![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типовые схемы трудовых рекомендаций
В зависимости от характера и степени ограничений в трудовой деятельности инвалидам III группы могут быть предложены следующие типовые схемы трудовых рекомендаций: - при неспособности инвалидом продолжать работу в своей профессии и возможности работать в полном объеме в обычных производственных условиях в других профессиях трудовая рекомендация должна включать: 1. противопоказания к продолжению работы в своей профессии; 2. противопоказанные и показанные инвалиду характер, условия, режим и формы организации труда; 3. примерные для трудоустройства профессии и виды труда. Пример: Б'Ой А., 50 лет, образование 7 классов. Диагноз: Гипертоническая болезнь II стадии. Дисциркуляторная энцефалопатия // степени в виде общемозговых церебральных кризов средней частоты и тяжести, умеренного выраженного астено-невротическога синдрома. Работает кузнецом в кузнечно-штамповочном цехе завода тяжелого машиностроения. Экспертное решение - /// группа инвалидности. Трудовая рекомендация: Работа кузнецом противопоказана. Может выполнять легкие и средней тяжести виды труда (1-2 классы), в свободной рабочей позе, в благоприятных микроклиматических условиях, вне шумных помещений, без ночных смен, например, слесарем-сборщиком, контролером ОТК, упаковщиком готовой продукции. - при возможности инвалидом продолжать работу в своей профессии с уменьшением объема работы и (или) снижением квалификации трудовая рекомендация должна включать: 1. противопоказанные факторы трудовой деятельности в профессии инвалида; 2. показания к продолжению работы в своей профессии; 3. показанные характер, условия, режим и форма организации труда, а также ограничения в отношении функциональных обязанностей, при соблюдении которых возможно продолжение работы инвалида в своей профессии. Например: Б-ной Г., 48 лет, образование общее среднее. Диагноз: Последствия черепно-мозговой травмы в виде эпилептикоформного синдрома, общесудорожных припадков средней частоты, умеренного астено-невротического синдрома. Работает слесарем-сборщиком на конвейере по сборке радиоузлов. Экспертное решение - III группа инвалидности. Трудовая рекомендация: противопоказан заданный, навязанный ритм работы на конвейере с высокой монотонностью и напряженностью труда, у движущихся механизмов. Может продолжить работу слесарем-сборщиком вне конвейера, на индивидуальной сборке, в дневные смены, вне шумных помещений с неполным рабочим днем (5-6 часов). 3. Подготовка инвалидов к профессиональному труду (формирование установок на профессиональное обучение и труд, профессиональное обучение и переобучение, обеспечение и обучение пользованию техническими средствами приспособления к труду, восстановление прежних, формирование и развитие новых профессионально значимых психофизиологических качеств и способностей, трудовых м профессиональных навыков -профессиональный тренинг и др.); Профессиональное обучение - процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области, рекомендуемой инвалидам профессиональной деятельности. Профессиональное обучение (переобучение) инвалидов может осуществляться: 1. в общей системе профессионального образования и подготовки населения: - учреждения начального, среднего и профессионального высшего образования (ПТУ, техникумы, вузы); - на предприятиях, в учреждениях и организациях (индивидуальное, групповое, курсовое обучение); 2. в системе подготовки безработных граждан службы занятости населения ( курсы, училища, техникумы и др. типы образовательных учреждений); 3. в специализированной системе профессионального образования инвалидов: • учреждения профессионального образования для инвалидов: училища-интернаты и техникумы-интернаты Минтруда России, специализированные институты для инвалидов; - специальные отделения (факультеты) для профессионального образования инвалидов в общего типа вузах, техникумах и училищах; - центры профессиональной реабилитации инвалидов; - центры социально-трудовой реабилитации инвалидов; - учебно-производственные предприятия Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих (УПП ВОС и УПП ВОГ); - специализированные предприятия, в том числе предприятия, учреждения, действующие в составе общественных организаций инвалидов (индивидуальное, групповое, курсовое обучение). Уровни профессионального образования: - профессиональная подготовка; - профессиональное начальное образование; - среднее профессиональное образование; - профессиональное высшее образование; - послевузовское профессиональное образование; - дополнительное образование. Рекомендуемые формы обучения: - очное, заочное, очно-заочное, вечернее, экстернат, краткосрочные курсы; - индивидуальное, групповое, курсовое; - на дому. Рекомендация инвалиду о профессиональном обучении должна включать: 1. Наименование типа учебного заведения; 2. Название профессии (или специальности); 3. Возможность инвалида работать по приобретенной профессии (специальности) с указанием объема, а при необходимости - и ограничений в работе; 4. В необходимых случаях - особую форму обучения (заочная, на дому и т.п.) или другие специальные требования по организации и обеспечению учебного процесса инвалида (обеспечение тифлотехническими средствами обучения, специальная организация сдачи экзаменов и зачетов, обучение по индивидуальному графику и т.