Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: «Мораль как форма общественного сознания. Основные категории морального сознания»




План:

1. Сущность морали.

2. Нравственній идеал.

3. Категории морали (добро– зло, свобода, долг, стыд, совесть).

 

В чем сущность морали?

    Мораль должна рассматриваться в 2-х ракурсах: личностном и общественном (как характеристика отношений между людьми). Мораль – специфически человеческая характеристика, характеризующая меру человечности человека. В личностном измерении мораль означает меру господства индивида над собой, меру его ответственности за слова и поступки. У всех народов мира мораль предполагала прежде всего умеренность, сдержанность, умение разума властвовать над биологической (животной), иррациональной, чувственной природой. Имеется в виду, не насильственное подавление эмоций и инстинктов (проблема их сублимации в разных формах деятельности – в основе психоаналитической теории З.Фрейда), а позитивное их направление. Насильственный, запретительный диктат сознательного «Я» над собственными природными желаниями всегда чреват их безудержным разрушительным выбросом при определенных жизненных ситуациях.

    У животных нормы поведения запрограммированы биологически, хотя индивидуальные вариации, амплитуда колебаний может быть значительной (вплоть до «парадоксального» поведения у высших животных). Человеческий же образ жизни свободен, не задан природой. Он изначально поставлен в ситуацию постоянного морального выбора (вплоть до возможности взаимоисключающих поступков в одинаковой ситуации). Человек как единственное разумное существо в мире постоянно находится в процессе становления, формирования, он почти всегда недоволен своим положением, каким бы высоким и благополучным оно ни было. Человек пространственно «зажат» между Землей и Небом, Природой и Духом, Богом, находится как-бы на воображаемой лестнице (популярный религиозный образ). Ему в равной мере дано и подняться к высшему (божественному) совершенству и окончательно опуститься до звериного состояния. Причем, последнее звучит оскорбительно для мира животных: ни одно существо в природе, кроме человека, не способно убивать и истязать просто из удовольствия, интереса.

    Таким образом, незавершенность и одновременно стремление к завершенности (через разные формы деятельности) – отличительная черта человека (Сократ: «Ценить надо не жизнь, как таковую, а жизнь хорошую»).

    Разум должен направлять человека на совершенную цель, на высшее, абсолютно позитивное благо. Жизненные цели человека существуют бесконечно разные; существуют частные, промежуточные цели, где цель легко оборачивается средством: отдельные цели выстраиваются в сложную иерархическую систему. Но, при этом, всем существуют и последняя, конечная, высшая и абсолютная цель, ради которой и существуют все остальные, частные цели. Эта цель – высшее благо человечества. Его абсолютная, духовная точка опоры. Понималось это высшее благо по-разному (приобщение к богу, радость познания и т.п.). Мораль называет абсолютной ценностью добрую волю человека (всегда бескорыстную и свободную): это последовательно обосновывается в этике И.Канта.

    Добрая воля человека не существует сама по себе, но оказывается вплетена в другие, привычные мотивы и поступки. Понятие доброй воли разграничивает то, что делается с корыстной и конкретной целью, а что – от чистого сердца (полезно, в этом смысле, постоянно делать самоанализ своих поступков с этической точки зрения). Она целиком зависит от решения самого человека. Добрая воля – последнее и единственное общее основание и условие всех поступков человека.

    Мораль характеризует человека с точки зрения его отношений с другими людьми. Все душевные характеристики человека (щедрость, прощение, доброта и др.) выявляют себя лишь в соотнесении с другими людьми.

    Так, Робинзон менялся и сам с появлением Пятницы (избавляясь от английского колониального снобизма, становясь естественнее, искреннее и человечнее).

    С другой стороны, дети, взращенные в изолированных условиях, как правило, оказываются дикими, не способными к социальной адаптации.

    Характер человека определяется характером его отношений с другими людьми. Только мораль способна придать человеческому сообществу изначально самоценный всеобщий духовный смысл.

