Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов ОЗО




 

При выполнении контрольной работы следует изучить литературу по предложенным темам, рассмотреть необходимые теоретические вопросы и привести практические примеры.

В структуру контрольной работы должны входить следующие элементы: титульный лист, содержание (заполненные таблицы и выводы по ним), список использованных источников.

Оформление контрольной работы должно соответствовать предъявляемым требованиям к письменным работам.

При выполнении контрольной работы следует заполнить таблицы на основе данных реальной организации, под каждой таблицей должен быть вывод по содержанию информации.

После SWOT-анализа определить какая стратегия используется в настоящий момент. Далее следует обозначить рекомендуемые стратегии всех уровней:

-организационную (корпоративную);

-деловую (бизнес);

-функциональные.

 

1.Указывается название организации

Таблица 1

Миссияорганизации (пример)

Фактор Ключеваяпроблема
1 2
Клиенты Ктоявляетсяклиентамифирмы?
Товары/услуги Какиетовары/услугипредлагаются?
Размещение Гдефирмаведетконкурентнуюборьбу?
Технология Каковабазоваятехнологияфирмы?
Проблемывыживания Какуюэкономическуюцельпреследуетфирма?
Философия Каковыбазовыеубеждения, ценностииприоритетныеустремления?
Желательныйобраз Ккакомуимиджустремитсяфирмаикакуюответственностьпередобществомонапринимает?
Социальнаяответственность Каковапозицияфирмыпоотношениюксвоему персоналу?

 

Таблица 2

Целиорганизации (пример)

 

Ключеваяобласть Описаниецели
1 2
Прибыльность (доходность, рентабельность) Можетвыражатьсявразличныхпоказателях, такихкакобъемприбыли, доходнаинвестированныйкапитал, отношениеприбыликобъему продаж (коэффициентчистойприбыли) идр.
Положениенарынке Можетописыватьсяследующимипонятиями: долярынка, объемпродажвденежномилинатуральномвыражении, рыночная (отраслевая) ниша
Производительность Можетбытьвыраженаотношениемвыхода квходу, атакжеввидеиздержекнаединицу продукции
Инновации Определяютновыеспособыведениябизнеса (новыетехнологиииметодыорганизациипроизводства, внедрениенановыерынкиит. д.) имогутвыражатьсякаквденежных, такивдругихпоказателях
Продукция Кромепоказателейобъемапродажилиприбыльностипоотношениюкконкретномуизделию (ассортиментуизделий), целимогутбыть связанысвыведениемновоготоваранарынок илиснятиемспроизводства
Финансовыересурсы Могутбытьвыраженыдвижениемденежной наличности, структуройкапитала, выпуском ценныхбумаг, оборотнымкапиталом, выплатой дивидендов
Производственный потенциал Можноописатьспомощьютакихпоказателей, как: производственныемощности, постоянные затраты, единицыпродукциивнатурномиденежномвыражении
Организация (сточки зренияпроцесса) Определяетизменениявструктуреилидеятельности, можетвыражатьсялюбымколичествомцелей
Персонал Целимогутопределятьвыполнениетрудовых функцийиотношениекработе, профессиональноеобучение, способымотивацииработников
Социальнаяответственность Можетбытьвыраженацелямивформевидов деятельности, ориентированныхнаучастие врешенииострыхсоциальныхпроблем (экология, безработица)

 

 

Таблица 3

Основные экономические показатели, характеризующие отрасль

(отраслевой анализ)

Показатели  
1 2
Размеры рынка:  
Темпы роста размеров рынка  
Стадия жизненного цикла  
Число компаний в отрасли  
Потребители  
Степень вертикальной интеграции  
Легкость выхода на рынок и ухода с рынка  
Технологии/инновации  
Характеристики продукции  
Экономия на масштабах производства  
Кривая опыта  
Загруженность производственных мощностей  
Прибыльность отрасли  

 

Таблица 4

Анализ конкурентоспособности (пример)

Фактор конкурентоспособности

Вес фактора

Оценка фактора

А Конкурент Б Конкурент В
1 2 3 4 5
1. Услуга        
- качество 10      
- ассортимент 9      
- сроки выполнения 8      
Итого        
2. Цена        
- уровень 9      
- скидки 7      
Итого        
3. Распространение        
- степень охвата рынка 6      
Итого        
4. Продвижение        
- реклама 7      
- меры по стимулированию сбыта 7      
Итого        
Общий итог        

 

