое занятие может быть также проведено также в иной форме (развернутая беседа, диспут, дискуссия и т.д.). Форма проведения такого занятия объявляется студентам заранее.

Выступление студента на практическом занятии должно удовлетворять следующим основным требованиям: в нем излагается суть рассматриваемого вопроса, дается анализ нормативного материала, закономерностей, принципов, законов, категорий на основе достижений современной правовой мысли. Выдвинутые положения подкрепляются фактами, аргументами, доказательствами, примерами, взятыми из политико-правовой практики.

Активность каждого участника практического занятия проявляется и в том, как внимательно он слушает выступающих, стремится ли понять логику их рассуждений, замечает ли пробелы и ошибки в их выступлениях, готов ли вступить в дискуссию по обсуждаемому вопросу, исправить или дополнить выступающих. На практическом занятии рекомендуется вести записи в тетради для практических занятий.

Следует предостеречь студентов от кажущейся иногда на первый взгляд простоты тех или иных изучаемых вопросов, особенно, если студент встречался с ними ранее. Эта кажущаяся простота может отвлечь от углубленного изучения и проработки вопроса.

По окончании практического занятия у студента могут остаться невыясненные отдельные вопросы. Целесообразно продолжить поиск ответов на них, обратившись за консультацией к ведущему преподавателю, изучив дополнительную литературу.

Подготовка к экзамену должна осуществляться целенаправленно, регулярно, систематически с первых дней освоения дисциплины. Попытка освоить дисциплину в период зачетно-экзаменационной сессии дает, как правило, не всегда удовлетворительные результаты. Обучающиеся в начале семестра должны познакомиться со следующими учебно-методическими материалами:

- программой дисциплины;

- перечнем знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать;

- тематическими планами лекций, практических занятий;

- учебной литературой по дисциплине;

- перечнем вопросов к зачету.

Для более глубокого освоения дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов в форме текущей и проблемно-ориентированной работы.

Текущая самостоятельная работа по изучению дисциплины, направленная на углубление и закрепление знаний студента, включает: работу с лекционным материалом, поиск и обзор литературы по отдельным проблемам, подготовку к практическим занятиям, написание сообщений (докладов), изучение вопросов, вынесенных на самостоятельное освоение, подготовку к зачету.

Проблемно-ориентированная самостоятельная работа по изучению дисциплины носит творческий характер и включает: исследовательскую работу с целью написания реферата, научной статьи, участие в научных конференциях, семинарах и олимпиадах, углубленное изучение вопросов по тематике практических занятий.

 

 

Тематика практических занятий

2-ой СЕМЕСТР:

Практическое занятие 1. Предмет и периодизация «Истории государства и права зарубежных стран». Предистория возникновения права и государства.

План:

1. Предмет и задачи курса. Место дисциплины «История государства и права зарубежных стран» в системе юридических наук.

2.  Двойственность истории государства и права зарубежных стран.

3.  Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

4.  Историография всеобщей истории государства и права. Сравнительно-историческая, социологическая и иные школы изучения истории права и государства.

5.   Догосударственные формы права.

6.  Генезис надобщинных структур и образование протогосударства. Пути и механизмы институционализации власти.

 

Темы докладов:

1. История возникновения «Истории государства и права зарубежных стран» как науки.

2. История возникновения «Истории государства и права зарубежных стран» как учебной дисциплины.

3. Значение «Истории государства и права зарубежных стран» в подготовке будущего бакалавра юриспруденции.

4. Методология изучения «Истории государства и права зарубежных стран». Многообразие методов изучения «истории государства и права зарубежных стран».

5. Соотношение понятий «методика исследования» и «методология исследования» применительно к «Истории государства и права зарубежных стран.

6. Проблема возникновения государства и права.

7. Становление права.

8. Эволюция общества на пути к государству: основные стадии развития.

9. Чифдом: понятие и признаки.

10. Критерии периодизации «Истории государства и права зарубежных стран».

11. Формационный и  цивилизационный подходы к изучению «Истории государства и права зарубежных стран».

12. Историография «истории государства и права зарубежных стран».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...