Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этические воззрения эпохи Средневековья.




В основе произошедшей в начале Средних веков мировоззренческой трансформации был личностный монотеизм. Идея Бога-Творца отразила рост самосознания человека. Главные особенности средневековой этики в следующем: 1) нравственность связана не столько с разумом, сколько с верой, т.е. она на долгое время приобретает иррациональный характер, задача разума не в поиске истины, а в объяснении ее; 2) средневековый человек был вынужден отказаться от своей нравственной автономии, должен был полагаться не на свои силы, а на божественную помощь (благодать), главные христианские добродетели (вера, надежда, любовь) ориентируют человека на Бога; 3) античный эвдемонизм сменился аскетизмом, ригористическим отношением к жизни (естественные стремления рассматривались как греховные); 4) изменились представления о социальном бытии человека и роли государства: посреднические функции между физическим и духовным мирами взяла на себя церковь.

По словам главного идеолога раннего христианства а.Павла, миром управляет вечный и неизменный закон, в котором заключена воля Бога. Этот закон предопределяет и нравственные взаимоотношения. Моральная цель человека: познание сути божественной благодати, которая тождественна Добру. Источник Зла – плоть, физическое начало. Добро – от Бога, Зло – от природы. Отсюда – необходимость выбора человека, т.к. он разумен. Но без Бога его разум беспомощен.

В концепции Аврелия Августина Добро и Зло имеют разные источники. Добро первично, сотворено Богом. Источник Зла – плоть; Зло не имеет самостоятельной сущности. Однако, Зло дополняет Добро, делает его более ощутимым. Нравственная цель человека – в познании сущности Добра с помощью Веры («Верую, чтобы понимать»). Причина Зла – свободная воля человека, коренящаяся в его природе. В наказание за первородный грех Бог лишил людей бессмертия, но оставил им свободную волю.

Вершиной и «пунктом прибытия» в развитии средневековой этики стало учение Фомы Аквинского. В это время назревал идейный кризис христианства. Оформляется своего рода «социальный заказ» христианской этике: примирить Бога с греховным миром, наполнить надеждой мирскую деятельность человека. Высшее благо – блаженство; путь – через Бога (в созерцании Бога). Добро и Зло трактуются как противоположности, познающиеся друг через друга. Причина Зла – все та же воля человека. Бог является творцом Зла как наказания, а не как вины. Некоторое Зло необходимо для мировой гармонии. Т.о., Зло в человеке порождается им самим, Зло вне человека – Богом для блага самого же человека. Человек помещается на границе миров: чистых духов и мира животных. От животных человека отличает Разум и свободная воля, выбор. Фома Аквинский ставит в связь Волю и Интеллект, не забывая о Боге как первопричине. Т.о., свободная воля оказывается не такой уж свободной. Фома так и не смог связать свободу человеческой воли и божественной воли: две воли не могут ужиться вместе. Дальше в развитии средневековой этики идти было уже некуда, из-за ограниченности богословских догматов. Нельзя соединить несоединимое: веру и рассудок и примирить догмы христианства с реалиями жизни.

Философия и этика эпохи Возрождения опирается на модификации аристотелизма, платонизма и эпикуреизма. Характерна пантеистическая картина мира: отождествление Бога и природы и как следствие обожествление природы. Бог Возрождения безличен, его требования сливаются с естественными законами. При этом, пантеизм мистический (Н.Кузанский) сменяется пантеизмом натуралистическим (Д.Бруно).

Другой важной чертой эпохи является антропоцентризм (гуманизм). Происходит нравственная реабилитация отдельного «земного» индивида. Этическими категориями становятся «самосохранение», «филавтия». Центральная проблема этики – статус человека. Предназначение – в созидательной жизни, долг - в познании. Духовные качества человека состоят в его возможности преодолеть свое животное состояние, варварство, в способности к нравственному самосовершенствованию. Наслаждение осмысленной жизнью.

Согласно Салютати, Бог движет волей человека, но это не мешает свободе действий, имеющих добрую цель. Законы, основанные на естественном праве – залог их постоянства. Устремленность каждого к добрым делам позволяет придти к подлинному сообществу.

Пальмиери, в свою очередь, замечает, что добродетель раскрывается лишь на общественном жизненном поприще: «Каждый должен быть готов перенести трудности и подвергать себя опасности, если он знает, что из этого последует общее благо и польза для человечества».

Альберти говорит о здоровом честолюбии: «Фортуна одерживает верх лишь над тем, кто ей покоряется. Ничто так не противоречит жизни и положению человека, как отсутствие дела». Л.Валла провозглашает индивидуализм и полезность – естественными принципами и важнейшими критериями действий человека.

В своей знаменитой «Речи в защиту достоинства человека» Мирандолавновь ставит проблему свободного выбора человека. Пределом человеческой свободы, считает он, являются лишь законы природы: преступив ихчеловек утрачивает свое достоинство и господство над обстоятельствами жизни. Счастье – высшее благо: «Естественное счастье – наслаждение деятельностью разума в поисках истины и постижение того блага, которое заложено в человеке».

ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ

К началу Нового времени идея суверенности нравственного субъекта становится центральной. В качестве средства ее утверждения, позволяющего также объяснить и общеобязательность морали, выступает разум. Наступает эпоха господства, по-преимуществу, рационалистической этики, но в отличие от античного, рационализм Нового времени - не созерцательный, а деятельный. Разум нацелен на позитивное изменение мира. Призван обуздать эгоистическую природу человека, согласовать его индивидуальные устремления с общественным благом, придать жизнедеятельности людей созидательный характер (отсюда – идея прогресса и иллюзия возможности нравственного переустройства общества путем просвещения). Наукоцентризм Нового времени привел к механистическим идеям в понимании мира и человека (мир как отлаженный и самодостаточный механизм).

Так, у Р.Декарта, человек – разумная машина, которая оптимизируя свое существование, приспособляется или вступает с конфликт с внешним миром. Разум регулирует аффекты, чтобы при минимуме затрат получить максимально полезный эффект.

Концепция Т.Гоббса утверждала типичные для Нового времени буржуазные ценности – индивидуализм, утилитаризм, рационализм. Исходя из идеи, что природа создала людей равными по физическим и умственным способностям, Гоббс показывает эгоистического индивида, расчетливо ориентированного на власть и личную пользу (закон самосохранения). Он оценивает естественное состояние индивидов как состояние войны каждого против всех. Отсюда – необходимость выработки общих оптимальных правил (общественный договор).

Представителем рационалистического пантеизма называют Б.Спинозу. Б.Спиноза стремился преодолеть привычную антиномию свободы и необходимости по принципу: «или-или»: «Я полагаю свободу не в свободном решении, но в свободной необходимости». Чтобы достичь свободы, нужно совершенствовать свой разум. Путь к свободе преграждают аффекты. Добро – то, что увеличивает нашу жизнеспособность, Зло – наоборот. Добро и Зло – понятия соотносительные, Добро проявимо лишь в отношении человека к миру. «Человек, руководствующийся разумом, - говорит Спиноза, - является более свободным в государстве, где он живет сообразно с общими постановлениями, чем в одиночестве, где он он повинуется только самому себе».

Оформляется этика «разумного эгоизма». П.Гольбах считает, что человеком движет в первую очередь личный интерес, стремление к выгоде, к собственному благополучию. Однако. человек обязан считаться с жизненными притязаниями других. Отсюда «всеобщая мораль»: все желают себе счастья и избегают того, что кажется вредным. Принципы всеобщей нравственности исходят из велений самой природы человека. Но реализоваться это может только в благоприятной социальной среде. Вывод: нужна воля просвещенного руководителя государства. К.Гельвеций писал: «Если хочешь поступать честно, верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение».

В английской философско-этической школе оформляется концепция утилитаризма.И.Бентам отмечал, что польза должна быть единственным мерилом для людских суждений. Быть полезным – значит содействовать счастью своих ближних. Цель: содействие «наибольшему счастью наибольшего числа людей». Каждый должен заботиться о себе сам, а отсюда проистекает сама собой и общая польза. По словам Хатчесона, - «То действие является наилучшим, которое обеспечивает самое большое счастье для наибольшего числа людей, а то действие является наихудщим, которое подобным же образом причиняет несчастье».

Дж.Милль ставит проблему соблюдения прав других людей (как общий стандарт). Подчеркивает отличие пользы от выгоды как реализации частного интереса и чувственных удовольствий. Должное (эмпирическое) ставится им выше возможного (умозрительного). Человек должен руководствоваться собственными интересами и следить за тем, чтобы его действия не нарушили чьих-либо прав.

Вершиной философско-этической культуры Нового времени является немецкая классическая философия. Коснемся рационалистической этики И.Канта: «Нравственный закон во мне». Реальный мир «вещей в себе» (трансцендентный) становится основой нравственного учения философа («ноуменальный мир»).Кант считает, что «эмпирические принципы непригодны к тому, чтобы основывать на них моральные законы», т.к. как эмпирическое существо человек несвободен. Его воля подчинена внешней причинности и необходимости: «Все нравственные понятия имеют свое место и возникают совершенно a priori в разуме». Кант ставит проблему автономии свободной воли человека, которая может быть и злой, и доброй (если согласуется с нравственным законом). Формулирует свои императивы: условные (определяются целями и интересами субъектов) и безусловные (относятся ко всем людям в любой ситуации), провозглашает свой эквивалент ЗПН: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого только как к цели и никогда как к средству» Связующим звеном у Канта между доброй волей и категорическим императивом выступает долг (необходимость поступка из уважения к закону).

В основе этических концепций 19-20 вв. лежали тенденции, оппозиционные классической этике. Важнейшими из них являются: этика философии жизни, позитивизм, исторический материализм (марксизм), философия существования (экзистенциализм).

Предметом концепции этики философии жизни лежит некая активная духовная (иррациональная) сущность, познаваемая человеком интуитивно, путем внутреннего переживания.

Так, согласно глубоко пессимистической теории А.Шопенгауэра, в основе нравственности – сострадание другому, но эгоизм разъединяет людей. Поэтому в существовании необъяснимого чувства сострадания, объединяющего людей в одно целое, заключена тайна, указывающая на единую сущность объективного мира – «воля к жизни». Она бессмысленна и бесцельна. В мире царит страдание. Шопенгауэр выводит 2 основных нравственных принципа: справедливость и человеколюбие. Человеку рекомендуется освобождение от эгоистических желаний, бескорыстная деятельность.

Ф.Ницше видит природу мира в некоей иррациональной жизненной энергии – «воле к власти» В результате, всякое существо инстинктивно стремится к непрерывной экспансии (отсюда – войны, конфликты, страдание). Но в этих условиях и формируется, по мнению Ницше, истинная нравственность, носителем которой является сверхчеловек. Философ подвергает резкой критике традиционные нравственные представления как продукты сознания слабых людей, привыкших к подчиненному состоянию. Коллективистской нравственности рабов он противопоставляет аристократическую нравственность господ - от природы сильных личностей. Мораль сверхчеловека основана на властном инстинкте: абсолютной ценностью признается собственная жизнь, добром – гордость, энергичность. воля и т.д. «Падающего подтолкни!» - вот истинное милосердие, согласно Ницше.

Основателем психоаналитических этических концепций (в числе ученых - А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм) стал З.Фрейд. По его мнению, динамические изменения в психике человека – результат действия «либидо», т.е. влечения, сексуально окрашенной жизненной энергии. Она составляет наиболее архаичную часть психики – безличную, бессознательную, стремящуюся к сексуальной разрядке («Оно»). Надстройкой над «Оно» является индивидуальное сознание, разум –«Я», задача которого трансформировать сексуальную энергию в социально приемлемые формы (труд, творчество и т.д.) Это - процесс сублимации. Над «Я» надстоит еще одна психическая инстанция – «Сверх-Я» («Совесть»), которая формируется с детства в результате восприятия социальных норм, и задачей которой является контроль над «Я», привитие стереотипов поведения.

Первоначалом человеческого бытия, согласно концепции «Благоговения перед жизнью» А.Швейцера, лежит абсолютное желание жить. Все, что сохраняет жизни – добро; все, что наносит ей ущерб – зло. Преклонение перед жизнью позволяет отбросить все, что разъединяет людей. Это усиливает чувство личной ответственности, стимулирует подвижничество.

В марксистско-ленинской этике частная собственность объявляется причиной эксплуатации человека человеком и повинной в разложении нравов и порче душ. Были выделены 5 типов общественно-экономических формаций, каждому из которых присущ свой базис и надстройка. Нравственность коренным образом изменяется в каждой из общественно-экономических формаций. Утверждается, что каждый класс имеет свою нравственность: «мораль всегда была классовой», что «насилие – повивальная бабка истории».

В концепции В.Ленина, характеризуемой Г.Плехановым как «невероятный дар упрощения», говорится, что «принудительный характер труда приводить к порче душ», а с устранением эксплуатации исчезнут и негативные эксцессы. «Мы в вечную нравственность не верим. Наша нравственность подчинена интересам борьбы пролетариата». «Пролетарское принуждение во всех его формах, начиная от расстрела и кончая трудовой деятельностью, является, как это ни парадоксально, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи. Железной метлой загоним человечество в счастье!»

Согласно позитивистским этическим концепциям (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Мах, Б.Рассел и др.) моральные суждения не являются ни истинными, ни ложными, они недоказуемы с помощью фактов, а выражают нравственные эмоции. Возникает сугубо прагматический взгляд на мораль. Субъект нравственности может выбирать выгодные для своей деятельности нормы. На основе чувства принадлежности к обществу, понимания своей социальной роли у отдельного человека развиваются добродетели, а дурные склонности отмирают.

Экзистенциализм (М.Хайдеггер, С.Кьеркегор. Л.Шестов, Н.Бердяев, К.Хайдеггер) отказывается от принципа монизма, т.е. единства бытия. Он заговорил о его плюралистичности. Экзистенциализм онтологизировал единичное, (а значит иррациональное) человеческое существование. Согласно Кьеркегору, индивид важнее рода. Поэтому человек, чтобы жить «подлинно», должен игнорировать свои родовые (универсальные) качества и культивировать индивидуальные (уникальные). Неизбежность смерти доказывает человеку. что его связи с природой или обществом не имеют значения. Более того, они маскируют трагизм его положения (ведь для рода смерть относительна, для индивида – абсолютна). Источником нравственности должна стать сама личность. В процессе самоидентификации человек проходит 3 стадии: эстетическую, на которой он рассматривает себя в качестве природного существа; этическую, на которой он рассматривает себя в качестве социального существа; религиозную, на которой он рассматривает себя в качестве единичного «Я». На последней стадии и существует истинная нравственность (через веру в Бога).

Т.о., 19-20 вв. показывают сложную, мозаичную и динамичную картину становления и развития постклассического этического знания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 468.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...