Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура финансовой системы




• централизованные или государственные финансы (госбюджет, местные бюджеты); внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости);

• децентрализованные финансы: предприятий, учреждений, организаций, населения, домашних хозяйств.

Государственный бюджет и государственный долг.

Государственный бюджет — это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.

Функции государственного бюджета

перераспределение национального дохода (от 20 до 60 %);

стабилизация общественного воспроизводства, экономики;

осуществление государственной социальной политики.

Доходные статьи бюджета:налоговые поступления (прямые и косвенные) – до 90% поступлений; неналоговые доходы (доходы от использования и продажи государственного имущества, целевые перечисления государству); государственные займы (выпуск и продажа ценных бумаг); эмиссия денег.

Расходные статьи бюджета: финансирование социально-культурных учреждений (образование, наука, культура, здравоохранение); ме­роприятий финансирование народного хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и т.д.); расходы по ликвидации катастрофы на ЧАЭС; расходы на оборону (в том числе на пограничные и железнодорожные войска, оборонные, спортивно-технические общества); пополнение государственных запасов и резервов; содержание органов внутренних дел (в том числе внутренних войск); государственное управление; обслуживание государственного долга.

Бюджетный дефицитпревышение расходов над доходами бюджета (Профицит – превышение доходов над расходами).

Причины бюджетного дефицита

• осуществление крупных государственных программ развития экономики;

рост административных расходов, дотации убыточным предприятиям;

• милитаризация, рост военных расходов государства;

• военные и стихийные бедствия;

• экономические кризисы.

Различают структурный и циклический дефицит. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Реальный дефицит может превышать структурный в случае спада производства (в результате сокращаются доходы, уменьшаются налоговые поступления в казну, росту государственных расходов на пособия и социальные программы). Разность между реальным и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом бюджета.

Уровень дефицита государственного бюджета — отношение абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расхо­дам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, когда бюджетный дефицит не превышает 4-5% от ВНП).

Источники финансирования дефицита государственного бюджета

увеличение налогов (рост государственных налогов);

эмиссия нужного количества денег;

выпуск государственных займов;

привлечение внешних займов;

продажа государственной собственности (в переходный период).

Государственный долгсумма задолженности государства внутренним или внешним физическим и юридическим лицам. (Сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков).

Внутренний долг – задолженность правительства резидентам данной страны (владельцам ценных бумаг). Составляют займы, вклады населения, банкноты, лотерейные билеты, краткосрочные обязательства.

Внешний долг составляет задолженность государства другим странам, иностранным компаниям, банкам, международным организациям (МВФ, МБРР). Его оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (что не должно превышать 25 %).

 

Налоговая система

Основным источником поступлений денежных средств государства для выполнения его функций являются налоги.

Налогиобязательные платежи, взимаемые централь­ными и местными органами власти с физических и юридичес­ких лиц в целях удовлетворения общественных потребнос­тей.

Функции налогов

фискальная - образуются государственные денежные фон­ды, что создает условия для усиления вмешательства государ­ства в экономику;

регулирующая - обеспечение макроэкономической стабильности;

стимулирующая — создание благоприятных условий для повышения экономической активности;

социальная - уменьшение разрыва в доходах различных социальных групп с помощью прогрессивного налогообложения и  льгот лицам с малым доходом.

Налоговая системасовокупность закрепленных законодательством норм и методов управления налогообложением.

Принципы налогообложения

• всеобщность — налогами облагаются все субъекты;

• обязательность - налоги уплачиваются в строго установ­ленный срок;

• равнонапряженность — налоги взимаются по единым став­кам;

• стабильность — ставки налогов и порядок их уплаты дли­тельное время неизменны;

• простота и доступность для восприятия;

• гибкость — стимулирование развития приоритетных от­раслей;

• социальная справедливость;

• заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Основные понятия налоговой системы:

субъект налога (налогоплательщик) - тот, кто обязан платить налог;

носитель налога — тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;

объект налога — то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);

источник налога — доход субъекта, из которого уплачива­ется налог (заработная плата, прибыль, рента, проценты);

налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом;

налоговые льготы — полное или частичное освобождение субъекта налогообложения, прежде всего, это необлагаемый ми­нимум;

ставка налога — величина налога на единицу обложения: пропорциональная — ставка при постоянном доходе (устанавливается постоянный процент); прогрессивная — налоговая ставка повышается по мере роста дохода; регрессивная — с ростом дохода налоговая ставка понижается.

Налоги по объекту обложения:

1. прямые — налоги на доходы физических и юридических лиц (налоги на прибыль, недвижимость, земельный и т.д.) Лицо, облагаемое налогом и уплачивающее налог, — одно и то же;

2. косвенные — включены в цену товара или услуги (налог на потребителя):

• на добавленную стоимость — стоимость, добавленная пред­приятиям к стоимости сырья, материалов;

• акцизы - на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (алкоголь, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д.);

• таможенные пошлины — ввозные, вывозные, транзитные (взимаются с товаров, перевозимых через границу).

В странах с рыночной экономикой высока доля прямых налогов в доходах бюджета (в США- 85%), в развивающихся странах значительнее вес косвенных налогов (в Республике Беларусь преобладают косвенные налоги).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...