Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК




ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальностям: 031000 (050706) Педагогика и психология;

033400 (050701) ~~ Педагогика; 0ПД.Ф.02 — Педагогика

АСАЕЖМА

Москва

Издательский центр «Академия»

2007


Подласый И. П. Педагогика. — М., 1996.

Полонский В.М. Критерии актуальности педагогических исследований // Советская педагогика. — 1982. — № 5.

Полонский В. М. Методы определения новизны результатов педагоги­ческих исследований // Советская педагогика. — 1981. — № 1.

Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997.

Прокопьев И. И. Педагогика: избр. лекции: учеб. пособие: в 3 ч. — Грод­но, 1997.

Прокопьев И.И., Михалкович Н.В., Хуторской А. В. и др. Эвристиче­ское обучение // Педагогика. Основы общей педагогики. Дидакгика : учеб. пособие. — Минск, 2002.

Ракитов А. И. Анатомия научного знания (Популярное введение в ло­гику и методологию науки). — М., 1969.

Ракитов А. И. О логических критериях научности // Вопросы филосо­фии. - 1972. - № 12.

Рахманов И. В. Очерк истории методов преподавания новых иностран­ных языков: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1948.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.

Савин Н.В. Методика преподавания педагогики. — М., 1987.

Саранцев Г. И. Методология предметных методик обучения // Педаго­гика. — 2000. — № 8.

Сахиуллина 3. Т. Эмпирическая теория абстракции и методы дидакти­ческого исследования // Советская педагогика. — 1969. — № 8.

Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. — 1994. — №5.

Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстраци­ях. - М., 2000.

Сорокин Н.А. Дидактика. — М., 1974.

Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидак­тического анализа. —- М., 1974.

Способ учения. Московский университет. Гимназия. — М., 1771.

Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: курс лекций: учеб. пособие. — М., 1998.

Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1989.

Текучее А. В. Методика русского языка в средней школе. — М., 1970.

Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. — М., 1983.

Теория и практика личностно ориентированного образования. «Круг­лый стол» // Педагогика. — 1996. — №5.

Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». — М., 1968.

Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1953. — Т. I.

Федоров Б. Ф. Учитывая особенности методики // Вестник высшей школы — 1972. - № 3.

Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психоло­гии. - М, 1995.

Фокин Е. И. Проблема множественности эквивалентных описаний // Вопросы философии и социологии. — 1972. — Вып. 4.




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................................. 3

Глава 1. Дидактика и методика в системе педагогических наук........................ 8

1.1. О науке и педагогических категориях..................................................... 8

1.2. Общее понятие о дидактике, ее объекте и предмете........................... 20

1.3. Функции дидактики, ее понятийный состав.......................................... 26

1.4. Связь дидактики с другими отраслями знания и с практикой......... 37

1.5. Обучение как объект изучения................................................................. 46

Глава 2. Соотношение дидактики и методики обучения................................... 62

2.1. Генезис взаимосвязи дидактики и методики...................................... .62

2.2. Статус методики по отношению к дидактике....................................... 72

2.3. Закономерности и принципы обучения в дидактике и методике ....77

2.4. Характеристики учебно-воспитательного процесса.......................... 90

Глава 3. Научное обоснование обучения........................................................... 101

3.1. Научное обоснование и его функции................................................... 101

3.2. Дидактика и методика в научном обосновании обучения............. 114

3.3. Модель проектирования обучения........................................................ 125

Глава 4. Ключевые и предметные компетенции............................................... 133

4.1. Компетенции и компетентности в образовании................................ 133

4.2. Метапредметные функции образовательных компетенций........... 140

4.3. Проектирование предметных образовательных компетенций..... 146

Глава 5. Содержание и структура образования.................................................. 153

5.1. Культурологическая концепция содержания образования........... 153

5.2. Уровни представления содержания образования и принципы

его формирования....................................................................................... 164

5.3. Общепредметное и предметное в образовательных стандартах. 180

5.4. Курс обучения: к обоснованию построения....................................... 192

5.5. Образовательная программа и учебник.............................................. 200

Глава 6. Образовательный процесс..................................................................... 226

6.1. Сущность образовательного процесса................................................ 226

6.2. Проектирование образовательного процесса.................................... 233

6.3. Формы и методы обучения....................................................................... 251

6.4. Средства обучения и контроля............................................................... 270

6.5. Рефлексия в обучении................................................................................ 288

Глава 7. Инновации в обучении.......................................................................... 297

7.1. Что такое нововведения и как они происходят.................................. 297

7.2. Нововведения на разных уровнях обучения....................................... 305

7.3. Дистанционное обучение как инновация............................................ 317

Заключение......................................................................................................... 331

Приложение......................................................................................................... 336

Рекомендуемая литература............................................................................ 337



346


УДК 37.026(075.8) ББК 74.202я73 К774




ВВЕДЕНИЕ


 


Рецензенты:

зав. кафедрой педагогики Московского государственного областного

университета, доктор педагогических наук, профессор Л. П. Крившенко;

профессор кафедры педагогики высшей школы

Московского педагогического государственного университета,

доктор педагогических наук М. И. Кряхтунов



Краевский В. В,

К774 Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Ху­торской. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

18ВК 978-5-7695-2928-3

В пособии представлены дидактика и основы предметных методик обучения. Рассматриваются функции дидактики и методики обучения в проектировании и осуществлении образовательного процесса. Особое внимание уделяется научным основаниям обучения. Представлена куль­турологическая концепция содержания образования, определены роль и место компетенций и компетентное!ей в обучении. Рассмотрена про­блема соотношения общепредметного и предметного в образовательных стандартах, на различных уровнях представления содержания образова­ния.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Рекомен­дуется также педагогам-исследователям, слушателям системы повыше­ния квалификации.

