Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 16. Философия истории




План семинарских занятий.

Занятие 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества. Философия и мировоззрение

План:

  1. Понятие и виды мировоззрения.
  2. Философия – мировоззрение на теоретическом уровне. Структура и функции философии.
  3. Философия и наука.

Вопросы для обсуждения:

  1. Зачем человеку мировоззрение? У всех ли людей есть мировоззрение?
  2. Какие исторические типы мировоззрения Вам известны? Что было исторически первой формой мировоззрения?
  3. Что общего у науки и философии и в чем состоит отличие научного и философского знания?

Занятие 2. Античная философия. Софисты и Сократ

  1. Философские воззрения софистов.
  2. Философия Сократа.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем заключается субъективно-антропологический поворот в философии, осуществленный софистами и Сократом?
  2. Что такое софизм?
  3. В чем заключается сущность майевтики как метода философствования Сократа?
  4. В чем состоит ошибочность этического рационализма Сократа?

Занятие 3. Эллинистическая философия

  1. Понятие и общая характеристика эллинистической философии.
  2. Эпикур и эпикуреизм.
  3. Стоицизм.
  4. Неоплатонизм.

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите отличительные черты эллинистической философии?
  2. Чем атомистическое учение Эпикура отличается от учения об атомах Демокрита?
  3. В чем сходство и в чем отличие эпикуреизма и стоицизма?
  4. Почему неоплатонизм потерпел поражение в споре с христианством?

Занятие 4. Философия эпохи Возрождения

  1. Возрождение как культурно-историческая эпоха.
  2. Гуманизм эпохи Возрождения.
  3. Натурфилософия эпохи Возрождения. Н. Кузанский. Дж. Бруно
  4. Философско-социологическая мысль Возрождения. Н. Макиавелли. Т. Мор. М. Монтень.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое место занимает эпоха Возрождения в культурно-историческом процессе? Что возрождали в эпоху Возрождения?
  2. Чем гуманизм эпохи Возрождения отличается от античного гуманизма?
  3. Чем отличается натуралистический пантеизм Дж. Бруно от мистического пантеизма Н. Кузанского?
  4. Что нового привнес Н. Макиавелли в философскую мысль?
  5. Есть ли связь между гуманизмом и натурфилософией эпохи Возрождения с рождением социальной утопии Т. Мора?

 

 

Занятие 5. Философия Просвещения

  1. Просвещение как культурно-историческая эпоха.
  2. Французские просветители. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.
  3. Энциклопедисты. Д. Дидро. Д’Аламбер.
  4. Французский механистический материализм. К. Гельвеций. П. Гольбах. Ламетри.
  5. Утопический социализм. А. Сен-Симон. Ш. Фурье.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое деизм? Почему деизм получил распространение в эпоху Просвещения?
  2. Почему Ж.Ж. Руссо называют отцом демократии?
  3. Как разрешить противоречие в высказываниях Вольтера, который призывал «Раздавите гадину», имея в виду церковь, а с другой – утверждал: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»?
  4. Почему материализм К. Гельвеция, П. Гольбаха и Ламетри называют механистическим?

Занятие 6-7. Философия Нового времени

  1. Английский эмпиризм. Т. Гоббс. Дж. Локк.
  2. Европейский рационализм. Б. Спиноза. Лейбниц.
  3. Субъективный идеализм. Дж. Беркли. Д. Юм.

Вопросы для обсуждения:

1. Как эмпиризм Т. Гоббса проявился в его учении о государстве?

2. В чем состоит сущность спора между Гоббсом и Декартом?

3. Как Вы понимаете слова Дж. Локка, что душа человека в момент рождения подобна чистому листу бумаги?

4. В чем состоит рационализм Спинозы и Лейбница?

5. Почему философию Спинозы характеризуют как пантеистический монизм?

6. Чем монады Лейбница отличаются от атомов Демокрита?

 

Занятие 8-9. Философия XIX века

  1. Антропологический материализм Л. Фейерабаха.
  2. Философский иррационализм (А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, С. Кьеркегор).

3. Позитивизм.

  1. Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему материализм Фейербаха называют антропологическим?
  2. Почему философское учение А. Шопенгауэра называют «философией пессимизма»?
  3. В чем состоит иррационализм философии Ф. Ницше?
  4. Как Вы понимаете высказывание С. Кьеркегора, что «эстетический человек» живет минутой, «этический» – заботой о будущем, а религиозный – ощущением вечности?

