Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема9.Разработкаиреализацияучебныхкейсов.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

Основной целью семинарских и практических занятийявляется развитие практических умений и компетенций студентов. В этой связи, проведение семинарского занятия по традиционной схеме, когда заранее назначенные студенты зачитывают доклады, не вполне целесообразно.

Основу методической системы дисциплины составляют групповые формы работы, что предполагает организацию студенческих групп численностью от 2 до 5 человек для выполнения каждого задания. Важным эффектом групповой работы является развитие навыков педагогического общения, профессионально-значимой коммуникации, совместной познавательной деятельности и др.

Задания для семинарских и практических работ формулируются по следующим направлениям профессионально-педагогической деятельности с учетом интересов студентов и включают следующие типы:

1) Анализ образовательных ситуаций и педагогических проблем (case-study). Студенту (или группе студентов) предоставляются различные материалы (планы, проекты, программы, рецензии, аутентичные высказывания участников, аудио- и видео-записи происходящих событий), на основании чего должен быть сделан вывод о сущности проблемы (противоречия) и возможных путях ее решения.

2) Исследование историко-педагогических текстов.В качестве объекта исследования могут выступать авторские концепции педагогов прошлого, воспоминания современников, произведения искусства разных жанров (кинематограф, театр, живопись) на педагогические темы и др. В процессе их исследования анализируются как объективные предпосылки их возникновения (историко-культурные и политико-экономические условия), так и субъективные впечатления, возникающие у читателя или зрителя.

3) Анализ педагогического опыта.Общая логика выполнения этих заданий близка заданиям на анализ образовательных ситуаций, однако отличается их ориентацией на различные взаимно дополняющие описания опыта педагогической деятельности учителя.

4) Разработка программы педагогической диагностики. Основываясь на требованиях стандартов и рабочих учебных программ, студенты разрабатывают систему диагностических заданий, критериального и организационно-управленческого обеспечения проведения диагностических мероприятий, а также – апробируют их на своем коллективе.

5) Проектирование и программирование педагогической деятельности.Студентам предлагается в условиях групповой деятельности разработать педагогический проект, который мог бы быть реализован в условиях общеобразовательной школы или другого образовательного учреждения. Инструментами выступают тексты стандартов, учебных планов и типовых учебных программ.

6) Прогнозирование последствий принятия педагогических решений.Студенты приобретают опыт анализа нормативной документации, а также – последствий принятых решений.

7) Конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми разного возраста.В основе этой формы деятельности – разработка планов и программ массовых мероприятий с участием школьников (творческих сборов, мастер-классов, детских праздников, спортивных и театрализованных мероприятий).

8) Конструирование ситуаций взаимодействия с родителями, социокультурной средой, профессиональными сообществами.Общая структура выполнения этих заданий достаточно близка заданиям по конструированию сотрудничества и взаимодействия с детьми, но реализуется в несколько иной – социокультурной среде и предполагает решение проблем партнерства семьи и школы, профилизации и профориентации, привлечения общественности к управлению школой и пр.

9) Освоение различных профессионально-педагогических ролей.Задания этого типа представляют собой сценарии взаимодействия (коммуникации), которые реализуются – разыгрываются студентами.

10) Диагностика и самодиагностика. Важнейшим условием успешности изучения дисциплины является углубление представлений каждого студента о самом себе, своих профессионально-личностных особенностях и возможностях, склонностях и проблемах.

11) Тренинг. В рамках тренинга студенты под руководством преподавателя отрабатывают профессионально-значимые практические навыки, модели поведения, общения и рефлексии.

12) Конференция или «круглый стол». Эта форма является очень эффективной для рубежной (по результатам изучения модуля) и итоговой (по результатам изучения всего курса) диагностики. Очень перспективным представляется использование формы конференции для представления и обсуждения индивидуальных учебных портфелей (портфолио).

В конце каждого практического занятия рекомендуется организовать рефлексию студентами своей деятельности и содержанию занятия, в целом.

С учетом распространения специализированных ресурсов сети Интернет Web 2.0 (например, Wikipedia или Letopisi.ru), поиск определения практически к любому понятию перестал быть проблемой. Наконец, одной из важнейших компетенций студента современного вуза является способность и готовность к формулировке собственных понятий, с опорой на различные точки зрения в педагогической литературе, а также – с учетом решаемых проблем профессионально-личностного развития.

В силу интерактивного взаимодействия, как в процессе лекционного преподавания, так и в процессе семинарских занятий, можно говорить о 100% удельном весе занятий, проводимых в интерактивных формах.

Темы семинарских занятий и их содержание

Содержательный модуль 1.Подходы к развитию творческого мышления

Тема 1. Креативное мышление.

Вопросы к обсуждению:

Специфика мышления человека. Потребность в креативном мышлении. Креативность мышления как явление . Типология креативного мышления. Аспекты креативности . Парадигмы в мышлении. Интеграционное мышление.

Тема2.Интуициявтворческомпроцессе.

Вопросы к обсуждению:

Структура и типология интуиции. Интенциональный опыт. Признаки проявления интуиции.

 

Тема3.Технологиилатеральногомышления.

Вопросы к обсуждению:

Ментальные модели и латеральное мышление. Сочетание двух типов мышления   . Последовательность поступления информации. Дихотомия мышления. Методы реализации латерального мышления.

 

Тема4.Идентификацияпроблемиментальныемодели.

Вопросы к обсуждению:

Система ментальных моделей. Ментальные возможности. Проблема как система   . Бессознательная компетентность в идентификации проблем. Интеллект и эмоции в решении проблем. Навыки эмоционального интеллекта.

 

Содержательный модуль 2. Активные формы обучения

Тема5.Игравструктуреактивныхформобучения.

Вопросы к обсуждению:

Система активных форм обучения. Цель реализации активных методов. Достоинства активных методов обучения. Правила и принципы интерактивного обучения. Условия реализации. Игра как инструмент обучения. Ориентация игровых методов обучения.

 

Тема6.Игровыеметоды.

Вопросы к обсуждению:

Ролевые игры. Имитационные игры. Деловые игры. Организационно-деятельностные игры.Роль игротехника в группе.

Тема7.Неигровыеметоды.

Вопросы к обсуждению:

Метод конкретных ситуаций. Тренинги. Методы на базе электронной образовательной среды.

Тема8.Спецификаделовыхигр.

Вопросы к обсуждению:

К истории развития метода деловых игр. Классификация деловых игр. Методология игрового процесса. Проведение деловой игры. Преимущества деловых игр. Конструирование игры.

Тема9.Разработкаиреализацияучебныхкейсов.

Вопросы к обсуждению:

Анализ решений – становление метода. Суть метода кейс-стади. Применение метода. Классификация кейсов. Сопоставление метода кейс-стади. Источники кейсов. Структура кейса и этапы разработки. Этапы реализации метода в группе. Критерии отбора кейсов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...