Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субъекты и объекты приватизации.




Лекция 12.

Правовое регулирование Приватизации в Республике Беларусь

 

Понятие, правовое регулирование, цели, задачи и принципы приватизации.

Субъекты и объекты приватизации.

Формы и способы приватизации государственной собственности.

Преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.



Тема 18. Правовое регулирование Приватизации в Республике Беларусь

Понятие, правовое регулирование, цели, задачи и принципы приватизации.

 

Основным элементом рыночной экономики является конкуренция, учитывающая прежде всего интересы потребителя и создающая условия для высокой эффективности производства. Конкуренция возможна в условиях функционирования множества экономически самостоятельных производителей, что, в свою очередь, возможно лишь при существовании различных форм собственности. Таким образом, переход к новой модели экономики требует трансформации отношений в сфере собственности, а именно, ликвидации доминирующего положения государственной собственности. Как показал опыт других стран, такие преобразования могут быть реализованы в процессе приватизации, правовую основу которых составляют нормы, закрепленные в нормативных правовых актах различной юридической силы.

Основными нормативными актами, регулирующими процессы приватизации, является:

1. Законы Республики Беларусь: от 19 января 1993 г. № 2103-XІІ «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее - Закон о приватизации) (в ред. от 16.06.2010 г.); от 6 июля 1993 г. № 2468-XІІ «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» (в ред. от 28.08.2012 г.); от 15 июля 2010 г. № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (в ред. от 05.01.2016 г.).

2. Декрет Президента Республики Беларусь «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». От 20 марта 1998 г. № 3 (в ред. от 18.07.2016 г.).

3. Указы Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом»; от 16 февраля 2012 г. № 68 «О создании Единого реестра государственного имущества»; от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций»; от 13 октября 2006 г. № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь».

4. Постановления Совета Министров Республики Беларусь: от 31 декабря 2010 г. № 1929 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества» (в ред. от 16.08.2016 г.); от 1 мая 2016 г. № 79 «О сроках обращения ИПЧ «Имущество» (в ред. от 03.12.2012 г.) и другие.

5. Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 5 декабря 2008 г. № 183 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету хозяйственных операций, связанных с приватизацией объектов, находящихся в государственной собственности»; от 19 июня 2008 г. № 102 «Об утверждении Инструкции о порядке зачисления в бюджет средств от приватизации государственного имущества»; и другие.

Действовавшая до 2010 года версия Закона о приватизации закрепила определение приватизации. В соответствии с ней приватизация – это приобретение физическими лицами и организациями права собственности на объекты, принадлежащие государству. После внесения изменений 2010 года приватизация государственного имущества - это продажа объектов приватизации субъектам приватизации в порядке и на условиях, установленных Законом о приватизации.

В результате объекты становятся частной собственностью, а государственные органы утрачивают право непосредственного управлять ими. За государством сохраняется функции регулирования общественного производства экономическими мерами и юридическими нормами.

Целями приватизации являются:

- создание условий для построения рыночных отношений;

- переход к свободным ценам;

- организация конкуренции товаропроизводителей, и их хозяйственной самостоятельности и экономической ответственности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. обеспечить экономическую свободу граждан, что означает представление им возможности открывать частные предприятия, выступать учредителями акционерных предприятий или приобретение акций на рынке ценных бумаг;

2. передать функции непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью предприятий производителям продукции (услуг);

3. повысить экономическую ответственность товаропроизводителей за результаты своей деятельности вплоть до банкротства;

4. сократить государственные расходы на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.

Основными принципами приватизации в соответствии со ст. 5 Закона о приватизации являются:

1. законность;

2. плановость и системность;

3. гласность, открытость и широкое информирование общественности по вопросам приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

4. равенство субъектов приватизации;

5. возмездность отчуждения объектов приватизации субъектам приватизации;

6. соблюдение и защита прав собственников;

7. содействие развитию эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Кроме того, в настоящий момент к целям приватизации также еще можно отнести принципы, установленные старой версией Закона о приватизации:

8. право установленной Законом категории граждан Республики Беларусь на часть безвозмездного передаваемой государственной собственности.

Субъекты и объекты приватизации.

В соответствии с нормами п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520«О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере» (в ред. от 23.03.2016 г.) Президентом Республики Беларусь, законами или в порядке, определенном в законодательных актах, устанавливается процесс проведения и способы приватизации государственной собственности, включая условия совершения сделок с объектами приватизации, а также компетенция государственных органов и иных государственных организаций по принятию решений в этой сфере; осуществляется приватизация имущества, находящегося в республиканской собственности. В настоящее время основными законодательными актами по вопросам приватизации объектов государственной собственности являются Закон о приватизации и Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3«О приватизации государственной собственности в Республики Беларусь». Органами приватизации в соответствии с нормами ст. 1 Закона о приватизации являются: республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом, его территориальные органы, местные исполнительные и распорядительные органы, выступающие при приватизации и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества от имени Республики Беларусь или административно-территориальных единиц как собственников государственного имущества. По решению Президента Республики Беларусь отдельные полномочия органов приватизации могут осуществляться иными государственными органами (организациями).

Органами государственного управления, уполномоченными осуществлять разгосударствление и приватизацию, выступают:

- в отношении объектов республиканской собственности - орган Совета Министров по управлению государственным имуществом;

- в отношении объектов коммунальной собственности - органы приватизации местных Советов депутатов.

Выработка государственной политики в сфере управления государственным имуществом и приватизации является одной из задач Министерства экономики.

Проведение единой государственной политики по вопросам имущественных отношений, включая приватизацию, входит в компетенцию Госкомимущества, являющегося республиканским органом государственного управления, подчиненным Правительству. Этот орган запрашивает и рассматривает предложения республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству, о разгосударствлении, приватизации подчиненных им организаций, вносит соответствующие предложения в Совет Министров; в пределах компетенции принимает решения о преобразовании республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества, приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, выступает в установленном порядке от имени Республики Беларусь учредителем (участником) хозяйственных обществ и товариществ; осуществляет контроль за реализацией экономических программ, прогнозов и решений по вопросам приватизации и т.д.

Специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) в сфере приватизации имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, осуществляет Фонд государственного имуществаГосударственного комитета по имуществу Республики Беларусь, являющегося структурным подразделением указанного комитета. Аналогичные полномочия в данной сфере предоставлены исполнительным и распорядительным органам административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

Лицами, имеющими право приобретать государственную собственность в процессе приватизации, т.е. субъектами приватизации, являются: физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных организаций и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых количество акций (размер доли), принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, превышает 50 процентов, иностранные государства и их административно-территориальные единицы, международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами. Объектами приватизации являются: государственное и общественное жилье; государственные организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения организаций; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам, в имуществе субъектов хозяйствования. Законом от 15 июля 2010 г. № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» скорректирован перечень объектов, находящихся только в собственности государства, а также определены виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства. Установлено, что объекты, которые отнесены к объектам, находящимся только в собственности государства, и на дату вступления в силу Закона находятся в собственности негосударственных организаций, физических лиц, не могут быть предметом залога, доверительного управления, аренды, безвозмездного пользования, с ними не могут совершаться иные сделки, за исключением сделок по отчуждению этих объектов в собственность государства, если иное не установлено законами или актами Президента Республики Беларусь.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...