Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО




 

Принципы

 

Одной из наиболее действенных разновидностей мостов и од­ним из самых важных инструментов терапевта является исполь­зование системы ценностей клиента. Наш опыт показывает, что апелляция к личным ценностям — высокоэффективная техника наведения мостов. Ценности обладают тем преимуществом, что они проприоцептивны и глубоко коренятся в понятиях клиента о реальности. Клиенты зачастую не принимают утверждения о том, что их установки или поведение некорректны, но редко кто будет опровергать доказанное несоответствие между их установ­ками и поведением, с одной стороны, и своими фактическими ценностями — с другой.

Внимательно управляя терапевтическим процессом, кон­сультант может помочь клиенту узнать о своей личной иерархии ценностей. Старые, ошибочные ценности тоже связаны с этой иерархией, но если терапевт сможет продемонстрировать, что новое, предпочитаемое убеждение занимает в иерархии более высокое положение, он может облегчить движение клиента в направлении к более эффективной установке.

 

Метод

 

1.Исследуйте личную иерархию ценностей клиента. Это мож­но сделать при помощи стандартных тестов на ценностные ориентации, но лучше всего при помощи вопросов, в кото­рых необходимо выбрать ту или иную ценность. Не путайте вопросы, которые едва обнаруживают ценностные предпоч­тения («Как вы относитесь к браку?»), с теми, которые за­ставляют клиента ранжировать свои ценности в виде иерар­хии («Что бы вы предпочли— безопасность, когда с вами рядом находится кто-то, кто заботится о вас, или свободу, но с некоторой долей одиночества?»). Такой тип вопросов, к ко­торому принадлежит последний, если его повторить в отно­шении широкого спектра жизненных сфер, постепенно при­водит к созданию персональной иерархии. К примеру, благо­даря следующей серии вопросов и ответов становится ясно, что клиент ценит Свободу больше, чем богатство, а богат­ство — больше, чем личные взаимоотношения.

Вопросы                                                                                                  Ответы

 

Что вы предпочтете:

  • Богатство или популярность?                                                                 Богатство
  • Безопасность или независимость?                                                          Независимость
  • Богатство или независимость?                                                                Независимость
  • Много друзей или богатство?                                                                  Богатство
  • Здоровье или много друзей?                                                                    Друзей
  • Друзей или свою независимость?                                                            Независимость
  • Хорошую зарплату или должность начальника?                               Должность начальника

 

Терапевт должен иметь в виду, что, несмотря на то что эта техника очень полезна, у нее есть свои ограничения. Клиент будет пытаться давать ответы, которые, как он думает, хочет услышать терапевт. После использования вопросов для со­здания базовой иерархии получите от клиента информацию о его прошлых и настоящих установках и опыте и о том, что они действительно сделали и во что, следовательно, действи­тельно верят. Сравните с предъявленными ранее ценностны­ми предпочтениями. Получить иерархию можно также мето­дом Q-сортировки или при помощи фантазийных аналогий типа игры в джинна в бутылке и три желания.

2. Составьте список старых, деструктивных убеждений и по­просите клиента связать каждое утверждение с той или иной ценностью из их персональной иерархии. (Любое убеждение, не вписывающееся в иерархию, сигнализирует о несоответ­ствии с реалиями клиента.)

3. Составьте список новых, предпочтительных убеждений и по­просите клиента связать каждое с конкретной ценностью из их персональной иерархии. Эти новые убеждения (в проти­воположность обозначенным старым) можно четко сопоста­вить с более высокими ценностями. Клиент после этого дол­жен практиковаться в восприятии более высоких ценностей всякий раз, когда он думает о новом убеждении.

4. В качестве повторения клиент тренируется в представлении высших ценностей в различных ситуациях. Это можно сде­лать с использованием воображения в терапевтическом ка­бинете или подождав, пока стимулы внешней среды не вызо­вут нужную мысль.

Примеры

Старое убеждение. Будет очень плохо, если не понравлюсь кол­легам мужа.

Высшая ценность клиента. Христианская вера.

Новое убеждение. Если полностью следовать заветам Христа, не стоит стараться стать популярным и зависеть от мнения других. Гораздо важнее то, что христианин должен прислушиваться к бого­данному внутреннему сознанию и оставаться верным Его принципам.

