Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Образец оформления записи в тетради ученика.
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Тип урока:комбинированный.
Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями средней и повышенной сложности.
Ход урока.
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Методическое обоснование и самоанализ
| Организационный момент
| - Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
- Садитесь, посмотрите: всё ли у вас готово к уроку?
| Ученики осматривают парты и лежащие предметы: тетрадь,учебник, ручка,карандаш и пр.
-Всё!
| формирование самооценки готовности к уроку
| Актуализация знаний
| а) Орфографическая минутка
- Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.
Час, чай, чайник, чаща, часть, свеча, чашка.
- Какое правило вспомнили, выполняя задание?
- Как вы понимаете слово чаща?
б) Словарная работа
Язык, языковед, языкастый.
Прочитайте группу слов.
Как вы понимаете слова, объясните?
- Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?
- как можно назвать эти слова одним словом?
- Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать?
| а) ча-ща.
Густой частый лес, заросль.
б) Язык-орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;
Языковед-учёный, специалист по языковедению;
Языкастый-острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.
В словах общий корень яз. Это однокоренные слова.
Однокоренные слова: язычок, языковой.
| подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
| Самоопределение к деятельности
| - На какие три группы можно разделить слова?
Бол… кол…цоноч… ной
лос… кон…кихищ…ный
ден… пал...то кон…чик
- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.
- Что вы о них можете сказать?
- Как обозначается на письме мягкость согласных?
- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике?
- Во втором столбике?
- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?
- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.
- Что вы можете сказать о них?
- какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике?
- Почему?
| - это мягкие согласные;
- буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком;
- мягким знаком;
- мягким знаком;
- мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова;
- это тоже мягкие согласные;
-никакую букву ставить не будем;
- в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется
| создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
| Работа по учебнику (2-я часть)
| с. 3
- прочитайте, чему будем учиться.
У.с. 4
- Прочитайте название темы сегодняшнего урока
| - Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ
| подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
| Работа по теме урока
| У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.
На св о ей улочке и курочка хр а бра.
- Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?
- Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками
- Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули?
С.4 упр.2
- Что обозначает условный значок на полях?
- Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений?
Мачта - высокий столб на судне для парусов.
- Отвечаем на вопросы после упражнения.
- Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)
а) с ЧК, удочка, ласточка, спички, печка;
б) с ЧН, песочница, цветочница, молочный;
в) с ЧТ, мечта, почта, мачта;
г) с ЩН, помощник, хищник, мощный.
- Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН?
- Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность?
- Как называются такие опасные места в словах русского языка?
| - проверяемая гласная;
- помощник, улочка, курочка;
- Буквосочетания ЩН, ЧК;
- Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение;
- мачта;
- мягко;
- звук произносится мягко, но ь знак не пишется;
- орфограммами
| сформировать умение определять «опасные» места в словах соответственно теме (сочетания букв чк,чк…)
| Физминутка «Черепаха»
| ● Шла по полю черепаха
● И дрожала вся от страха
● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь!
● Никого я не боюсь!
| · «идём» пальчиками
· руки в кулачок, кулачки дрожат
· большой и указательный пальцы «кусаются»;
· отрицание - указательным пальцем
| Здоровьесбережение.
Для отдыха, снятия напряжения и развития речи учащихся.Сформировать ценностное отношение к своему здоровью
| Знакомство с правилом
| У.с. 5
- Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.
У. с. 5 упр. 3
- Выполните задание к упражнению
- Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение самостоятельно.
| - с вареньем;
-Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.
Пончик – круглый жареный пирожок;
Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;
Кончик - уменьшительное к слову конец;
Блинчик – название сладкого блюда
Стаканчик – маленький стакан.
| сформировать умение применять полученные знания на практике
| Закрепление изученного материала
| 1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.
- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки.
На ветках плотные комочки,
В них не дремлют клейкие листочки.
Отгадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг.
| - краски и кисточка;
- удочка;
- спички;
- почки;
- ласточка;
- Пончик
| построение и фиксация нового знания
| Рефлексия
| Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки
- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму.
- Самопроверка.
| -почта, птенчик, хищник,очки;
Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.
| формировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности
| Подведение итогов
| Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?
- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?
Дерево знаний.
| -сочетания ЧК, ЧН ….
- пишем без ь знака;
Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;
встаём, если хорошо усвоили материал;
поднимаем руки, если уверены в своих знаниях
| построение и фиксация нового знания
| Домашнее задание
| У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;
| учат наизусть правило и делают упражнения
| повторение, закрепление изученной темы
|
Образец оформления записи в тетради ученика.
Используемая литература
1. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.
2. В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.
3. В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.
4. В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.
5. Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.
|