Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности комплектования группы: Т-группы, Е-группы, гештальт-группы, группы тренинга трансактного анализа.




История создания тренинговых групп (Т-групп) тесно связана с именем К. Левина. Работая сначала в лаборатории, затем в полевых условиях, К. Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения, и основными задачами групп тренинга, или групп тренинга базовых умений, было обучение участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях.

Группа - это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и в жизни проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений и т.д.

Т-группа учит, как учиться.Поскольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере полагаются на руководителя. Таким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руководителя. Обучение тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы: представление самого себя, обратная связь, экспериментирование. Конечная цель тренинговой группы - научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.

Т-группа в психокоррекционном плане имеет две основные цели: 1. Самосовершенствование личности. 2. Обучение навыкам межличностного общения.

Т-группа, кроме функции научения, выполняет еще и функцию психического выздоровления.

Позже Т-группы по своему целевому назначению стали подразделяться на группы развития коммуникативных навыков и умений (подготовка руководителей, деловых людей); группы межличностных отношений (проблемы семьи, брака); группы сензитивности (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование личности).

Т-группы, или группы социально-психологического тренинга, большей частью создаются и используются для обучения правильному поведению в различных ситуациях межличностного общения. В них обсуждаются проблемы, с которыми участники сталкиваются в повседневной жизни, ведется поиск их решения.

Основная задача, которую решают Т-группы, - обучение деловому и личностному взаимодействию, руководству людьми и организации совместной деятельности.

В Т-группах поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, а также способность быть и оставаться самим собой во взаимодействии с людьми. Особая роль отводится сотрудничеству и этому специально обучают участников таких групп. Работа Т-групп направлена на то, чтобы в атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать самого себя, выработать умения и навыки познания других людей, установления с ними доверительных отношений. Развитие процессов в Т-группах идет поэтапно.

Основные этапы работы Т-групп

1. Предоставление каждым участником самого себя в определенном виде деятельности - "Какой я".

2. Получение реакций от других людей на собственные высказывания: "Какой ты", "Каким мы видим тебя".

3. Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения с учетом мнений и реакций других людей. Это этап экспериментирования над собой.

4. Закрепление и отработка эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы.

5. Т-группы обычно используются как своеобразная социопсихологическая микролаборатория для выявления имеющихся у каждого из участников возможностей развития и отработки умений межличностного общения.

Группы развития сензитивности (личностного роста)

К этой группе тренингов, основная цель которых - коррекция развития личности, относятся тренинги, имеющие ярко выраженную основу, конкретную схему психологического анализа личности: психоаналитическую, гешталътистскую, трансактный анализ.

1. Психодинамический, психоаналитический тренинг. Основные задачи: выявление защит, выстраиваемых участником группы на пути осознания выражения своих чувств, осознание перекосов, затрудняющих для него адекватное восприятие других людей, осознание импульсов, лежащих в основе внешнего рационального поведения.

2. Гештальтгруппа. Основные задачи: адекватное восприятие себя и других, осознание различных зон нашего бытия, внешней, внутренней, средней зоны фантазий и границ между ними, осознание границ нашего "Я" и внешнего окружения механизмов нарушения и ее адекватного восприятия.

3. Группа трансактного анализа. Основные задачи: анализ трансакций (элементарных взаимодействий двух людей), структурный анализ личности и ее ролей, анализ игр и других способов структурирования времени.

 

Работа под наблюдением супервизора.

Работа под наблюдением супервизора позволяет обратить внимание на ригидные способы решения некоторых групповых проблем психологом, обсудить тактику поведения в некоторых уникальных ситуациях, которые возникают в группе. Обсуждение происходящих процессов в группе аналогично обсуждению на предыдущем этапе. Также целесообразно выбрать 2-3 основные темы, доминировавшие за период наблюдения, отметить переходы от темы к теме, определить основных инициаторов этих переходов, вмешательство психолога, сфокусировать внимание на его чувствах к основным инициаторам смены тем.

Систематизация возможных типов поведения групповых руководителей осуществляется на основе роли, ориентации, коррекционного стиля.

И. Ялом (1975) выделяет две основные роли группового руководителя:

1. Технический эксперт.

2. Эталонный участник.

Выступая в качестве эксперта, психолог планомерно и целенаправленно использует свои знания, профессиональные навыки для достижения коррекционных целей и в нужный момент применяет соответствующие методы.

С. Кратохвил (1978) описывает пять основных ролей группового руководителя.

1. Лидер.                                                           

2. Аналитик.

3. Комментатор

5. Аутентичная личность

4. Эксперт.

 

Работа Ко-тренеров

Ко-тренеры. Часто группой руководят два тренера. В некоторых случаях в роли ко-тренера выступает начинающий психолог, приобретающий опыт руководства группой, в других случаях профессиональный уровень тренера и ко-тренера одинаков. Для тренера присутствие коллеги дает прежде всего возможность получить обратную связь относительно своего поведения в группе. Предпочтительнее, чтобы один из руководителей был мужчина, другой - женщина. В аналитически-ориентированных группах они служат мишенями для переноса чувств к родителям.

Один психолог может выступать более авторитарно, другой - больше заниматься опекунскими делами. Один повышает, а другой - понижает групповое напряжение и т.д.

Работа тренеров в паре вызывает ряд вопросов: "Должны ли руководители группы быть всегда в согласии друг с другом или они могут выражать разные взгляды?"; "Должны ли они утаивать от группы реальный конфликт, который может возникнуть между ними, или обсудить его публично на одной из встреч?" и др.

Если они выбрали позицию аутентичных личностей, то они должны выражать взаимную неудовлетворенность и несогласие. Если кто-то из них признает свою ошибку или заблуждение, то такая откровенность может стать моделью действительных человеческих отношений. Однако тренеры должны постоянно контролировать свое поведение и не допускать, чтобы их соперничество использовалось членами группы в некоррекционных целях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...