Таблица 5

Факторы и вопросы для анализа состояния внутренней среды

Сфера Факторы Вопросы для анализа
Кадры   • Управленческий персонал. • Мораль и квалификация сотрудников. • Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли. • Кадровая политика. • Использование стимулов для мотивирования выполнения работы. • Возможность контролировать циклы найма рабочей силы. • Текучесть кадров и прогулы. • Особая квалификация сотрудников. • Опыт • Какой стиль управления использует высшее руководство? • Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства? • Как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации? • Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества? • Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам? • Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации? • Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля?
Организацияобщегоуправления   Организационная структура. Престиж и имидж фирмы. Организация системы коммуникаций. Общая для всей организации система контроля Организационный климат, культур. Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений. • Квалификация, способности и интересы высшего руководства. •Система стратегического планирования. •Внутриорганизационная синергия (для многоотраслевых фирм). • Четко ли распределены в организации права и обязанности? • Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек? • Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений в процессе достижения целей организации?  
Производство   • Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками. • Система контроля запасов, оборот запасов. • Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей. • Экономия от масштаба производства; • Техническая эффективность мощностей и их загруженность. • Использование субконтрактной системы.  • Степень вертикальной интеграции. • Отдача от использования оборудования. • Контроль процесса изготовления продукта. • Проектирование, составление графика работы. • Закупка. • Контроль качества. • Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек. • Исследования и разработки, инновации. • Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.   • Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или же они уже морально устарели? • Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы? • Какова отдача от исследований и разработок?  • Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов?
Маркетинг   • Продукты (услуги), производимые фирмой; • Сбор необходимой информации о рынке. • Доля рынка. • Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения. • Жизненный цикл основных продуктов. • Каналы распределения: число, охват и контроль. • Организация сбыта: знание потребностей покупателей. • Имидж, репутация и качество товара (услуги). • Продвижение товаров на рынок и их реклама. • Ценовая политика. • Процедуры установления обратной связи с рынком. • Развитие новых продуктов, услуг и рынков. • Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара • Отношение к маркетингу • Что является сильными и слабыми сторонами продукта организации: дизайн, качество, доставка, гарантии? • Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым последователем? • Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация, каковы тенденции в изменении ее доли рынка? • Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков? • Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей?  
Финансы и учет   • Возможность привлечения краткосрочного капитала. • Возможность привлечения долгосрочного капитала. • Стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов. • Отношение к налогам. • Отношение с хозяевами, инвесторами, акционерами. • Возможность использования альтернативных финансовых стратегий. • «Рабочий» капитал: гибкость структуры капитала. • Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек. • Система учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли. • Каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации?  • Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями? • Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности? • Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации? • Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику?  

 

Таблица 6

Внешние возможности и угрозы (пример)

Возможности Угрозы
1 2 3
1 Улучшение уровня жизни населения Изменение покупательских предпочтений
2 Изменение рекламных технологий Появление товаров-субститутов
3 Развитие информационной отрасли Изменение правил ввоза продукции
4 Появление новых поставщиков Сбои в поставках продукции
5 Изменения моды Появление принципиально нового товара
6 Снижение цен на сырье и готовую продукцию Снижение уровня жизни населения
7 Снижение налогов и пошлин Рост темпов инфляции
8 Совершенствование менеджмента Ужесточение законодательства
9 Снижение безработицы Изменение уровня цен
10 Разорение и уход фирм-продавцов Скачки курсов валют
11 Уменьшение императивных норм законодательства Появление новых концернов
12 Совершенствование технологии производства Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов

 

Таблица7

Сильные и слабые стороны организации (пример)

№ п/п Сильные стороны Слабые стороны
1 2 3
1 Достоверный мониторинг рынка Сбои в снабжении
2 Отлаженная сбытовая сеть Недостатки в рекламной политике
3 Широкий ассортимент продукции Средний уровень цен
4 Высокий контроль качества Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги)
5 Высокая рентабельность Неполная загруженность производственных мощностей
6 Рост оборотных средств Неучастие персонала в принятии управленческих решений
7 Высокая квалификация персонала Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений

 

 

Таблица 8

Матрица SWOT-анализа (пример)

 

Возможности внешней среды Угрозы внешней среды
Вывод новой серии домов в сегмент выше среднего. Расширение строительства объектов коммерческой недвижимости (торговые и развлекательные центры). Партнёрство с банком или финансовой организацией для реализации строительных и финансовых проектов. Программа улучшения качества строительства. Продвижение в область, регионы. Усиление конкуренции на рынке типового жилья. Уменьшение рентабельности строительства типового жилья. Рост цен на строительные материалы. Снижение спроса вследствие экономического спада.
Сильные стороны   Готовность к сотрудничеству. Наличие финансовых ресурсов. Высокое качество оказываемых услуг. Продуманная стратегия контроля. Высококвалифицированный персонал. Поле «Сила и возможности»:  - финансовый потенциал позволит выйти на новые рынки, расширить ассортимент; - продуманная стратегия контроля деятельности и готовность к сотрудничеству позволит реализовать возможности Поле «Сила и угрозы»: - появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов; - продуманная стратегия контроля и финансовый потенциал помогут снизить негативные последствия экономического спада, инфляции и усилившейся конкуренции;  - высокое качество услуг поможет удержать клиентов при росте цен
Слабые стороны   Непродуманная стратегия маркетинга и сбыта. Слабое применение НИОКР Отсутствие делегирования полномочий. Неадекватная организационная структура. Неточное соблюдение сроков окончания заказа. Поле «Слабость и возможности» - выход на новые рынки в регионе потребует доработать стратегию маркетинга; - изменение организационной структуры, партисипативное управление за счет расширения объемов производства; - программа улучшения качества строительства потребует активного применения НИОКР и усиления контроля за соблюдением графика работ Поле «Слабость и угрозы» - заключить с поставщиками фьючерсные договоры для стабилизации ценовой политики; - усилить маркетинг, направить часть финансовых ресурсов на более глубокое исследование рынка; - усилившаяся конкуренция потребует совершенствования рекламной политики

 

 

Определить действующую стратегию организации, пояснить, почему нужны изменения. Выбрать нужную стратегию.

 

Основная литература

Стратегический менеджмент : учебник для вузов / ред. А. Н. Петров. - 2-е изд. - М.; СПб.и др.: Питер, 2008. - 495 с.

 2. Дополнительные источники:

1. Иванов, Л.Н. Анализ стратегических решений (эвристика) / Л. Н. Иванов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. - 176 с.

2. Исаев, Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект / Д. В. Исаев. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 219 с.

3. Хангер, Д.Д. Основы стратегического менеджмента: учебник для студентов вузов / Д. Д. Хангер, Т. Л. Уилен; пер. с англ. В. Н. Егорова. - 4-е изд. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 307 с.

4. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент: учебное пособие / М. Б. Шифрин. - М.; СПб.и др.: Питер, 2008. - 240 с

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...