Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУКСтр 1 из 21Следующая ⇒
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031000 (050706) — Педагогика и психология; 033400 (050701) ~~ Педагогика; 0ПД.Ф.02 — Педагогика АСАЕЖМА Москва Издательский центр «Академия» 2007 Подласый И. П. Педагогика. — М., 1996. Полонский В.М. Критерии актуальности педагогических исследований // Советская педагогика. — 1982. — № 5. Полонский В. М. Методы определения новизны результатов педагогических исследований // Советская педагогика. — 1981. — № 1. Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997. Прокопьев И. И. Педагогика: избр. лекции: учеб. пособие: в 3 ч. — Гродно, 1997. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В., Хуторской А. В. и др. Эвристическое обучение // Педагогика. Основы общей педагогики. Дидакгика : учеб. пособие. — Минск, 2002. Ракитов А. И. Анатомия научного знания (Популярное введение в логику и методологию науки). — М., 1969. Ракитов А. И. О логических критериях научности // Вопросы философии. - 1972. - № 12. Рахманов И. В. Очерк истории методов преподавания новых иностранных языков: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1948. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. Савин Н.В. Методика преподавания педагогики. — М., 1987. Саранцев Г. И. Методология предметных методик обучения // Педагогика. — 2000. — № 8. Сахиуллина 3. Т. Эмпирическая теория абстракции и методы дидактического исследования // Советская педагогика. — 1969. — № 8. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. — 1994. — №5. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 2000. Сорокин Н.А. Дидактика. — М., 1974. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. —- М., 1974. Способ учения. Московский университет. Гимназия. — М., 1771. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: курс лекций: учеб. пособие. — М., 1998. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1989. Текучее А. В. Методика русского языка в средней школе. — М., 1970. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. — М., 1983. Теория и практика личностно ориентированного образования. «Круглый стол» // Педагогика. — 1996. — №5. Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». — М., 1968. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1953. — Т. I. Федоров Б. Ф. Учитывая особенности методики // Вестник высшей школы — 1972. - № 3. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М, 1995. Фокин Е. И. Проблема множественности эквивалентных описаний // Вопросы философии и социологии. — 1972. — Вып. 4. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................................................................................................................. 3 Глава 1. Дидактика и методика в системе педагогических наук........................ 8 1.1. О науке и педагогических категориях..................................................... 8 1.2. Общее понятие о дидактике, ее объекте и предмете........................... 20 1.3. Функции дидактики, ее понятийный состав.......................................... 26 1.4. Связь дидактики с другими отраслями знания и с практикой......... 37 1.5. Обучение как объект изучения................................................................. 46 Глава 2. Соотношение дидактики и методики обучения................................... 62 2.1. Генезис взаимосвязи дидактики и методики...................................... .62 2.2. Статус методики по отношению к дидактике....................................... 72 2.3. Закономерности и принципы обучения в дидактике и методике ....77 2.4. Характеристики учебно-воспитательного процесса.......................... 90 Глава 3. Научное обоснование обучения........................................................... 101 3.1. Научное обоснование и его функции................................................... 101 3.2. Дидактика и методика в научном обосновании обучения............. 114 3.3. Модель проектирования обучения........................................................ 125 Глава 4. Ключевые и предметные компетенции............................................... 133 4.1. Компетенции и компетентности в образовании................................ 133 4.2. Метапредметные функции образовательных компетенций........... 140 4.3. Проектирование предметных образовательных компетенций..... 146 Глава 5. Содержание и структура образования.................................................. 153 5.1. Культурологическая концепция содержания образования........... 153 5.2. Уровни представления содержания образования и принципы его формирования....................................................................................... 164 5.3. Общепредметное и предметное в образовательных стандартах. 180 5.4. Курс обучения: к обоснованию построения....................................... 192 5.5. Образовательная программа и учебник.............................................. 200 Глава 6. Образовательный процесс..................................................................... 226 6.1. Сущность образовательного процесса................................................ 226 6.2. Проектирование образовательного процесса.................................... 233 6.3. Формы и методы обучения....................................................................... 251 6.4. Средства обучения и контроля............................................................... 270 6.5. Рефлексия в обучении................................................................................ 288 Глава 7. Инновации в обучении.......................................................................... 297 7.1. Что такое нововведения и как они происходят.................................. 297 7.2. Нововведения на разных уровнях обучения....................................... 305 7.3. Дистанционное обучение как инновация............................................ 317 Заключение......................................................................................................... 331 Приложение......................................................................................................... 336 Рекомендуемая литература............................................................................ 337 346 УДК 37.026(075.8) ББК 74.202я73 К774 ВВЕДЕНИЕ