 

Занятие 10. Западная философия ХX века

  1. Герменевтика.
  2. Феноменология.
  3. Экзистенциализм.
  4. Аналитическая философия

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем состоит проблема понимания, которая была поставлена в центр внимания герменевтики? Какие виды герменевтики существуют?
  2. Что такое текст как объект герменевтики?
  3. В чем состоит сущность феноменологической редукции?
  4. В чем состоит специфика экзистенциальной философии? Почему среди философов-экзистенциалистов были и атеисты, и религиозные мыслители?
  5. Какие проблемы решала аналитическая философия?

 

Занятия 11-12 Русская философия

  1. Философические письма П.Я. Чаадаева – начало оригинальной отечественной философской мысли.
  2. Философские идеи славянофилов и западников.
  3. Русский марксизм.
  4. Русский космизм. Н. Федоров. К. Циолковский. В. Вернадский.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему «Философические письма» П. Чаадаева считаются началом оригинальной отечественной философской мысли?

2. Что было предметом спора между славянофилами и западниками?

3. Почему учение В. Соловьева называется философией всеединства?

4. Чем философские воззрения Г.В. Плеханова отличаются от взглядов В.И. Ленина?

5. Что такое «космизм»? Какие течения существовали в русском космизме?

6. Какие цели преследовал Н. Федоров, создавая свою философию «общего дела»?

7. В чем состоит панпсихизм учения К.Э. Циолковского?

8. Что такое ноосфера?

 

Занятие 13. Учение о бытии. Фундаментальные свойства бытия

  1. Системность бытия. Холизм. Меризм.
  2. Пространственно-временные характеристики бытия.
  3. Движение – фундаментальное свойство бытия. Движение и развитие.
  4. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии.
  5. Знание, сознание, самосознание.
  6. Природа мышления. Язык и мышление.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему движение является фундаментальным свойством бытия?
  2. Каково соотношение понятий «движение» и «развитие»? Изобразите это соотношение графически с помощью кругов Эйлера.
  3. Какие законы является предметом изучения физики?
  4. Является ли теория прогресса научной?

 

Занятие 14. Проблема познания в философии

  1. Субъект и объект познания.
  2. Основные формы и методы познания.
  3. Проблема истины в философии. Критерии истины.

Вопросы для обсуждения:

  1. Возможно ли беспредпосылочное знание? Как соотносятся вера и знание? Что знают и во что верят?
  2. Какие ненаучные формы знания существуют?
  3. Что такое интуиция? Как интуиция соотносится с опытным знанием?
  4. Какую роль практика играет в отношении познания?
  5. Какие формы приобретает творчество в познавательной деятельности человека? Возможно ли научное открытие без творчества?

 

Занятие 15. Социальная философия

  1. Социальная философия и науки об обществе. Предмет социальной философии.
  2. Понятие и основные характеристики социальной реальности.
  3. Человек в системе социальных связей. Понятие общественного производства.

Вопросы для обсуждения:

1.Чем социальная философия отличается от социологии?

2.Какие точки зрения на природу общества существуют в философии?

3.Чем обусловлены потребности и интересы человека? Может ли быть единая для всех иерархия потребностей?

4.Какие точки зрения на соотношение культуры и цивилизации существуют в философии?

5.Что общего и в чем отличие основных моделей общественно-политического идеала, выработанных в рамках европейской культуры?

 

Занятие 16. Философия истории

1. История философии и историческая наука. Предмет философии истории.

2. Сущность исторического и смысл истории. Проблема направленности исторического процесса.

3. Философия истории XX века. О. Шпенглер. К. Ясперс. А. Дж. Тойнби.

4. Россия как цивилизация.

Вопросы для обсуждения:

1. Что явилось предпосылкой зарождения исторического сознания?

2. Чем философия истории отличается от исторической науки?

3. Какова роль личности в истории? Может ли харизматическая личность изменить ход истории?

4. Может ли насилие играть конструктивную роль в истории?

5. Насколько закономерен исторический процесс?

6. Каковы, по Вашему мнению, отличительные черты российской цивилизации?

Занятие 17. Аксиология

1. Ценности в жизни человека и общества.

2. Понятие и онтологическая природа ценностей.

3. Классификации ценностей. Этические, эстетические и религиозные ценности.

Вопросы для обсуждения:

1. Какова онтологическая природа ценностей?

2. Какие типы и виды ценностей различают в философии?

3. Какие философы стояли у истоков аксиологии?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...