Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Консультативная и просветительская деятельность ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
учителя-логопеда Консультативная и просветительская деятельность одно из основных направлений труда логопеда. Основными видами просветительской и консультативной деятельности учителя-логопеда являются: - логопедическое просвещение и консультирование родителей; - логопедическое просвещение и консультирование педагогов. Просвещение и консультирование родителей играет важную роль в работе логопеда. Так как совместная работа специалиста с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Поэтому логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. Задачи родителей: - создание в семье условий благоприятных для общего и речевого развития детей; - проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: - родители не слышат недостатков речи своих детей; - не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказывается участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна, чрезвычайна ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формирующиеся навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Таким образом, необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьироваться в зависимости от конкретных проблем. Приобретенные знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребенка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации. Можно использовать различные формы работы: - выступления на родительских собраниях; - индивидуальные консультации; - занятия - практикумы; - организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий. Основа взаимоотношений с родителями закладывается при знакомстве с ними на организационном собрании в сентябре или в конце августа. На нем родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня в детском саду. Логопед обозначает цели и задачи совместной работы, рассказывает о системе логопедических занятий (ежедневные, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные), о возможной личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Акцентируют внимание на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи. В заключение первой встречи родители заполняют небольшую анкету (Приложение №5, стр. 71), включающую вопросы речевой карты, которые характеризуют ранее психомоторное и речевое развитие ребенка. Второе собрание проводится в октябре, после проведения обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами обследования, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Логопед рассказывает о необходимости ежедневных занятий детей с родителями дома. Перед собранием необходимо подобрать книги, изучение которых может помочь родителям в данной проблеме. После собрания им предлагается посмотреть эту литературу. Третье родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития каждого ребенка, рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить внимание. Заключительное родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала. Логопед знакомит родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе или о дальнейшем пребывании в специальной группе. В работе с родителями широко используются вспомогательные средства: - специальные логопедические уголки - информационные стенды - тематические выставки В холле помещается полезная информация, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Эту информацию рекомендуют оформить интересно, необычно (например, в виде веселого паровозика с прозрачными окошками для статей и советов). В качестве справочного материала вывешиваются статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, конкретные советы и рекомендации по развитию речи, которые заменяются каждые две недели. В этом же холле можно оформить стенд «Артикуляционная гимнастика» с рекомендациями по развитию артикуляционной моторики, рисунками и описаниями упражнений для языка, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции. Также важна информация о том, как, а главное, зачем нужно этим заниматься. Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в три месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий. На семинары-практикумы приглашают родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. В конце учебного года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник, на котором их дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год. Просветительскую и консультативную деятельность логопед проводит и для воспитателей. Основными методами являются: - практикумы; - написание консультаций для воспитателей, по проблемным вопросам; - семинары. Постоянно логопед консультирует воспитателей по поводу выполнения заданий с ребенком, посещает его занятия, рекомендует учебную и методическую литературу. Просветительскую и консультативную работу логопед проводит и в массовых группах детского сада. Он рассказывает родителям о возможных проблемах, с которыми они могут столкнуться и способах их устранения. Организуются выступления логопеда среди воспитателей массовых групп с целью пропаганды логопедических знаний и своевременного выявления детей с нарушениями речи. Итак, цель просветительской работы - донести информацию до родителей о нарушениях ребенка, методах коррекции, заинтересовать их в оказании помощи своим детям, рассказать о важности логопедических занятий и о перспективах развития их ребенка, о проблемах с которыми дети могут столкнуться в будущем, если не будет оказана своевременная логопедическая помощь. Цель консультативной работы – оказание помощи родителям и воспитателям в обучении детей, решение всех проблем, возникающих в ходе обучения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 893. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |