Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка различных видов транспорта с учетом основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта




Вид

Факторы, влияющие на выбор транспорта

Транспорта Время доставки Частота отправления груза Надежность соблюдения графиков доставки способность перевозить разные грузы способность доставить груз в любую точку территории стоимость перевозки
Железно-дородный 3 4 3 2 2 3
водный 4 5 4 1 4 1
автомобильный 2 2 2 3 1 4
трубопроводный 5 1 1 5 5 2
воздушный 1 3 5 4 4 5

 

 

       В основе выбора вида транспорта лежат сложившиеся транспортные коммуникации, находящиеся на пути движения продукции от ее производителей до потребителей; близость к коммуникациям, их пропускная способность, способы доставки к транспортным магистралям, сроки перевозок, размер транспортных затрат и другие условия перевозок.

       Сравнение различных видов транспорта, определяющее сферы их рационального использования, приведено в табл. 4.

 

2.3. Материально-техническая база различных видов транспорта

 

       После выбора вида транспорта следует определить, каковы возможные варианты подвижного состава для перевозки конкретного груза с учетом его особенностей. Рассмотрим характеристики подвижного состава различных

видов транспорта.

 

Таблица 4

Достоинства и недостатки различных видов транспорта

Вид транспорта Достоинства Недостатки
Автомобильный Большая маневренность и подвижность; регулярность доставки; высокая скорость доставки грузов; доставка продукции без промежуточных перегрузок «от двери до двери»; небольшие капитальные вложения в освоение грузооборота на малые и средние расстояния   Низкая (По сравнению с другими видами транспорта) шрузоподъемность; сравнительно высокая с/с перевозок; срочность разгрузки; недостаточно развитая дорожная сеть в отдельных регионах
Воздушный Очень высокая скорость доставки груза; большая дальность беспосадочного полета; возможность достижения отдаленных районов Высокая с/с перевозки грузов; зависимость от метеоусловий
Железнодорожный Возможность сооружения путей сообщения практически на любой сухопутной территории, возможность доставки груза на большие расстояния, высокая провозная и пропускная способность, регулярность перевозок независимо от климатических условии, времени года и суток; ставнительно невысокая себестоимость перевозок груза Больше кап вложения на сооружение постоянных устройств и пути
Моской низкая с/с перевозок на дальние расстояния; высокая провозная способность; небольшие капитальные вложения в устройста пути; самый крупный перевозчик в международном сообщении Зависимость от географических и навигационных условий; низкая скоростьЖ малая частота отправок; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; необходимость создания на морских побережьях большого портового хозяйства
Речной Высокая провозная способность на глубоководных реках; невысокая с/с перевозок; небольшие каитальные вложения в организацию судоходства сезонность работы; небольшая скорость перевозки; низкая доступность в географическом плане из-за неравномерности грубины рек
Трубопроводный Низкая с/с; полная герметизация транспортировки; автоматизация операций налива, перекачки и слива; прокладка трубопроводов возможна практически повсеместно узкая специализация (нефть, газ и др)

 

2.3.1. Железнодорожный транспорт

 

       Грузовые вагоны подразделяют на универсальные, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.).

       Крытые вагоны - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки ценных грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны — для перевозки массовых навалочных и лесных грузов; платформы — для перевозки длинномерных и громоздких грузов, лесных грузов; цистерны — для перевозки наливных грузов (бензин, керосин, молоко, масло и др.). Транспортеры - грузовые вагоны, предназначенные для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов грузоподъемностью свыше 400 т.

       Основными характеристиками грузовых вагонов являются грузоподъемность и вместимость (см. таблицу файла материалов).

       Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместимость - произведение длины вагона на его ширину и высоту, т.е. полный объем вагона.

       Для улучшения использования грузоподъемности проводят различного рода мероприятия: уплотнение груза, выбор типа вагона в соответствии с характером груза, погрузку с "шапкой", стандартизацию тары и др.

 

2.3.2. Водный транспорт

 

       Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка в груженом и порожнем состояниях.

       Водоизмещение определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном.

       Грузоподъемность судна — это его перевозочная способность, выраженная в тоннах.

       Дедвейт (или полная грузоподъемность) — количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку. Дедвейт определяется по формуле:

Д. = В - В

где В - водоизмещение судна с полным грузом, т;

В - водоизмещение судна без груза, т.

       Различают полную и чистую грузоподъемность судна. Полная грузоподъемность Д - это сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза.

       Чистая грузоподъемность Д равна массе перевозимого груза:

Д = Д - С

где С - масса всех судовых запасов, т.

       Грузовместимость — это способность судна вместить груз определенного объема.

 

2.3.3. Автомобильный транспорт

 

 

       Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов. важным техническим элементом материально-технической базы являются контейнеры и поддоны.

       Перевозка грузов в контейнерах позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы, снизить с/с перевозки, повысить производительность труда, обеспечить сохранность перевозимой продукции, экономить тару и упаковку, исключить перегрузку грузов от склада производителя, ускорить оборачиваемость материальных ресурсов. Для различных видов груза в нашей груза в нашей стране создана контейнерная транспортная система (КТС). Она требует совместных и согласованных действий всех видов транспорта

       Международная организация по стандартизации (МОС) определила, что

контейнер - это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3.

       Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называют универсальными, а для одного вида продукции (стекла, цемента и т.д.) или группы однородной продукции (наливной) — специальными. Универсальные контейнеры принадлежат транспортным организациям (железным дорогам, пароходствам и т.д.), специальные - отправителям и получателям.

       Технический комитет МОС принял рекомендацию по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров Для крупнотоннажных контейнеров установлено, что их ширина и высота должны быть одинаковыми — 2438 м-

Длина - 12192, 9125, 6058, 2991 мм. т.е. предусмотрена кратность 1, 3/4, 1/2, 1/4 длины наибольшего контейнера (12,2)

       К разновидности крупнотоннажных контейнеров могут быть отнесены также контрейлеры - прицепной кузов автомобиля, приспособленный для перевозки вместе с грузом на железнодорожных платформах.

       Контейнеры характеризуются такими показателями, как грузоподъемность, полезный объем, внешние и внутренние размеры, масса, коэффициент тары.

       На железнодорожном транспорте универсальные контейнеры массой 3 т. и более перевозят на платформах и в полувагонах, а малотоннажные (массой менее 1т) — в крытых вагонах. На автомобильном транспорте перевозки универсальных контейнеров массой брутто 3 и 5 т осуществляются автомобилями семейства ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ и др с прицепами и без них. На речном и морском транспорте контейнеры обычно перевозят вместе с массовыми и штучными грузами на различных самоходных и несамоходных судах. В последние годы парк судов пополнили специальные контейнеровозы

       Тарные и штучные грузы перевозят также пакетами на поддонах.

       Поддоны - приспособления для механизированной погрузки-выгрузки грузов, сформированных в пакет, применяемые для перевозки тарно-штучных (в ящиках, мешках, бочках, коробках), а также лесных грузов и стройматериалов. По своей конструкции поддоны подразделяются на плоские, стоечные и ящичные. Наиболее распространены плоские.

       Контейнеры и поддоны имеют различную сферу применения. Однако в сочетании они обеспечивают комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ с тарными и штучными грузами.

       Эффективной сферой применения контейнеров является перевозка наиболее тароемких, в первую очередь мелкопартионных грузов, если при этом они освобождаются от транспортной тары Поддоны же более выгодно применять для штучных грузов, которые при любом способе транспортировки перевозятся без тары или, напротив, в надежной упаковке (ящиках, коробках идр.).

 

2.4. Транспортные характеристики и маркировка грузов

 

       Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагона, судна, автомобиля, режим хранения груза, меры по технике безопасности и пожарной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевозке. С учетом особенностей грузов созданы соответствующие грузовые устройства (подъемные краны, погрузчики, транспортеры, насосы, грейферы, захваты и др.) и транспортные средства (вагоны, суда, автомобили).

       Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, носит название транспортной характеристики груза. Характеристика груза — это физико-химические свойства, размеры, объем, масса, способ упаковки, перегрузки и перевозки, форма предъявления к перевозке и режим хранения.

       Если груз упакован в соответствующую по условиям перевозки тару, замаркирован согласно правилам, находится в надлежащем кондиционном состоянии и может быть сохранно перевезен, то считается, что он находится в транспортабельном состоянии.

       Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинаковая. Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки и надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по их сохранности при транспортировке. Поэтому маркировку наносят так, чтобы она была видна и сохранялась до конца перевозки.

       Различают маркировку товарную, отправительскую, специальную и транспортную.

       Товарная (фабричная)маркировка - маркировка, содержащая наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТ и другие необходимые сведения о товаре.

       Отправительская маркировка - маркировка, содержащая номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.

       Специальная (предупредительная) маркировка - маркировка, указывающая способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов. Маркировочные знаки приведены на рис. 2.

       Транспортная маркировка - маркировка, наносимая отправителем в виде дроби {в числителе — порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе — число мест данной отправки), рядом с дробью номер грузовой накладной, например 500/ 20=345584.

       Транспортную маркировку наносят на грузовые места независимо от отправительской маркировки. На тарно-штучных грузах указывается масса брутто и нетто.

       При отправлении продукции большое значение имеет определение массы груза. Для этого пользуются различными способами: прямым взвешиванием, счетом грузовых мест, обмером штабелей, а на водном транспорте — и по осадке судна.

       Массу некоторых грузов (нефтепродуктов, машин) определяют расчетным путем. Так, массу продукта, налитого в цистерну, Q (т) можно рассчитать по формуле:

Q = V * d

где V - объем налитого нефтепродукта, м3;

d - плотность нефтепродукта, т/м3.

       Выпускаемые отечественной промышленностью и применяемые на транспорте весоизмерительные приборы характеризуются предельной грузоподъемностью, которая колеблется от 25 кг до 200 т. Применяемые на грузовых станциях весы подразделяют на следующие группы: настольные, платформенные (товарные) передвижные и стационарные, автомобильные стационарные и передвижные, вагонные, крановые и др. Типы весов и их предельную грузоподъемность определяют исходя из того, какая продукция

будет взвешиваться.

       Принимая к перевозке огромные материальные ценности, транспортные структуры несут ответственность за их сохранность. Один из показателей сохранности груза - неизменность его массы.

       Отправители ряда грузов по массе, указанной в перевозочных документах, учитывают выполнение производственных заданий, а также плановых поставок сырья, материалов и готовой продукции. По массе отправленной продукции ведутся расчеты между предприятиями, определяется грузооборот транспорта и взыскиваются провозные платежи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...