Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методология оценки муниципальной экономики. Принципы анализа и используемый инструментарий.




ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

(для студентов направления

081100. 62 – «Государственное и муниципальное управление)

 

Краснодар 2014

 

 

Лекция 1. Сущность, цели и методология оценки муниципальной экономики

 

Сущность, цели и задачи оценки муниципальной экономики. Модель местной экономики. Субъекты и объекты оценки муниципальной экономики.

Методология оценки муниципальной экономики. Принципы анализа и используемый инструментарий.

Муниципальная (местная) экономика – совокупность взаимодействий и взаимоотношений местных экономических субъектов по поводу использования ограниченных местных и внешних заемных ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей жителей, достижения целей деятельности фирм и комплексного социально-экономического развития локальной территории.

Местная экономика может быть охарактеризована как:

- система взаимоотношений субъектов экономической деятельности;

- система местных рынков, с помощью которых осуществляется взаимодействие домохозяйств, предприятий, инвесторов и администрации муниципального образования на определенной территории;

- трехсекторная модель, включающая частный (коммерческий), правительственный (публичный) и некоммерческий негосударственный (третичный) секторы экономики, которые осуществляют комбинирование производственных ресурсов для производства товаров, оказания услуг и выполнение работ (частных, коллективных и общественных) с целью удовлетворения потребностей местных экономических субъектов;

- подсистема регионального экономического пространства;

- совокупность входящих и исходящих потоков экономических ресурсов и факторных доходов;

- сложное социально-экономическое пространство, включающее местное население, локальную территорию, производственно-коммерческую и инфраструктурную подсистемы.

Модель местной экономики включает:

1. субъекты хозяйствования:

- домохозяйства;

- предприятия, организации и учреждения всех форм собственности;

- инвесторов;

- местную администрацию в лице органов местного самоуправления;

органы государственной власти;

- иностранные правительства, коммерческие и некоммерческие организации.

Субъекты хозяйствования могут выступать в качестве резидентов и нерезидентов данного муниципального образования. Кроме этого, домохозяйства, предприятия, инвесторы и муниципалитеты могут объединяться в ассоциации или союзы для координации своих действий, совместного отстаивания интересов или получения совместных конкурентных преимуществ.

2. потоки ресурсов

- материальные потоки на территории муниципального образования;

- финансовые потоки;

- инвестиционные потоки;

- информационные потоки;

- перемещение человеческих ресурсов.

3. совокупность взаимодействий местных экономических субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров, работ и услуг.

В рамках анализа конкретного муниципального образования исследователь может выявить отсутствие некоторых элементов:

- трансферты;

- компенсационные выплаты;

- эффекты от программ поддержки различных групп населения;

- социально значимые товары по ценам ниже рыночных рентные платежи, заработная плата

- налоговые льготы и кредиты;

- дотации и субсидии;

- льготные кредиты;

- создание условий экономического благоприятствования.

Модель местной экономики как открытой и активной системы представляет некоторые направления экономического взаимодействия муниципального образования с другими муниципалитетами, а также с администрацией региона и территориальными органами федеральных министерств, служб и агентств.

В рамках графической интерпретации местной экономики в модель включены следующие элементы:

1) локальная территория – географическое пространство муниципального образования, описанное в его уставе;

2) местное население;

3) экономикообразующая подсистема – совокупность всех местных производственных и коммерческих компаний, деятельность которых напрямую ориентирована на рынки. Те местные компании, которые формируют значительную налогооблагаемую базу местного бюджета, а также составляют ключевые направления экспорта товаров и услуг в другие муниципальные образования, являются градообразующими.

4) инфраструктура муниципального образования – совокупность компаний, транспортных коммуникаций и инженерных объектов, призванных обеспечить нормальное функционирование городского или сельского поселения. Инфраструктура муниципального образования подразделяется на инфраструктурные предприятия (страховые компании, биржи, консалтинговые агентства и т.д.), социальные учреждения (учреждения здравоохранения, образования, культуры и т.д.), транспортную инфраструктуру и инженерные объекты (электростанции, мосты, дамбы и т.д.). Инфраструктурные предприятия являются градообслуживающими.

Оценка муниципальной экономики – деятельность, направленная на использование специального инструментария для комплексного исследования состояния, явлений и процессов, протекающих в муниципальной экономике, и формирования на этой основе обоснованных предложений для экономических субъектов по ведению хозяйственной активности на данной территории.

Цель оценки муниципальной экономики – содействие субъектам хозяйствования в принятии рациональных и взвешенных решений по ведению экономической деятельности (экономическому присутствию) на соответствующей территории.

Задачи оценки муниципальной экономики:для населения:

- сравнение уровня безработицы, инфляции, среднего уровня заработной платы, стоимости жизни в различных муниципальных образованиях;

- формирование аналитической информации о том, в рамках какого муниципального образования те или иные экономические условия являются более или менее благоприятными для жизнедеятельности человека;

для предприятий:

- определение среднего уровня рентабельности различных форм деловой активности в различных муниципальных образованиях;

- сравнительный анализ стоимости производственных ресурсов для различных локальных экономических систем;

- определение уровня риска хозяйственной деятельности;

- определение емкости и степени насыщенности местных рынков, величины входных и выходных барьеров;

- исследование отношения населения и местных органов власти к бизнесу.

для инвесторов:

- предоставление информации о степени развития местной банковской системы;

- выявление основных групп рисков инвестиционной деятельности;

- определение среднего уровня рентабельности основных форм инвестиционной деятельности;

- выявление наиболее перспективных инвестиционных проектов.

для местной администрации:

- получение основных данных о состоянии, процессах и перспективах развития местной экономики;

- выявление сильных сторон местной экономики с целью их дальнейшего использования в программах развития территории;

- определение слабых сторон и препятствий административного, правового и иного характера для экономической деятельности с целью их сглаживания или ликвидации.

