Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Через красивое — к человечному




Контрольная работа № 1

Вариант 1

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: вытягивать, голубеть, махнуть, проявить, рдеть, сбрить.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Вовек не позабудется народом Ефросиньюшка, посадская вдова (Некр.). 2. В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии (Тург.). 3. Мы немного поговорили (Тург.). 4. Как?.. Разве у вас приказы сперва сочиняются? (Тург.). 5. Лицо его сияло удовольствием, но при виде Павла он несколько смутился (Тург.). 6. Я назвал себя, и мы разговорились (П.). 7. Лизонька, мы не поедем: нечего было наряжаться (П.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

1974 год. В кабинете ректора Московской консерватории имени П.И.Чайковского собралась группа учеников — воспитанников Московского хорового училища. В тот памятный год училищу, основателем которого был Александр Васильевич Свешников, исполнилось 30 лет, и некоторые бывшие его воспитанники пришли к своему учителю, чтобы выразить искреннюю признательность за те первые и самые трудные шаги, которые они сделали под его руководством, вступая в прекрасный мир музыкального искусства. И все те, кто присутствовал на этой встрече, и, конечно, многие другие, кто по тем или другим причинам не смог здесь присутствовать, с гордостью говорят: мы — свешниковцы.

Из ряда замечательных традиций этого учебного заведения хочется особо выделить одну наиболее важную: Свешников стремился у в л е ч ь каждого ребенка работой, раскрыть перед ним радость победы, которая приходит после преодоления трудностей в познании музыкального искусства.

(В. Попов)

Вариант 2

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: беседовать, носить, мёрзнуть, делать, белеть, прыгнуть.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Зарецкий тридцать два шага отмерил с точностью отменной, друзей развёл по крайний след, и каждый взял свой пистолет (П.). 2.Чтенью предалася Татьяна жадною душой. И ей открылся мир иной (П.). 3. Кто вам дал право так обращаться со мной (Гарш.). 4. Люди, пролежавшие долго в одном госпитале, встречаются потом как братья (Б. Пол.). 5. Посадит деревцо и уже загадывает, что будет от этого через тысячу лет (Ч.). 6. В саду, во тьме, лениво сыпался теплый дождь (М.Г.). 7. Мне казалось, что они рисуются друг перед другом (М.Г.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

...Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Встаетзаря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк;

Его п о ч у я , конь дорожный

Храпит — и путник осторожный

Несется в гору во весь дух;

На утренней заре пастух

Не гонит уж коров из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их не зовет его рожок;

В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.

(А. Пушкин)

Вариант 3

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: стукнуть, помиловать, наклоняться, поздравить, обмелеть, вздохнуть.

4. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. [Гарт] читал, засыпал, просыпался и снова перечитывал книги (Пауст.). 2. Жена, пристально и с любопытством смотревшая мне в лицо, вдруг тихо вскрикнула, заплакала и выбежала в соседнюю комнату (Ч.). 3. Маша окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо (П.). 4. Соседи говорили о свадьбе, как о деле уже конченном, а Прасковья Петровна радовалась, что дочь ее наконец нашла себе достойного жениха (П.). 5. Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным – будь это плотник с набором инструментов, пахнущих стружкой, или учёный, знающий, почему трава окрашена в зеленый цвет (Пауст.). 6. Я давно собирался написать о том, как пишутся книги (Пауст.). 7. Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеянья всеобщего (Г.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирнымшрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Вишня

В ясный полдень, на исходе лета,

Шел старик дорогой полевой;

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу

И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь, и в высоту

И, дорогу нашу у к р а ш а я ,

Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине

И, отведав сочных, спелых ягод,

Может статься, вспомнятобо мне.

А не вспомнят — экая досада, —

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят — не вспоминай, не надо, —

Все равно я вишню посажу!»

(М. Исаковский)

Вариант 4

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: тренировать, владеть, дуть, позвонить, командовать, вить.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Царь недолго собирался: в тот же вечер обвенчался (П.). 2. Прекрасные изречения, полные силы и остроумия, никогда не забываются, они сохраняются в памяти целыми поколениями, переходят из поколения в поколение (Афоризм). 3. Ощущения жизни как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство (Пауст.). 4. Время шло, Владимир начинал сильно беспокоиться (П.). 5. Бурлин, чувствуя уже затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случая открыть ей своё сердце, и потребовал минуты внимания (П.). 6. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; и Владимир успокоился (П.). 7. И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей (П.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирнымшрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Осеннее утро

Желтый клен глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ежится,

Веткой сломанной прижат.

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную

В чутко дремлющем бору,

Бродят лоси осторожные,

Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев.

А рябина осень празднует,

Бусы красные н а д е в .

(О. Высотская)

Вариант 5

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: дорожить, дублировать, наступать, греметь, гаснуть, слышать.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Я никогда ещё не видел такой воды …В ней ощущалась целина небесных пространств (Пауст.). 2. Они обменялись адресами, и женщина сошла, преображённая этим вихрем любви (Пауст.). 3. [Цветы] осыпались и наполняли комнату запахом гниющей воды и тления (Пауст.). 4. Он [Гуров] всегда казался женщинам не тем, кем был, и любили они в нём не его самого, а человека, которого создавало их воображение и которого они в своей жизни жадно искали; и потом, когда они замечали свою ошибку, то всё-таки любили (Ч.). 5. Я отыскал перевозчика и отправился на другую сторону (Т.). 6. Всей этой дряни наваривалось, насаливалось такое множество, что, вероятно, она потопила бы наконец весь двор … если бы большая половина этого не съедалась дворовыми девками (Г.). 7. Чем больше я узнавал его, тем сильнее к нему привязывался (Т.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

И грустно и радостно (Сентябрь). Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился. И вдруг осеннюю тишину нарушаетяркое, прямо весеннее бормотание тетерева! Певчий дрозд откликнулся — просвистел свою песню. Затенькала птичка-капелька — пеночка-теньковка. И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится радость. Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. П о б л е к ш и е травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. (Н. Сладков)

Вариант 6

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: позабыться, охотиться, наряжаться, чернеть, атаковать, сверкнуть.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят (Т.). 2. Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми (Т.). 3. Афанасий Иванович очень мало занимался хозяйством, хотя, впрочем, ездил иногда к косарям и жнецам и смотрел довольно пристально на их работу (Г.). 4. Приезжал за тем, чтобы тебе предложение сделать, и во фрак потому нарядился (Ч.). 5. В печурке чуть светился ночник (Т.). 6. Часов в пять, когда жара спала, всё оживилось (Гонч.). 7. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости (Т.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют.

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца...

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Р а с с л ы ш а т ь листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной...

(И. Бунин)

Вариант 7

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: думать, рубить, пухнуть, жалеть, завидовать, косить.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Ты пел, и в этом есть краю Один, кто понял песнь твою (Л.). 2. Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман (Л.). 3. Мы веселились, как дети (Т.). 4. Мы немного поговорили (Т.). 5. Сильвио крепко сжал мне руку; мы поцеловались (П.). 6. Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь, она укладывалась, увязывала бельё и платье (П.). 7. Шпиц заворчал. Гуров опять погрозил. Дама взглянула на него и тотчас опустила глаза. «Не бойтесь: он не кусается», - сказала она и покраснела (Ч.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

…Поэты наши сделали доброуже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показалистихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой стих и свой особенный звон. Этот металлический, бронзовый стих Державина, которого до сих пор не может ещё позабыть наше ухо; этот густой, как смола или струя столетнего токая, стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова, в л е т а ю щ и й как луч в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный, как мёд из горного ущелья; этот легкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы; этот тяжёлый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкой, щемящей русской грустью, - все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле.

(Н. Гоголь)

Вариант 8

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: сохнуть, советовать, умнеть, качать, негодовать, грабить.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю (Горьк.). 2. Гости отправились в комнаты, для них отведённые, и на другой день поутру расстались с любезным хозяином, дав друг другу обещание вскоре снова увидеться (П.). 3. Её покойная мать Саша одевалась всегда по последней моде и всегда возилась с Аней и одевала её изящно, как куклу (Ч.). 4. Мы простились ещё раз, и лошади поскакали (П.). 5. Ася была очень мила и проста. Гагин радовался, глядя на неё (Т.). 6. Павел встал и взял в руки пустой котёльчик (Т.). 7. Клим сконфузился, покраснел (Горьк.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирнымшрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Золотое сечение (или «правило золотого деления») – геометрическое, математическое соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большой части, как большая к меньшей. (Если обозначить целое как С/а=а/б). Всякое тело, предмет, вещь, геометрическая фигура, отношение частей которых соответствует такому делению, отличаются строгой пропорциональностью и производятнаиболее приятное зрительное впечатление (например, стройные мраморные колоннады греческого Парфенона делят весь храм по принципу Золотого сечения). Наиболее простой вид Золотого сечения представлен в человеческом теле: пропорциональное, совершенное тело должно поясом д е л и т ь с я в отношении Золотого сечения: при вытянутых по швам руках концы средних пальцев должны делить весь рост человека в таком же отношении.

Формулируя правило Золотого сечения в качестве «непреложного» закона архитектуры, скульптуры и живописи, многие теоретики и художники эпохи Возрождения пытались найти идеальную (абсолютную) геометрическую основу искусства. Например, итальянский математик Л. Пачоли в трактате «О божественной пропорции» писал, что «правилу золотого деления» подчиняются все земные предметы, претендующие быть красивыми. В этом утверждении нашёл отражение механицизм и математизм, присущий всей культуре раннего Возрождения.

Вариант 9

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: толстеть, склонять, гаснуть, плавить, горевать, гулять.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Костя вздохнул и закрыл глаза (Т.). 2. Восстав поутру молчаливо, граф одевается лениво (П.). 3. Лицо его сияло удовольствием, но при виде Павла он несколько смутился (Т.). 4. Я невольно полюбовался Павлушей (Т.). 5. Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Гриб.). 6. Я назвал себя, и мы разговорились (Т.). 7. Двое суток поезд мчал меня по снежным равнинам и лесам (Бун.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувши в неге, о б н и м а я и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нём ни облака. В поле ни речи. Всё как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожитжаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдаётся в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие тёмную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пёстрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало – река в зелёных, гордо поднятых рамах … как полно сладострастия и неги малороссийское лето!

(По Н. Гоголю.)

Вариант 10

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: худеть, ставить, скользнуть, тосковать, болеть, стоять.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. И Ваня опять положил свою головку на землю (Т.). 2. Я оделся, мы вышли в садик, сели на лавочку, велели подать себе кофе и принялись беседовать (Т.). 3. Ибрагим скоро собрался в дорогу (П.). 4. Я сам не раз встречал эту Акулину (Т.). 5. Она вдруг задумалась (Т.). 6. Шульга по одежде и по каким-то запавшим в памяти движениям признал того самого парубка, что целовался с девушкой возле машины (Фад.). 7. Я пошёл вправо, через кусты (Т.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Весь в письмах. Все мы порой пишем письма, и, кажется, нет ничего проще и

общедоступнее этого занятия. Чехов всегда писалписьма с удовольствием, и, не побоюсь сказать, вдохновенно. Смолоду Чехов учился не н а в я з ы в а т ь себя адресату, а говорить с ним вровень, интересуясь по преимуществу им самим.… Как прекрасно он умел это делать! Знаете ли вы, что разрушение общепринятый чинности письма начинается с обращения? В эпистолярной форме Чехов сполна осуществил тот совет, который давал брату для общения с людьми вообще: «В отношениях с людьми побольше искренности и сердца, побольше молчания и простоты в обращении».

… Мы можем представить себе фигуру Чехова по воспоминаниям, рассказам современников. Но знаете ли вы, что даже если бы о нем не сохранилось ни единой мемуарной строчки, мы все равно воссоздали бы его живое лицо по его письмам? Он рано осознал, что стержень характера – чувство собственного достоинства, и другим пытался внушить это.

Сознавать свое достоинство – значит, по Чехову, уважать и чужую личность: тут полная невозможность оскорбить другого человека ни грубостью, ни ложью. Не заискивать, не жаловаться на судьбу, не искать сочувствия, не лезть в чужую душу – вот что входило в понятие достоинства у Чехова. Работать на совесть, выполнять свой внутренний долг, совершать не афишируемое добро, не ожидая воздаяний и наград. Чехов – это внутренняя культура во всём. Чехов – это образец самовоспитания. Нет в русской литературе никого, кто мог бы с ним в этом потягаться. И его письма создают его же превосходный духовный автопортрет с большой поправкой на самоиронию. Легко обращая иронию на себя, Чехов и к другим людям, как и к событиям, впечатлениям, вещам старался приложить мерку максимальной объективности.

… Чехов верил: чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать, понукать и оскорблять. И самым щадящим оружием, и самым надёжным лекарством против заносчивости, глупости, грубости служит чеховский юмор. О, как он великолепен! Как искромётен! Для Чехова юмор – наиболее изящная форма выражения чувства справедливости. Хотите выбрать образец жизни? Читайте Чехова!

(По В. Лакшину.)

Вариант 11

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: хвалить, зябнуть, плевать, глупеть, плавать, строить.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. В одну минуту пламя обхватило весь дом (П.). 2. Одевается он [Аркадий Павлыч] отлично и со вкусом (Т.). 3. Я отвернулся и быстрыми шагами стал спускаться с холма, на котором лежит Колотовка (Т.). 4. Кстати заговорил я о весне: весной легко расставаться – весной и счастливых тянет вдаль … (Т.). 5. … С нею советовались о разных делах (М.Г.). 6. А ларчик просто открывался (Кр.). 7. К тому же ещё кусались блохи (Ч.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Хороши избы на севере! В защиту от весенней хляби, от январских снежных завалов высоко подняты их фундаменты над землёй. В такую избу не ступишь с улицы, перешагнув через порожек. Надо подняться на высокое резное крыльцо, ступеней десять – пятнадцать, да из сенцев – три ступени, и тогда войдёшь в деревянные, пахнущие смолой хоромы.

А уж чистота в этих избах! Половичок исхожен до основания, а чист, хоть хлебы на него из печи выкладывай. От частого мытья сосновые полы, и столы, и лавки словно подёрнулись синевой. Иконы обёрнуты белоснежным рушником с вышивкой крестиком по краям. А запахи в этих избах!

Запахи домовитости и довольства. В сенях пахнетосенью: огуречным рассолом; в кадке, в зеленоватой мути, вперемежку с жёлтым укропом и разными травами – у каждой хозяйки есть свои излюбленные – мокнут, насыщаются солью и пряным духом скользкие крепкие огурцы. Зимой здесь пахнет овчиной и войлоком. Весной – молоком и влажной шерстью. На войлочной подстилке лежит новорождённый телок, вылизанный тёплым материнским языком, с мягкими копытцами и большими девичьими глазами. Летом здесь пахнет многими лесными и полевыми запахами: чайной ромашкой, что сушат для целебных надобностей, ягодой разной, грибом, затем их замещают сочные запахи яблок, груш...

В избе запахи не только по временам года, но и на дню сколько раз сменятся. На рассвете утреннее тесто, всю ночь тяжело д ы ш а в ш е е в деже, заложит нос своим плотным телесным духом; утром печёным хлебом пахнет, в полдень – молоком из деревянного ведра, щами пахнет в обед и человечьим потом пришедших с работы мужиков, и тогда раскрывают окна, и в комнату летят дурманы леса – фиалковые, ландышевые… а к ночи потянет горьковатым деревянным маслом от лампадки…

(По Ю. Нагибину.)

Вариант 12

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: чахнуть, клевать, спеть, бегать, краснеть, зимовать.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Башкирец … открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок (П.). 2. Ах, Настя, знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою! (П.). 3. На этот раз задумался отец, прищурив глаз (М.Г.). 4. Как защититься ей от гнева (Л.). 5. Тихо-тихо набегал утренний ветерок, колыхал высокую траву и скрывался в лесной заросли с тихим шёпотом (М.-С.). 6. Голубое небо точно выше, и дышится так легко (М.-С.). 7. И вдруг стало свежо и бодро, как будто вся земля сразу умылась, и небо засветилось, и все деревья запахли корой своей и почками (Пришв.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Что мы знаем об иконе? Разве только то, что в ней все – особое: изображение, и сам художник, и само создание иконы – все необычно.

Монахи! Чаще всего не знающие, что такое личное желание, воля, свобода, живущие только религиозной жизнью… А ведь именно они на Руси святой были художниками-иконописцами, п е р е д а ю щ и м и свои умения из поколения в поколение. Многие ли из нас знают о том, как готовили себя эти мастера к великому таинству – созданию иконы?

Знаменитый Андрей Рублев, великий живописец в иконописи, полностью уединялся, чтобы говорить только с Богом, принималдлительный пост: душа и тело должны быть чисты перед великой работой – изображением священных божеств. И на свет появлялась икона… Святыня. Священный предмет, почти само Божество. С каким смирением, величайшей почтительностью обращались с ней! Знаете ли вы, что иконы никогда не вешали на гвозди? Их ставили на специальную полочку в «переднем красном углу», и он становился своеобразной маленькой часовенкой: свисали на цепочках лампады, и в свете тихих огоньков строго и печально смотрели божественные лики.

Кто осмелился бы разглядывать их с праздным любопытством и тем более – упаси Господь! – рассуждать – хороша ли, плоха ли живопись иконы? Кто взял бы на себя грех узнавать «почем стоит»? Кому пришло бы в голову искать в священных изображениях сходство с жизнью, а не найдя, выражать своё неудовольствие художнику? В старину просто молились на эти произведения, ничего не зная ни о художниках, ни о живописи. Верующий довольствовался сознанием, что Бог изображен в облике человека, дабы не забывали люди о своем божественном происхождении и предназначении – творить добро…

А помнит ли об этом современный человек, когда выпрашивает иконы или скупает их за бесценок в самых удаленных деревнях России? Когда продает, цинично смеясь над ловко проведенными людьми? Когда бесцеремонно спорит на современных выставках о художественных и прочих недостатках икон? Неразумны дети твои, Господи…

Говоря с Христом, Его матерью Марией, со святыми, попросим и мы, как наши предки, утешения, помощи, ума и силы в этой многотрудной жизни…

(По В. Алексеевой)

Вариант 13

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: ужинать, выспаться, слепнуть, загримироваться, ахнуть.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. [Зоя] одевалась со вкусом, но как-то по-детски и уж слишком опрятно (П.). 2. Старик стал хвалиться, что у него с собой денег много (Ч.). 3. Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку, всё расширялся и, поднимаясь туманно-голубой стеной, обнимал полнеба (Бун.). 4. А июньское утро вышло на славу: солнце не светило, а точно смеялось в голубом небе, где, как стада лебедей, бродили лёгкие серебристые облачка (М.-С.). 5. Старики часто ссорились, особенно в ненастную погоду, но один без другого сильно скучали (М.-С.). 6. Выкопал он в снегу ямку поглубже, устлал хвоей, развёл огонька, поел, что было в котомке, и прилёг отдохнуть (М.-С.). 7. Осенью этот лес особенно был мрачен и глухо шумел, раскачиваясь мохнатыми вершинами (М.-С.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Джоконда. Она испытующе глядит на каждого, не пропуская ни одного из этой, словно длящейся веками, очереди. И буквально любой из нас чувствует на себе этот пристальный взгляд. Посмотрите, как, подобно подсолнечникам, поворачиваются лица людей. Как светлеютлики зрителей в эти считанные секунды. И внутренний диалог потом неотвратимо долго будет звучать в душе каждого. Такова магия кисти Леонардо. «Планета Джоконда»… Она не записана ни в одном звездном атласе мира. Но она есть! Это светило взошло в славном итальянском городе Флоренции в начале шестнадцатого века. Немногим творениям человеческого гения удалось преодолеть земное притяжение и выйти на орбиту вечности, превратиться в часть природы. Стать подобными утренним или вечерним зорям, весне или зиме, пению птиц. За всю историю нашей земли не так много зажглось таких вот рукотворных планет. Среди них – лучезарная Беатриче Данте, сияющий Фауст Гете, лучистая Джульетта Шекспира, светоносная Татьяна Пушкина, сверкающий Дон Кихот Сервантеса и, конечно, золотистая, мерцающая Джоконда Леонардо да Винчи… Тайная улыбка Моны Лизы. О ней написаны десятки книг. Думается, что не меньшая загадка – ее взор. И да Винчи, который считал, что «хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души», в Джоконде создал неповторимый по сложности, тонкости психологический портрет Человека. Невозможно описать словами состояние, которое придал Джоконде Леонардо: настолько неуловимы, зашифрованы трепетные движения ее души. Попытайтесь пристальнее посмотреть в глаза Моны Лизы, и вам станет не по себе от ее понимающего, оценивающего и сочувствующего вашим, именно вашим слабостям взгляда. Это не значит, что Джоконда осуждает или презирает вас. Нет. Она просто все видит. Так же остро и глубоко, как видел мир сам Леонардо, который вложил в портрет весь свой опыт, всю свою мудрость.

(По И. Долгополову)

Вариант 14

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: похудеть, проигрывать, окаменеть, подпрыгнуть, участвовать, распылить.

4. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Манилов увёл своего гостя в комнаты (Г.). 2. … У Натальи лицо покрылось алой краской, и взор её, неподвижно устремлённый на Рудина, и потемнел, и заблистал (Т.). 3. Я проснулся. Небо было совсем серое, звёзды едва теплились … (М.-С.). 4. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозелёный хвойный лес (М.-С.). 5. Приехала и только успела переодеться, сейчас её на сцену; ну, публика неистовствует (М.-С.). 6. С ясного голубого неба льются потоки животворящего света, земля торопливо выгоняет первую зелень, бледные северные цветочки смело пробиваются через тонкий слой тающего снега (М.-С.). 7. Пора пришла, она влюбилась (П.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Читать книги Достоевского трудно. В них вроде бы все понятно и все увлекательно: читающего охватывает любопытство — что же дальше? Судьба героев сразу, с первой страницы, становится важной, от книги не оторваться. Но все-таки читать трудно, даже мучительно.

Вероятно, потому, что Достоевский не боится заглядывать в такие тайные уголки и углы человеческой души, мимо которых проходил даже великий Толстой.

Или — нет. Пожалуй, лучше сказать иначе: в романах Толстого — жизнь, как она есть, каждодневная, с буднями и праздниками, с радостью и горем, с унынием и восторгом, с прозрением и ожиданием чуда, потерями и находками. Читатель узнает в героях Толстого себя и радуется узнаванию, сопереживает героям, жалеет их, любит, иногда сердится на них, раскаивается в совершенных ими поступках, потому что и сам мог бы совершить те же ошибки. Достоевский __________не пишето жизни каждого дня. В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз жизни, а могут и не выпасть никогда.

Герои Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте.

Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчет, легкомыслие и тяжкая ответственность долга — все достигает высшего предела. Читая, мы проникаемся состраданием. Это очень нужное человеку понятие: СО-СТРАДАНИЕ. Да, мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души, как ни мучительно читать Достоевского.

(Н. Долинина)

Вариант 15

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: удвоить, переписать,

жадничать, возомнить, привыкнуть, порадовать.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Распахнув окно, я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной бойкой пристани … (М.-С.).

2. Только поздней осенью бывает так хорошо, когда после ночного дождя с трудом начинает редеть ночная мгла, и радостно обозначится солнце, и падают везде капли с деревьев, будто каждое дерево умывается (Пришв.). 3. – Шесть лет тому назад я получил пощёчину, и враг мой ещё жив (П.). 4. Конечно, Кипренский без труда доказал, что портрет принадлежит его кисти, и долго потом издевался над неаполитанцами (Пауст.). 5. – Ты мне дала хороший урок. Помиримся же: скажи мне свои желания, я исполню их свято …, и будем друзьями (Гонч.). 6. Я вас люблю. Вера не обманулась и не обманула вас (Т.). 7. Восточные глаза его даже покрылись влагой (Т.).

3.В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Через красивое — к человечному

Любование прекрасным рождает в нас желание жить по законам красоты — наслаждаться прекрасным, творить прекрасное своими руками. Красота делает нас добрее, мягче, человечнее. Красота — это созидательное, творческое начало, глубоко человеческое. Красота рождает радость. Красота — это одухотворяющее начало нашей жизни.

Человек стал человеком потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника — увидел и изумился и начал создаватьновую красоту.

Человеку открылась радость жизни, когда он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи — услышал и, з а т а и в дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Остановись в изумлении перед красотой, и тогда в твоем сердце она тоже расцветет, и ты откроешь в себе огромный и прекрасный мир. Умей наслаждаться красотой, береги ее, создавай.

(По В. Сухомлинскому)

Вариант 16

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: вытягивать, голубеть, махнуть, проявить, рдеть, сбрить.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. В картинках я не знаток, но одна привлекла моё внимание. Она изображала какой-то вид из Швейцарии (П.). 2. [Володя] и Чечевицын … сели у окна и стали о чем-то шептаться (Ч.). 3. Он выпрямил свой стан, встряхнул кудрями и пошёл проворно в сад (Т.). 4. Он [Басистов] одевался чрезвычайно небрежно (Т.). 5. Распахнув окно, я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной бойкой пристани (М.-С.). 6. Лицо его сияло удовольствием, но при виде Павла он несколько смутился (Тург.). 7. Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеянья всеобщего (Г.).

3.В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, просто человеческого...

Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Путем памяти накапливаетсядобрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты... Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека.

Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее прочно входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединяется с прошедшим в одну линию.

Память — это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, в какой-то мере неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно, что все сохраняется в памяти — собственной и окружающих. Человек, совершающий недобрый поступок, предполагает, что поступок его не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Без памяти нет совести. Вот почему так важно в о с п и т ы в а т ь с я в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Это важно — уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их обычаям, даже к их песням и развлечениям. Уважение к могилам предков. Все это дорого нам. Помните?

Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва...

Из рассказов о прошлом, каким бы оно ни было — дурным или хорошим, — извлекается опыт. Память дает нам мудрые заповеди старины, тысячелетнего опыта, красоты и нравственных сил.

(По Д. Лихачеву)

Вариант 17

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: вытягивать, голубеть, махнуть, проявить, рдеть, сбрить.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Сильвио крепко сжал мне руку, мы поцеловались (П.). 2. Весь день они бранились друг с другом (Т.). 3. Дарья Михайловна немного смутилась: она вспомнила о несчастном браке Пигасова (Т.). 4. Отец кормил, одевал его – и только (Т.). 5. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому человеку (Бун.). 6. На днях я еду в Москву, последний обитатель пустующего дома, а все вещи … безропотно останутся здесь зимовать (Пауст.). 7. Она положила картуз к себе на колени (Бун.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни. Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была с в я з а н а со всем, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. Пелаодна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому человеку. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

(И. Бунин)

Вариант 18

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: вытягивать, голубеть, махнуть, проявить, рдеть, сбрить.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Я иду и шепчу стишки, дома велели выучить (Шм.). 2. В постигшей меня слепоте радуюсь каждой прочитанной мне вслух странице (С.-М.). 3. Различных стран изделия везутся, дарятся, продаются (Кр.). 4. Ровным, бесцветным голосом он скучно рассказывал историю и несколько оживлялся только тогда, когда оправдывал жесткость царей (Горьк.). 5. Маша окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо (П.). 6. Люди, пролежавшие долго в одном госпитале, встречаются потом как братья (Б. Пол.). 7. Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным – будь это плотник с набором инструментов, пахнущих стружкой, или учёный, знающий, почему трава окрашена в зеленый цвет (Пауст.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Когда восходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало… Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Немножкожутко. А когда взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему природа настороже и боится пошевельнуться: ей жутко и жаль у т е р я т ь хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море, да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова. Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетитнад землёю ночная птица, мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и всё то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полёте ночной птицы, во всём, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа даёт отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в избытке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознаёт, что она одинока, что богатство её и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь её тоскливый, безнадёжный призыв: певца! певца!

(А. Чехов)

Вариант 19

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: вытягивать, голубеть, махнуть, проявить, рдеть, сбрить.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Ещё сын охотника заткнул за пояс топор, сумку с компасом повесил на правое плечо … и так сделался ужасно страшным для всех птиц и зверей (Пришв.). 2. Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе (П.). 3. Мне казалось, что они рисуются друг перед другом (Горьк.). 4. Я давно собирался написать о том, как пишутся книги (Пауст.). 5. Соседи говорили о свадьбе, как о деле уже конченном, а Прасковья Петровна радовалась, что дочь ее наконец нашла себе достойного жениха (П.). 6. Лизонька, мы не поедем: нечего было наряжаться (П.). 7. Царь недолго собирался: в тот же вечер обвенчался (П.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Слово о Матери

Мама, мама! Я помню руки твои с того самого мгновения, как я стал осознавать себя на свете…

Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, с т и р а я мои простынки. Я вижу твои с чуть утолщёнными суставами пальцы на букваре, и я повторяю за тобой «беа, - ба, ба-ба». Я помню твои руки, несгибающиеся, красные залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскалабельё, и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына, и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела, - пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались!

Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах…

Я целую чистые, святые руки твои!

Ты проводила на войну сыновей, если не ты, так другая, такая же, как ты, - иных ты уже не дождёшься вовеки, а если эта чаша миновала тебя, так она не миновала другую, такую же, как ты. Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если стоят скирды на поле, и бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в доме, и чья-то незримая сила поднимает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - всё это сделали руки матери моей – моей, и его, и его… Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок, и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы…

Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

(По А. Фадееву)

Вариант 20

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: вытягивать, голубеть, махнуть, проявить, рдеть, сбрить.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Различных стран изделия везутся, дарятся, продаются (Кр.). 2. Зарецкий тридцать два шага отмерил с точностью отменной, друзей развёл по крайний след, и каждый взял свой пистолет (П.). 3. Жена, пристально и с любопытством смотревшая мне в лицо, вдруг тихо вскрикнула, заплакала и выбежала в соседнюю комнату (Ч.). 4. Время шло, Владимир начинал сильно беспокоиться (П.). 5. Я назвал себя, и мы разговорились (П.). 6. Прекрасные изречения, полные силы и остроумия, никогда не забываются, они сохраняются в памяти целыми поколениями, переходят из поколения в поколение (Афоризм). 7. Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь, она укладывалась, увязывала бельё и платье (П.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

О милосердии

Попав в больницу с травмой, я долго от боли не спал по ночам, бродил по коридорам, заставленным койками и раскладушками, и оказывал посильную помощь покинутым немощной нашей медициной больным. И вот однажды подозвала меня к себе старая женщина. Попросила посидеть рядом. Пожаловалась, чтострашно ей, заговорила про своих близких, которые далеко, про свою трудную, ныне одинокую жизнь. Взяламеня за руку. Замолчала. Я думал, заснула, а она умерла. Рука её стала к о ч е н е т ь .

На фронте навидался я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое, должно быть, чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу о человеке, бесплатную медицину, гуманизм, коллективность жизни – как это всё соединить с тем, что вот человек, отработав свой век, умирает в такой заброшенности? Не стыд ли это, не позор и вина наша всеобщая? У верующих существует таинство соборования, отпущения грехов. Человек причащается … Человек чувствует приближение конца. Ему легче, когда рядом – исполненный сочувствия и внимания, пусть даже чужой, не говоря уж о своих. Чью-то руку держать в этот прощальный миг, последнее слово сказать кому-то. Хотя бы той же сестре милосердия, брату милосердия, которые у нас «устар.». В такие минуты проверяется милосердие как уровень общественной гуманности.

(По Д. Гранину)

Вариант 21

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: вытягивать, голубеть, махнуть, проявить, рдеть, сбрить.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Она [женщина] видит также, что ею зажигаются лучшие мысли, её ради совершают подвиги (Горьк.). 2. …он переменил позу, поднялся, зашёл сбоку и передние лапы и голову положил на колени прокуратору, вымазав полы плаща мокрым песком (Булг.). 3. Лицо его сияло удовольствием, но при виде Павла он несколько смутился (Тург.). 4. И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей (П.). 5. Я отыскал перевозчика и отправился на другую сторону (Т.). 6. [Цветы] осыпались и наполняли комнату запахом гниющей воды и тления (Пауст.). 7. Шпиц заворчал. Гуров опять погрозил. Дама взглянула на него и тотчас опустила глаза. «Не бойтесь: он не кусается», - сказала она и покраснела (Ч.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Душа и ум

Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя, «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрёна в «Матрёнином дворе» Солженицына.

Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите? Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, в о з н и к а ю щ и х в нём, он невольно отвлекаетдушу от её главного дела.

И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире – творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми – умом сердца.

В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

(Ф. Искандер)

Вариант 22

1. В следующих глаголах определите основы инфинитива и настоящего/будущего времени, класс и спряжение: вытягивать, голубеть, махнуть, проявить, рдеть, сбрить.

2. Пользуясь алгоритмом, определить залог глаголов в следующих предложениях: 1. Я очень рано почувствовал гордость одиночества и смутно понял значение его как единственной области, где свободно воспитывается независимая личность (Горьк.). 2. Плотва в изобилии поедается щукой и окунем (Ч.). 3. Узнав от меня, что он опоздал, поручик обрадовался (Горьк.). 4. Он [Гуров] всегда казался женщинам не тем, кем был, и любили они в нём не его самого, а человека, которого создавало их воображение и которого они в своей жизни жадно искали; и потом, когда они замечали свою ошибку, то всё-таки любили (Ч.). 5. Весь день они бранились друг с другом (Т.). 6. Приезжал за тем, чтобы тебе предложение сделать, и во фрак потому нарядился (Ч.). 7. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них

всякому любо, точно они греют вас или гладят (Т.).

3. В данном тексте определите частеречную принадлежность слов и их лексико-грамматические разряды (выделено ____________).

4. Определить вид глаголов (выделено полужирным курсивом).

5. Напишите парадигму форм наклонения глагола (выделено курсивом).

6. Сделайте полный морфологический анализ спрягаемой глагольной формы (выделено жирным шрифтом).

7. Сделайте полный морфологический анализ неспрягаемой глагольной формы (выделено р а з р я д к о й).

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъём не выражается в музыкальной позе и прип










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...