Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изменение согласных звуков в потоке речи




Согласные, как и гласные, существуют не в изолированном виде, а в потоке речи. Речевой поток характеризуется непрерывностью артикуляции, т.е. конец произношения предыдущего звука совпадает с началом произношения следующего. На качество согласных звуков влияет два фактора: 1. соседство с другими звуками; 2. положение звука в слове, а именно положение в абсолютном конце фонетического слова.

Под влиянием этих факторов согласные претерпевают различные изменения. Имеют место след.фонетические процессы:

1.закон ассимиляции

 2. закон диссимиляции

 3. закон аккомодации

 4. закон оглушения парных звонких согл-х в абсолютном

конце слова

5. УГС

6. СГС

7. УГОС

Ассимиляциейназывается уподобление согласного звука соседнему ( в рус.яз. последующему – регрессивная ассимиляция) по какому-либо признаку. При ассимиляции из двух разных по какому-либо признаку согл-х получается 2 одинаковых по этому признаку согл-х.

Ассимиляция бывает:

- по звонкости-глухости

- по твердости-мягкости

- полная ассимиляция (по месту и способу образования)

Ассимиляция по звонкости заключается в том, что глухой согласный, попадая в позицию перед звонким согласным, тоже становится звонким: сдать - [з]дать, вокзал -  во[г]зал, косьба - ко[з']ба

Ассимиляция по глухости заключается в том, что звонкий согласный, попадая в позицию перед глухим согласным, тоже становится глухим: сказка ска[с]ка, травка тра[ф]кА.

Ассимиляция по мягкости заключается в том, что твердый согласный, попадая в позицию перед мягким согласным, тоже становится мягким: мост – мостик мо[с, т, ]ик, стипе[н, д, ]ия.

 

Ассимиляция по твердости заключается в том, что мягкий согласный, попадая в позицию перед твердым согласным, тоже становится твердым: конь – конский, сеть – сетка, Казань – Казанский, море – морской.

Полная ассимиляция – ассимиляция по месту и способу образования: из двух разных по месту и способу образования согл.звуков образуется один звук: сшить - [шыть]: с-п/я, зубной; ш – п/я, небно-зубной; летчик - ле[ч]ик:т- взрывной, п/я, зубн.; ч – смыч.-щел., п/я, небно-зубн.

Диссимиляцией называется противоположный процесс, т.е. расподобление одинаковых по какому-либо признаку соседних звуков, предыдущий получает новое качество под влиянием последующего звука 9 в результате образуются разные звуки). В совр.рус. лит. языке диссимиляция наблюдается только в 2-х основах – легкий, мягкий.

Легкий - [лохкий]: г- зв.тв., смычн., к-глух., мяг. смычн.

                              х- глух,мяг, щелевой.

Глухая пара для г – к, если бы была ассимиляция по глухости, то получилось бы [локкий]. По способу образования происходит расподобление 2-х смычных, их них один остается смычным, второй ст-ся щелевым.

Аккомодация – приспособление артикуляции соседних согласного и гласного звуков. По отношению к согласным аккомодация проявляется тогда, когда парный твердый согласный попадает в позицию перед гласным переднего ряда: дом – дома – дому – домом – нет аккомодации; в доме – домик – аккомодация .

Закон оглушения парных звонких согласных в абсолютном конце слова:

моро[с], пиро[к], зу[п].

Упрощение групп согласных (непроизносимые)

При стечении согласных в слове, неудобном для произнесения, может происходить упрощение, к-е проявляется в том, что один из согласных в группе не произносится: праздник - пра[зн]ик, лестница - ле[сн]ица, здравствуй - здра[ст]вуй.

 

Стяжение групп согласныхкасается сочетаний дс, тс (обычно в сущ,. прил.) и тс, тьс в глаголах, эти группы произносятся как звук аффриката ц.

Детский, представление, умываться, укроется

 

Упрощение групп одинаковых согласных

Удвоенные согласные в ряде случаев произносятся как один краткий звук:

Медленно - медле[н]о; коммунизм - ко[м]унизм

 

 

Позиционные и исторические чередования звуков

               Чередованиемназывается закономерная мена звуков в пределах одной морфемы (закономерная – обязательная: в какой-то фонетической позиции происходит мена звуков).

