Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по литературе.




Контрольная работа для заочников по русской литературе второй половины ХIХ века и современной литературе.

I. Выбрать из каждого блока по одному вопросу и дать на него развернутый ответ.

Блок вопросов по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

1. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» — история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?

2. Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?
3. Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
4. С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях?

5. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит : «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?

6. Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности , стремлению к свободе, прямоте?

7. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины другой выход.



Блок вопросов по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1. «Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Все в нем необыкновенно идет к его сильной натуре. Холодным и отвлеченным человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств...» (Н.Н.Стахов)

«Подумайте только, молодец этот Базаров, господствует безусловно надо всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора...» (М.Н.Катков)

«Ну и досталось же ему (Тургеневу) за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова, несмотря на весь его нигилизм». (Ф.М.Достоевский)

• Какое из суждений критиков ближе вашему пониманию Базарова?

• С кем из критиков вы согласны? Почему?

• В чем проявляется нигилизм Базарова?

• Сформулируйте свое суждение о Базарове.

 

2. «Отрицание Базарова направлено не столько на идеи, понятия, сколько на .. .личные черты человека: в Павле Петровиче он отрицает не либерала, а барина, испорченного воспитанием, избалованного жизнью, ничего не делающего, убившего лучшие годы на любовь к женщине... Это вражда двух противоположных общественно-психологических типов, двух моральных начал». (Д.И.Овсянико-Куликовский)

• Чья точка зрения, Базарова или Павла Петровича, является более
убедительной в споре?

• В чем своеобразие языка участников спора?

• Сформулируйте свое суждение о Базарове.

 

3. «Мы видим, что Базаров относится к простым людям небрежно - почему это? Не есть ли это небрежность нечто унаследованное им из недр прошлого? Прочитайте всю повесть, и вы увидите это...»   (М.Горький)

«В отношениях Базарова к простому народу надо заметить отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и поэтому Базарова любит прислуга, любят ребятишки... У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их понятий...» (Д.И.Писарев)

• Свой Базаров или чужой для людей из народа?

• Чье суждение представляется вам убедительней?

• Сформулируйте свое суждение о Базарову

 

4. «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг. Базаров не изменяет себе: приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье»   (Д.И.Писарев)

«Герои Тургенева, как правило, гибнут или иным способом отходят от жизни, но они никогда не отрекаются от исповедуемых идеалов, не поступаются своей верой, не продаются».   (Н.Сергованцев)

• Можно ли назвать смерть Базарова подвигом?

• С кем из критиков вы согласны?

• Сформулируйте свое суждение о Базарове.

5. Достоевский Ф.М.: «Ну и досталось ему (Тургеневу) за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм».

 

Почему беспокойство и тоска – признак великого сердца?

Как понять «несмотря на весь его нигилизм»?

Как вы думаете, о чем и почему тоскует Базаров?

 

6. Каковы взгляды Базарова? Чем он вас привлекает (или отталкивает)? Почему Тургенев показывает его одиноким не только в стане «отцов», но и среди «детей»?

 

7. Как относится Базаров к своим родителям? Почему между ними не может быть духовной близости?

 

8. Как выглядит в изображении Тургенева поколение «отцов» (братья Кирсановы, Василий Иванович Базаров)? Что вы думаете об их отношении к молодому поколению? Сочувствует им автор или презирает их?

 

9.Каковы взгляды Базарова? Чем он вас привлекает (или отталкивает)? Почему?


Блок вопросов по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

1. Проблема людей и города. Как город влияет на сознание Раскольникова?

2. При помощи, какой силы Соня Мармеладова надеется вернуть Раскольникова к жизни?

3. Удалось ли Сони воскресить Раскольникова? Почему?

4. Чем теория Раскольникова близка взглядам Лужина?

5. Какие события явились катализаторами преступления Раскольникова?

6. Суть теории Раскольникова? Какие наблюдения и размышления над жизнью подвигли Раскольникова на создание теории?

7.  Что привело Свидригайлова к самоубийству?

