Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Начало формирования современных народов населяющих Северный




Кавказ.

- Этногенез северокавказских народов их социально-экономические

отношения.    

Этногенез – процесс возникновения и происхождения этнических общностей, выражающийся в образовании у них собственного языка, культуры и самосознания.

Образование ногайского народа связано с распадом Золотой Орды. В конце 14 века Золотая Орда пришла в упадок. Из неё выделилась Ногайская Орда. Ее ядром были тюркизированное монгольское племя мангыты, которые составляли войско темника Золотой Орды Ногая. Кроме мангытов в Ногайскую орду вошли и ряд кипчатский племен. Орда включала в себя племена: кенегес, канглы, аргын, сырын, кыпчак, мангыт и сун. Сами ногайцы долгое время называли свою орду Мангытский юрт. Период окончательного оформления Ногайской Орды в середине 15 века считается первым этапом образования ногайской народности. Народность – исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов. Позднее на основе древненогайской народности сформировались новые этнические группы: верхнекубанские и ачикулакские ногайцы и караногайцы. Этнос- исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований. Во главе Орды стоял князь. Ему подчинялись наследственные правители улусов – мурзы. Ниже их стояли мелкие правители, состоявшие во главе племен и родов. При дворе мурз на положении домашних слуг были пленные и купленные холопы. Труд рабов применялся в хозяйстве при пастьбе скота, сбора топлива. Основой хозяйства ногайцев было экстенсивное овцеводство, а также скотоводство. Скот был главным богатством кочевников. Им собирали дань с подвластных людей, производили расчеты по долгам, платили штрафы и калым. К середине 16 века Ногайская Орда разделилась на две части Большую и Малую Ногайские орды. Со второй половины 16 века степные просторы Предкавказья были заняты кочевьями Малых Ногаев, которые постепенно заселили верховья Кубани и Зеленчуков. В районе Пятигорья в начале 17 века стали заселять кочевья Больших Ногаев.

Соседями кочевников были горские народы черкесы и кабардинцы. Самоназвание этих народов – адыгейцы. Они произошли от древних меотских племен – неотов, зихов, керкетов, издавна живших на Северо-Западном Кавказе и занимавших всю береговую полосу Черного моря. С 1 в. н.э. усилилось племя зихов, вокруг которого стали объединяться другие адыгские племена. В 10 веке закончился первый этап формирования древнеадыгской народности. В это время у них возникли феодальные отношения, и появилось сознание этнической общности. На рубеже 13-14 веков начинается переселение адыгских племен на восток в районы современной Черкессии, Пятигорья и Кабардино-Балкарии. К этому времени относится и разделение адыгов. Часть из них поселилась в районе Пятигорья до левобережья Терека, и стали именоваться кабардинцами, а территория, их расселения, получала название Кабарда. Причем, Кабарда делилась Тереком на Малую и Большую. Другие расселились в верховьях Кубани и Зеленчуков и стали называться черкесами. К западу от них расселились остальные адыгские племена: хатухаевцы, махошевцы, бжедухи, убыхи, шапсуги и др., которые занимали земли вплоть до Черного моря. На рубеже нашей эры на территории современной Абхазии проживало множество родственных племен: апсилы, абазги, саниги. В 8 веке вокруг абазгов объединились остальные племена, и к концу 13 века сформировалась древнеабазинская народность. В 13-14 веках они переселились на северные склоны Кавказского хребта и заселили ущелья по верховьям Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, а впоследствии и бассейн верхней Кумы. Во главе феодальной лестнице у адыгов и абазин стояли князья. Они владели скотом, землей, имели право судить своих подданных. Единого государства у этих народов не было. Князьям подчинялись дворяне и низшие сословия: свободные крестьяне-общинники, зависимые крестьяне и рабы. Основу их хозяйства составляло отгонное скотоводство. Они разводили овец, коз, лошадей, крупный рогатый скот, имели домашнюю птицу. Помимо отгонного скотоводства, эти народы занимались и земледелием. Возделывали просо, ячмень и рожь. Пахали на волах. Зерно молотили на ручных каменных мельницах. Занимались также пчеловодством и сбором меда диких пчел. Соседями представителей адыго-абазинской группы были формирующиеся балкарский, карачаевский, осетинский, чеченский и ингушский народы.

