Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Базовые принципы, условия и формы территориальной организации хозяйства




Лекция 3-4. Территориальная организация хозяйства и отраслевая классификация экономики

Базовые принципы, условия и формы территориальной организации хозяйства

Территориальная организация хозяйства страны понимается как пространственное сопряжение и взаимодействие отраслевых, межотраслевых и территориально-производственных комплексов, инфраструктуры и непроизводственной сферы, основанное на рациональном использовании природных, материальных и трудовых ресурсов, а также экономии затрат по преодолению несоответствий во взаимном размещении источников сырья, топлива, энергии, мест производства и потребления продукции.

Это определение отражает следующие принципиальные положения:

1) отраслевые, межотраслевые и региональные аспекты хозяйства тесно переплетаются между собой;

2) территориальные особенности хозяйства во многом определяются обеспеченностью, характером и степенью освоения имеющихся ресурсов;

3) в условиях нашей страны с ее огромными расстояниями чрезвычайно большую роль играет сокращение транспортных расходов.

Современные формы территориальной организации хозяйства и расселения в России достаточно разнообразны и так или иначе реализуются во всех регионах. Многие ныне существующие формы возникли в процессе целенаправленного развития экономики страны в историческом периоде.

Среди основных форм территориальной (пространственной) организации хозяйства выделяют: локалитет, промышленный узел, транспортный узел и территориально-производственный комплекс.

Локалитет – элементарная ячейка пространства, местность (малая территория) с каким-то одним расположенным на ней объектом, в качестве которого может выступать отдельный населенный пункт, предприятие, коммуникация. Таким образом, локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т.д. Территориальные сочетания и взаимодействие локалитетов формируют систему расселения и структуру пространственной организации хозяйства.

Промышленный узел – сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенными на компактной территории. Главными его признаками являются: участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Современные промышленные узлы планируются и развиваются не как автономные промышленные центры, а как элементы расчлененных пространственных структур территориально-производственных комплексов. Вырастая на основе последовательного комбинирования производства и создания узловых инфраструктур объектов, промышленные узлы представляют собой качественно новое явление в регулируемом процессе развития территориальной структуры хозяйства.

Транспортный узел – центр пересечения и взаимодействия транспортных коммуникаций различного вида (железнодорожного, воздушного, автомобильного транспорта и др.), как правило, сочетающийся с крупным населенным пунктом.

Территориально-производственный комплекс представляет собой сочетание экономически и технологически взаимосвязанных предприятий независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, расположенных на определенной территории, ограниченной административными или природно-географическими границами, формирующееся на базе совместного использования ее ресурсов и обслуживающей инфраструктуры. Территориально-производственные комплексы имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков. Такие комплексы являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами.

Далее перечислим основные принципы территориальной организации хозяйства.

Экономический принцип, рассматривающий район, как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.

Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

Таким образом экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов.

Социально-экономическая география в процессе становления и развития в советские годы разработала научные основы территориальной организации производительных сил (ТОПС), сформулировав их в виде закономерностей, принципов и факторов.

В отличие от высокоразвитых стран Запада, использовавших богатства своих колоний и других экономически слабых государств, нам приходилось опираться исключительно на собственные ресурсы, находящиеся преимущественно в северных и восточных районах страны. Это во многом предопределяло сдвиги в размещении производства в данные районы, делало их оправданными с разных точек зрения. Следует учесть также, что страна шла по неизведанному пути, поэтому невозможно было избежать ошибок, в том числе в области ТОПС.

Одним из основных экономических законов социализма был закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. В этом законе отражалась суть экономической системы, в которой государство посредством планирования осуществляло полный контроль и централизованное регулирование всей экономики, а также отдельных ее отраслей и предприятий. На основе названного закона формулировалась закономерность: планомерное и пропорциональное размещение производства по всей стране с целью наиболее рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Конкретным ее воплощением стал сдвиг производительных сил на восток и север, более равномерное размещение их по территории страны по сравнению с первой четвертью двадцатого века. Это можно считать безусловным достижением социалистического развития экономики России и особенно тот факт, что в 1987 г. страна занимала 5-ое место в мире по общему объему валового внутреннего продукта (ВВП). Вместе с тем постепенно стали заметными негативные стороны в развитии и размещении производительных сил страны.

Долгое время считалось, что планомерное развитие народного хозяйства - одно из преимуществ социализма перед капитализмом, что оно обеспечивает бескризисное существование экономики, разностороннее и гармоничное развитие производительных сил страны в целом и каждого региона, рациональные отраслевые и территориальные пропорции.

Объективный анализ социально-экономического развития страны на протяжении последних десятилетий показал, что централизованное планирование и управление экономикой явились одной из причин серьезного экономического кризиса, признаки которого отчетливо проявились уже в конце 70-х годов. Замедление темпов экономического роста, сменившееся спадом производства, постоянное снижение его эффективности, наличие отраслевых и территориальных диспропорций являются результатом и ошибочной концепции территориального развития страны. Вовлечение в народохозяйственный оборот все более новых природных, материальных и трудовых ресурсов, несмотря на все увеличивающиеся затраты по их использованию, не могло не сказаться отрицательно на всех сторонах экономической и социальной жизни страны.

Переход к рынку означает замену плановой системы развития народного хозяйства стихийным регулированием производства на основе рыночных цен, определяемых спросом и предложением, и прибыли, увеличение которой является целью свободных предпринимателей. Как известно, рынок стимулирует постоянную оптимизацию пропорций отраслевого и территориального разделения труда. Межотраслевая конкуренция побуждает предприятия постоянно следить за альтернативными вариантами эффективного вложения своего капитала и своевременно менять ассортимент продукции, либо даже вообще перепрофилировать свое производство. Посредством же внутриотраслевой конкуренции рынок подсказывает предпринимателю те регионы, где издержки по изготовлению и сбыту его продукции можно было бы снизить.

Современная рыночная экономика, создание которой является целью осуществляемой в стране радикальной экономической реформы, характеризуется существенными изменениями хозяйственного механизма по сравнению с рыночной экономикой свободной конкуренции. Они связаны с активным участием государства в регулировании национальной экономики. Сочетание рыночных методов хозяйствования с регулирующей ролью государства обеспечивают возможность возрождения планомерности в территориальной организации производительных сил, но на качественно ином уровне. Она может быть реализована в ходе разработки и выполнения государственных отраслевых и общенациональных программ (планов), федеральных и региональных. Внимание к этому было резко ослаблено в первую половину 90-х годов, в связи с отказом от системы государственного территориального планирования

Таким образом, в переходный период к рыночной экономике сохраняются коллективные формы ведения сельского хозяйства, возникшие в результате трансформации бывших колхозов, совхозов, госхозов. На их месте возникли новые организационно правовые формы хозяйствования: сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, товарищества, ассоциации крестьянских хозяйств, подсобные сельхозпредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства. Около 1/3 хозяйств сохранили свой статус колхоза или совхоза, но и они постепенно становятся субъектами рыночной экономики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1093.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...