Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО
Принципы
Одной из наиболее действенных разновидностей мостов и одним из самых важных инструментов терапевта является использование системы ценностей клиента. Наш опыт показывает, что апелляция к личным ценностям — высокоэффективная техника наведения мостов. Ценности обладают тем преимуществом, что они проприоцептивны и глубоко коренятся в понятиях клиента о реальности. Клиенты зачастую не принимают утверждения о том, что их установки или поведение некорректны, но редко кто будет опровергать доказанное несоответствие между их установками и поведением, с одной стороны, и своими фактическими ценностями — с другой. Внимательно управляя терапевтическим процессом, консультант может помочь клиенту узнать о своей личной иерархии ценностей. Старые, ошибочные ценности тоже связаны с этой иерархией, но если терапевт сможет продемонстрировать, что новое, предпочитаемое убеждение занимает в иерархии более высокое положение, он может облегчить движение клиента в направлении к более эффективной установке.
Метод
1.Исследуйте личную иерархию ценностей клиента. Это можно сделать при помощи стандартных тестов на ценностные ориентации, но лучше всего при помощи вопросов, в которых необходимо выбрать ту или иную ценность. Не путайте вопросы, которые едва обнаруживают ценностные предпочтения («Как вы относитесь к браку?»), с теми, которые заставляют клиента ранжировать свои ценности в виде иерархии («Что бы вы предпочли— безопасность, когда с вами рядом находится кто-то, кто заботится о вас, или свободу, но с некоторой долей одиночества?»). Такой тип вопросов, к которому принадлежит последний, если его повторить в отношении широкого спектра жизненных сфер, постепенно приводит к созданию персональной иерархии. К примеру, благодаря следующей серии вопросов и ответов становится ясно, что клиент ценит Свободу больше, чем богатство, а богатство — больше, чем личные взаимоотношения. Вопросы Ответы
Что вы предпочтете:
Терапевт должен иметь в виду, что, несмотря на то что эта техника очень полезна, у нее есть свои ограничения. Клиент будет пытаться давать ответы, которые, как он думает, хочет услышать терапевт. После использования вопросов для создания базовой иерархии получите от клиента информацию о его прошлых и настоящих установках и опыте и о том, что они действительно сделали и во что, следовательно, действительно верят. Сравните с предъявленными ранее ценностными предпочтениями. Получить иерархию можно также методом Q-сортировки или при помощи фантазийных аналогий типа игры в джинна в бутылке и три желания. 2. Составьте список старых, деструктивных убеждений и попросите клиента связать каждое утверждение с той или иной ценностью из их персональной иерархии. (Любое убеждение, не вписывающееся в иерархию, сигнализирует о несоответствии с реалиями клиента.) 3. Составьте список новых, предпочтительных убеждений и попросите клиента связать каждое с конкретной ценностью из их персональной иерархии. Эти новые убеждения (в противоположность обозначенным старым) можно четко сопоставить с более высокими ценностями. Клиент после этого должен практиковаться в восприятии более высоких ценностей всякий раз, когда он думает о новом убеждении. 4. В качестве повторения клиент тренируется в представлении высших ценностей в различных ситуациях. Это можно сделать с использованием воображения в терапевтическом кабинете или подождав, пока стимулы внешней среды не вызовут нужную мысль. Примеры Старое убеждение. Будет очень плохо, если не понравлюсь коллегам мужа. Высшая ценность клиента. Христианская вера. Новое убеждение. Если полностью следовать заветам Христа, не стоит стараться стать популярным и зависеть от мнения других. Гораздо важнее то, что христианин должен прислушиваться к богоданному внутреннему сознанию и оставаться верным Его принципам. Старое убеждение. Все, что бы я ни пытался сделать, заканчивается неудачей. Высшая ценность клиента. Стойкость: «Когда путь становится трудным, тверже становится шаг». Новое убеждение. Я не могу контролировать свой успех или неудачу. Я контролирую только свои старания. Я всегда буду бороться и учиться на своих неудачах, чтобы мои попытки в будущем были более успешными. Старое убеждение. Я виновата в том, что меня изнасиловал отец. Высшие ценности клиента. Доминантность, контроль и соперничество. Новое убеждение. Если я буду позволять этой иррациональной вине есть меня поедом, я проиграю и позволю негодяю снова одержать верх. Старое убеждение. Она бросила меня ради более молодого и более удачливого мужчины. Высшая ценность клиента. Объективная правда. Новое убеждение. Я хороший, но не лучше, чем любой другой мужчина в мире. Старое убеждение. Чтобы быть счастливой, у меня должен быть мужчина. Высшая ценность клиента. Самоуважение. Новое убеждение. Я предпочту, чтобы я любила себя одинокой, тому, чтобы ненавидеть себя за то, что я живу как рабыня с человеком, который мне не нравится. Старое убеждение. Если я соглашусь на работу за границей, мне придется оставить всех своих друзей. Высшая ценность клиента. Стимуляция и разнообразие. Новое убеждение. Я скорее умру от скуки здесь, чем от одиночества там.
Комментарий
Все примеры иллюстрируют то, что терапевту важно помнить, что он строит мосты, опираясь на систему ценностей клиента, а не свою. Не важно, что думает терапевт о ценностях клиента, имеет значение лишь то, что о них думает сам клиент. Во многих случаях бывает нелегко обнаружить истинные ценности клиента. Терапевту может понадобиться обратить особое внимание на те ценности, которые клиент отвергает в присутствии терапевта, потому что они не одобряются обществом, например гедонизм, власть и т. д. Различия между провозглашаемыми и актуальными ценностями могут быть выяснены при изучении прошлого клиента. Для того чтобы помочь клиенту визуализировать превосходство нового убеждения над старым, я подготавливаю для клиента рабочий бланк, состоящий из трех колонок, в которых я прошу клиента записать в иерархическом порядке свои ценности (первая колонка), старые убеждения (вторая колонка) и предложенные новые (третья колонка), причем каждое убеждение должно быть сопоставлено с той ценностью, из которой оно исходит (см. табл. 9.1). Применительно к нашему предыдущему примеру клиент может увидеть, что всепоглощающее стремление к богатству, лишающее его определенной свободы в жизни, явно противоречит его иерархии ценностей.
Ранговый порядок Ценность старого Ценность нового ценностей сообщения сообщения
1.----------------------------- -------------------------------------------- -----------------------------------------------------------------
2. _________________ ____________________________ ___________________________________________
3.__________________ ____________________________ ___________________________________________
4. ________________ ___________________________ ___________________________________________
5. _______________ ___________________________ ____________________________________________
6._________________ ________________________________ ___________________________________________
7._________________ _______________________________ ____________________________________________
8._________________ _______________________________ ____________________________________________
9._________________ _______________________________ _____________________________________
10.________________ ______________________________ ________________________________________
Терапевт может попросить клиента составить свой собственный рабочий бланк, чтобы, опираясь на самоанализ, время от времени проверять, согласуется ли его поведение с его высшими ценностями. Подобные периодические переоценки очень полезны, поскольку ценности могут изменяться и резко, и с течением времени. Клиент, перенесший сердечный приступ, грозивший фатальным исходом, может вдруг обнаружить, что он переоценил свои ценности, ставя на первое место те, что относятся к качеству жизни. Дополнительная информация
Исследования изменений в установках продемонстрировали важность ценностного компонента человеческих убеждений (Flemming, 1967; Petty & Cacioppo, 1981; Rokeach, 1964, 1968, 1973, 1979; Smith, Bruner & White, 1956). Теоретически ценностные изменения можно рассматривать как один из примеров принципа Премака (Premack's principle) (Premack, 1965). Персональным ценностям присущи некоторые сильно выраженные эффекты самосравнения (self-reference effects) (Banaji & Prentice, 1994; Bellezza & Holt, 1992; Keenan, Golding & Brown,, 1992; Rogers, Kuiper & Kirker, 1977). МОСТЫ - СЛОВЕСНЫЕ ЯРЛЫКИ
Принципы
В качестве моста может выступать одно слово или символ. Каждое слово и символ что-то обозначают и имеют подразумеваемый смысл, каждое приобретает эмоциональную ответную реакцию благодаря оперантному, классическому или когнитивному обусловливанию. Как только символ связывается с аффективной реакцией, он приобретает способность вызывать эмоцию / непосредственно. Символы, по определению, условны, они только указывают на консенсус относительно значения того или иного явления;' обычно заменить один символ на другой достаточно легко. Исключения из этого обобщения обнаруживаются для определенных слов. Несмотря на то что одно слово можно легко заместить другим, зачастую самые разные слова несут неоднозначный эмоциональный подтекст. Многие клиенты постоянно выбирают слова с негативной окраской даже тогда, когда они могли бы с такой же легкостью использовать нейтральные или позитивные обозначения. Техника наведения мостов — словесных ярлыков поможет клиенту идентифицировать используемые им негативные обозначения и изменить их на более позитивные и объективные эмоциональные ассоциации. В процессе этого они узнают, что единственное отличие между различными словами состоит в их эмоциональной валентности.
Метод 1. Словесные ярлыки
1. Составьте список конкретных событий или ситуаций (референтных ситуаций), с которыми у клиента ассоциируются негативные слова. К примеру, какие референтные ситуации и события визуализирует клиент, произнося слова «неполноценный», «больной» или «слабый»? 2. Опишите эти референтные события в объективных, безоценочных терминах. Что бы записалось на видеокамеру в этой ситуации? Что могло бы случайно услышать объективное третье лицо? 3. Перечислите основные негативные ярлыки, которые использует клиент при описании ситуаций. 4. Помогите клиенту перечислить нейтральные или позитивные обозначения, которые можно использовать при интерпретации референтных событий. Объясните, как эти новые обозначения можно связать с более позитивными эмоциями. 5. Попросите клиента каждый день практиковаться в использовании новых обозначений, записывая ситуацию, подыскивая для нее негативный ярлык и связывая ее с более позитивно окрашенным словом.
Пример
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |