Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Исследование функции гнозиса
Методы исследования (клинико-неврологические) при афазических расстройствах.
Исследование сенсорной афазии
Вид исследования
| Методика исследования
| Особенности исследования
| Понимание смысла слов
| Врач называет вслух ряд окружающих предметов и просит больного показать их. Например: «Покажите, где простыня, где подушка, где стакан?»
| Все задания должны даваться только через слово, недопустимы подсказки с помощью жестов
| Понимание и выполнение простых инструкций
| Врач просит больного выполнить несколько заданий. Например: «Покажите язык, закройте глаза, поднимите правую руку, возьмите стакан в левую руку...»
| Правильно ли выполняются простые задания и более сложные инструкции
| Понимание и выполнение сложных инструкций
| Врач просит больного выполнить несколько сложных заданий. Например: «Когда я подниму правую руку, возьмите левой рукой стакан и поставьте его в центре тумбочки»
| Сразу ли больной понимает обращенную к нему речь или приходится несколько раз повторить задание
| Способность различать правильные и неправильные в смысловом отношении фразы
| Врач говорит больному несколько сходных в звуковом отношении, но различных по смыслу фраз, правильных и неправильных. Например: «Волк съел козленка, так может быть? Волк съеден козленком, может быть так? Лисица съела зайца и заяц съеден лисицей — это одно и то же или нет?»
| Какие имеются дефекты речи (парафазия, персеверация, жаргонофазия)
| Понимание смысла рассказа
| Врач рассказывает коротко, но динамично какую-либо историю и затем просит больного повторить ее содержание или сказать, кто герой рассказа, что стало с действующими лицами и т. п.
| Чистая ли это форма сенсорной афазии или имеются элементы моторной афазии, алексии, аграфии
|
Исследование моторной речи
Вид исследования
| Методика исследования
| Особенности исследования
| Повторение букв, слогов, слов, фраз
| Врач просит больного повторять за ним буквы, затем слоги, слова. Нужно подбирать слова трудные как для произношения (с большим количеством согласных), так и по смыслу. Например: метрострой, астронавтика, кораблекрушение, воздухоплавание и т. п. Затем следует повторение фраз коротких и длинных с конкретным и абстрактным содержанием. (На дворе дождь. Суворов — великий полководец. Советская космическая ракета достигла Луны. Худой мир лучше доброй ссоры и т. п.)
| В какой мере удается повторение букв, слов, предложений, рядовая речь?
| Автоматическая рядовая речь
| Врач просит больного считать от 1 до 10, затем в обратном порядке; перечислить дни недели, месяцы года и т. п. Если больной не может начать счет, то исследующий начинает счет сам, предлагая больному продолжать Врач просит больного продекламировать стихотворение или спеть песню
| Удается ли порядковая речь?
| Называние предметов
| Больной должен назвать показываемые ему предметы (стакан, ключ, ложка, книга). Затем больному предлагают назвать предметы по описанию их свойств. Например: «Как называют то, из чего пьют чай? Что вставляют в окна? Какого цвета небо?»
| Есть ли нарушения структуры речи — парафазия и персеверация?
| Разговорная речь
| Врач просит больного ответить на вопросы как личного (где живет, состав семьи, где работает), так и общего характера (события общественные, исторические). Затем врач предлагает больному рассказать что-либо о своем прошлом, пересказать какое-либо известное литературное произведение
| Охотно ли больной говорит, не испытывает ли затруднения в подыскивании слов,, достаточен ли его словарный запас. Чисто ли это моторная афазия или имеются элементы сенсорной афазии, аграфии, алексин?
|
Исследование функции чтения
Вид исследования
| Методика исследования
| Особенности исследования
| Чтение вслух букв, слогов, слов, фраз
| Врач просит больного прочитать по таблице, букварю или книге буквы, слова, слоги и целые предложения
| Соответствует ли темп чтения образованию больного, так ли больной читал раньше. Нет ли паралексий литеральных и вербальных
| Чтение про себя
| Врач дает больному ряд письменных инструкций и просит их выполнить. Наряду с правильными и выполнимыми инструкциями следует дать несколько неверных и невыполнимых инструкций. Например: «Когда я опущу руку в карман, то вы должны поднять вверх указательный палец вашей левой руки», «Возьмите ложку и напишите на бумаге ваше имя»
| Понимает ли больной смысл предложения, может ли отличить правильные инструкции от нелепых, выполнимые от невыполнимых? Достаточно ли быстро и правильно он выполняет письменные инструкции?
| Исследование функции письма
' Вид исследования
| Методика исследования
| Особенности исследования
| Списывание
| Больной должен скопировать буквы, фразы из таблицы, букваря или книги
| Удается ли копирование или больной допускает ошибки?
| Письмо под диктовку
| Врач диктует больному буквы, слова, целые предложения из букваря или книги
| .Каков темп письма, нет ли замедления, так ли больной писал раньше, что изменилось?
| Рядовое письмо
| Врач предлагает больному самостоятельно написать перечень дней недели, месяцев года, числовой ряд
|
| Написание названий.показываемых предметов
| Врач показывает больному ряд предметов (ручка, часы, халат, стул) и просит написать их название на бумаге
| Нет ли литеральных и вербальных параграфий?
| Запись ответов на вопросы
| Врач предлагает больному: а) ответить письменно на ряд вопросов; б) написать пересказ какого-либо известного литературного произведения, исторического события; в) описать какое-либо время года, явление природы
| Сопоставить дефекты письменной и устной peчи. Запас слов в письменной речи чаще бывает богаче, чем в устной, но может быть и наоборот
|
Исследование функции праксиса
Вид исследования
| Методика исследования
| Степень нарушения
| Подражание движениям
| Больной подражает движениям врача. Например: а) поднять вверх руку, затем обе руки, одну поднять, другую опустить, развести их в стороны; б) делать из двух указательных пальцев различные знаки — Г, Л, Т и т. п.; в) воспроизвести вслед за врачом некоторые движения, например: погрозить пальцем, приставить руку к носу, уху
| При моторной апраксии подражание невозможно или затруднено, при идеаторной или конструктивной апраксии оно обычно удается больному
| Движения по устному заданию
| Врач просит больного произвести ряд движений по устному заданию: а) манипуляции с частями собственного тела. Например: дотронуться левой рукой до кончика носа, до лба, до правого уха; б) манипуляции действительными предметами. Например: вдеть нитку в иглу, положить спички в коробку, причесаться; в) манипуляции с воображаемыми предметами: больной, не имея соответствующего предмета в руках, должен показать, как едят ложкой, как пьют, воду из стакана, ловят мух, стреляют из ружья
| Нарушения наблюдаются обычно в той или иной мере при моторной или идеаторной апраксии
| Конструирование целого из частей
| Врач: а) складывает из спичек или кубиков какую-либо фигуру и просит больного из того же материала скопировать ее в точности; б) просит больного начертить план комнаты, многоугольник, лицо человека
| Конструирование сильно расстроено при конструктивной апраксии. В небольшой степени может страдать при моторной апраксии. При идеаторной апраксии чаще не нарушается
|
Исследование функции гнозиса
|