Субъекты оценки муниципальной экономики:

- органы местного самоуправления, специализирующиеся на регулировании определенных отраслей местной экономики;

- органы местного самоуправления, осуществляющие мониторинг и анализ местной экономики в целом;

- аналитические и рейтинговые агентства;

- консалтинговые компании;

- органы государственной власти, осуществляющие управление отраслями экономики;

- маркетологи, консультанты, эксперты, помощники топ-менеджеров, осуществляющие сбор и анализ информации о состоянии местной экономики с целью принятия решения о размещении на данной территории производств,

расширении масштабов своей деятельности в данном муниципальном

образовании либо об уходе с локальных рынков;

 домохозяйства, принимающие решение о смене территории для жизни

и деятельности;

 исследовательские институты, изучающие проблемы развития

локальных экономических систем;

 другие заинтересованные лица и организации.

– 2 –

Оценка состояния, явлений и процессов в муниципальной экономике

может производиться с использованием следующих инструментов:

1) рейтинговая оценка локальных экономических систем;

2) оценка экономических трендов;

3) ресурсный анализ муниципальной экономики;

4) оценка барьеров входа и выхода из местной экономики;

5) анализ интенсивности конкуренции на локальных рынках;

6) анализ концентрации фирм на местных рынках;

7) анализ конкурентоспособности и конкурентного потенциала местной

экономики; выявление квазиконкурентных преимуществ;

8) SWOT- и PEST-анализ муниципальной экономики;

9) исследование отрасли местной экономики и отраслевых сдвигов;

10) кластерный анализ муниципальной экономики;

11) моделирование ключевых экономических процессов в

муниципальном образовании;

12) матричный анализ городов и районов;

12

13) оценка привлекательности локальной экономической системы для

домохозяйств, предприятий и инвесторов;

14) оценка программ развития местной экономики;

15) выявление фокусных центров (точек роста);

16) определение емкости местных рынков;

17) оценка эффективности управления муниципальной экономикой;

18) исследование качества жизни местного населения.

Принципы оценки муниципальной экономики

1) принцип периодичности мониторинга и оценки – выявление

закономерностей и тенденций развития социально-экономических процессов

на местном уровне предполагает проведение постоянных или периодических

исследований;

2) принцип использования современного инструментария – следование

данному принципу позволяет оптимизировать расходы исследователя;

3) принцип выделения приоритетной подсистемы – исследователь

анализирует не все кластеры, рынки и отрасли местной экономики, а лишь

наиболее важные с точки зрения задач оценки;

4) принцип научной абстракции – выделение главного в объекте

исследования и отвлечение (абстрагирование) от несущественного,

случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может

быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой

исследователь. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности,

тем большим может быть уровень абстрагирования;

5) принцип выявления причин, а не анализа следствий – отражается в

необходимости нахождения исследователем причин явлений или процессов

как основы корректного анализа;

6) принцип оперативности оценки;

7) принцип соответствия результатов исследования общему объему

расходов на его проведение;

13

Методологию оценки муниципальной экономики можно представить в

виде 5 этапов (рисунок 1.4):

Рисунок 1.4 – Алгоритм оценки муниципальной экономики

Оценка местной экономики не может проводиться в разрыве от анализа

социальной, политической и экологической подсистем муниципального

образования.

возникновение потребности в информации о

состоянии и процессах, протекающих в

муниципальной экономике

выбор субъекта исследования местной экономики,

уточнение целей и задач оценки

выбор инструментария исследования местной

экономики

проведение исследования муниципальной

экономики

получение заказчиком результатов исследования и

их использование в своей экономической

деятельности

14

Лекция 2. Исследование сущности и причин конкуренции городов

2.1 Сущность конкуренции городов

2.2 Причины конкуренции муниципальных образований

2.3 Теория местных общественных расходов Ч. Тайбаута. Теория

страновой, региональной и муниципальной конкуренции М. Портера.

Концепция экономики, основанной на знаниях

– 1 –

Конкуренция между городами как сложный социально-экономический

процесс зародилась с появлением самих городских поселений. На различных

исторических этапах цели и содержание данного соперничества изменялись и

могли выражаться в борьбе за экономическое доминирование, первенство в

торговле, ремесле, производстве товаров с уникальными характеристиками,

борьбе за военное господство, доминирование в качестве административного

научного или финансового центра, лоббировании своих интересов в органах

центральной власти, получении привилегий, исключительного доступа к

ресурсам, особого статуса и в иных формах. Во всех указанных выше случаях

город в той или иной степени осуществлял специализацию на нескольких

направлениях деятельности и на этой основе распространял свое влияние на

соседние территории. Целями конкуренции городов могли являться

преобразование окружающего пространства, изменение существующего

баланса экономических, политических и военных сил, достижение целей

отдельных людей, династий, активного меньшинства или иных социальных

групп. В этой связи необходимо подчеркнуть одно из ключевых на наш взгляд

отличий городов от сельских поселений – внешнюю ориентацию их развития,

стремление к экспансии, расширению сфер влияния и доминированию.

Города характеризуются относительно высокой концентрацией

населения, производств, финансовых ресурсов, достаточно емким рынком,

развитостью социальной и экономической инфраструктуры, наличием

15

квалифицированных кадров, значительным образовательным, культурным,

научным потенциалом. Они выполняют интегрирующую функцию в

государстве, создавая сеть межтерриториальных взаимодействий,

обеспечивают формирование единого экономического, культурного, научного

и информационного пространства страны.

Другой отличительной чертой городов является их относительная

самостоятельность и независимость от действий центральных органов власти,

возможность экономического взаимодействия с городами других государств,

минуя уровень региональных и национальных правительств. Особенно ярко

данная характеристика города проявляется в периоды, когда мировая

цивилизация достигает высокого уровня социально-экономического развития.

Для современного этапа характерно установление и развитие связей

между глобальными и локальными процессами (глокализация), когда

международные процессы и проблемы проявляются на местном уровне

(терроризм, «социальные» болезни, охрана окружающей среды, виртуальные

экономические процессы), а локальные процессы и проблемы

трансформируются в глобальные. По Н.Я. Калюжной современные

российские регионы, города и фирмы все чаще включаются в глобальные

конкурентные процессы непосредственно, без содействия со стороны

государственных органов.

Конкуренция городов является значительно более сложным и

многомерным явлением по сравнению с конкуренцией между фирмами и

включает ее в себя. В свою очередь, конкуренция между городскими

сообществами является составной частью региональной и межнациональной

конкуренции. Таким образом, мы можем представить все многообразие

конкурентных процессов в виде следующей семиуровневой системы (рисунок

2.1).