    Существует многообразие человеческих взаимоотношений в мире (брачно-семейные, профессионально-трудовые, хозяйственно-экономические, политико-правовые и т.п.): ровно столько, сколько форм деятельности люди совместно делают сообща. Но если из этого многообразия форм изъять это многообразие, то останется сугубо человеческая потребность в совместном взаимоуважительном сосуществовании. Это и будет мораль.

    Следовательно, МОРАЛЬ – та всеобщая межчеловеческая духовная: форма бытия, которая делает возможной отношения между людьми, связывает их во всем конкретном мировоззрении видов общественной деятельности, делает человеческими отношения между людьми.

    МОРАЛЬ - единство индивидуального и всеобщего, объективно-безусловного. Она соединяет личностный смысл с высшим. Мораль не задается ни природой, ни Богом, а рождается, устанавливается вместе с появлением человека и им самим (в этом этический смысл библейского мотива грехопадения: людям самим дано в трудных ошибках испытать границы добра и зла). Она придает жизни цельность и осмысленность.

    Существует 2 ложные крайности в понимании сущности морали:

              а) не-всеобщность морали, частность, множественность, историческая преходящесть «моралей».

              б) божественно – космическая (надчеловеческая) предзаданность морали.

    Гармоническим соединением этих двух крайних позиций стало появление «золотого правила нравственности», сформулированного в разных углах земли,  в разных этнических культурах в «Осевое время» истории.

    Конфуций: «Не делай другому того, чего не желаешь себе» (принцип взаимности –«жэнь»).

    Оформление этого принципа мы встречаем и у античных афинских мудрецов, и в христианстве («И так во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»).

    Всеобщность ЗПН, основанного на взаимном уважении, устраняет из отношений корысть, эгоизм. ЗНП универсально, ибо приложимо к любым жизненным ситуациям.

     В МОРАЛИ идеальное и реально-жизненное образуют неразрывное целое. Мораль неизменно «практична». Истинность морали – в ее жизненной действенности, а не отвлеченности, абстрактности (в соответствии слов – поступкам; нередко совершенный поступок влечет затем за собой мучительный моральный самоанализ, самокопание, неврозы, депрессию).

    Мораль вездесуща: проявляется в любых человеческих взаимоотношениях, существует как долженствование (в непрерывности усилий человека, в его постоянном моральном бодрствовании).

    Причина: в духовном несовершенстве, открытости человека (бесконечность перспективы самосовершенствования).

    Главное, безусловно-абсолютное моральное требование – самоценность человеческой личности, святость жизни, ненасилие (отсюда, неоправданность эвтаназии, смертной казни - преступникам).

    Кто имеет право вершить моральный суд? Чем выше в моральном отношении люди, тем более вероятно, что от этой чести они откажутся (не позволит скромность, критическая самооценка; Христово: «Не судите, да не судимы будете»). Тем же, кто желает этого –подобной миссии нельзя доверить (уже в силу самого согласия: опасность самодовольства, самоуверенности). Моральный суд существует прежде всего как самооценка, личностный самосуд.

    В морали знать и выбрать (поступать) – одно и то же. Человек нередко впадает в самообольщение (вольно или невольно выдавая творимое зло за добро: «Дорога в ад устлана благими намерениями». Никакие «добрые» идеи не могут быть решены злыми аморальными средствами.

    Мораль обращается к человеку от имени всех людей и него самого. Она не угрожает никакими санкциями, звучит лишь через голос его совести. Но это и есть для него самая суровая тирания.

    Объективные признаки морали:

1. Определение человека как высшей ценности в межчеловеческих отношениях.

2. Наличие мотивации и цели деятельности, определяющих ее смысл и содержание.

3. Избирательность средств, конкретность обстоятельств (убийство – одно, исполнение воинского долга – другое).

4. Вариантность выбора (принцип наименьшей вероятности причинения зла).

5. Позиция сопротивления злу.

6. Универсализуемость (преломление во всех сферах жизни).

7. Наличие контроля, самоконтроля, оценки и ответственности в процессе любой деятельности.

Понятие нравственного идеала.

Идеал (вид, образ, идея) в традиционном понимании мыслится как:      а) высшая степень, завершенность какого-либо состояния («идеальное решение»).

б) индивидуально принятый стандарт чего-либо (индивидуальный вкус, кумиры…).

Мир человека – это многообразный мир ценностей (благ, предпочтений), материальных или духовных. В ценности отражено отношение человека к предмету, явлению, событию, признаваемых в качестве наиболее значимых. В итоге формируется целостная система ценностных ориентаций человека.

Ценностная ориентация – способность нравственного сознания постоянно и в самых различных обстоятельствах направлять помыслы и действия человека на достижение определенной моральной цели.

Ценностная ориентация сознания – более глубокое и устойчивое образование, нежели отдельные нормы, правила, принципы, так как есть результат их взаимодействия. Этот результат образует некую исходную позицию личности, ее нравственный потенциал, проявляется не в отдельных действиях и поступках, а во всей линии ее поведения. Она пронизывает все уровни сознания человека: мышление, волю, чувства.

Существуют ценности: а) практические и духовные; б) высшие (надчеловеческие) и низменные (обыденные, плотские «слишком человеческие»): в соответствии с коэффициентом духовного содержания. Ценность может различаться по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, истина, добро, красота, счастье. Может различаться по знаку: на положительные и отрицательные (польза – вред, слава – позор, счастье – несчастье и т.п.).

    Нравственный идеал – надвременной, надситуативный, надындивидуальный духовный стандарт. Главные его признаки: универсальность, абсолютность, образцовость. Проблема идеала не существует вне соотнесения «идеал – реальность».

    При этом, идеал может создаваться:

1. на основе эмпирической жизненной реальности: например, как полное и всеобщее удовлетворение материальных потребностей (натуралистическая позиция).

2. независимо от реальности в самом нравственном опыте: здесь высшие моральные требования противостоят реальности как должное – сущему (трансцендентальная позиция).

Ценностный мир идеалов человека автономен и безусловен по отношению к социальной реальности, представляющей собой сложное жизненное поле частных интересов, ситуативных ролей личности. Идеал всегда сходится на вопросе: что есть человек как человек?: Это – высшая ценность, равная закону, которому должен соответствовать мир. Поэтому, идеал одновременно и ценностное представление, и императив (обязательное требование). Именно идеалом определяется содержание моральных категорий.

Нравственный идеал личности – воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом подражания. Означает критическое отрицание несовершенной действительности и ее духовное преодоление (оценка, стимул, перспектива). Моральный идеал играет важную организующую роль, объединяя воедино и придавая смысл всем моральным нормам и принципам. Персонифицированное его воплощение: образы Будды, Христа, князя Мышкина в «Идиоте» Ф.Достоевского и др.

    Первейший в мировой культуре - идеал духовного единства людей (с природой, с самим собой, с социумом). Единство это понималось и как земная, социальная солидарность равных (Маркс), и как духовное религиозное объединение.

Попытки эмпирических толкований идеала устанавливают его моральный прогрессизм, историческую модификационность, нивелируют взаимность, терпимость во взаимоотношениях людей. А отсюда – моральный нигилизм, имморализм, «классовая этика», когда «забота» об будущем человечестве оборачивается попранием свободы и достоинства реального живого человека во имя некоего искусственного социального идеала.

    Идеал – наиболее отвлеченное и общее нравственное представление о святом, непоколебимо значимом, есть неконкретизируемый абсолютный образ добра.

        

КАТЕГОРИИ МОРАЛИ.

    ДОБРО и ЗЛО.

