Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игра «Ботанический супермаркет»




Интерактивное занятие «Вальс цветов»

 

  Для детей в возрасте от 12 до 17 лет Составитель: Роман Викторович Игнатенко, методист ГБОУ ДО РК РЭБЦ им.К.Андреева Год разработки – 2018

 

 

Петрозаводск

2018 г.

 


Цель занятия:знакомство обучающихся с отделом покрытосеменные растения и их многообразием.

Задачи:

1. Рассмотреть строение цветка.

2. Познакомить обучающихся с отличительными особенностями классов Однодольные и Двудольные.

3. В игровой форме познакомиться с многообразием цветковых растений.


Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Царству растений. Но для того чтобы вы были подготовлены к тем трудностям, которые встретятся нам на пути я предлагаю выполнить ряд заданий и узнать некоторую информацию, которая вам пригодится. А для того чтобы вам было интереснее путешествовать давайте разделимся на 5 команд (можно и на другое количество). У каждого на столе лежат картинки с изображением цветка. Необходимо объединится в команды таким образом, чтобы цветки на картинках не повторялись.

Итак, мы разделились! Молодцы!

На столах у каждой команды разложены рисунки с изображением растений (рис.1). Пожалуйста, внимательно посмотрите на картинки и подумайте, что эти растения объединяет. Эти растения все имеют цветок и относятся к отделу покрытосеменные растения.

 

Рис. 1. Цветковые растения (Ассеева, Тихомиров, 1964)

Верно! Это все цветковые или покрытосемянные растения. Основная особенность этой группы – наличие цветков и покрытосемянность. Семяпочка цветковых, в отличие от всех других групп, защищена от неблагоприятных воздействий завязью, отсюда и название этого отдела растений – покрытосеменные.

Покрытосеменные – наиболее поздняя эволюционно и самая богатая видами группа растительного мира: по числу видов (около 250 тыс.) они превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые.

Цветковые произрастают во всех климатических зонах и в самых разных экологических условиях – от тропических лесов до пустынь и тундр. Однако не всегда покрытосеменные растения населяли нашу планету. Данная группа растений появилась в эпоху динозавров. Это была попытка лучше приспособиться к изменившимся условиям.

Как вы уже знаете, органы полового размножения покрытосеменных растений – цветки. Цветок представляет собой видоизмененный побег.

Давайте сейчас познакомимся со строением цветка. Для этого вам необходимо из предложенных частей собрать модель цветка (рис. 2) и правильно расставить названия частей цветка (таблица 1).

  

Рис. 2. Модель строения цветка

Таблица 1. Название частей цветка

Цветоножка Тычиночная нить
Цветоложе Пыльник
Чашелистик Пестик
Чашечка Завязь
Лепесток венчика Столбик
Тычинка Рыльце

 

А теперь давайте проверим все ли у вас верно получилось. Цветок развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе, на котором формируются остальные его части. Из мелких зеленых листочков – чашелистиков образуется чашечка, из ярко окрашенных лепестков – венчик. Они защищают главные части цветка – пестик и тычинки от механических повреждений, а венчик у насекомоопыляемых растений еще и привлекает насекомых. Тычинки состоят из тычиночных нитей и пыльника, где образуется пыльца. В пестике различают широкую завязь, тонкий столбик и рыльце. Из завязи развиваются плоды.

У некоторых покрытосеменных растений цветки обоеполые, т.е. имеют и пестики и тычинки, у других либо женские – пестичные, либо мужские – тычиночные цветки. В последнем случае на одном растении могут развиваться либо цветки одного пола, либо и те и другие вместе.

У многих растений, например гладиолусов, гиацинтов, астр, георгинов, цветки собраны в соцветие.

В отделе Покрытосеменные растения, выделяется два класса – Двудольные и Однодольные. Основным отличием является строение их зародышей. Представители класса Однодольные имеют одну семядолю в зародыше, а Двудольные – две. Другие отличия между классами представлены на рисунке (рис. 3).

Рис. 3. Отличия между классами однодольные и двудольные (Атлас по ботанике, 2003) 

Необходимо отметить, что на нашей планете существует большое многообразие цветковых растений, которые включены в 390 семейств. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся в рамках игры «Ботанический супермаркет».

 

Игра «Ботанический супермаркет»

Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Ботанический супермаркет». За каждый правильный ответ команда будет получать растения из различных семейств отдела покрытосеменные (необходимо подготовить картинки с изображением растений). Та команда, которая соберет больше всего видов растений, станет победителем нашей игры.   

Отгадайте загадку:

1. На плечах Игнашки

Сорок три рубашки –

Все из ткани отбеленной,

А поверх – пиджак зеленый

(Капуста кочанная, сем. капустные (крестоцветные))

2. Золотое решето

Черных домиков полно

Сколько черненьких домков –

Столько беленьких жильцов.

(Подсолнечник, сем. астровые (сложноцветные)) 

3. Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек.

(Одуванчик, сем. астровые (сложноцветные))

4. Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка:

Долек сколько?

Восемь,

Десять,

Двадцать,

Тридцать…

Тут легко со счета сбиться.

У кого желание есть

Дольки снова перечесть?

(Тысячелистник обыкновенный, сем. астровые (сложноцветные))

5. Хоть прячется Алена

За веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна издалека.

(Яблоня, сем. розоцветные)

6. Хоть жжет его солнце,

Одет он в суконце.

А сукно золотистое,

Тонкое и чистое

(Персик, сем. розоцветные)

7. Красотой наделена,

Ароматна и нежна,

Стебель длинный,

Весь в шипах – королева цветника!

(Роза, сем. розоцветные)

8. Лист – перчатка.

Плод – лопатка,

А цветок – мотылек.

(Люпин, сем. бобовые)

9. Что же это за подвох?

Вдруг на дереве –

Горох!

(Акация, сем. бобовые)

10. Голодный шмелик

Вздыхает тяжко:

- Поесть бы кашки…

- Да вот же – кашка!

Попробуй, шмелик,

В ней сок медовый –

Шмелям и пчелам

Обед готовый.

(Клевер луговой, сем. бобовые)

11. Вот так диковина:

На ветке –

Морковина!

Висит, краснеется –

На солнце греется.

(Перец красный, сем. пасленовые)

12. Ягода красна,

Ягода вкусна.

Режь да соли!

Ешь да хвали!

(Томат, сем. пасленовые)

13. Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине

Чернее ночи – ягода,

Да сильный яд во мне.

(Вороний глаз, сем. лилейные)

14. Появились бубенчики –

Белые горошки.

Распустились колокольчики

На зеленой ножке.

(Ландыш майский, сем. лилейные)

15. В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.

(Пшеница, сем. злаковые)

16. А вот этот злак похож
На пшеницу и на рожь.
Но в колоске один цветок-
Будь внимательней, дружок!

(Ячмень, сем. злаковые)

 

Лишняя картинка. Здесь изображены растения семейства лилейных, злаковых, крестоцветных, пасленовых и розоцветных. Найдите одну лишнюю картинку из четырех. Почему вы считаете, что она именно она лишняя? (Ответы: 1. Нивяник обыкновенный; сем. лилейных. 2. Подорожник; сем. злаковых. 3. Любка двулистная; сем. злаковых. 4. Василек луговой; сем. крестоцветных. 5. Ветреница лютиковая; сем. крестоцветных. 6. Бодяк полевой; сем. пасленовых. 7. Кукуруза; сем. пасленовых. 8. Гулявник; сем. розоцветные. 9. Чинара; сем. розоцветные) (Рохлов и др., 2002).

 

 

 

 

 

 







Список литературы

1. Ассеева Т. В., Тихомиров В. Н. Школьный ботанический атлас. М.: Издательство «Просвещение», 1964. 295 с.

2. Атлас по ботанике. М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003. 96 с.

3. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. М.: Дрофа, 2004. 248 с.

4. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. 432 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...