Старое убеждение. Все, что бы я ни пытался сделать, заканчи­вается неудачей.

Высшая ценность клиента. Стойкость: «Когда путь становится трудным, тверже становится шаг».

Новое убеждение. Я не могу контролировать свой успех или неудачу. Я контролирую только свои старания. Я всегда буду бо­роться и учиться на своих неудачах, чтобы мои попытки в будущем были более успешными.

Старое убеждение. Я виновата в том, что меня изнасиловал отец.

Высшие ценности клиента. Доминантность, контроль и сопер­ничество.

Новое убеждение. Если я буду позволять этой иррациональной вине есть меня поедом, я проиграю и позволю негодяю снова одер­жать верх.

Старое убеждение. Она бросила меня ради более молодого и более удачливого мужчины.

Высшая ценность клиента. Объективная правда.

Новое убеждение. Я хороший, но не лучше, чем любой другой мужчина в мире.

Старое убеждение. Чтобы быть счастливой, у меня должен быть мужчина.

Высшая ценность клиента. Самоуважение.

Новое убеждение. Я предпочту, чтобы я любила себя одинокой, тому, чтобы ненавидеть себя за то, что я живу как рабыня с челове­ком, который мне не нравится.

Старое убеждение. Если я соглашусь на работу за границей, мне придется оставить всех своих друзей.

Высшая ценность клиента. Стимуляция и разнообразие.

Новое убеждение. Я скорее умру от скуки здесь, чем от одино­чества там.

 

Комментарий

 

Все примеры иллюстрируют то, что терапевту важно по­мнить, что он строит мосты, опираясь на систему ценностей клиента, а не свою. Не важно, что думает терапевт о ценностях клиента, имеет значение лишь то, что о них думает сам клиент.

Во многих случаях бывает нелегко обнаружить истинные ценности клиента. Терапевту может понадобиться обратить особое внимание на те ценности, которые клиент отвергает в при­сутствии терапевта, потому что они не одобряются обществом, например гедонизм, власть и т. д. Различия между провозгла­шаемыми и актуальными ценностями могут быть выяснены при изучении прошлого клиента.

Для того чтобы помочь клиенту визуализировать превосход­ство нового убеждения над старым, я подготавливаю для клиен­та рабочий бланк, состоящий из трех колонок, в которых я про­шу клиента записать в иерархическом порядке свои ценности (первая колонка), старые убеждения (вторая колонка) и предло­женные новые (третья колонка), причем каждое убеждение долж­но быть сопоставлено с той ценностью, из которой оно исходит (см. табл. 9.1). Применительно к нашему предыдущему примеру клиент может увидеть, что всепоглощающее стремление к бо­гатству, лишающее его определенной свободы в жизни, явно противоречит его иерархии ценностей.

 

 

     Ранговый порядок               Ценность старого                                    Ценность нового

     ценностей                                   сообщения                                              сообщения

 

1.----------------------------- -------------------------------------------- -----------------------------------------------------------------

 

2. _________________  ____________________________ ___________________________________________

 

3.__________________ ____________________________ ___________________________________________

 

4. ________________    ___________________________    ___________________________________________

 

5. _______________       ___________________________    ____________________________________________

 

6._________________  ________________________________ ___________________________________________

 

7._________________    _______________________________ ____________________________________________

 

8._________________    _______________________________  ____________________________________________

 

9._________________   _______________________________    _____________________________________

 

10.________________    ______________________________      ________________________________________

 

 

Терапевт может попросить клиента составить свой собствен­ный рабочий бланк, чтобы, опираясь на самоанализ, время от времени проверять, согласуется ли его поведение с его высшими ценностями. Подобные периодические переоценки очень полез­ны, поскольку ценности могут изменяться и резко, и с течением времени. Клиент, перенесший сердечный приступ, грозивший фатальным исходом, может вдруг обнаружить, что он переоце­нил свои ценности, ставя на первое место те, что относятся к качеству жизни.

Дополнительная информация

 

Исследования изменений в установках продемонстрировали важ­ность ценностного компонента человеческих убеждений (Flemming, 1967; Petty & Cacioppo, 1981; Rokeach, 1964, 1968, 1973, 1979; Smith, Bruner & White, 1956). Теоретически ценностные изменения можно рас­сматривать как один из примеров принципа Премака (Premack's principle) (Premack, 1965).