Часть местных кавказских племен, носителей кобанской культуры, в 4 веке смешалось с аланами. В 7-8 веках к этим племенам присоединись тюркоязычные народы. Именно с этого времени началась языковая тюркизация местного населения, которая усилилась с приходом кипчаков-половцев. Стали формироваться карачаевский и балкарские народы. Само название карачаевцы и балкарцы закрепилось за этими народами только в 17 веке. Основой жизни карачаевцев и балкарцев была соседская община. Землевладение было в основном общинным. У балкарцев и карачаевцев в отличие от адыгов, не было князей. Все сообщество разделялось на рода. Основную массу составляли свободные крестьяне-общинники. Были и рабы из захваченных в плен людей. Карачаевцы и балкарцы занимались скотоводством, разводили овец, коз, крупный рогатый скот, домашнюю птицу.

В формировании осетинского народа приняли участие аланы вытесненные завоевателями в высокогорья Центрального Кавказа и представители Кобанской культуры, издавна проживающие в высокогорьях Центрального Кавказа. Осетины жили в горных и труднодоступных районах по течению левых притоков Терека: Гизельдону - тагаурцы, Фиагдону - куртатинцы, Ардону - алагирцы и Уруху - дигорцы. Занимались скотоводством, разводили крупный рогатый скот и овец. У осетин стали формироваться феодальные отношения. Во главе осетинских обществ стали появляться феодалы – алдары и баделята. Феодалы стали постепенно присваивать себе общинные земли и получать от зависимых людей отработочную ренту, существовало и патриархальное рабство из захваченных в плен.

На северо-восток от них проживали вайнахи предки чеченцев и ингушей. Вайнахские или нахские племена, проживали в центре Кавказа по обе стороны Главного хребта в начале и первой половине н.э. - это были племена дзурдзуки, кахи, ганахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, табалы, диаухи, мялхи и соды. В результате золотоордынского нашествия значительная часть вайнахских племен была оттеснена в высокогорную зону Северного Кавказа. К 14 веку выходцами из Аккинских гор (из местности Нашха) были образованы первые чеченские поселения на равнине. Тайпа (род, фамилия) Парской основал сел. Юрт-аул, тайпа - Цечой - Кешен-аул. Спустя некоторое время из местности Нашха вышли и другие тайпы: Беной, Цоторой, Курчадей, которые основали ряд селений с тайповыми названиями. Древнейшее упоминание самоназвания чеченцев - нохчи, от вайнахского слова «нах» - народ, люди. В горной зоне предки ингу­шей жили отдельными обществами: Галгаевское (отсюда самоназвание), Цоринское, Джейраховское, Мецхальское. Предки ингушей также как и предки чеченцев стали переселяться в равнинную зону. Одним из основных направлений ингушской миграции с гор являлись земли по реке Камбилеевке, где и было основано селение Онгушт (откуда происходит название Ингушетия). В настоящее время село носит название Тарское. Само название «чеченцы» и «ингуши» закрепилось за этими народами позже. Занимались вайнахи скотоводством, разводили овец. Землевладение было общинным. Единого правителя у них не было, внутреннее управление сельских обществ вайнахов осуществляли органы сельской общины. Постепенно началось и социальное расслоение в среде свободных общинников, усиливается власть родовых старейшин, появляются рабы из захваченных в плен людей.

Далее на восток вплоть до Каспийского моря формировались народы современного Дагестана. Коренное население Дагестана формировалось на основе северокавказских, тюркоязычных и ираноязычных групп языков. Однако большинство дагестанских этносов - автохтоны края. Автохтоны – первоначальное, исконное население страны или конкретной территории.

Предками аварцев были проживавшие в античную эпоху на территории современного Дагестана, племена сильвов и андаков. С 5 века н.э. территория, заселенная предками аварца­ми, известна как царство Серир - крупнейшее политическое образование в средневековом Дагестане. В 6 веке его возглавлял царь Авар. А в 14 веке за этой частью Дагестана утвердилось название «Авария».

Даргинцы также автохтоны края, они произошли от древних племен, проживавших на территории современного Дагестана еще в античную эпоху. Затем предки даргинцев входили в состав Хазарского каганата. В I тыс. н.э. территория расселения предков даргинцев вошла в состав Арабского халифата. В XIV в. среднеазиатский правителей Тимур с большим трудом завоевал предков даргинцев. В районах проживания предков даргинцев находились Кайтагское уцмийство и союзы сельских общин. Часть даргинцев входила в состав Тарковского шамхальства.

Лезгины также как и даргинцы - один из наиболее древних народов Кавказа. Однако в отличие от даргинцев этногенез лезгин протекал на территории северо-восточного Закавказья, включая Апшеронский полуостров. Лезгины произошли от древних племен легов и каспиев, которые были известны ещесо второй половины I тыс. до н.э.  В VII в. страна лезгин вошла в состав Арабского халифата. С XIII в. в Лезгистане возникают политические образования - союзы сельских обществ - «вольные общества», объединенные вокруг крупных селений (Ахты-пара, Курах, Кюре и др.). Проникновение на равнинные территории Восточного Закавказья кочевых тюркских племен (предков современных азербайджанцев) привело к «выдавливанию» лезгин в горные районы Дагестана.

Лакцы также автохтоны, процесс образования этого народа также проходил на территории Кавказа, на основе племен, проживавших на территории Дагестана. Предков лакцев именовали кузикумухцами. Это было связано с возникшим у них политическим образованием - Казикумухским шамхальством.

Калмыки народ монгольского происхождения. Их предки – западные монголы ойраты – кочевали в степях Центральной Азии в Джунгарии. Процесс феодализации монгольских племен привел к образованию отдельных ханств, в числе которых было и Ойратское ханство. Под давлением китайских феодалов ойраты откочевали сначала на земли вдоль Иртыша и Тобола, затем продвинулись на запад. В 20 годах 17 века в низовьях Волги появились калмыки. В последствии они расселились на степных просторах Северо-восточного Предкавказья, оттеснив ногайцев в верховья Кубани и Баксана. Основой хозяйства калмыков было экстенсивное овцеводство. Калмыки перешли к оседлому образу жизни лишь в 19 веке, а поэтому до того времени земледелием не занимались. Необходимые им продукты земледелия они выменивали у соседних народов на скот. Они вели оживленную торговлю с Россией, привозили на русские базары: скот, сало, шерсть, кожу. Пастбища являлись основным средством производства кочевников. Их главным собственником был хан, который распределял между своими вассалами – тайшами (феодалами) территории кочевий. К классу феодалов относилось и высшее ламаистское духовенство, имевшее большое влияние среди калмыков.

Первоначальной прародиной Северокавказских туркмен была Средняя Азия. В формирование этого народа приняли участие ираноязычные, тюркские и монголоидные племена. Вследствие изменения природно-климатических условий и под давлением хивинских ханов, часть туркмен, в 18 веке, откочевала с полуострова Мангышлак в ставропольские степи. Они обосновались близ реки Куры. В антропологическом отношении туркмены представляют собою промежуточную группу между европеоидами и монголоидами. Их язык относится к огузской группе тюркской языковой семьи. Также как, и у калмыков, основой хозяйства туркменов было экстенсивное овцеводство. Помимо овец разводили они и верблюдов. Наибольший доход, при торговле, приносила им продажа верблюдов и верблюжьей шерсти. Туркмены управлялись ханами и беками. Сильны были и родовые традиции. Для решения общих дел созывались собрания, возглавляемые старейшинами и советом аксакалов. Значительную роль в жизни общества играли муллы, занимавшиеся вопросами религии, и кадии, игравшие роль судей.