Рецензенты: зав. кафедрой педагогики Московского государственного областного университета, доктор педагогических наук, профессор Л. П. Крившенко; профессор кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук М. И. Кряхтунов Краевский В. В, К774 Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с. 18ВК 978-5-7695-2928-3 В пособии представлены дидактика и основы предметных методик обучения. Рассматриваются функции дидактики и методики обучения в проектировании и осуществлении образовательного процесса. Особое внимание уделяется научным основаниям обучения. Представлена культурологическая концепция содержания образования, определены роль и место компетенций и компетентное!ей в обучении. Рассмотрена проблема соотношения общепредметного и предметного в образовательных стандартах, на различных уровнях представления содержания образования. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Рекомендуется также педагогам-исследователям, слушателям системы повышения квалификации. УДК 37.026(075.8) ББК 74.202я73 (1)Н1.-шк111 макет данного издания является собственностью II >,),н>н- п-1 /хо.-к центра «Академия», и его воспроизведение любым способом (чч югласия правообладателя запрещается
Краевский ВВ., Хуторской А.В., 2007 Образовательно-издательский центр «Академия», 2007 Оформление. Издательский центр «Академия», 2007 Предлагаемое пособие посвящено вопросам структуры и соотношения двух отраслей педагогической науки, или педагогических дисциплин, — дидактики и методики. Изложены результаты исследовательской работы, проводившейся авторами в течение ряда лет в области определения научного содержания и взаимосвязи этих отраслей педагогики. Необходимость рассмотрения данной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами. Одним из условий дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания является четкое определение места, роли и соподчиненное™ каждого из компонентов, составляющих понятие «педагогические науки», а также соотношения педагогики со смежными науками. Однако в настоящее время теоретические исследования в этом направлении еще далеки от завершения, что затрудняет проведение научных поисков, связанных с раскрытием закономерностей, специфических для различных сторон современного педагогического процесса. Можно указать, например, на такие последствия недостаточного отграничения педагогических наук от смежных, как прямой перенос категорий и терминов последних в дидактику, выведение практических методических рекомендаций непосредственно из положений психологии или же из системы науки, изучающей явления, с которыми школьники должны ознакомиться в ходе обучения. Об отсутствии четких граней между педагогическими и смежными с ними науками, а также внутри круга педагогических наук свидетельствуют продолжающиеся по сей день споры о том, можно ли считать методику преподавания учебного предмета наукой. Все это вызывает необходимость специального освещения связей, существующих между различными отраслями педагогических знаний, а также между педагогическими и смежными с ними науками. В предлагаемом пособии представлен материал, относящийся к решению следующих проблем: - проблемы становления дидактики и методики как наук и эволюции научного обоснования этих отраслей педагогических знаний; - проблемы установления места дидактики в научном обосновании методов обучения предметам школьного курса на разных этапах эволюции этих методов; 3 - проблемы связи дидактики с методикой в том виде, в каком она функционирует в настоящее время, с учетом конкретных дидактических и методических закономерностей и принципов, специфических для этих наук; - проблемы инноваций в обучении, особенностей разработки и освоения новых методических систем, в том числе и системы дистанционного обучения. В связи с этим будет также рассмотрен ряд частных вопросов, связанных с выявлением тех аспектов развития научного обоснования обучения, на которые оказывали непосредственное влияние факторы дидактического порядка: вопрос о собственно методических закономерностях и принципах и о действии в сфере методики закономерностей смежных с ней наук; вопрос о концепциях методики как прикладной и как самостоятельной науки. Качество обучения во многом определяется дидактической и методической разработанностью процесса обучения, основанного на теоретическом анализе педагогической деятельности, рассматриваемой в ее динамике, в реальном практическом осуществлении, а главное — в единстве трех функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей. Результаты педагогических научных трудов в конечном счете должны найти свое отражение в конкретных рекомендациях, учебных пособиях и методических руководствах. В настоящее время в педагогическое сознание все глубже проникает представление о единстве фундаментального и прикладного аспектов педагогического исследования. В пособии представлен материал, отражающий прикладной аспект концепции процесса обучения ~ от общих дидактических оснований конструирования и осуществления процесса обучения до конкретных выводов и рекомендаций, относящихся к модернизации процесса обучения в современной школе. Усиление внимания к нормативной стороне обучения ни в коей мере не означает снижения теоретического уровня пособия. Именно в теоретическом плане в нем нашли отражение такие актуальные задачи, как: - необходимость осуществления принципа единства обучения и воспитания; - развитие самостоятельности мышления и творческой самореализации учащихся в процессе преподавания всех учебных дисциплин; - разработка эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса; - отыскивание продуктивных методов и средств обучения; - преодоление с помощью компетентностного подхода отчуждения ученика от учебно -воспитательного процесса; - формирование у педагогов умения выбирать оптимальные для данной педагогической ситуации методы, формы и средства обучения. В свете последней задачи приобретает значение предпринятая в книге попытка анализа различных сторон деятельности учителя с позиций дидактики как педагогической теории обучения. Эта деятельность рассматривается, с одной стороны, как объективно существующий элемент процесса обучения, а с другой — как главный фактор порождения этого процесса, когда учитель выступает в качестве его организатора. Разработка теоретического представления о том, какими должны быть в свете упомянутых задач методы и способы организации процесса обучения, необходима