    В широком смысле под ними понимают положительные и отрицательные ценности. Слово «добрый» трактуют как в обыденном ракурсе как нечто хорошее, приятное, полезное («добрый конь»), так и в морально-этическом: добро как самоценность, не служащая каким-либо частным целям.

Добро и зло всегда рассматриваются соотносительно к высшей ценности – идеалу. Добро и Зло, как моральные категории коренятся только в пространстве человеческих отношений (не характеризуют стихийные, природные явления, происходящие без участия человека). Добро и Зло существуют только через духовный опыт человека. Любые ценности: слава, польза и т.п. могут оказаться как добром, так и злом, в зависимости от того, как переживаются эти поступки человеком в отношении к идеалу, высшему благу.

Такова биодуховная природа человека, борьба в нем духовного и животного: что для животного – естественно (брошенная кость), то зло для человека. Источник добра – культура человека, источник зла – его животность.

Добро и Зло – две диалектически взаимозависимые и взаимоотрицающие, противоположные стороны. Существование Зла – условие существования Добра. Добро и Зло познаются в единстве: одно через другое.

    Соотносятся ли Добро и Зло как равновеликие, противоборствующие начала мира, как природная «борьба» дня и ночи?

    На самом деле их соотношение иное: как свет и тень, соотносимые с общим источником Солнцем (где последнее метафора абсолютного Добра, а Бог – идеал, высшее благо). Добро – путь к Идеалу, Зло – удаление от него. В религии Зло не абсолютно («падший ангел»: Люцифер), Сатана столь же обусловлен Богом (как бы не пытались фантазировать на это счет «сатанисты»).

Следовательно, нет абсолютного Зла: только в американских фантастических триллерах и в политическом сознании (так, США очерчивают в мировом пространстве «Ось зла», а сами первыми применили атомную бомбу).

Зло всегда относительно, добро – потенциально абсолютно. Действительный источник Зла сам человек. Добро и Зло имеют не онтологическую (бытийственную), а аксиологическую (ценностную) природу, проявляются в направленности на высшее благо – духовное единение людей:

Добро преодолевает обособление, отчуждение, устанавливает взаимопонимание, согласие, человечность. Следовательно, милосердие, прощение, любовь - воплощения Добра. Зло – в утверждении насилия, враждебности, унижение другого.

Недостаточно понимать природу Зла, должна быть готовность человека к сопротивлению ему. Добро – действенно и является Добром лишь когда отвергает Зло.

Н.Бердяев: постоянно дисциплинируй себя, борись со Злом в себе самом и вокруг себя, способствуй духовному «просветлению» мира.

    Противопоставление Злу возможно только морально оправдываемыми средствами. Однако, Зло в реальной жизни не всегда однозначно и легко распознаваемо, любит маскировку (не всегда легко отделишь корысть от пользы, карьеризм от служебного успеха). Человек не должен попустительствовать Злу. Таким образом, Добро – это добровольно и сознательно реализуемая в поступках ориентация на самоценность и достоинство человека. Это - бескорыстное следование требованиям человечности, не приемлющим утилитарных критериев для своего оправдания.

Зло: - все, что препятствует гармонии общественных отношений, что направлено на удовлетворение эгоистических побуждений человека. Его проявления: корысть, алчность, тщеславие, жадность, грубое насилие.

              СВОБОДА (НЕОБХОДИМОСТЬ).

Свобода - один из самых популярных идеалов человечества. Свободой клянутся, за нее борятся, лишением свободы наказывают. Она существует во множестве проявлений: свобода духа, веры, передвижения, политики, экономики. Общей формулы свободы нет.

Свобода – великое благо и великая ответственность. Существует «Страх свободы». Свободу нередко характеризуют как «осознанную необходимость». Свобода проявляется не просто в отсутствии всяких ограничений, но в свободе выбора, добровольности (сознательная воля), выборе средств достижения цели и способов их применения.

Свобода не тождественна своеволию (неограниченности воли), последнее – это раскрепощенность, разнузданность, возможность жить, ничем не стесняясь (нередко такая воля оборачивается разбоем).  Такая свобода негативна, это «свобода от…» (диктуется лишь независимостью, избавлением от ограничений и запретов).

    Свобода немыслима без уважения к чужой свободе, воля же всегда себялюбива. Свобода, понимаемая как абсолютная личная независимость, как верность дишь самому себе, приводит к безответственности.

Поиски независимости исторически велись через аскезу и самоотречение; через приращение собственности и богатство. Но, ни та, ни другая свобода не гарантируют «внутреннего рабства» человека. Это и есть «свобода от…». Свобода – духовный воздух для человека, но для недуховного человека она может стать соблазном и опасностью.    Свобода прежде всего самообладание, сообразование личной воли с долгом. Английская пословица: «Свобода моего кулака ограничена кончиком чужого носа» (т.е. чужой свободой).

    Свобода не приемлет произвола, а следовательно, несправедливости в отношении к другим. Свобода – в выборе.

Мерой свободы человека задается и мера его ответственности: перед собой и другими, в той степени, в какой они им признаются «своими-другими». Человек ответственен прежде всего за себя, но и за других тоже. Объем ответственности равен объему свободы. Человек ответствен лишь за то, в отношении чего он был свободен.    Истинное освобождение всегда начинается с самоограничения.        

Позитивна лишь «свобода для…», которая сохраняется даже при утрате внешней свободы (Сартр: «Никогда мы ни были так свободны, как в период оккупации»). «Свобода для…» - желаемое качество жизни, необходимое для духовной самореализации.

              ДОЛГ и СОВЕСТЬ.

Моральные нормы всегда универсальны, надситуативны и императивны (обязательны, повелительны): «не убий», «не лги», «не угрожай», «не прелюбодействуй» и др.

    Опасность вала современных западных кинофильмов и мультфильмов (особенно американских) в связи с культом насилия. В людях исчезают понятия сочувствия, чужой боли, страдания и сострадания.         Универсализуемость нравственных норм предполагает, что осуществляя решение в отношении другого человека, должно исходить из того, что этот другой в такой же ситуации примет такое же решение в отношении тебя (одно из воплощений ЗПН).

    Долг– это осознание человеком безусловной необходимости выполнения того, что провозглашается моральным идеалом.

    Долг не равен принуждению, подавлению личности. Долг означает настоятельную решимость переступить через что-то в самом себе. Требования долга самоценны (в нем отходят на задний план соображения личной пользы, собственного страха и т.п.).

    Долг – это взаимообязательность людей. (Долг милосердия в христианской притче о добром самаритянине).

    Совесть– критическое переживание человеком несоответствия должному в связи с неисполнением долга.

Каково соотношение моральных понятий “совесть” и “стыд”?

Стыд исторически предшествует совести. Стыд – общественный регулятор социальных отношений, критическое отношение к самому себе

Существует стыд за себя («гнев, обращенный вовнутрь»), здесь способность стыдится является показателем моральной силы личности; стыд за другого (индивид остро осознает свою ответственность за целый коллектив), стыд за государство (как правило свойствен рядовых гражданам, а не правящей элите).

Совесть – это, когда совершенные действия соотносятся не с мнением окружающих, а с долгом. Это - внутренний духовный цензор. Человек должен быть честным прежде всего „во мраке”, когда его никто не видит и должно быть ни о чем не догадыватся. Она звучит как „голос Бога” или «голос других» в человеке. По словам Г.Гегеля, – это «уединение внутри себя».

Совесть говорит от имени вечности (не случайно мучительные бессонницы-переживания именно ночью).

Совесть – это ответственность перед самим собой. Совесть в морали – это аналог справедливости в нравственности. Возможно ли состояние «чистой совести»? «Чистая совесть» - есть бессовестность, названная А.Швейцером, «выдумкой дьявола».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...