п.). Примеры рекомендаций о профессиональном обучении: 1. Может обучаться в медицинском институте по специальности «врач-педиатр» и в дальнейшем работать по приобретенной специальности в полном объеме. 2. Может обучаться в техникуме-интернате Минтруда России по специальности «бухгалтер» и в дальнейшем работать по приобретенной специальности со специальной организацией рабочего места для инвалида-колясочника. 4. Подготовка производства к использованию труда инвалидов (организация специальных цехов, участков, предприятий, предназначенных для трудоустройства инвалидов, улучшение условий труда, создание специальных рабочих мест в организованном ив индивидуальном порядке, определение на предприятиях перечней профессий и должностей, подлежащих замещению инвалидами и др.). Формы организации труда инвалидов: 1. Обычные производственные условия - трудоустройство инвалидов на обычных независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятиях, в учреждениях и организациях на обычных рабочих местах вместе со здоровыми людьми. В основном предназначена для инвалидов Ш группы. Трудоустройство инвалидов в зависимости от характера ограничений в трудовой деятельности в обычных производственных условиях может осуществляться: - в новой для инвалида профессии с возможностью выполнения работы в полном объеме (с использованием или без использования профессиональных навыков); - в прежней профессии с уменьшением объема работы (перевод на работу с неполным рабочим временем (неполный рабочий день или неполную рабочую неделю), на 0,5-0,75 ставки, сокращение функциональных и должностных обязанностей, плановых и производственных заданий, уменьшение норм выработки, освобождение от ночных и вечерних смен, предоставление гибкого графика работы, ограничения в физической и нервно-эмоциональной нагрузке, перевод с конвейерной на индивидуальную форму организации труда и др. ограничения в работе); - в прежней профессии со снижением квалификации (перевод с работы главного бухгалтера на работу бухгалтера по учету материальных ценностей и т.п.). 2. Специально созданные условия - трудоустройство инвалидов на специально создаваемых для них предприятиях и специальных рабочих местах. Предназначены для трудоустройства инвалидов I и II групп, в исключительных случаях по социальным показаниям наряду с рекомендацией трудоустройства в обычных производственных условиях данная форма организации труда может быть рекомендована инвалидам III группы (предпенсионный и пенсионный возраст, низкий уровень общего образования, семейное положение и др.). Специально созданные условия - комплекс мероприятий и льгот, обеспечивающих необходимые для инвалида условия и режим труда: значительно сокращенный рабочий день с предоставлением показанных видов труда, льготные нормы выработки, введение дополнительных перерывов, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм, систематическое медицинское наблюдение, возможность полностью или частично работать на дому и др. особо оговариваемые специалистами бюро МСЭ особенности в условиях труда. Трудоустройство инвалидов в специально созданных условиях осуществляется: - на специальных рабочих местах; - в спеццехах, спецучастках, на специализированных предприятиях, предназначенных для труда инвалидов; - в надомных условиях; Специальное рабочее место - рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание - за счет средств работодателей. В соответствии с «Временными требованиями к специальным рабочим местам инвалидов» (утверждены Минтрудом России в 1993 г.). предусмотрено создание специальных рабочих мест для инвалидов со следующими формами заболеваний: нервно-психические болезни, туберкулез легких, сердечно-сосудистые и др. соматические болезни, болезни органов зрения и органов слуха, опорно-двигательного аппарата. Специализированное предприятие (цех, участок), применяющее труд инвалидов, - предприятие (цех, участок), независимо от организационно-правовой формы и форм собственности с особой формой организации, условиями и режимов труда, обеспечивающих рациональное трудоустройство инвалидов в соответствии с их трудовыми возможностями, их полную или частичную профессиональную реабилитацию, имеющие соответствующий статус специализированного предприятия (цеха, участка). Надомные условия труда - создание специальных условий, обеспечивающих возможность выполнения инвалидами работы на дому. Надомные виды труда могут предоставляться инвалидам как обычными, так и специализированными предприятиями («Положение об условиях труда надомников», утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 сентября 1981 года № 275/17-99). 