Персональным ценностям присущи некоторые сильно выраженные эффекты самосравнения (self-reference effects) (Banaji & Prentice, 1994; Bellezza & Holt, 1992; Keenan, Golding & Brown,, 1992; Rogers, Kuiper & Kirker, 1977).

МОСТЫ - СЛОВЕСНЫЕ ЯРЛЫКИ

 

Принципы

 

В качестве моста может выступать одно слово или символ. Каждое слово и символ что-то обозначают и имеют подразумевае­мый смысл, каждое приобретает эмоциональную ответную реак­цию благодаря оперантному, классическому или когнитивному обусловливанию. Как только символ связывается с аффектив­ной реакцией, он приобретает способность вызывать эмоцию / непосредственно.

Символы, по определению, условны, они только указывают на консенсус относительно значения того или иного явления;' обычно заменить один символ на другой достаточно легко.

Исключения из этого обобщения обнаруживаются для опреде­ленных слов. Несмотря на то что одно слово можно легко за­местить другим, зачастую самые разные слова несут неодноз­начный эмоциональный подтекст. Многие клиенты постоянно выбирают слова с негативной окраской даже тогда, когда они могли бы с такой же легкостью использовать нейтральные или позитивные обозначения.

Техника наведения мостов — словесных ярлыков поможет клиенту идентифицировать используемые им негативные обо­значения и изменить их на более позитивные и объективные эмо­циональные ассоциации. В процессе этого они узнают, что един­ственное отличие между различными словами состоит в их эмо­циональной валентности.

 

 

Метод 1. Словесные ярлыки

 

1. Составьте список конкретных событий или ситуаций (рефе­рентных ситуаций), с которыми у клиента ассоциируются негативные слова. К примеру, какие референтные ситуации и события визуализирует клиент, произнося слова «неполно­ценный», «больной» или «слабый»?

2. Опишите эти референтные события в объективных, безоце­ночных терминах. Что бы записалось на видеокамеру в этой ситуации? Что могло бы случайно услышать объективное

третье лицо?

3. Перечислите основные негативные ярлыки, которые исполь­зует клиент при описании ситуаций.

4. Помогите клиенту перечислить нейтральные или позитив­ные обозначения, которые можно использовать при интер­претации референтных событий. Объясните, как эти но­вые обозначения можно связать с более позитивными эмо­циями.

5. Попросите клиента каждый день практиковаться в исполь­зовании новых обозначений, записывая ситуацию, подыски­вая для нее негативный ярлык и связывая ее с более пози­тивно окрашенным словом.

 

Пример

Человека, который… Можно было бы назвать… А можно…
Часто меняет свое мнение   Выражает свою точку зрения   Эмоционально чувствителен   Избирателен в выборе партнера   Иногда впадает в депрессию   Плохо играет   Не подчиняется общим порядкам   Угождает другим   Верит тому, что говорят другие   Сильно кого-то любит Беспокоится   Не придерживается традиций   Получает помощь от других   Не работает много над своей задачей   В чем-то уверен   Смотрит на мир позитивно   Много говорит   Думает перед тем, как принять решение   Рискует   Цепляется за проекты   Легко возбуждается Слабым, беспринципным   Эгоистичным   Истеричным, неустойчивым Боящимся связывать себя обязательствами   Невротичным   Мазилой, неудачником   Небрежным, упрямым   Социофобиком   Легковерным   Зависимым   Слабым, трусливым   Анархистом, еретиком, аморальным   Манипул ируемым   Ленивым   Самонадеянным   Наивным Болтуном   Нерешительным Безрассудным Болваном   Истеричным Гибким   Искренним, ассертивным   Живым, заботливым, открытым   Разборчивым   Просто человеком   Мало тренировался   Спонтанным, беспечным   Дружелюбным   Доверяющим   Любящим   Осторожным   Свободомыслящим, полагающимся на себя   Принимающим заботу   Расслабленным   Уверенным в себе   Оптимистом   Экспрессивным   Благоразумным •   Смелым   Непоколебимым   Неудержимым
     

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...