Различают позиционные (живые фонетические) и исторические (неживые, традиционные) чередования.

Позиционным чередованием называется закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, вызванная изменением фонетической позиции звука (действием какого-либо фонетического закона).

Позиционные чередования гласных звуков

Позиционно чередуются только звуки О, А, Э, т.е. те, которые подвергаются качественной редукции. Позиционные чередования гласных вызваны сменой позиций звуков – с сильной на слабую или наоборот (сильная позиция для гласных – положение под ударением):

Дом – дома – домовой

[дом] [дΛма] [дъмΛвой]

[о] II [Λ] II [ъ]  

 

Подпись подписывал подписал

[о] II [Λ] II [ъ]  

Дубовый липовый

[о] II [ъ]  

Ряд ряды рядовой

[а] II [иэ] II [ь]  

Бег бегом беговой

[а] II [иэ] II [ь]  

Приведенные примеры позиционных чередований отражают результаты качественной редукции.

Аккомодация тоже может быть причиной позиционных чередований (для звука и): игла – с иглой

[игла] [сыглой]     

[и] II [ы]  

Позиционные чередования отражаются в транскрипции , на письме нет!!! Мена звуков, мены букв нет!

 

Позиционные чередования согласных звуков

 

Позиционно чередуются только те согласные звуки, которые имеют пары по твердости/мягкости, звонкости/глухости. Мена звуков вызвана сменой позиции с сильной на слабую или на оборот (в рамках данных оппозиций).

 

Позиционные чередования согласных по зв./глух.:

Робкий – робок                              пирогом - пирог

[ропк,ий] II [робък]                     [п,ирΛ гом] II [п,ирок]  

[п] II [б]                                                  [г] II [к]  

 

Сказал – сказка                                 сломал - сбил

[сказъл] II [скаскъ]                           [слΛмал] II [зб,ил]                                                                     

[з] II [с]                                            [з] II [с]  

 

Позиционные чередования согласных по тв./мякг.:

Роза – розе                                 конь - конский

[розъ] II [роз,ь]                          [кон,] II [конск,ий]                                                                  

[з] II [з,]                                            [н] II [н,]                                                

 

Можно одновременно наблюдать чередования по зв./глух., тв./мягк.:

Рубка – рубит – лесорубы- прорубь

[рупкъ] [руб,ит] [л,ьсΛрубы] [проруп,]   

[п] II [б,] II [б] II [п,]    

 

Сломать – сшить – понятие позиционных чередований неприменимо, т.к. звуки не яв-ся парными.

 

Исторические чередования звуков

 Историческим чередованием называется закономерная мена звуков в пределах одной морфемы , не обусловленная действием живого фонетического закона (изменением фонетической позиции):

Носит – вынашивать – в корне отчетливо различаются разные звуки о и а , оба находятся в сильной позиции, под ударением; с и ш не яв-ся парой зв/глух, находятся в сильной позиции. Это исторические чередования. Они наблюдаются без транскрипции, есть мена звуков и мена букв.

 

Исторические чередования гласных звуков и гласных с сочетанием звуков

 

е//ё//о//а – несу-нёс-носит-вынашивать

е,о // Ø – д5нь –дня, сон-сна

а, я // Øн // ин – начать – начну- начинать

а, я // Øм // им – сжать – сожму- сжимать

а, я // йм // им – занять – займу- занимать

е//и//о//а// Ø – умер- умирать-мор-вымаривать- умрет

е/\а – лезть –лазать

ы//у//о – дышать-дух-вздох

ы// Ø – порываться – порваться

и// Øй//ей – пить-пью-пей

ы// ой – выть – вой

ы// ы(в) // о(в)//а(в)– плыть- плыву -пловец-плавать

ю,у //ов // ев кую-ковать клюв-клевать

 

Исторические чередования согласных звуков

к // ч// ц (ц //ч) – лик – лицо-личина

г //ж // з - друг – друзья – дружно

х // ш - ухо – уши

з //ж; с//ш – вожу-воз, носит – ношу

х // с – тряхнуть – тряска

т //ч //щ – свет – свеча – освещение

д // ж// жд – ход – хожу- хождение

ск//щ – плекс плещет

ст // щ – свист – свищет

д,т // с – веду – вести, мету – мести

б//бл – любит – люблю

п//пл – лепит – леплю

в//вл – ловит – ловля

ф//фл – графить – графлю

м//мл – корм- кормление

 

Лекция № 3. СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ. УДАРЕНИЕ

 

СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ

Минимальной звуковой единицей речевого потока является слог, он создается одним дыхательным толчком.

Слог – это минимальная звуковая единица, которую можно вычленить дикционно при произнесении слова. Он яв-ся структурным компонентом фонетического слова.

Слог, как и любую фонетическую единицу, можно рассматривать с разных точек зрения. Слог можно рассматривать с точки зрения работы органов речи - артикуляции. Слог можно рассматривать с акустической точки зрения. Слог –это такая фонет.единица, которая не связана со значением, не имеет значения (как и звук). Отсюда трудности в слогоделении. Вопрос о слоге – один из сложнейших в фонетике. Он носит дискуссионный характер.

Традиционно считается, что мельчайшей единицей фонетического членения речи является звук. С артикуляционной точки зрения минимальные единицы речевого потока – слоги, а не звуки. Мы не произносим отдельные звуки, а произносим слоги.Звуки выделяются не при непосредственном произношении а в ходе лингвистического анализа. Наше бытовое представление о делении слов на слоги не совпадает с научным: о-кно.

Существует большое количество теорий слога. Эти многочисленные теории можно объединить в три группы:

1 группа теорий связывает слогоделение с работой речевого аппарата – с артикуляцией. Эти теории называют артикуляционными. Разновидности внутри этой группы:

А) выдыхательная теория связывает деление слов на слоги с работой органов дыхания. Согласно этой теории, слог – это отрезок речи, произносимый одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько делается выдыхов при произнесении слова. Опыты показывают, что выдыхательная теория охватывает отнюдь не все случаи слогоделения. Иногда количество выдыхов не соответствует количеству слогов.

Б) теория мускульного напряжения связывает деление слов на слоги с учетом того, как изменяется напряженность речевого аппарата при произнесении отрезков речи, называемых слогами. При произнесении одних звуков мускульное напряжение ослабляется, при произнесении других – усиливается. Когда произносится гласный звук, особенно ударный, все части речевого аппарата напряжены равномерно. Поэтому говорят о разлитом напряжении. Когда произносится согласный звук, напряжение концентрируется в той его части, где имеется препятствие для воздушной струи. По теории мускульного напряжения, слог – это такой отрезок, в котором идет нарастание, а затем падение мускульного напряжения. Это приводит к тому, что слово делится на слоги. Лев Влад.Щерба, кроме мускульного напряжения, уделял большое внимание ударению как средству выделения ударного слога. Ударный слог характеризуется большей напряженностью речевого аппарата.

2-я группа теорий – акустические. Эти теории связывают слогоделение с восприятием речевого потока. Иначе они называются теориями сонорности.

Сонорность – это звучность звуков. Исследователи давно установили, что разные звуки обладают разной степенью звучности. Одним из первых теорию сонорности развивал датский ученый Отто Есперсен. Он построил шкалу относительной звучности звуков. Его шкала 10-ти ступенчатая (10 групп звуков по степени звучности).

В совр. русской лингвистике теорию сонорности развивал Рубен Иванович Аванесов. Он установил 3-х ступенчатую шкалу звучности (интерпретаторы берут 4-хступенчатую). Теория сонорности учитывает не абсолютную звучность звуков, а только относительную. Самыми звучными яв-ся гласные звуки. Их оценили 4-мя единицами звучность. Следующие по звучности сонорные согласные звуки – 3 единицы. Звучность шумных согласных – 1 единица (интерпретаторы этой теории делят шумные на звонкие – 2 ед. и глухие -1 ед). Но удобнее пользоваться 3-хступенчатой шкалой (4-3-1).

Теория сонорности исходит из закона открытости слога. Действие этого закона обеспечивается принципом восходящей звучности, сформулированным Р.И.Аванесовым.

Аванесов утверждал, что начало непервого слога строится по принципу восходящей звучности, т.е. в начале непервого слга звучность нарастает, слог начинается с менее звучного звука и продолжается более звучным.

По теории сонорности слогораздел в слове происходит перед звуком наименьшей звучности.

Если в слове мы имеем сочетание звуков С +Г+С+Г, то не возникает трудностей при слогоделении, т.к. согласный звук менее звучный, чем гласный, поэтому граница слога проходит перед согласным:

Бо – ти – нок    бе - ре – за

14 14 341    14 34 14

Падение звучности

 

Труднее, если в слове есть сочетание нескольких согласных между гласными (интервокальные сочетания). Необходим анализ звуков по степени звучности.

ГССГ  ГСССГ ГССССГ

Рассмотрим примеры:

А) … глас. + шумн.согл. + шумн.сгл. + глас…

   4      1                 1                4

по-кра- ска              се – стра

 

б) …глас. + сонор.согл. + сонор.согл. + глас. …

     4       3              3                 4

    ко – рма                             ва – нна

в) …глас. + шум.согл. + сонорн. согл. + глас. …

      4    1              3                   4

   о- кно                           ко- шмар

 

г) …глас. + сонорн.согл. + шумн.согл. + глас. ….

      4    3                       1             4

шкур – ка                         ком- пас

 

Если в слове несколько падений звучности, то граница проходит там, где падение звучности больше.

Особого внимания требует согласный звук j, он самый звучный из согласных – 3,5 ед. При сочетании с другими согласными, он будет относиться к предыдущему слогу, т.е. слогораздел будет проходить после него перед любым другим согласным звуком:

…глас. + j + шумн.согл. + глас. …

4   3,5 1               4

 май-ка                         

….глас. + j + сонор.согл. + глас. …

4   3,5 3                4

пой – мА

 

По теории сонорности в 2-х случаях внутри слова могут быть закрытые слоги:

1. после j перед любым другим согласным: вой-ско, мой-ва, лей-ка, лай-ка

2. после сонорного согласного перед следующим шумнымсогласным: пол-ка, борь-ба, бом-ба

Если рядом два сонорных согласных, то они отходят оба к след.слогу: ко-рма, па-льма, га-мма

Т.О., внутри интервокальных сочетаний сгласных граница слога проходит в том случае, если первый согласный звучнее последующего: кор-ка

Внутри интервокальных сочетаний согласных не проходит граница слога, если согласные равны по звучности, или второй звучнее первого: ма-ска, бу-ква, те-мно, бу-гры.

 

З группа теорий – экспериментальные

Это теории, которые опираются на эксперименты, проведенные с помощью точных приборов. Достоинство этих теорий в том, что они объединяют два подхода к слогу – артикуляционный и акустический. Исследуется работа органов речи, акустические характеристики звуков.

Сторонники эксп.теорий доказали, что слог – минимальная произносимая единица, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Один из авторов – Лия Васильевна Бондарко.

Эксп.теории изучают степень слитности звуков в слогах. Установлено, что сочетание согл. + глас. более тесное, чем гл. + согл. Если внутри слова есть интервокальные сочетания согл., то слогораздел происходит иначе, чем по теории сонорности. По экс.теории все слоги в слове открытые, за исключением тех, которые закрыты j (в этом теория сонорности и эксп.теория сходятся) .

По теории сонорности                 по экспер.теории

чай-ка                                            чай-ка

пол-ка                                              по-лка

по-шла                                             по-шла

се-стра                                             се-стра

ва-нна                                               ва-нна

 

есть мнения, что вообще все слоги в слове открытые, т.е. ни один согласный не может закрывать слог.

 

ТИПЫ СЛОГОВ

Слоги могут быть: открытые и закрытые (по наличию согласного звука справа) – ка-ран-даш; бе-се-дка; со-ло-ма; пор-вал; Бай-кал

Логии могут быть прикрытые и неприкрытые (по наличию согласного слева) – ар-буз, о-кно, вой-на, ёл-ка (первый слог прикрыт j).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...