Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Сущность организации (предприятия) как субъекта рыночной экономики




Проблематика:

1. Экономическая и социальная природа предприятия

2. Многоаспектность  предприятия и его роли в развитии общества

3. Концепции функционирования и развития предприятия в рыночной среде

  

Организация (предприятие) играет особую роль в жизни современного общества. Оно является основным источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, в нем с помощью труда происходит преобразование материальных, технических, технологических, информационных и многих других видов ресурсов, участвует в формировании структуры экономики.

На предприятии рождаются и реализуются знания и навыки людей. Посредством предприятия аккумулируется труд нескольких поколений, осуществляется связь прошлого, настоящего и будущего, обобщается опыт, реализуются потребности человека в общественном признании и уважении. Работники предприятия создают первичное социальное образование, влияющее на поведение индивидуума и социума. 

Взаимодействие предприятий через нормы и традиции определяет правовую среду государства, служит моделью взаимоотношений социальных групп юридических лиц самой разнообразной природы.

     В настоящее время достаточно широко используются несколько трактовок предприятия. Разнообразие трактовок, прежде всего, обусловлено многообразием ролей предприятия. Так, одни считают, что предназначение предприятия – служить источником дохода для собственников, акционеров и работников. Другие видят суть предприятия в производстве продуктов и услуг и удовлетворении материальных потребностей общества. Есть трактовка предприятия как способа обеспечения занятости населения. В таблице 1.1.1 сведены некоторые связи между различными экономическими субъектами, позволяющие определить роль предприятия в экономической среде.

Таблица 1.1

Взаимосвязи предприятия и других субъектов экономики

Экономические субъекты Ожидания экономического субъекта со стороны предприятия  Ожидания предприятия со стороны экономического субъекта
Население и его отдельные группы (реальные, потенциальные)     Другие предприятия (реальные, потенциальные)   Финансово-кредитное учреждение (банк)   Учебное заведение   Налоговые органы     Научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации   Федеральные и местные органы исполнительной и законодательной власти     Федеральные органы структурного регулирования , Средства к существованию   Занятость   Возможность самореализации в коллективе   Материальная и моральная поддержка в чрезвычайных ситуациях   Получение доходов   Спрос на организационно-технологические новшества и др.     Спрос на товары и услуги другого предприятия   Привлечение опытных кадров, получивших опыт работы на данном предприятии   Получение доходов от средств, вложенных в данное предприятие   Спрос на новые технологии другого предприятия   Спрос на банковские услуги     Спрос на выпускников   Своевременная уплата налогов   Спрос на НИОКР   Обеспечение достаточного объема налоговых поступлений для формирования федерального и местного бюджетов   Реализация структурной политики государства Привлечение рабочей силы   Спрос на производимые товары и услуги Признание общественной ценности     Поддержка в чрезвычайных ситуациях   Привлечение средств населения через ценные бумаги Преданность работников корпоративным интересам и др.     Спрос на товары и услуги данного предприятия   Привлечение опытных кадров, получивших опыт работы на другом предприятии   Получение доходов от средств, вложенных в другое предприятие   Спрос на новые технологии данного предприятия   Депозитно-расчетное кредитное обслуживание   Предложение специалистов   Предоставление налоговых льгот и отсрочек   Предложение НИОКР   Бюджетное финансирование предприятия Создание и поддержание внешних условий деятельности предприятия     Информационная поддержка Координация деятельности с другими отраслями

 

Таблица 1.1 позволяет понять многообразные функции предприятия, социальную и экономическую роль в обществе. Одни функции оказывают влияние, формируют и стимулируют социальные и экономические процессы микроэкономического уровня (условия деятельности), другие – оказывают влияние на перемещение рабочей силы, продукты, услуги, их потребление и реализуют действие экономических сил конкуренции на макроэкономическом уровне. 

В теории управления предприятием сложились несколько основных концепций предприятия, описывающих его возникновение, функционирование, развитие и ликвидацию:

· неоклассическая теория фирмы,

· институциональная теория фирмы,

· эволюционная теория фирмы,

· предпринимательская теория фирмы.

В каждой из концепций предприятие рассматривается под определенным углом зрения или в соответствии с особенностями изучаемого объекта. 

В неоклассической теории фирмы предприятие рассматривается как целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в продукцию и привлечение этих ресурсов в производство. Наиболее общее представление такого предприятия (модель предприятия) может складываться из производственной функции, представляющей зависимость результатов производства от затраченных факторов, их размеров и соотношений (в пространстве ресурсов). Поведение предприятия определяется выбором объемов и структуры привлекаемых ресурсов и производимой продукции. Понимание предприятия как носителя основной производственной функции широко используется в мировой экономической науке.

Параметры производственной функции предприятия определяются конкретными технологическими процессами (используемыми для производства конкретных продуктов), ресурсами и продуктами, которые позволяют (позволят) установить цену продуктов, максимизирующую прибыль предприятия. Условием максимизации прибыли является производство такого количества продукции, при котором предельные издержки равны рыночной цене. Прибыль используется здесь в качестве формы выражения результативности и эффективности работы предприятия. В самой концепции заложено такое поведение предприятия, что если оно не максимизирует прибыль, то может быть исключено из субъектов рынка в процессе естественного отбора.

В институциональной концепции предприятие рассматривается как организация, создаваемая людьми для более эффективного использования их возможностей. Поведение предприятия характеризуется особенностями исполнения контрактов с внешними организациями и работниками, а управление предприятием акцентировано на сосуществование многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, планирования и контроля. Особое значение приобретают издержки предприятия. Они связываются прежде всего с затратами на получение информации о производителях продукции и ценах, с затратами на осуществление рыночных сделок или трансакций (отсюда и термин “трансакционные издержки”, в отличии от издержек, связанных с преобразованием ресурсов, или трансформационных издержек), предназначенных для получения знаний или преодоления неопределенности во внешней и внутренней среде предприятия.

Институциональная концепция порождает такую типичную задачу, как анализ поведения предприятия в условиях дорогостоящей и неполной информации.

В эволюционной концепции предприятие рассматривается как один из объектов в среде подобных объектов (характерно для биологических популяций). Поведение предприятия определяется взаимоотношениями между членами определенной группы предприятий и устоявшимися правилами или принципами принятия решений как ответов на поведение других предприятий. В конечном итоге сложившиеся правила пронизывают всю деятельность предприятия, так что, именно правила, а не слепое стремление к максимизации прибыли определяет результаты деятельности и эффективность предприятия. Правила могут совершенствоваться, эволюционировать в соответствии с изменениями деловой среды, нести на себе отпечаток лидеров и характера взаимоотношений между партнерами из других предприятий.

При этом, предприятие всегда рассматривается как двойственный объект. С одной стороны, предприятие является членом делового сообщества (“популяции”) и ориентируется на его изменения, с другой - оно обладает собственными традициями и самостоятельно определяет направления деятельности, пропорции, структуру и все вопросы функционирования, развития и ликвидации.

Предпринимательская концепция представляет предприятие как сферу приложения предпринимательской инициативы и имеющихся возможностей в использовании ресурсов. Эта концепция имеет более ограниченную сферу использования, связанную с предпринимательством. Предприятие с предпринимательской сферой деятельности представляется определенными взаимоотношениями между предпринимателем и его бизнесом. Предпринимателю – активному, независимому, склонному к риску, уверенному в себе, умеющему использовать противоречивые обстоятельства в свою пользу отводиться самая важная роль. При этом концепция не отрицает, что цель и сфера профессиональной деятельности предпринимателя связана с организацией производственного процесса. Поведение предприятия является результатом определенного компромисса человека и профессиональной деятельности.

Предпринимательская концепция вскрыла много вопросов взаимоотношения между предпринимателями, работниками и собственниками предприятия. В 80-х годах прошлого столетия эта концепция повлияла на изменение роли собственников и менеджеров крупных компаний США (в частности, собственника ограничили в доступе к информации, используемой менеджерами и участии в непосредственном управлении компанией), помогла активизировать эффективную работу менеджеров и привела к определенным качественным эффектам.

Таким образом, рассмотрение предприятия в одном ракурсе, все- таки не дает единого и целостного представления о предприятии как субъекте рыночной экономики. В неоклассической концепции предприятие лишается своей воспроизводственной функции, важных процессов возобновления ресурсов, управляемой и неуправляемой эволюции производственной функции. Институциональная концепция уводит предприятие в сферу контрактных и неформальных взаимодействий экономических субъектов, теряя важнейшую роль средств и предметов труда. Предпринимательская концепция оставляет в стороне проблемы влияния коллектива на систему разработки и принятия решений. Эволюционная концепция не рассматривает причины и последствия реструктуризации и реорганизации предприятий – выделение, слияние, поглощение и ликвидацию предприятия.

В настоящее время многие российские исследователи рассматривают предприятие как системный интегратор, объединяющий во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы и извлекающий эффект путем использования системных мультипликативных эффектов. Сущность предприятия определяется его интегративными функциями, обеспечивающими его функционирование, безопасность и стабильное развитие. Что позволяет рассматривать предприятие как устойчивую, целостную и ограниченную от окружающей среды самостоятельную социально-экономическую систему, интегрирующую во времени и пространстве процессы производства, реализации продукции и воспроизводства ресурсов.

На различных этапах социально-экономического развития общества к предприятию предъявляются различные требования. Изменения требований оказывают влияние на цели предприятия, предпринимателя, собственника, трудового коллектива, руководителя предприятия. Разнообразие целей делает предприятие реальной живой системой, лучше адаптирующейся к условиям изменений, уточнений его границ в хозяйственной, технологической, административной и институциональной среде.

Естественным становиться сосуществование таких целей как максимизация объема производства, продаж, прибыли, личного дохода, охвата рынка и др. Согласованные цели приводят к наилучшей реализации главных функций предприятия:

· удовлетворение потребностей индивидов,

· совершенствование структуры предприятия, ее адаптация к внешним и внутренним изменениям,

· создание и поддержание потенциала развития предприятия,

· удовлетворение внешних требований к предприятию и предъявление собственных требований вовне.

Реализация этих функций обеспечивает процессы оптимального использования производственных ресурсов, процессы организации взаимодействий субъектов и объектов рынка и производства и динамику потенциала предприятия как основы его функционирования и развития.

Многогранная роль и множество функций предприятия обусловливает важность и необходимость исследования условий и факторов его функционирования и развития.

 

Вопросы :

1. Почему организация (предприятие)  рассматривается в теории организации как структурный элемент экономики?

2. Что определяет экономическую природу организации (предприятия)?

3. Что определяет социальную природу организации ?

4. Какие связи организации  и общества оказывают влияние на функционирование и развитие организации (предприятия)?

5. Какие концепции функционирования и развития организации (предприятия)  используются в управлении современными организациями (предприятиями)?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 127.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...