- феодаль­ные образования и вольные общества Дагестана.

В XIII-XV вв. на большей части территории Дагестана происходило укрепление феодаль­ных отношений. Дербент. Дербент - иногда считают одним из древнейших «живущих» городов мира, старейшим городом Российской Федерации. Первые поселения возникли здесь в конце 4 тысячелетия до н. э. Город был основан в 438 г. н.э. как персидская крепость. Дербент с прилегающей к нему территорией в начале XIII в., представлял собой самостоятельное владение - эмират. В 1239 г. он подпал под иго монголо-татар. В середи­не XIV в., Дербент обрел независимость. Вскоре он оказался включенным в состав крупного государства Закавказья - Ширваншахов и в 1437 г. стал одним из центров этого феодального  владения. В Дербенте проживали тюрки, иранцы, азербайджанцы, представители различных дагестанских этносов. Майсумство Табасарана.В начале XIII в. владение Табасарана было одним из наиболее крупных политических объединений на юге Дагестана во главе его стоял наследственный правитель майсум. Столицей майсумства был замок Хучни. В период татаро-монгольского ига Табасаран, лишился самостоятельности и стал подчиняться Кайтагскому уцмийству. На территории Табасарана проживали лезгины. Уцмийство Кайтагское.В XIII-XV вв. уцмийство занимало довольно обширную территорию предгорья и нагорья в средней части бассейна р. Уллу-чай. Во главе стоял уцмий. В XV в. столицей уцмийства стал Маджалис. Здесь, кроме кайтагов (даргинцев), проживали также кумыки, таты и горские евреи. Аварское нуцальство.Во главе этого феодального владения стоял аварский нуцал. Столицей нуцальства был Хунзах. Аварские нуцалы, стремились расширить границы своего владения и вели наступательные войны на соседние аварские и андо-цезские союзы сельских общин.В конце XV в. аварское владение объединяло значительную территорию нагорного Дагестана, где проживали андо-цезские народы. Юго-восточные границы нуцальства проходили по линии современных селений - Гоцатль через сел. Голотль до Хочода. На северо-востоке нуцальство граничило с тер­риторией Тарковских владений и Салатавии. Шамхалъство.Шамхальство занимало территорию, простирающуюся от р. Терек на юг до границ уцмийства Кайтага и от Каспийского моря на запад до центрального на­горного Дагестана. Столицей владения был Казикумух. Шамхальство объединяло большое число народностей Северо-Восточного Кавказа: ногайцев, часть чеченцев, кумыков, (Кумыки народ тюркского происхождения, разговаривают на языке, принадлежащем к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Среди учёных нет единства насчёт происхождения кумыков. Одни полагают, что Прикаспийскую низменность издревле населяли тюркские племена, такие как кангары, камы, кимаки, кумуки, а по мнению других кумыки произошли от хазар), даргинцев, лакцев, агулов, часть аварцев и лезгин. Власть шамхала была наследственной. К правящей верхушке шамхальства относились эмиры и калантары, а также представи­тели высшего местного мусульманского духовенства. Тюменское княжество.В XV в. на северо-востоке современной терри­тории Дагестана, в низовьях р. Терек, существовало Тюменское княжест­во. Население данного княжества составляли тюрки. Во главе княжества стоял шевкал.

Помимо феодальных владений в Дагестане были вольные общества: Аварское, Даргинское, Кюринское, Табасаранское, Агульское, Рутульское. У них была выборность должностных лиц, и отсутствие классового расслоения. Жили сельскими общинами, которые назывались – джамааты. Джамаат представлял собой совокупность малых и больших семей известных под названием тухум. В вольных обществах население делилось на феодализировавшуюся общинную верхушку, мусульманское духовенство и узденей. Постепенно началось имущественное и социальное расслоение вольных обществ. Часть из вольных обществ объединялась в политические союзы, не уступавшие по своему влиянию феодальным владениям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...