Конкуренция между городами является динамическим процессом и

претерпевает постоянные изменения, усложняясь и меняя свои формы во

времени. Если на ранних этапах данное соперничество является неявным, то в

16

дальнейшем конкуренция приобретает все более открытые формы, а ее

интенсивность усиливается.

Рисунок 2.1 – Уровни ведения конкурентной борьбы

На современном этапе развития мирового сообщества акценты в

конкурентной борьбе между экономическими, социальными, культурными,

политическими и иными подсистемами территорий смещаются с

национального уровня на региональный и местный. Происходит установление

и развитие связей между глобальными и локальными процессами, когда

международные процессы и проблемы проявляются на местном уровне, а

локальные процессы и проблемы трансформируются в общемировые.

Современные российские регионы, муниципальные образования и фирмы все

чаще включаются в глобальные социально-экономические процессы

непосредственно, без содействия со стороны государственных органов, что

обусловливает появление новых пространств и новых субъектов конкуренции.

Уровни ведения конкурентной борьбы

Межстрановая конкуренция

6 уровень

Конкуренция между

отдельными странами в

одной или нескольких сферах

деятельности

7 уровень

Конкуренция между группами

стран, объединившихся на

основе общности

экономических, военных, и

иных интересов

Конкуренция внутри страны

3 уровень Конкуренция на уровне

городов и иных местных сообществ

2 уровень Конкуренция на уровне

фирм и социальных групп

1 уровень Конкуренция на

индивидуальном уровне

4 уровень Конкуренция между

объединениями и союзами

муниципальных образований

5 уровень Конкуренция между

регионами

17

Усиливается дифференциация муниципалитетов по уровню развития

социальной инфраструктуры, транспортных сетей, деловой активности,

состоянию природной среды, степени криминализации местного сообщества и

иным характеристикам локальных территорий. Особенно ярко это проявляется

на уровне городов. Российские города все в большей степени вовлекаются в

механизм конкурентной борьбы за ресурсы развития, собственниками

которых являются индивиды, фирмы, инвесторы и государство.

Города все активнее позиционируют себя в глобальном информационном

пространстве, стремятся сформировать оптимальный пакет предоставляемых

локальных общественных благ, выявляя и удовлетворяя потребности местных

экономических субъектов. Современные города интенсифицируют свою

активность в гражданских отношениях, становятся субъектами

стратегического управления собственным развитием. Муниципальное

образование-город может рассматриваться как корпорация, хотя и с

неизмеримо более сложной структурой, стремящаяся к максимально

результативному комбинированию имеющихся и привлекаемых ресурсов для

достижения поставленных целей.

– 2 –

При исследовании сущности конкуренции городов представляется

целесообразным выделить причины данной конкурентной борьбы, среди

которых основными, по нашему мнению, являются следующие.

Ограниченность ресурсов развития городского пространства является

естественной предпосылкой возникновения конкуренции городов и

выражается в дефиците факторов производства, их неравномерной

концентрации в пределах региона или страны.

Другой причиной является существование определенной вероятности

ухода экономических субъектов из данного городского пространства. Как

правило, данная вероятность будет возрастать в случаях, если достижение

целей экономических субъектов действующих в данном городе затруднено по

18

независящим от них обстоятельствам, когда условия жизнедеятельности

являются некомфортными, а ближнее окружение характеризуется как

агрессивное или враждебное.

Идентичность миссии и стратегических целей администраций

различных муниципальных образований является третьей причиной

существования конкуренции городов. Распространяя выводы М. Портера о

конкуренции можно сказать, что миссией местных администраций является

«достижение высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих

граждан более эффективным, ресурсосберегающим и природосохранным

способом и в более короткие сроки, чем местные правительства других

городов». Стратегические цели, как правило, касаются развития

предпринимательства, благоустройства территории, повышения или

поддержания на высоком уровне инвестиционной привлекательности города,

социальной политики, развития человеческих ресурсов, а также достижения

устойчивого (балансирующего) развития. Идентичность миссии и

стратегических целей муниципальных образований является основанием для

их включения в состязательный процесс, связанный с привлечением и

использованием ограниченных ресурсов развития.

Выборность представительного органа местного самоуправления и

главы муниципального образования может рассматриваться как еще одна

причина существования конкуренции городов в цивилизованных странах.

Данное утверждение применимо для тех ситуаций, когда существует

зависимость между эффективностью проводимой местной администрацией

политики и долей местного населения, поддерживающих данную

администрацию, а политические технологии не являются определяющими при

формировании выборных органов местного самоуправления. Кроме этого,

развитию конкуренции городов может способствовать применение такого

инструмента как отзыв выборного должностного лица (депутата, главы

муниципального образования) в случае ненадлежащего выполнения своих

обязанностей или осуществления действий, не совместимых со статусом

19

депутата местного представительного органа или главы муниципального

образования.

Возможность возникновения диспропорций в объеме и содержании

государственной помощи в отношении городов с относительно аналогичными

социально-экономическими проблемами является пятой причиной

возникновения состязательных процессов на уровне местных органов власти,

формирования групп давления и развития механизмов лоббирования местных

интересов на государственном уровне.

Формирование конкурентного образа мышления является современной

тенденцией в муниципальном управлении и пятой причиной появления и

развития конкуренции городов.

Приверженность традиционным инструментам управления локальной

территорией, частичное или полное отсутствие конкурентного образа

мышления могут рассматриваться как одни из основных барьеров на пути

создания, поддержания и развития конкурентных преимуществ

муниципального образования. На современном этапе развития локальных

территорий местные администрации все чаще обращаются к инструментарию

стратегического управления, проводят SWOT-анализ, выявляют точки роста,

проводят кластеризацию местной экономики, трендовый анализ, исследуют

опыт стратегического управления других муниципальных образований с

целью наиболее эффективного позиционирования города в региональном или

общенациональном социально-экономическом и культурном пространстве.