5. Мероприятия по трудовому устройству (обеспечению занятости) инвалидов (профессиональная информация, профконсультирование, подбор рабочих мест для трудоустройства, содействие в трудоустройстве и др.). В соответствии с Федеральным законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государственные функции по трудоустройству инвалидов возложены на органы Федеральной службы занятости населения (районные и городские центры занятости населения, а в их составе -на специализированные подразделения (сектор, группа) или отдельных специалистов по проведению работы с инвалидами). Данные органы проводят следующие мероприятия по трудоустройству инвалидов: - информирование инвалидов об услугах, оказываемых службой занятости населения; - информирование и консультирование обращающихся в службу занятости инвалидов о возможностях получения работы, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессии; -оказание персональной помощи инвалидам в подборе подходящей работы, обеспечение контроля за трудоустройством и адаптацией инвалидов; - направление на переобучение инвалидов, испытывающих затруднения в устройстве на работу, обеспечение контроля за процессом обучения; - организация трудоустройства инвалидов, оканчивающих учреждения профессионального образования; - оказание услуг по профессиональной ориентации; - организация контроля за выполнением работодателями установленной квоты для трудоустройства инвалидов и др. 6. Динамическое наблюдение и контроль за рациональностью трудоустройства и успешностью социально-трудовой адаптации инвалидов. Рациональное трудоустройство – выполнение трудовой деятельности потенциально и реально, обеспечивающей на производстве необходимые условия для достижения социально-трудовой адаптации и реабилитации инвалида, квалификационный рост, восстановление трудоспособности и закрепление его на производстве. Критериями рациональности трудового устройства инвалидов 3 группы являются: · Показанность выполняемой инвалидом работы, оцениваемая соответствием требований профессиональной деятельности состоянию здоровья инвалида, т.е. отсутствием медицинских противопоказаний в работе; · Пригодность инвалида выполнять работу в полном объеме с достаточной производительностью и качеством, оцениваемая соответствием психофизиологических качеств и способностей инвалида требованием профессиональной деятельности; · Возможность квалифицированного роста в выполняемой инвалидом профессиональной деятельности, т.е. достижения равноценного с основной профессией инвалида уровня квалификации. Для оценки рациональности трудоустройства инвалидов 1 и 2 групп достаточно использовать только первый критерий. Рациональное трудоустройство является важнейшим условием достижения стойкой социально-трудовой адаптации инвалида на производстве. Социально-трудовая адаптация – процесс приспособления инвалидов к наиболее адекватному и оптимальному выполнению социальных функций, связанных с трудовой деятельностью. Процесс приспособления к труду рассматривается с физиологической, профессиональной, психологической и социальной позиций. Физиологическая составляющая приспособления к труду – процесс формирования у работника устойчивой системы функциональных связей, обеспечивающей эффективное выполнение работы при наименьших затратах организма. Успешность физиологической адаптации к труду оценивается по положительной динамике показателей функционального состояния организма, адекватности функционального напряжения и энергетических затрат организма тяжести и напряженности выполняемого труда, длительности устойчивого периода работоспособности и степени утомления, частоте и длительности заболеваемости с временной утратой трудоспособности и др. по результатам физиологических, психологических и биохимических исследований. Профессиональная составляющая приспособления к труду – процесс овладения работником необходимыми знаниями, навыками и умениями быстро ориентироваться в производственных ситуациях, программировать и контролировать свои трудовые действия. Критериями трудовой адаптации являются: выполнение норм выработки, плановых производственных заданий и функциональных обязанностей, квалификационный и служебный рост и др. Психологическая составляющая приспособления к труду – процесс формирования субъективного отношения работника к выполняемой работе, осознания им объективного характера и содержания труда и их соответствия внутренней структуре личности, интересам, установкам работника. Критериями успешности психологической адаптации к труду являются: удовлетворенность работой, профессиональное самоопределение, желание продолжить или прекратить работу, характер ощущений в процессе работы и др. Социальная составляющая приспособления к труду – процесс приспособления работника к правилам и нормам поведения, действующим в конкретном трудовом коллективе, освоение им социально-психологических отношений, понимание и претворение целей и задач трудового коллектива, его традиций, интересов и т.п. Успешность социальной адаптации оценивается состоянием межличностных связей инвалида в трудовом коллективе, участие в общественной жизни и др. Комплексная оценка успешности социально-трудовой адаптации проводится последовательно по всем ее составляющим приспособления инвалида к труду. Динамическое наблюдение за рациональностью трудоустройства и успешностью социально-трудовой адаптации инвалидов осуществляется специалистами бюро МСЭ. Возможны следующие формы динамического наблюдения за рациональностью трудоустройства инвалидов в бюро МСЭ: - освидетельствование; - обследование фактического трудоустройства инвалидов на рабочем месте при обследовании предприятия специалистами бюро МСЭ; - опрос инвалидов о характере трудоустройства и др. Контроль за трудоустройством, адаптацией и профессиональным обучением инвалидов осуществляется органами службы занятости населения, а также общественными организациями инвалидов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |