Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Различие медицинского и сестринского диагнозов.




Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем. Американская ассоциация медицинских сестер, например в качестве основных проблем, связанных со здоровьем выделяет следующие: ограниченность самообслуживания, нарушение нормальной жизнедеятельности организма, психологические и коммуникативные нарушения, проблемы, связанные с жизненными циклами. В качестве сестринских диагнозов они используют такие, например, словосочетания, как «дефицит гигиенических навыков и санитарных условий», «снижение индивидуальной способности к преодолению стрессовых ситуаций», «беспокойство» и т. п.

В отличие от врачебного диагноза, сестринский диагноз направлен на выявление соответствующих реакций организма на заболевание (боль, гипертермия, слабость, беспокойство и т. п.).

В отличие от врачебного сестринский диагноз нацелен на выявление реакций организма на заболевание (боль, гипертермия, слабость, беспокойство и т.п.). Сестринский диагноз может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринский диагноз предполагает сестринское лечение в пределах компетенции медсестры.

Cестринский диагноз — это профессиональное суждение медсестры о явлениях, связанных со здоровьем или социальным статусом пациента.

Медицинская сестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и его состояние; причем эта реакция может быть физиологической, психологической, социальной, духовной. Например, при бронхиальной астме вероятны такие сестринские диагнозы: неэффективное очищение дыхательных путей, высокий риск удушья, сниженный газообмен, отчаяние и безнадежность, связанные с продолжительным хроническим заболеванием, недостаточная гигиена, чувство страха.

Обратите внимание: при одном заболевании может быть несколько сестринских диагнозов. Врач снимает приступ бронхиальной астмы, устанавливает ее причины, назначает лечение, а научить пациента жить с хроническим заболеванием — задача медицинской сестры.

Врачебный диагноз

· не изменяется (если нет врачебной ошибки)

· осуществляет выявление конкретного заболевания, сущности патологического процесса, происходящего в организме, например, воспаление легких

· в основе - нарушение функций различных органов и систем и их причины, то есть патофизиологические и патологоанатомические изменения

· формулируется в терминах врачебной компетенции

Сестринский диагноз

· Осуществляет описание внешней, ответной реакции пациента на наличие патологического процесса в организме. Например, одышка (как одно из проявлений воспаления легких)

· в основе - нарушение удовлетворения основных человеческих потребностей как результат нарушения функций, то есть, представления, главным образом, самого пациента о его состоянии здоровья, его ощущения и жалобы.

· подвижен, часто меняется

· формулируется в терминах сестринской компетенции.

С точки зрения медицинской сестры, проблемы появляются то­гда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, трав­ма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения.

1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удов­летворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополни­тельной опоры).

2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохране­нию его здоровья на оптимальном уровне (например, при­страстие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).

Схема анализа данных, полученных при проведении сест­ринского обследования:

1. Выявить потребности, удовлетворение которых наруше­но. Для этого необходимо сопоставить по каждой из 10-ти потребностей обычную способность самоухода и способ­ность самоухода в данный момент, выявляя имеющийся или потенциальный дефицит самоухода.

2. Следует выяснить причины трудностей в удовлетворении той или иной потребности, например, заболевание или травма, лечение, окружающая среда, в том числе обстановка стационара, личные обстоятельства (семейные или профес­сиональные).

3. Следующий шаг - необходимо выявить настоящие и потен­циальные возможности пациента в удовлетворении тех или иных потребностей, что для него является посильным, а что непосильным сейчас, в ближайшем и отдаленном будущем. Это даёт направление для сестринского вмешательства. Се­стра должна четко представлять себе, будут ли с течением времени возможности самоухода для ее пациента расши­ряться (к примеру, после несложной операции) или, наобо­рот, сужаться, становиться все более ограниченными (у ста­риков, инкурабельных пациентов).

Для правильной формулировки сестринского диагноза могут помочь следующие вопросы:

1. Отражает ли эта проблема дефицит самоухода?

Например, желтуха, являясь проблемой здоровья пациента, не является сестринским диагнозом, так как не отражает де­фицит самоухода у пациента.

2. Поддаётся ли эта проблема коррекции или устранению приёмами сестринской помощи?

Например, одышка у пациента, являясь проблемой здоровья и затрудняя самоуход, не является сестринским диагнозом, так как не поддаётся коррекции методами сестринского вмешательства.

3. Является ли выбранная Вами формулировка ясной и кон­кретной, понятной пациенту?

Например, дискомфорт - не сестринский диагноз, так как непонятно, в чём именно со­стоит проблема пациента.

4.Может ли выбранная Вами формулировка сестринского ди­агноза служить базой для планирования сестринской по­мощи? Из формулировки сестринского диагноза должно вытекать направление сестринского вмешательства.

Напри­мер, лихорадка - не сестринский диагноз, так как непонятно, имеет ли место дефицит самоухода и каким именно должен быть характер сестринского вмешательства. Пра­вильнее: пациент не понимает необходимости пить больше жидкости при лихорадке, пациент не может самостоятельно сменить влажное бельё, пациент может получить травму из-­за дезориентации.

Формулируя сестринский диагноз следует указать, что паци­ент не знает, не умеет, не желает, не может, не понимает в сложившейся ситуации с его здоровьем, что его беспокоит. При этом источниками проблем пациента могут являться не только за­болевание или травма, но и лечение (боится операции или перевязки), окружающая среда, в том числе обстановка ЛПУ (не может спать из-за шума холодильника в палате или духоты, постельного дискомфорта), возраст (забывает принимать назначенные врачом препараты), семейные или профессиональные обстоятельства (волнуется из-за конфликта в семье).

Таким образом, проблема сформулирована верно, если она описывает дефицит самоухода и направлена на скорейшее обретение пациентом ощущения комфорта и независимости.

Примеры возможных проблем пациента:

· не может самостоятельно принимать пищу и жидкость (ука­зать причины);

· не понимает необходимости пить больше жидкости;

· стыдится принимать помощь посторонних людей при ин­тимных процедурах;

· не может самостоятельно дойти до туалета;

· трудно дышать в положении лёжа.

 

Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.

Потребность есть физиологический и (или) психологиче­ский дефицит того, что существенно для здоровья и благополу­чия человека.

В сестринской практике используется классификация потреб­ностей Вирджинии Хендерсон, которая всё их многообразие свела к 14-ти наиболее важным:

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружаю­щую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нор­мально развиваться.

Учитывая реалии российского практического здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предлагают осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека:

1. Нормальное дыхание.

2. Адекватное питание и питьё.

3. Физиологические отправления.

4. Движение.

5. Сон.

6. Личная гигиена и смена одежды.

7. Поддержание нормальной температуры тела.

8. Поддержание безопасности окружающей среды.

9. Общение.

10. Труд и отдых.

 

Для общей оценки состояния больного медицинская сестра должна определить следующие показатели:

· общее состояние больного;

· положение больного в постели;

· состояние сознания больного;

· антропометрические данные.

Общее состояние больного.

Удовлетворительное, средней тяжести, тяжёлое, крайне тяжёлое.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...