Все большее число муниципальных образований России переходят к созданию

стратегических планов развития территории. В том случае, когда этот процесс

не является данью современной моде в системе муниципального управления

или простой формальностью, когда этапы стратегического плана

последовательно реализуются местным сообществом, мы можем говорить о

формировании конкурентного образа мышления на муниципальном уровне.

Еще одной причиной конкуренции городов является многовариантность

направлений развития муниципального образования и зависимость

20

результирующей приложенных усилий по развитию от множества

переменных. В случае, когда город характеризуется небольшим числом

фокусных центров, число направлений развития будет невелико. Иными

словами, варианты возможного развития лимитируются числом точек роста. В

случае, когда город обладает конкурентными преимуществами во многих

сферах, число возможных направлений развития существенно возрастает.

Однако, в силу ограниченности ресурсов (в том числе средств местного

бюджета, размера помощи федеральных и региональных властей,

возможностей привлечения муниципальных займов), местная администрация

может выбрать в качестве приоритетных направлений лишь несколько из них.

Кроме этого, местные органы власти могут сделать основной акцент на

использование экзогенных и эндогенных ресурсов. Программы развития

муниципального образования могут иметь высокую степень согласованности с

федеральными и региональными целевыми программами, а деятельность

государственных и муниципальных органов власти может быть

скоординированной. В этом случае возможно сложение векторов усилий

властных органов и достижение эффекта синергии. Таким образом, конечные

результаты приложения усилий по развитию зависят от большого числа

переменных, относящихся как к внутренней, так и к внешней среде города.

– 3 –

Выделим основные теоретические подходы к конкуренции локальных

территорий и, в частности, городов.

Теория местных общественных расходов Ч. Тайбаута является одной

из первых теоретических разработок в области конкуренции муниципальных

образований.

В основе данной теории лежат следующие допущения:

1. Домохозяйства анализируют деятельность органов местной власти и

выбирают такое муниципальное образование, в котором обеспечивается

оптимальный с их точки зрения уровень местных общественных благ.

21

Множество муниципальных образований в рамках региона или страны служит

достаточной гарантией того, что каждое домохозяйство найдет отвечающее

его специфическим потребностям и критериям выбора место проживания.

2. Информация в обществе распространяется равномерно, то есть

отсутствуют барьеры на пути информационным потокам. У всех граждан

имеется доступ к необходимой информации относительно «потребительских»

характеристик и свойств муниципальных образований.

3. Полная мобильность потребителей, отсутствие транспортных

издержек.

4. Отсутствие межтерриториальных экстерналий (внешних эффектов,

переливов), связанных с оказанием местных услуг: все выгоды от местных

общественных благ достаются гражданам, проживающим на данной

территории.

5. На всех локальных рынках предлагается большое количество товаров

и действует множество потребителей.

6. Отсутствие эффекта масштаба – средние производственные затраты

местных фирм не зависят от объема производства.

7. Группы однородных потребителей стремятся к максимизации своей

полезности.

8. Финансирование предоставления местных общественных благ

осуществляется за счет взимания местных налогов. Предоставление

общественных благ осуществляется при минимальных средних затратах во

всех муниципалитетах.

9. Затраты перемещения из одного муниципального образования в

другое минимальны.

Тайбаут считает, что способность потребителей и фирм перемещаться из

одного места в другое создает конкуренцию среди местных властей. Рынок

общественных услуг на локальном уровне действует эффективно

исключительно из-за того, что конкуренция среди различных городов делает

возможным для потребителей выбор оптимального набора местных услуг.

22

Если имеется много различных муниципалитетов и при этом каждый из них

предоставляет различный по содержанию и качеству набор услуг (борьбу с

преступностью, образование, пожарную охрану, медицинское обслуживание),

каждая семья может приблизиться к получению оптимального для себя

набора. Поскольку люди «голосуют ногами», переезжая в ту местность,

которая обеспечивает оптимальной корзиной налогов и выгод, этот эффект

иногда называют «эффектом невидимой ноги». «Невидимая нога» действует,

чтобы обеспечить качественное распределение ресурсов посредством

конкуренции среди местных органов власти.

Уровень местных налогов, цена жизни и экономической деятельности, а

также содержание и качество набора местных услуг, предоставляемых на

территории местного сообщества, являются барьерами, своего рода

фильтрами, которые ранжируют и перераспределяют естественным способом

субъектов хозяйствования по различным территориям в зависимости от

уровня их доходов, потребностей и возможностей вести успешную

конкуренцию на индивидуальном и корпоративном уровнях в рамках

местного сообщества.

В силу того, что финансовые возможности муниципальных образований

напрямую зависят от присутствия и деятельности на их территории

домохозяйств и фирм, местные администрации заинтересованы в привлечении

и удержании вышеперечисленных экономических субъектов, оптимизации

набора предоставляемых местных общественных благ и повышении

эффективности муниципального управления. С другой стороны, процесс

анализа, отбора альтернативных муниципалитетов и принятия

домохозяйствами и руководством фирм решений относительно места

расположения повышает эффективность местных органов власти. При

выполнении вышеуказанных допущений в ходе миграционных процессов

домохозяйства образуют однородные сообщества, что упрощает процедуры

выявления местными органами власти потребностей населения, формирования

23

и реализации социальных программ, а также нейтрализует негативные

внешние эффекты медианного избирателя.

По модели Тайбаута признаками конкурентоспособного города

являются положительное сальдо миграции населения и увеличение числа

фирм, действующих на данной локальной территории.

Хотя модель Тайбаута можно критиковать по целому ряду положений,

она явилась новаторской и создала мощный импульс для дальнейших

исследований конкурентных процессов между муниципалитетами.

Теория страновой, региональной и муниципальной конкуренции М.

Портера

Согласно данной теории конкурентоспособность страны, региона или

муниципалитета зависит от способности фирм, расположенных на

соответствующей территории, вводить новшества и модернизироваться.

Различия в системе ценностей, культуре, структуре экономики,

действующих организациях – все эти элементы вносят вклад в процесс

создания и развития конкурентных преимуществ территории. Ни одна страна,

регион или муниципальное образование не могут быть конкурентоспособным

во всех, или хотя бы в большинстве отраслей. В общем случае те или иные

территории достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их

внутренние условия оказываются в данный момент времени наиболее

благоприятными, динамичными и перспективными.

Третьим аспектом конкурентоспособности стран, регионов и

муниципалитетов является уровень производительности фирм,

расположенных на соответствующей территории. Основная цель

государственной и муниципальной власти состоит в достижении высокого и

постоянно растущего уровня жизни для своих граждан. Уровень жизни

населения зависит от способности компаний достигать высокого уровня

производительности и повышать производительность с течением времени.

М. Портер выделяет четыре детерминанты конкурентных преимуществ

стран, регионов и муниципалитетов:

24

1) условия для факторов – наличие на соответствующей территории

производственных ресурсов, их цена и качество, а также степень развития

экономической инфраструктуры;

2) состояние спроса – уровень и динамика изменения спроса на

местном, региональном или национальном рынке на производимые фирмами

товары или оказываемые услуги;

3) позиции родственных и поддерживающих отраслей;

4) эффективность используемых стратегий, конфигураций

организационных структур и характер внутренней конкуренции.

Эффективность деятельности органов государственного и

муниципального управления является пятым фактором, определяющим

конкурентоспособность страны, региона или муниципального образования.

Еще одним аспектом концепции М. Портера является смещение в

результате развития территорий основы конкурентной борьбы от

вышеуказанных детерминант в сторону создания и освоения знаний. Данное

положение коррелирует с концепцией обучающейся экономики

(экономики, основанной на знаниях).

Как и теория страновой, региональной и муниципальной конкуренции

М. Портера концепция экономики, основанной на знаниях, является видением

современных ученых на процессы конкурентной борьбы территорий.

Согласно Б. Лундволу и Б. Джонсону глобализация экономических

процессов создает предпосылки для изменения роли ресурсов в современной

конкурентной борьбе: ведущая роль с материально-вещественных и

энергетических ресурсов переходит к информационным и интеллектуальным

ресурсам. Развитие современных территориальных хозяйственных систем

происходит в тесной взаимосвязи с развитием информационных технологий,

появлением электронных денег и бурным ростом виртуальной экономики.

Кроме этого, повышается информационная прозрачность бизнеса, а

современными лозунгами компаний являются слияние, создание альянсов,

стратегическое партнерство, совместная работа и наднациональная

25

глобализация деятельности. Таким образом, на современном этапе появляется

и развивается новый тип экономики – экономика, основанная на знании, при

которой содержание конкурентной борьбы территорий существенно

изменяется. Согласно концепции обучающейся экономики город может

развивать свои конкурентные преимущества на основе использования

следующих инструментов:

а) развития информационной инфраструктуры города;

б) содействия фирмам в получении так называемых «создаваемых»

ресурсов, к которым относятся навыки, умения, квалификации, а также

методы достижения поставленных целей;

в) содействие местным жителям в развитии своей собственной

компетенции, формировании системы знаний, на основании которой

индивиды могут быть успешными и востребованными локальной,

региональной, национальной и мировой экономикой;

г) создание уникальной компетенции города в определенной отрасли

знания, технологий и специализации;

д) развитие системы многоуровнего диалогового взаимодействия, в

результате которого может быть повышен уровень компетенции индивидов,

фирм, органов местного самоуправления.

Еще одним эффектом диалогового взаимодействия может быть получение

нового знания. Кроме этого, на основе вышеуказанной системы возможно

создание «развивающих коалиций», в рамках которых их участники

поддерживают и повышают конкурентные преимущества друг друга.

Таким образом, конкуренция муниципальных образований (а в большей

степени этот процесс развивается на уровне городов) является новой гранью

современной действительности и актуальным направлением научного

исследования.

26

Лекция 3. Исследование конкурентных преимуществ местной

экономики

3.1 Сущность конкурентного преимущества локальной территории

3.2 Квазиконкурентные преимущества муниципального образования

3.3 Конкурентные преимущества высокого порядка

– 1 –

Конкурентоспособность города – более высокая по сравнению с

другими городами привлекательность данного городского пространства для

населения, предприятий, инвесторов, туристов, а также способность местных

экономических субъектов более эффективно комбинировать и использовать

привлекаемые ресурсы для достижения индивидуальных и корпоративных

целей, что приводит к реализации целей развития городского сообщества в

целом и повышению его жизнеспособности (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Конкурентоспособность города как трехаспектная

характеристика городского пространства

Конкурентоспособность города

более высокая

привлекательность

городского пространства

по сравнению с

другими городами

способность местных

экономических субъектов

более эффективно

комбинировать и

использовать

привлекаемые ресурсы

для населения

для предприятий

для удовлетворения

портебностей

для достижения

корпоративных

целей

для достижения целей

развития городского

сообщества

для инвесторов

для туристов

более высокая

жизнеспособность

местного сообщества

способность

сохранять и развивать

конкурентные

преимущества

высокого порядка

способность

прогнозировать и

избегать, а также

преодолевать внешние

и внутренние угрозы

27

Конкурентное преимущество местного сообщества – состояние или

процесс на локальном уровне, которые создают благоприятные условия для

привлечения и эффективного использования ресурсов развития в рамках

местного сообщества. Различные преимущества вносят неодинаковый вклад в

формирование конкурентоспособности города. В силу этого выделим два типа

конкурентных преимуществ: конкурентные преимущества высокого порядка и

квазиконкурентные преимущества.

– 2 –

Квазиконкурентное преимущество муниципального образования –

сложившаяся ситуация или протекающий процесс в муниципальной

экономике, которые могут способствовать достижению целей и увеличению

конкурентоспособности отдельных экономических субъектов, однако не

формируют конкурентное преимущество муниципального образования в

целом, не улучшают качество жизни местного населения, а в долгосрочной

перспективе могут приводить к негативным последствиям для данной

территории.

Рисунок 3.2 – Основные квазиконкурентные преимущества территории

Квазиконкурентные преимущества муниципального образования

дешевая рабочая сила

нетребовательные покупатели

низкая интенсивность конкурентной борьбы

«мягкие» законы по охране природной среды

низкая стоимость сырьевых ресурсов

28

1. Дешевая рабочая сила

Согласно традиционному подходу дешевая рабочая сила уменьшает

издержки производства единицы продукции, делает фирму более

конкурентоспособной по цене и снижает относительную величину барьеров

входа на другие локальные рынки в том случае, если эти барьеры носят

рыночный характер.

Низкая стоимость трудовых ресурсов позволяет компании получать

прибыль на уровне не ниже среднеотраслевой ее нормы, успешно вести

борьбу с другими фирмами данной отрасли, которые не имеют возможности

использовать дешевую рабочую силу и вынуждены развивать инновационную

деятельность, искать более дешевое сырье и материалы, оптимизировать свои

товарно-материальные потоки и запасы, обращаться за поддержкой к местным

правительствам.

Однако дешевая рабочая сила не является ресурсом развития и не

образует конкурентное преимущество муниципального образования по

следующим причинам.

Во-первых, в результате инновационной деятельности фирмы-отраслевые

конкуренты могут перейти к частичной или полной автоматизации

производственного процесса, что приведет к нейтрализации конкурентного

преимущества данной компании в виде дешевой рабочей силы и отбросит ее

из числа лидеров отрасли в группу аутсайдеров.

Во-вторых, низкий уровень заработной платы препятствует

формированию платежеспособного спроса на достаточно высоком уровне на

товары местных производителей, за исключением тех случаев, когда данные

товары относятся к группе товаров первой необходимости. Местным

производителям приходится выходить на внешние по отношению к данному

локальные рынки, формировать новые сбытовые сети, нести издержки по

транспортировке и продаже товаров на территориях, географически

удаленных от места размещения компании, либо создавать на них

собственные филиалы. Таким образом, местные компании будут нести

29

единовременные или постоянные издержки, связанные с географической

удаленностью от потребителей, а также издержки упущенных возможностей в

том случае, когда продажа местных товаров на внешних рынках будет

передаваться дилерам и дистрибьюторам.

В-третьих, низкий уровень заработной платы на территории

муниципального образования приводит к тому, что местные жители

удовлетворяют лишь незначительную часть своих потребностей, происходит

снижение качества жизни, нарастание социальных проблем и противоречий.

Следствием увеличения числа конфликтов между работодателями и наемными

рабочими может стать снижение эффективности экономической деятельности

местных фирм, уменьшение объемов производства из-за забастовок и иных

форм протеста, а также потеря конкурентного преимущества относительно

фирм, расположенных на территории других муниципальных образований.

Кроме этого, будет происходить увеличение расходов местного бюджета на

социальные цели.

Негативное отношение местного населения к деловым кругам может

быть еще одним следствием низкого уровня средней заработной платы. В этой

ситуации возможно формирование такого общественного мнения, согласно

которому целью деятельности предприятий является получение

экономических выгод в краткосрочной перспективе на основании

использования дешевой рабочей силы, а не интеграция в местное сообщество

и содействие его развитию.

Органы местного самоуправления также могут воспринимать

предприятия не в роли долгосрочных партнеров по развитию

соответствующей территории и неотъемлемых членов местного сообщества, а

как экономических агентов, стремящихся лишь использовать ресурсы

муниципального образования для достижения исключительно своих

корпоративных целей, ничего не предлагая взамен. Таким образом, с высокой

степенью вероятности можно говорить и о формировании негативного

отношения местной администрации к деловым кругам.

30

Достижение целей деятельности любого хозяйствующего субъекта

местного сообщества должно происходить с учетом и через достижение

целей данного сообщества. Деловые круги должны осознать, что от степени

благополучия местного населения, от жизнеспособности всего

муниципального образования зависит и их благополучие и жизнеспособность.

Поэтому, расширяя свою деловую активность на новые территории,

предприятия должны в определенной степени «встраивать» свои

корпоративные цели в иерархию целей развития соответствующих местных

сообществ.

Низкий уровень средней заработной платы в местном сообществе

приведет к оттоку наиболее экономически активной и квалифицированной

части местного населения, что в среднесрочном и долгосрочном периодах

будет означать снижение качества человеческих ресурсов данного

муниципального образования, потерю им одного из важнейших конкурентных

преимуществ и увеличение потенциала других территорий за счет притока

вышеуказанной части населения.

2. Нетребовательные покупатели

Покупатели, не предъявляющие достаточно высоких требований к

характеристикам производимых товаров, оказываемых услуг или

выполняемых работ, являются еще одним квазипреимущестом

муниципального образования. С одной стороны, данное явление делает

местные рынки более привлекательными для деловых кругов, снижает

издержки производства, повышает уровень рентабельности и позволяет

увеличивать объемы реинвестированной прибыли. Таким образом, мы можем

говорить о том, что в краткосрочной перспективе покупатели, не

предъявляющие достаточно высоких требований к характеристикам

производимых товаров, способствуют повышению конкурентоспособности

соответствующих компаний. Однако в среднесрочном и долгосрочном

периодах данное конкурентное преимущество не только не способствует

развитию компаний, но и ослабляет их, перекрывает возможности выхода на

31

другие рынки, где потребители предъявляют высокие требования к

производимым товарам, их дифференцированности, качеству упаковки,

дизайну, продолжительности сервисного обслуживания.

Отсутствие внешнего давления в виде требований и предпочтений

покупателей, а также их неизменность в течение длительного периода создают

для компании иллюзию стабильности и уверенности, что результаты ее

хозяйственной деятельности в будущем будут не ниже текущих. Однако

внешнее давление на компанию стимулирует ее инновационную деятельность,

способствует формированию гибкой организационной структуры, способной

адаптироваться к постоянным изменениям факторов внешней среды. Еще

одним следствием внешнего давления может стать формирование особого

менталитета сотрудников компаний, ориентированного на постоянный поиск

возможностей оптимизации и рационализации своей деятельности, а также на

содействие изменениям во внутренней среде корпораций.

В условиях высокой конкуренции первым руководителям корпораций

необходимо избегать распространения своей деятельности на рынки с

нетребовательными покупателями, тщательно взвешивать все «за» и «против»

вхождения на такие локальные рынки. Если корпорация решается войти на

вышеуказанные рынки, то возможно смягчение отрицательных эффектов за

счет стимулирования самой компанией своих покупателей к выявлению и

развитию их вкусов и предпочтений. В этом случае корпорация будет в

определенной степени подготовленной к выходу на такие локальные рынки,

где требования покупателей высоки, а предпочтения постоянно изменяются.

Таким образом, одним из немногих положительных эффектов

деятельности на рынках с нетребовательными покупателями являются

значительные положительные финансовые потоки в краткосрочном периоде.

Ключевым отрицательным эффектом данного явления является потеря

местным предприятием в среднесрочном и долгосрочном периодах

конкурентных преимуществ, что при прочих равных условиях может повлечь

снижение конкурентоспособности местного сообщества в целом.

32

3. Низкая интенсивность конкуренции в местной экономике

Вялотекущая неинтенсивная конкуренция среди местных фирм оказывает

негативное воздействие на динамику и содержание их внутреннего развития

(рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Механизм потери конкурентных преимуществ корпорацией на

рынках с низкой интенсивностью конкурентной борьбы

Изменения в организации стимулируются как факторами внешней среды

(давлением со стороны «ближнего» и «дальнего» окружения компании), так и

внутренними факторами. Предположив, что внешнее окружение фирмы

достаточно стабильно в целом, а в частности интенсивность конкурентной

борьбы достаточно низка, можно сделать вывод о том, что интенсивность и

направление изменений компании будут зависеть преимущественно от ее

внутренних факторов. Учитывая также, что внутренняя система компании, как

правило, тяготеет к стабильности, мы можем сделать вывод о том, что

изменения в структуре и деятельности компании будут происходить медленно

либо не будут происходить вообще.

Фирма, действующая в неагрессивной деловой среде, в условиях

отсутствия давления со стороны отраслевых конкурентов, конкурентов из

смежных групп отраслей при прочих равных условиях имеет меньше

возможностей для развития в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Следуя данной логике, западные корпорации стремятся избежать

монопольного положения на рынке и при формировании стратегии ведения

низкая

интенсивность

конкурентной

борьбы

уменьшение объемов

инновационной

деятельности и снижение

темпов развития

компании вследствие

отсутствия внешнего

снижение уровня жизнеспособности

компании и потеря конкурентных

преимуществ по сравнению с

фирмами, которые действуют в

умеренно агрессивной

предпринимательской среде

33

конкурентной борьбы в частности ставят перед собой задачу сохранения

нескольких достаточно сильных компаний-отраслевых соперников.

Наличие внешних угроз со стороны конкурентов в форме снижения цен

на товары, улучшения качества продукции, выхода на новые сегменты

местного рынка, совершенствование системы сервисного обслуживания,

разработки и внедрения инноваций в производственный процесс являются

«вызовом» для фирмы, проверкой ее жизнеспособности в экономическом

пространстве данного муниципального образования. Ответом фирмы на

«вызов» может быть простое копирование действий конкурентов

(воспроизведение конкурентных преимуществ других компаний отрасли), а

может стать и создание абсолютно нового конкурентного преимущества,

основанного на новаторских идеях и концепциях (рисунок 3.4). Кроме этого,

на особо сильные «вызовы» конкурентов реакцией фирмы может стать уход с

соответствующего локального рынка. На слабые «вызовы» фирма может не

реагировать вообще.

Рисунок 3.4 – Механизм стимулирования внутреннего развития корпорации

изменениями внешней среды

Изменение параметров внешнего окружения фирмы (давление или «вызов»

для компании)

выработка и реализация фирмой оптимальной стратегии реагирования на

внешнее давление

изменение внутренних

подсистем самой фирмы, ее

хозяйственной

деятельности

изменение фирмой

параметров своего

«ближнего» окружения:

поставщиков, посредников

и т.д.

уход с местных рынков

или полное прекращение

хозяйственной

деятельности

34

Администрации муниципального образования желательно не допускать

попытки чрезмерно сильного давления компаний-лидеров отрасли местной

экономики на остальных отраслевых конкурентов.

Необходимо подчеркнуть, что, прежде всего, мы имеем в виду неценовые

формы конкурентной борьбы, которые доминируют на высокоразвитых

рынках. Что касается ценовых форм конкуренции, характерных для

развивающихся экономических систем, предприятиям следует избегать

вступления в ценовые войны вообще, так как это приводит к истощению

корпоративных ресурсов и снижению жизнеспособности конкурирующих

субъектов.

Наличие внешних угроз со стороны конкурентов в форме снижения цен

на товары, улучшения качества продукции, выхода на новые сегменты

местного рынка, совершенствование системы сервисного обслуживания,

разработки и внедрения инноваций в производственный процесс являются

«вызовом» для фирмы, проверкой ее жизнеспособности в экономическом

пространстве данного муниципального образования. Ответом фирмы на

«вызов» может быть простое копирование действий конкурентов

(воспроизведение конкурентных преимуществ других компаний отрасли), а

может стать и создание абсолютно нового конкурентного преимущества,

основанного на новаторских идеях и концепциях.

Кроме этого, на особо сильные «вызовы» конкурентов реакцией фирмы

может стать уход с соответствующего локального рынка. На слабые «вызовы»

фирма может не реагировать вообще.

4. «Мягкие» законы по охране природной среды муниципального

образования

«Мягкие» законы по защите природной среды могут быть

привлекательными для тех предприятий, которые рассматривают данное

муниципальное образование как потенциальную территорию размещения

экологически грязных производств. «Мягкое» природоохранное

законодательство предусматривает относительно небольшие санкции в виде

35

штрафов и иных платежей, призванных компенсировать нанесенный или

наносимый вред природной среде и местному сообществу по сравнению с

альтернативными территориями размещения и ведения бизнеса.

На первый взгляд относительно «мягкие» законодательные барьеры на

пути проникновения на территорию муниципального образования

экологически грязных производств выгодны местному сообществу в целом,

так как появление новых предприятий увеличивает число рабочих мест в

соответствующем муниципальном образовании, объем налоговых и иных

поступлений в местный бюджет, стимулирует экономическую активность,

развитие экономической инфраструктуры и повышает финансовые

возможности местной администрации в области социальной политики. Однако

размещение экологически грязных производств влечет за собой ряд

негативных последствий:

- наносится ущерб экологии муниципального образования, которое

теряет одно из ключевых преимуществ высокого уровня в виде экологически

чистой территории;

- наносится ущерб здоровью и генофонду местных жителей;

- происходит отвлечение ресурсов местного сообщества на борьбу

между различными группами давления за приоритет экологических или

экономических интересов. Промежуточным результатом может стать потеря

еще одного конкурентного преимущества муниципального образования -

социального капитала, традиций партнерства между различными

социальными группами и экономическими субъектами города;

- происходит увеличение расходов бюджета на природоохранную

деятельность, в том числе за счет уменьшения бюджета развития;

- местные фирмы несут альтернативные издержки загрязнения, в силу

того, что корпоративные ресурсы используются расточительно, а также

происходит снижение ценности продукта для потребителя.

Таким образом, при размещении на своей территории экологически

«грязных» производств муниципальное образование утрачивает несколько

36

ключевых конкурентных преимуществ высокого порядка, приобретая

экономические дивиденды (сравнительные, а не конкурентные преимущества)

лишь в краткосрочном периоде.

Кроме этого, в силу взаимозависимости экологических подсистем

муниципальных образований, потеря вышеперечисленных конкурентных

преимуществ одним муниципальным образованием влечет за собой их потерю

соседними локальными территориальными образованиями. Ситуация

осложняется и тем, что установление жестких законов по охране природной

среде доступно лишь таким муниципальным образованиям, которые

характеризуются высокой привлекательностью для деловых кругов. Местные

сообщества, в рамках которых условия и возможности для предприятий

непривлекательны или характеризуются низкой привлекательностью,

вынуждены удерживать экологические стандарты деятельности местных фирм

на невысоком уровне.

Исходя из вышесказанного, рекомендацией местному сообществу

является установление достаточно жестких законов по охране окружающей

среды и координация усилий в этом направлении с другими локальными

территориями. Муниципальные образования, характеризующиеся высокой

привлекательностью для деловых кругов и установившие достаточно

«жесткие» экологические стандарты деятельности местных фирм, должны

оказывать давление и содействовать «неблагополучным» территориям с целью

унификации природоохранной политики и создания единого пространства,

поддерживающего исключительно экологически чистые производства. Однако

данные законодательные барьеры должны быть достижимыми и

соответствовать способностям фирм к инновационным прорывам, а не

превышать их.

5. Низкая стоимость сырьевых ресурсов

Низкая стоимость сырьевых ресурсов является естественным

преимуществом муниципального образования и функционирующих на его

территории местных фирм. Однако, используя данное преимущество,

37

местным фирмам желательно не основываться исключительно на нем при

формировании и реализации стратегии конкурентной борьбы по следующим

причинам. Во-первых, при исчерпании дешевых сырьевых ресурсов исчезает и

сравнительное преимущество местной компании перед конкурентами. Во-

вторых, если не заключены эксклюзивные договоры с поставщиком, то доступ

к источнику дешевого сырья могут получить и фирмы-отраслевые

конкуренты. В третьих, в то время как местные предприятия при проведении

конкурентной борьбы основываются на низкой стоимости сырьевых ресурсов,

другие компании развивают конкурентные преимущества высокого уровня:

разрабатывают и внедряют инновации, повышают квалификацию персонала,

диверсифицируют хозяйственную деятельность или создают вертикально и

горизонтально интегрированные структуры. Таким образом, выигрывая в

краткосрочном периоде, местная фирма, основывающая стратегию

конкурентной борьбы исключительно на использовании дешевого сырья, в

долгосрочном периоде проигрывает экономическое соперничество.

– 3 –

Конкурентные преимущества высокого порядка – такие преимущества

муниципального образования, которые обладают следующими

характеристиками:

- необходимы существенные ресурсные и временные затраты для их

повторения и развития на территории других поселений;

- имеют преимущественно нематериальную форму;

- основаны на специализации деятельности экономических субъектов,

использовании эффекта разнообразия, разработке и внедрении инноваций,

диалоговом взаимодействии;

- при реализации преимуществ данного уровня достигается

положительный эффект не только для соответствующего экономического

субъекта, а для всего местного сообщества. Эффект носит долгосрочный

характер;

38

- при реализации преимуществ данного уровня в местной экономике

отсутствуют отрицательные экстерналии.

Таблица 3.1 – Конкурентные преимущества города высокого порядка

Подсистемы

муниципального

образования

Конкурентные преимущества высокого порядка

Население

- высококвалифицированные человеческие ресурсы;

- стремление к постоянному самосовершенствованию

и обновлению; развитая способность к постоянному

обучению и адаптации;

- высокая продолжительность жизни местного

населения, длительный период экономической

активности;

- акцент в своей деятельности на удовлетворение

потребностей высокого уровня;

Предприятия

- постоянная разработка и внедрение инноваций;

- экономия на принципе разнообразия или высокая

диверсифицированность деятельности;

- высокая степень специализации деятельности и

навыков персонала;

- создание стратегических альянсов с другими

компаниями и получение «совместного» преимущества;

- высокая доля наукоемких и высокотехнологичных

производств;

Инвесторы

- сбалансированность финансовых инструментов по

соотношению «уровень риска – уровень рентабельности»;

- объединение инвестиционных компаний для

финансирования крупных долгосрочных проектов;

Администрация

города

- формирование и выполнение бюджета развития;

- обеспечение роста и развития муниципального

образования на основе преодоления его слабых сторон и

реакции на возникающие угрозы (вызовы) внешней

среды;

- низкая доля расходов на функционирование МСУ в

общем объеме расходов местного бюджета;

- благожелательное отношение и поддержка

органами власти муниципального образования

деятельности местных фирм;

39

Продолжение таблицы 3.1

Подсистемы

муниципального

образования

Конкурентные преимущества высокого порядка

Внутренняя

среда

- высокая инвестиционная привлекательность

муниципального образования;

- высокая туристическая привлекательность

территории;

- отсутствие экологически грязных производств и

потенциальных источников техногенных катастроф.

- низкий уровень риска деловой активности;

- высокая интенсивность конкурентной борьбы

(преимущественно неценовых форм конкуренции)

предприятий местной экономики;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...