потому, что такое представление может явиться важным показателем качества обучения, эталоном для сравнения с реально применяемыми методами и способами. В этой функции его можно будет положить в основу объективной оценки качества обучения. В соответствии с общей позицией авторов обучение выступает как целостный объект дидактического анализа и конструирования. Особое внимание уделено специфике дидактического подхода к учебно-воспитательному процессу. Книга состоит из семи глав. В главе 1 «Дидактика и методика в системе педагогических наук рассматриваются вопросы, связанные с образованием в целом, представленным как общественное явление и как объект педагогической науки, раскрывается его роль и современное состояние, обосновывается необходимость выделения и специального изучения отдельных аспектов образовательной деятельности. Также в этой главе дается общее понятие о дидактике как педагогической дисциплине, выбирающей в качестве объекта изучения обучение, анализируется специфика дидактики как одной из областей социально-гуманитарного знания, ее понятийный состав, раскрывается связь дидактики с другими отраслями знания. Конкретно характеризуются закономерности и принципы обучения в связи с реализаций дидактикой ее специфических функций по отношению к педагогической действительности — научно-теоретической и конструктивно-технической. В главе 2 «Соотношение дидактики и методики обучения» исследуется эволюция взаимосвязи дидактики и методики, рассматриваются цели, задачи, структура предметных методик обучения, их взаимосвязь с педагогическими и непедагогическими науками. Уделяется внимание методологическим основам предметных методик обучения. Рассматриваются закономерности и принципы обучения в дидактике и методике. Также в этой главе определяются сходства и различия между методикой и соответствующей наукой или изучаемой предметной областью, выясняется отличие
4 5 методик обучения от педагогических технологий, приводятся примеры, даются характеристики учебно-воспитательного процесса. В главе 3 «Научное обоснование обучения» характеризуются аспекты, в которых обучение предстает по отношению к дидактике, с одной стороны, изучающей ее, а с другой — конструирующей (проектирующей). В широком контексте научного обоснования образовательной практики рассматриваются функции дидакгики и методики по отношению к научной и практической деятельности. Предлагается восемь ярусов научного обоснования обучения. Анализируется изменяющийся характер связей дидактики и методики. Представлена модель деятельности по проектированию обучения. Глава 4 «Ключевые и предметные компетенции» посвящена актуальной для современного педагога проблеме, связанной с подготовкой учащихся к деятельностному освоению изучаемых дисциплин с позиций их личностной и социальной значимости. В ней предлагается структура образовательных компетенций, в которую входят знания, умения и навыки, относящиеся к заданному кругу изучаемых объектов, социально-практическая обусловленность и личностная значимость компетенции для ученика, способы его деятельности, минимально необходимый опыт в сфере данной компетенции. В ракурсе соотношения дидактики и методики выделяется трехуровневая иерархия компетенций, в которую входят: I) ключевые компетенции, отражающие метапредметное содержание образования; 2) общепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. В данной главе уделяется внимание вопросам проектирования предметных компетенций и формирования с их помощью соответствующих компетентностей учащихся. В главе 5 «Содержание и структура образования» излагается культурологическая концепция содержания образования, основы которой были заложены в 1970—1980 гг. научным коллективом под руководством В. В. Краевского, И.Я.Лернера и М.Н.Скатки-на и которая стала ориентиром для значительной части разработчиков стандартов общего среднего образования в период модернизации образования. Она нашла применение также в исследовании конкретных проблем содержания высшего педагогического образования. В этой главе также рассматриваются цели образования на современном этапе; способы их воплощения в содержании и организации образовательного процесса в условиях модернизации образования; раскрывается связь между гуманистической ориентацией образования и определением его содержания; соотношение между общими представлениями о социальной функции человека и конкретными концепциями содержания образования в истории отечественной дидактики и в настоящее время. Кроме того, в этой главе приводятся примеры разработки содержания образования на различных основаниях. Детально характеризуется содержание образования как педагогическая модель социального опыта, уровни и принципы формирования содержания образования. Анализируются проблемы общепредметного и предметного содержания образовательных стандартов, а также вопросы определения допредметного минимума содержания, раскрывается структура и специфика конструирования образовательных программ и учебников личностно ориентированного типа. В главе 6 «Образовательный процесс» дается краткое изложение современного состояния образовательного процесса, рассматриваются структура и виды педагогических технологий, их связь с формами и методами обучения, приводится типология форм и методов продуктивного обучения. Среди средств обучения и контроля выделяются современные компьютерные, мультимедийные средства, интернет-технологии и ресурсы. Специфика личностно-ориентированного подхода к обучению раскрывается на основе применения методов рефлексии на разных этапах учебного процесса: в начале изучения темы, в процессе развития образовательных ситуаций, на стадии самосознания и оценки учащимися образовательных результатов. Глава 7 «Инновации в обучении» посвящена рассмотрению особенностей инновационных процессов в отечественной школьной практике последних лет. В ней предлагается типология педагогических нововведений, приводятся данные об отношении педагогов к нововведениям, перечисляются, препятствующие им факторы. На примере дистанционного обучения раскрываются особенности соотношения дидактики и методики обучения в процессе проектирования и освоения педагогических новшеств: дистанционных эвристических олимпиад и проектов, дистанционного профильного обучения. В конце каждого раздела имеются вопросы и задания для самоконтроля, а также практикум. 6 Глава 1 ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |