Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения звукопроизношению на занятиях




Четвертый год жизни

       Содержание и методические приемы обучения определяются возрастными особенностями развития речи детей. На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание; уточняют и закрепляют артикуляцию звуков.

       Обучение произношению начинается с гласных (а, у, и, о, э), затем отрабатываются легкие в артикуляционном отношении согласные. М. Е. Хватцев рекомендует такую последовательность, которая, по его мнению, соответствует онтогенезу звуков и обусловлена характером артикуляции: п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц.

       В обучении звукопроизношению наиболее эффективны следующие виды занятий: дидактические игры с игрушками на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Угадай, кто кричит»; рассказ-драматизация с игрушками; рассказ воспитателя с включением высказываний детей; игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили».

       В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу – четкому, ясному произношению воспитателя. Нужный звук выделяется голосом, произносится несколько утрированно, более длительно и напряженно, чем обычно.

       Важным условием успешного обучения на занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Таковыми являются общепринятые в работе с младшими дошкольниками игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались. и услышали»); имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, деревья и подражают их стуку, шуму); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.). Важно умелое использование и правильное чередование этих приемов.

       Во второй части занятия дети упражняются в многократном повторении речевого материала на основе действий с игрушками и с опорой на речь (произношение) педагога. Динамика игровых действий способствует активизации детской речи.

       В качестве примера приведем дидактическую игру «Кто как кричит».

Программное содержание: учить внятному произношению слов без смягчения, закреплять произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание и речевой слух.

Материал: игрушки – корова, кошка, собака, курица с цыплятами.

Ход занятия.

Педагог заинтересовывает детей корзиночкой, в которой находятся игрушки («К нам сегодня кто-то в гости пришел»). По одной достает игрушки. Вначале сам отчетливо, медленно называет игрушку, затем это делают дети.

Это корова. Кто это? (Игрушка убирается.)

Корова мычит: му-у-у. Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у.

– Как корова мычит? Скажем все вместе. (Дети повторяют звукоподражание несколько раз хором и индивидуально 1–2 ребенка)

Игрушка вновь перед детьми.

       Таким же образом детям показывают другие игрушки (при показе образца они убираются). С той же целью закрепления четкого произношения гласных звуков и развития речевого слуха можно рекомендовать дидактическую игру «Что как звучит».

       Дети вслед за взрослым называют картинки и произносят звукоподражания (машина едет и гудит: би-би-би; часы идут и тикают: тик-так, тик-так; трамвай едет и звонит: динъ-динъ-динь; на барабане барабанят: тра-та-та, тра-та-та на дудочке играют: ду-ду-ду, тру-ру-ру). Подобные игры описаны в методических пособиях.

       В рассказе-драматизации образец обеспечивается первоначальным рассказом воспитателя (без демонстрации игрушек). Здесь используется тот же принцип постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками. Во второй части занятия создается возможность в процессе разыгрывания сценок с игрушками упражнять детей в многократном повторении речевого материала. Такие рассказы просты по содержанию и структуре и могут быть придуманы самими воспитателями.

Приведем пример рассказа-драматизации «Девочка Маша и ее друзья».

Программное содержание: упражнять речедвигательный аппарат, упражнять детей в произнесении звуков без смягчения, с четкой дикцией.

Ход занятия.

Дети слушают рассказ и смотрят на педагога.

–Жила-была девочка Маша, и были у нее друзья: собачка Жучка, кошка Мурка, Свинка-белоспинка, Уточка-беляночка. Жила она в домике на лужайке. Проснулась Маша как-то утром. Вышла на крылечко. Ярко светит солнышко. Так хорошо! Только она присела, к ней собачка Жучка бежит: «Гав-гав», – будто «здравствуй» говорит. «Здравствуй, Жучка», - отвечает Маша. Услышала кошка Мурка и тоже пришла к Маше поздороваться. «Мяу-мяу», - говорит. «Здравствуй, кисонька-мурысонька», - ответила ей Маша и погладила пушистую шерстку. А Мурка запела Маше свою песенку: «Мур-мур-мур!»

Пошли они втроем гулять: Маша, собачка Жучка и кошка Мурка. А навстречу им Свинка-белоспинка идет, тоже поздороваться захотела: «Хрю-хрю-хрю». «Здравствуй, Свинка-белоспинка, пойдем с нами гулять», - говорит ей Маша.

Подходят к пруду, а там Уточка-беляночка плавает. «Кря-кря-кря», – здоровается с Машей и ее друзьями. Они в ответ тоже поздоровались.

Хорошо погуляли и пришли домой: Маша, собачка Жучка, кошка Мурка и Свинка-белоспинка.

       Педагог в процессе рассказа привлекает внимание детей к звучанию слов, к артикуляции, несколько утрирует произношение звуков. Далее предлагает детям не только послушать рассказ снова, но и посмотреть на Машу и ее друзей и принять участие в рассказывании.

       Рассказ сопровождается драматизацией с игрушками и словесными реакциями детей.

–Жила-была девочка. Как ее звали? (Маша) Были у нее друзья. Кто ее друзья? (Собачка Жучка) И т.д.

       Полезно предоставлять детям возможность в свободной деятельности самостоятельно разыгрывать такие сценки под руководством взрослого.

       С целью упражнения детей в правильном произношении шипящих звуков целесообразно провести игру-драматизацию «Матрешка».

Из волшебного мешочка воспитатель достает матрешку, называет. Затем игрушку называют дети. Из большой матрешки педагог достает матрешку поменьше, а из той маленькую. Называет: большая Маша, поменьше Саша, а совсем маленькая Аленушка. Убирает матрешек. Рассказывает о них, а дети слушают.

       Во второй части в ходе драматизации дети помогают воспитателю.

–Это три матрешки, три подружки. Как зовут старшую? (Маша) А матрешку поменьше? (Саша.) А как зовут самую маленькую? (Аленушка)

Рассказ продолжается.

Три подружки живут вот в этом домике. На улице тепло. Пошли они погулять. Помогайте мне рассказывать.

Сначала вышла кто?... (Маша), потом (Саша) и… (маленькая Аленушка).

Заиграла музыка. Стали подружки в кружок. Почему наши подружки не пляшут? Сейчас спросим их (наклоняется к большой матрешке).

Дети, они хотят, чтобы вы их попросили поплясать. Давайте попросим.

– Ой, Машенька, попляши, Твои ножки хороши!

–А теперь попросим Сашу. Потом попросим поплясать маленькую Аленушку.

Вдруг солнышко спряталось, подул ветер, сначала тихо подул.

Как? - Ш-ш-ш (все дети изображают шум ветра). А потом ветер дул все сильнее. Как? - Ш!-ш!-ш! (Произносится с силой.) Пошел дождь – кап-кап! кап-кап! Подружки стали прятаться в шалаш. Первая побежала кто?

(Педагог берет большую матрешку.) За ней кто? (Берет среднюю матрешку.) А самая последняя побежала кто? (Аленушка)

Дождь прошел. Опять выглянуло солнышко. Первая выбежала из шалаша кто? Бежит Маша по лужам, ногами: шлеп! шлеп! шлеп! Как она шлепает ногами? (Дети повторяют звукоподражание хором.) А за ней побежала Саша (звукоподражание произносят дети).

За Сашей кто?... Маленькая Аленушка тоже шлепает маленькими ножками: шлеп-шлеп! шлеп-шлеп!

Так и пришли подружки домой. Как их зовут? Большую. (Маша), поменьше. (Саша), а самую маленькую. (Аленушка).

       Подведем итог сказанному выше. Наиболее целесообразно такое построение занятия по обучению звукопроизношению, когда в первой его части обеспечивается показ образца, во второй части – речевая активность детей, основанная на подражании образцу. Основной прием обучения – вызывание звука на основе подражания.

       Цель этих занятий – упражнять артикуляционный аппарат и речевой слух, чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать. На занятиях используются игровые упражнения для развития речевого дыхания, внимания, речевого слуха. Примером может служить игра «Что делает Петрушка». Петрушка перелистывает за ширмой странички книги, помешивает ложечкой в стакане, хлопает в ладоши, чихает или кашляет, а дети отгадывают, что он делает (развитие слухового внимания). Петрушка может также шепотом давать детям задания типа «Найди на столе игрушку, назови ее и покажи всем» (развитие речевого слуха) и т. п.

       Специалисты-дефектологи рекомендуют задания на составление детьми чистоговорок (бы-бы-бы – идет дым из трубы; за-за-за – к нам идет коза и т. п.).

       Проводя занятия, воспитатель должен учитывать такие особенности детей, как неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, повышенная эмоциональная возбудимость. На занятиях можно часто видеть, как внимание детей отвлекается от артикуляции педагога, если демонстрируется новая игрушка. Повышенный интерес к ней вызывает нежелательную в данном случае речевую реакцию. Игрушка остается достаточно сильным раздражителем даже после того, как ее убирают: дети продолжают о ней говорить.        В связи с этим целесообразно заранее знакомить детей с игрушками, которые будут использованы на занятии.

       Наибольший эффект дают упражнения, которые проводят в игровой форме с учетом основных положений методики. В зависимости от цели использования эти упражнения можно разделить на две группы. В первую группу входят упражнения, подготавливающие детей к занятиям (на развитие слухового внимания, речевого дыхания, артикуляционного аппарата). Ко второй группе относятся упражнения, закрепляющие программный материал занятий (различные дидактические игры на звукоподражание и игры с речевым материалом).

Так, предваряя рассказ-драматизацию «Матрешки», следует рассмотреть с детьми матрешек, дать им имена – Маша, Саша, Аленушка. Поупражнять детей в произнесении этих имен. Затем прочитать стихотворение «Матрешки» Г. Браиловской:

Глядела в окошко игрушка матрешка,

В красивой косынке, на юбке рябинки.

Глядела, стояла, да вдруг заскучала:

Ведь даже игрушке нельзя без подружки.

       Упражнения для артикуляционного аппарата можно проводить во время одевания на прогулку. Воспитатель говорит, что на улице дети будут играть в лошадки, и предлагает поцокать язычком так, как лошадки цокают копытами. Дети прищелкивают языком. Упражнение длится 1–2 мин.

       В утренние часы можно провести игру-упражнение «Лес шумит». Дети изображают деревья. Руки у них подняты – это ветки. Воспитатель изображает ветер. Ветер подул: Ш-ш-ш! Ветви закачались и тоже шумят, шелестят листочками. (Ш-ш-ш!) Ветер подул сильнее, деревья сильно шумят. (Ш-ш-ш – дети произносят звукоподражание громче) Ветер стал дуть тише и листья шелестят тише. И т.д. Всякий раз при изменении силы голоса воспитатель дает образец произнесения звукоподражания. Дети повторяют.

       В утренние часы с небольшими подгруппами проводятся игры на развитие речевого дыхания: дети сдувают с ладошки кусочки ватки, дуют на висящие на ниточке бумажные бабочки. При этом педагог должен видеть ребенка, следить, чтобы он не напрягался, не надувал щеки (выдох плавный, вдох быстрый).

       В летнее время на прогулке подвижные игры со звукоподражанием дают возможность упражнять речедвигательный аппарат. В игре «Гуси» дети в ответ на обращение «Гуси-гуси» отвечают «ra-га-га»; в игре «Автомобили» гудят «ду-ду-ду» или «би-би-би»; в игре «Пузырь» на слова «пузырь лопнул» повторяют «ш-ш-ш!».

Пятый год жизни

       Обучение осуществляется на занятиях и вне их. Специальные занятия проводятся один и даже два раза в месяц. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей. Отдельные упражнения – звукоподражательные, интонационные и др. – входят в другие занятия по развитию речи.

       Методика проведения занятий определяется не только особенностями произношения детей, но и предшествующей работой. Если с детьми на предыдущем этапе не проводилась специальная работа и уровень их произношения низкий, необходимо несколько форсировать процесс обучения, по возможности восполняя имеющийся пробел. При этом целесообразно усложнить методику подачи образца и сопровождать показ краткими пояснениями о положении органов артикуляции.

       Следующий этап – работа над трудными для произношения звуками – свистящими и шипящими. Показ артикуляции должен сопровождаться объяснением ее. Но этот прием не всегда доступен детям без соответствующей подготовительной работы.

       Так, в «Сказку веселого язычка» включается рассказ о звуке. Воспитатель знакомит детей со звуком, связывая его с конкретным образом (з-з-з – песня комара, ж-ж-ж – жужжание жука, с-с-с – вода льется из крана).

       Систематические пояснения о положении органов артикуляционного аппарата вырабатывают у детей привычку не только слушать, но и смотреть, как произносит воспитатель, а затем следовать этому образцу. Поэтому примерно со второй половины учебного года при постановке и закреплении шипящих и сонорных (л, р) звуков вводится объяснение артикуляции и усложняется структура занятия.

       На занятиях используются показ и простое, доступное детям объяснение артикуляции звука. Дети активно воспринимают показ и объяснение, реагируют вытягиванием губ, произнесением звука, стараясь придать нужное положение органам артикуляции.

       Для успешного введения нового приема обучения необходимы четкое выдвижение перед детьми учебной задачи («Будем учиться произносить звук ш») и мотивация деятельности, особенно на первоначальном этапе.

       Структура занятия меняется. В нем условно можно выделить три части. В первой части перед детьми ставится учебная задача, даются показ и объяснение артикуляции звука. Затем дети упражняются в произнесении изолированного звука. Повторные упражнения на этот звук возможны и в форме звукоподражаний (шум ветра, жужжание жука и др.).

Вот примерное начало такого занятия.

       Педагог говорит детям, что сегодня они будут учиться произносить звук ш. Показывает и объясняет артикуляцию звука: «Чтобы правильно сказать звук ш, нужно губы слегка вытянуть вперед кружочком, зубы слегка сомкнуть (чтобы между ними мог пройти ноготок), язык поднять к верхним зубам». Объяснение повторяется, и дети выполняют эти движения.

       Педагог использует разные анализаторы: слуховой («Послушайте, как я произношу звук»), зрительный («Посмотрите, как я говорю, посмотрите на мои губы и зубы»).

Во второй части занятия дети выполняют упражнения на закрепление произношения звука в словах. Поскольку длительное повторение бессмысленных звукосочетаний (ша, шо, шу) непонятно и неинтересно ребенку и быстро утомляет его, упражнения следует проводить в осмысленной и доступной детям форме. Можно использовать дидактические игры с игрушками, рассказы-драматизации, чтение и пересказ коротких рассказов (СНОСКА: Практический материал (игры, стихи, прибаутки, рассказы и др.) см. в кн.: Рождественская В. И. и Радина Е. И. Воспитание правильной речи. – М., 1968, и в других пособиях) на основе принципа постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками.

       В этой части занятия следует строго индивидуализировать процесс обучения, учитывая особенности произношения детей.

       Занятие заканчивается хоровым произнесение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком. Произнесение сопровождается изменением силы голоса (громко, тихо, шепотом). Речевой материал подбирают так, чтобы его можно было использовать для закрепления произношения звука и для выработки дикции.

       Приведем пример занятия по обучению детей правильному произношению звука ж.

Программное содержание: уточнять и закреплять произношение звука ж, изолированного, в словах, в связном тексте; развивать артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, речевое дыхание; воспитывать желание научиться правильно произносить все звуки.

Развернутый план занятия.

       Перед детьми ставится учебная задача - учиться правильно произносить звук ж.

В доступной форме объясняется артикуляция звука (рот слегка приоткрыт, губы округлены и вытянуты вперед, зубы не сжаты, сближены, язык поднят вверх, к зубам не прижимается). Дается образец произношения.

Дети произносят изолированный звук, сначала хором, затем по одному. Обращается внимание на дрожание горлышка. Можно предложить детям положить руку на горло (включается осязание).

Упражнение детей в звукоподражании.

–Дети, вы слышали, как жужжит жук? Летом вы были в лесу. Кто там ползает по коре деревьев и летает? Как жужжат жуки? В лесу на полянках растут цветы, над цветами летают пчелы. Как они жужжат?

Закрепление звука ж в игре «Телефон» и развитие фонематического слуха.

Дети садятся на стулья в ряд, воспитатель говорит первому сидящему слова тихо, на ухо (жук, ружье, лыжи, ножик, флажок), ребенок передает эти слова соседу и т.д. Первый исказивший слово садится в конец ряда.

Чтение рассказа «Кошка и еж».

Закрепление звука в связной речи.

Пришли дети из лесу и принесли домой ежа. Побежал еж по комнате. Увидела его кошка, легла на пол и смотрит. Еж остановился и тоже смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Еж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в угол. Долго сидела там кошка, а на ежа не смотрела.

Вопросы по содержанию рассказа:

Кого принесли дети из лесу?

- Кто увидел ежа?

Что сделала кошка?

Как защищался еж?

Повторное чтение и пересказ рассказа (2–3 раза).

Отгадывание загадок.

Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки. (Кошка.)

Иголки лежали, лежали, да под пол убежали. (Еж.)

Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья? (Ежу.)

Повторение загадки «Иголки лежали, лежали, да под пол убежали» с разной силой голоса. Упражнение для закрепления звука и развития дикции.

Подводится итог занятия.

А. И. Максаков предлагает игры с целью узнавания звука в слове и выделения его из слов:

·    дети должны посадить в машину только тех животных, в названиях которых есть звук с (слон, собака);

·    из предложенных картинок с изображениями животных ребенок должен отобрать те, в названиях которых есть звук з (коза, заяц);

·    отгадывание детьми хорошо знакомых им загадок с дальнейшим определением, есть ли в названии отгадки заданный звук («У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?» – У лисы. – «В слове лиса есть звук с? А в слове зверь есть звук с?»).

       Помимо обучения произношению звуков проводится работа по воспитанию умения пользоваться силой голоса, темпом речи, разнообразными интонациями в зависимости от задач и условий общения. В методической литературе описаны интересные приемы работы с детьми.

Старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни)

       Работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится, как и на предыдущих возрастных этапах, в форме фронтального и индивидуального обучения. Специальные занятия организуют один раз в два месяца, отдельные упражнения включают в занятия по развитию речи (как часть занятия) не реже двух раз в месяц.

       Сначала закрепляется произношение смешиваемых звуков, а затем дети упражняются в их дифференциации.

       В структуре занятия можно выделить четыре части. В первой части занятия даются показ и объяснение артикуляции звука либо сравнение двух артикуляционных укладов (при дифференциации звуков); проводятся упражнения на произношение этих звуков.

       Во второй части занятия звук включают в слова или фразы. Упражнения проводят с целью закрепления и дифференциации звуков.

       Например, в игре «Кто ушел и кто пришел?» детей учат различению звуков на слух. Для дифференциации свистящих сиз подбирают такие игрушки: слона, лису, собаку, зебру, зайца, козу, корову, петуха. Игрушки то убирают (кто ушел?), то показывают вновь (кто пришел?). Дети должны назвать животное и сказать, есть ли в этом слове звук с или з. Воспитатель говорит, что в гости к детям пришли слон и зебра. Спрашивает, кто пришел в гости. Дети называют животных несколько раз. Педагог повторяет названия, выделяя нужный звук голосом, и спрашивает: в каком слове есть звук с?

       Можно предложить детям хлопать в ладоши, когда слышится звук с, и поднимать руку, когда слышится звук з. Выполнив указанное действие, дети должны произнести слово.

Третья часть занятия включает в себя упражнения на произношение звуков в связной речи: чтение и пересказ коротких рассказов; рассказывание по картинке, на предложенную тему. Эти упражнения являются обучающими и контролирующими одновременно. С их помощью можно проверить, насколько устойчиво произношение детей.

       С целью закрепления и автоматизации звука р можно использовать рассказ Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». После чтения рассказа надо провести беседу по его содержанию. Вопросы следует задавать так, чтобы в каждом ответе был звук р.

       После беседы можно еще раз прочитать рассказ и предложить пересказать его двум-трем детям.

       Можно дать детям задание составить предложение из слов ворона, прыгать, забор, двор, играть, ребята; ворона, каркать, крыша (слова из рассказа Е. Чарушина).

Такие упражнения дают возможность не только закрепить произношение звука, но и проверить, насколько он автоматизирован в речи детей, так как, стараясь запомнить текст, ответить на вопросы, а потом воспроизвести содержание, они не контролируют свое произношение.

       Занятие заканчивается (четвертая часть) хоровым произнесением чистоговорок, скороговорок, потешек с целью упражнения детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчетливом произношении звуков и слов или в навыке использования вопросительной и повествовательной интонаций.

       Приведем фрагменты записи занятия по закреплению и дифференциации звуков рил.

Программное содержание: учить детей четко произносить звуки р и л, дифференцировать их, выделять в словах, правильно произносить в тексте; воспитывать умение изменять силу голоса.

План занятия.

Описание детьми артикуляции звуков р и л, произнесение этих звуков изолированно и в словах.

Подбор слов со звуками р и л.

Чтение и пересказ рассказа.

Отгадывание загадки и произнесение ее с разной силой голоса:

«Белое одеяло землю покрывало. Солнце припекло, одеяло потекло».

Вначале воспитатель напомнил детям, что они учились правильно произносить звуки р и л, и предложил вспомнить их артикуляцию («Что нужно сделать, чтобы сказать звук р!»).

Дети справились с заданием: поочередно громко хором и подгруппами повторили звуки изолированно и во фразах, отвечая на вопросы:

Что делают пилой? (Пилой пилят дрова)

Что делают топором? (Топором рубят)

На лугу цвели цветы с желтой серединочкой. Какие это цветы? (На лугу цвели ромашки)

На чем дети сидят за столом? (На стульях)

Заметим, звук р дети усиленно артикулировали, выделяли голосом (р-р-ромашка).

       Ознакомление детей с фонетической стороной речи способствует осознанию ребенком речевой действительности, оказывает влияние на формирование интереса к языковым явлениям.

       Доброжелательная атмосфера занятий, общий положительный настрой создают условия не только для успешного формирования фонетической стороны речи, но и для воспитания у детей уверенности в себе, смелости, желания научиться говорить правильно.

       Значительное место на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи и на других занятиях по развитию речи занимают упражнения, направленные на формирование интонационной выразительности речи, воспитание умения пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, а также упражнения на развитие силы голоса, речевого дыхания, четкой дикции.

       При этом целесообразно использовать потешки, чистоговорки, скороговорки. Дети должны повторять их громко, тихо, шепотом, в умеренном темпе и быстро.

Занятия по воспитанию звуковой культуры важны и для подготовки детей к обучению грамоте. На стадии овладения грамотой перед ребенком стоят задачи не только правильно слышать и произносить звуки, но и научиться анализировать звуковой состав слова, а затем соотносить звуки с буквами. Систематическая работа по звуковому анализу речи влияет на искоренение недостатков произношения звуков.

       Таким образом, понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения правильно звучащей речи.

Особенно важно обучать ребенка правильному звукопроизношению изначально, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Вопросы

1.   Что входит в понятие «звуковая культура речи»?

2. Какова роль слухового и речедвигательного анализаторов в становлении звуковой речи?

3. Какие виды нарушений звукопроизношения у дошкольников вы знаете?

4. Почему возможно становление всех звуков родного языка к 5 годам (в соответствии с программными требованиями)?

5. Почему необходимы специальные занятия по обучению правильному произношению звуков? В чем отличие их построения в младшей, средней и старшей группах?

6. Каковы основные приемы формирования правильного звукопроизношения на занятиях в младшем и старшем дошкольном возрасте?

7. Что такое фонематический слух?

8. Каков основной путь формирования интонационной выразительности речи ребенка?

9. Назовите основные формы работы по воспитанию звуковой культуры речи.

10. Перечислите этапы обучения правильному звукопроизношению.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 622.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...