Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учреждения и организации культурно-досуговой сферы как важнейшие субъекты досуговой деятельности.




Очень большую роль в подготовке и проведении досуговых мероприятий играют разнообразные учреждения культурно-досуговой сферы. Они относятся к категории коллективных организаторов досуга и предназначены создавать условия для отдыха и духовного развития различных слоёв населения в сфере свободного времени.

За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям сеть культурно-досуговых учреждений претерпела серьезные изменения. За последние 15 лет почти на 25% сократилась численность основных типов организаций: клубов, библиотек, парков культуры и отдыха (см. таблицу 1). Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждений. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры Российской Федерации.

Таблица 1.

Число учреждений культуры культурно-досугового типа - всего, тысяча единиц, Российская Федерация, значение показателя за год[11]

год 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

 

всего 66 63,7 61,3 59,9 58,6 57,4 56,1 55,1 54,8 54,8 54,2 53,6 52,9 51,4 49,5 49,5

Но есть и позитивные тенденции. За эти годы возросло число музеев и театров в нашей стране. Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем).

Наряду с традиционными Домами и Дворцами культуры, появились новые типы учреждений (информцентры, медиатеки, ночные клубы и др.).

Ресурсной базой культурно-досуговых учреждений являются:

1) Нормативный ресурс – массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в учреждении (учредительные документы, правила, инструкции, приказы).

2) Материально-технический ресурс:

- недвижимый – здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и закрепленный земельный участок.

- движимый – специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности.

3) Финансовый ресурс – бюджетное финансирование и (или) другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству (благотворительные, спонсорские средства со стороны организаций и частных лиц, доходов от предпринимательской деятельности).

4) Кадровый ресурс – руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, необходимые для бесперебойной работы учреждения (технический состав).

К наиболее популярным учреждениям досуговой сферы относятся социально-культурные комплексы и центры досуга, клубы, парки, музеи, библиотеки, театральные, концертные и кинозалы, спортивные и игорные заведения. Рассмотрим некоторые из этих организаций.

Реально действующей, динамично развивающейся структурой являются современные социально-культурные комплексы (СКК) и центры досуга. Они действуют в каждом районе города, сельском поселении и предназначены для проведения воспитательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации клубов по интересам, художественного, прикладного, технического творчества, группового общения и отдыха жителей социума. Это разнообразные Дома и Дворцы Культуры, спортивно-оздоровительные центры и т.п. Большинство из них является государственными учреждениями культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы.

СКК и Центры досуга выполняют следующие функции:

1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы);

2. Физкультурно-оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом;

3. Образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности;

4. Стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ;

5. Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов;

6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

Также СКК и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

По основному профилю деятельности они подразделяются на полифункциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гуманитарные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, научно-технические.

По социальной ориентации СКК и центры досуга могут являться дошкольными, детскими, подростковыми, студенческими, семейными и т.п.

Отдельно взятые институты (клуб, библиотека, музей, кинотеатр) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках комплекса структурой, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

Несмотря на различия в содержании и подходах, социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: «семья – дети», «дети – подростки – взрослые» и т.п. Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы и состязания. На базе центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов, самодеятельных ансамблей, мастерских прикладного творчества. В г. Ярославле к подобным центрам досуга относятся, например, Дворец культуры им. Добрынина, Дворец культуры Нефтяник, Дом культуры «Гамма» и др. Наряду с государственными в настоящее время функционируют и социально-культурные центры и на частной основе. Так, современный культурно-спортивный комплекс «Арена-2000», являющийся открытым акционерным обществом, предлагает услуги по организации концертов и выставок, на его базе действует каток, проводятся новогодние елки для детей, семейные обеды выходного дня и т.п.[12]

Одними из самых массовых организаций досуговой деятельности в настоящее время являются клубы. Клуб – это учреждение культуры или досуговое объединение, специализирующееся на организации отдыха, творческой и просветительной работе среди населения в целом, отдельных групп с целью формирования общественно значимых качеств личности.

Учредителями клуба или любой иной структуры клубного типа могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие предприятия и объединения, общественные организации, фонды и движения, а также отдельные частные лица. Так, давно уже существует государственная сеть клубных учреждений, которая делит их на виды, в зависимости от расположения на территории страны (городские, сельские, районные клубы). Действуют ведомственные клубные учреждения, которые находятся в подчинении различных ведомств, а не государства (матросские клубы (Министерство обороны РФ), Дом учителя (Министерство образования РФ)). Наконец, многие активно развивающиеся в последние годы клубные заведения подчинены частным лицам (Клуб деловых людей, ночной клуб, казино).

Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные органы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета, предоставляют устав клуба, принятый собранием граждан желающих организовать клуб. Клуб считается созданным с момента регистрации устава, который является основным документом, регулирующим его деятельность.

Структурными единицами клуба как учреждения являются коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества; любительские объединения и клубы по интересам; школы прикладных знаний и навыков; другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно-досугового учреждения.

Парки культуры и отдыха также очень популярны среди населения. Они представляют культурно-просветительный и рекреативный функциональный комплекс, обеспечивающий отдых, разумные развлечения и культурно-досуговую работу в условиях местного климата специально-организованной природной среды и ландшафта. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

Особенностями творческо-производственной деятельности парков культуры и отдыха являются: обширная площадь; открытые площадки, естественная природная среда; зависимость от климатических условий; сезонность работы; массовость посетителей; самые крупные формы досуговых учреждений – фестивали, праздники; наличие аттракционного хозяйства; специализированные городки; спортивные площадки.

Парки культуры и отдыха – государственные учреждения культуры, они действуют на нескольких уровнях[13]:

1. Федеральный – в Москве ЦПКиО им. А.М. Горького.

2. Региональный – парки, расположенные на территории областных центров, центров автономных округов (ЦПКиО им. Маяковского в г. Екатеринбурге, ОстанкинскийПКиО в г. Москве).

3. Городские ПКиО.

4. Сельские ПКиО.

К сожалению, количество парков культуры в России ежегодно убывает. Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. - 554. Сокращение числа парков связано в основном с трудностями материально-технического и финансового характера. Содержание паркового хозяйства, в том числе дорогостоящих аттракционов, дело очень и очень трудоемкое. Оно оказалось не по силам региональным и местным органам власти. В Министерстве культуры РФ сегодня нет отдела, который ведает парками. Они переданы в ведение местных властей.

Наряду с парками культуры и отдыха в настоящее время действуют различные тематические парки, которые могут являться как государственными, так и частными учреждениями. Особенностью их является комплекс услуг, отвечающий определенной теме. К популярным тематическим паркам относятся культурно-исторические парки (связаны с одним или несколькими историко-культурными событиями), национальные парки (природная резервация, доступная для туристов), зоопарки, океанариумы и дельфинарии, аквапарки, аттрактивные парки (парки развлечений), аквапарки (основаны на аттрактивности водной стихии).

Итак, структурными компонентами досуговой деятельности являются культурно-художественные ценности, природно-ландшафтные комплексы, различные материально-технические средства, ее объекты (аудитория досуга) и субъекты. Субъекты досуга представляют собой как конкретных людей-организаторов мероприятий, так и учреждения и фирмы, которые объединяют население для совместной деятельности по удовлетворению его культурно-досуговых потребностей. Активное взаимодействии субъектов и объектов досуга, а также вовлечение в творческий процесс других компонентов досуговой деятельности приводит к ее успешному функционированию и дальнейшему развитию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...