8.  Вы можете согласиться с тем, что Раскольников - «заблудшая душа»? Если да, то каковы причины такого превращения героя?

9. Вы можете согласиться с тем, что история Раскольникова — «это развеянный миф о «сверхчеловеке"?

Что объединяет всех обитателей петербургского «дна»?

11.Объясните смысл названия романа "Преступление и наказание"? Почему в тексте о "преступлении" написано всего несколько страниц, а "наказание" занимает все остальное произведение?

12. Проанализируйте эпизод самоубийства Свидригайлова (часть 6, гл. 7). Почему Свидригайлов покончил жизнь самоубийством?

13. «Наполеоновское, сверхчеловеческое» в Раскольникове.

14. Раскольников – «страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон»?

 

Блок вопросов по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

1. Сравнительная характеристика семей Ростовых, Болконских и Курагиных.

2. Андрей и Наташа. История любви. В чем ошибка князя Андрея, предрешившая их разрыв? Почему князь Андрей не сумел простить Наташу?

3. В романе много запоминающихся женских образов. Кому из своих героинь Толстой симпатизирует, а кому– нет? Почему?

4. По какому принципу герои Л.Н.Толстого делятся на "любимых" и "нелюбимых"

5. «Две встречи с дубом». Укажите роль этих эпизодов в раскрытии внутреннего мира Болконского.

6. Две жены Пьера Безухова.

7. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Элен Курагиной.

8. Два похода на войну Андрей Болконского. Эволюция героя.

9. Характеристика одного из главных героев романа.

10. Пьер и Наташа Ростова.

11. Наполеон и Кутузов. Сравнительная характеристика.

12. Главная героиня романа. За что любит Наташу Л. Толстой?

13. Тема семьи в романе Л. Толстого.

14. Смысл названия романа.

15. Как Толстой раскрывает в романе философские категории: любовь и дружба, верность и предательство.

16. Портрет как художественный прием для отражения внутреннего мира героев.

 

 

II. Анализ произведения малой формы. Один рассказ по выбору. (Рассказы А.П. Чехова, И. Бунина)

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по литературе.

По курсу «Литература» студент – заочник выполняет одну контрольную работу.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

 

1. Первая часть контрольной работы состоит из четырех блоков. Студент должен выбрать из каждого блока по одному вопросу и дать на него развернутый ответ.

Во второй части контрольной работы студент должен выбрать один рассказ проанализировать его с точки зрения проблемы и художественного своеобразия.

 

2. Ответы на вопросы должны быть логичными, аргументированными и подтвержденными знанием текста произведения.

 

3. Работу выполнять синей пастой, писать разборчиво и от руки.

 

4. В тетради следует оставлять поля для заметок и в конце работы место для рецензии.

 

5. В конце работы указать используемую при подготовке учебную литературу.

 

 

Список литературы.

Основная:

Литература: учебник для студентов сред проф учеб заведений; под ред Г.А.Обернихиной – 6-е изд., стр. – М.: ИЦ «Академия», 2010

Агеносов В.В. Русская литература XX века. Учебник.Ч1, 2.11 кл. – М.: Дрофа, 2001.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIXв. Учебник. Ч 1,2. 10 кл. – М.: Просвещение, 2005

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. учебник. в 2ч. ч.2-М.: Просвещение, 2005

Русская литература XX в./ Под ред. Ю.И.Лыссого. Учебник – практикум. – М.: «Мнемозина», 2001. 

Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: учеб.пособие.-СПб., М.:САГА:Форум, 2005. (Сер.Проф.образование)

 

Дополнительная:

1. Полная хрестоматия по лит- ре 10 кл. – М.: Эксмо, 2007

2. Все произведения в кратком изложении. Литература. 10, 11 класс. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002

3. Черняк М.А. Современная русская литература: Учебное пособие. – СПб.,М: САГА:ФОРУМ, 2004

4.Русская литература ХХ век: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы /Архангельский А.Н., Безносов Э.Л., Воропаев В.А. и др – М.: Дрова, 2000

5. Белинский В.Г., Добролюбов Н.А., Писарев Д.И. Литературная критика. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...