УДК 37.026(075.8) ББК 74.202я73

(1)Н1.-шк111 макет данного издания является собственностью

II >,),н>н- п-1 /хо.-к центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

(чч югласия правообладателя запрещается

П,Ч«, >Ч!Н I

Краевский ВВ., Хуторской А.В., 2007 Образовательно-издательский центр «Академия», 2007 Оформление. Издательский центр «Академия», 2007


Предлагаемое пособие посвящено вопросам структуры и соот­ношения двух отраслей педагогической науки, или педагогиче­ских дисциплин, — дидактики и методики. Изложены результаты исследовательской работы, проводившейся авторами в течение ряда лет в области определения научного содержания и взаимосвязи этих отраслей педагогики.

Необходимость рассмотрения данной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами. Одним из условий дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания является чет­кое определение места, роли и соподчиненное™ каждого из ком­понентов, составляющих понятие «педагогические науки», а так­же соотношения педагогики со смежными науками. Однако в на­стоящее время теоретические исследования в этом направле­нии еще далеки от завершения, что затрудняет проведение науч­ных поисков, связанных с раскрытием закономерностей, специ­фических для различных сторон современного педагогического процесса.

Можно указать, например, на такие последствия недостаточ­ного отграничения педагогических наук от смежных, как прямой перенос категорий и терминов последних в дидактику, выведе­ние практических методических рекомендаций непосредственно из положений психологии или же из системы науки, изучающей явления, с которыми школьники должны ознакомиться в ходе обучения. Об отсутствии четких граней между педагогическими и смежными с ними науками, а также внутри круга педагогических наук свидетельствуют продолжающиеся по сей день споры о том, можно ли считать методику преподавания учебного предмета на­укой.

Все это вызывает необходимость специального освещения свя­зей, существующих между различными отраслями педагогических знаний, а также между педагогическими и смежными с ними на­уками.

В предлагаемом пособии представлен материал, относящийся к решению следующих проблем:

- проблемы становления дидактики и методики как наук и эво­люции научного обоснования этих отраслей педагогических зна­ний;

- проблемы установления места дидактики в научном обосно­вании методов обучения предметам школьного курса на разных этапах эволюции этих методов;


3


- проблемы связи дидактики с методикой в том виде, в каком она функционирует в настоящее время, с учетом конкретных ди­дактических и методических закономерностей и принципов, спе­цифических для этих наук;

- проблемы инноваций в обучении, особенностей разработки и освоения новых методических систем, в том числе и системы дистанционного обучения.

В связи с этим будет также рассмотрен ряд частных вопросов, связанных с выявлением тех аспектов развития научного об­основания обучения, на которые оказывали непосредственное влияние факторы дидактического порядка: вопрос о собственно методических закономерностях и принципах и о действии в сфе­ре методики закономерностей смежных с ней наук; вопрос о концепциях методики как прикладной и как самостоятельной науки.

Качество обучения во многом определяется дидактической и методической разработанностью процесса обучения, основанно­го на теоретическом анализе педагогической деятельности, рас­сматриваемой в ее динамике, в реальном практическом осуще­ствлении, а главное — в единстве трех функций обучения: обра­зовательной, воспитательной и развивающей.

Результаты педагогических научных трудов в конечном счете должны найти свое отражение в конкретных рекомендациях, учеб­ных пособиях и методических руководствах. В настоящее время в педагогическое сознание все глубже проникает представление о единстве фундаментального и прикладного аспектов педагоги­ческого исследования. В пособии представлен материал, отража­ющий прикладной аспект концепции процесса обучения ~ от общих дидактических оснований конструирования и осуществ­ления процесса обучения до конкретных выводов и рекоменда­ций, относящихся к модернизации процесса обучения в совре­менной школе.

Усиление внимания к нормативной стороне обучения ни в коей мере не означает снижения теоретического уровня пособия. Именно в теоретическом плане в нем нашли отражение такие актуаль­ные задачи, как:

- необходимость осуществления принципа единства обучения и воспитания;

- развитие самостоятельности мышления и творческой само­реализации учащихся в процессе преподавания всех учебных дис­циплин;

- разработка эффективных форм организации учебно-воспита­тельного процесса;

- отыскивание продуктивных методов и средств обучения;

- преодоление с помощью компетентностного подхода отчуж­дения ученика от учебно -воспитательного процесса;


- формирование у педагогов умения выбирать оптимальные для данной педагогической ситуации методы, формы и средства обу­чения.

В свете последней задачи приобретает значение предпринятая в книге попытка анализа различных сторон деятельности учителя с позиций дидактики как педагогической теории обучения. Эта дея­тельность рассматривается, с одной стороны, как объективно су­ществующий элемент процесса обучения, а с другой — как глав­ный фактор порождения этого процесса, когда учитель выступает в качестве его организатора.

Разработка теоретического представления о том, какими долж­ны быть в свете упомянутых задач методы и способы организации процесса обучения, необходима потому, что такое представление может явиться важным показателем качества обучения, эталоном для сравнения с реально применяемыми методами и способами. В этой функции его можно будет положить в основу объективной оценки качества обучения.

В соответствии с общей позицией авторов обучение выступает как целостный объект дидактического анализа и конструирова­ния. Особое внимание уделено специфике дидактического подхо­да к учебно-воспитательному процессу.

Книга состоит из семи глав. В главе 1 «Дидактика и методика в системе педагогических наук рассматриваются вопросы, связан­ные с образованием в целом, представленным как обществен­ное явление и как объект педагогической науки, раскрывается его роль и современное состояние, обосновывается необходи­мость выделения и специального изучения отдельных аспектов образовательной деятельности. Также в этой главе дается общее понятие о дидактике как педагогической дисциплине, выбира­ющей в качестве объекта изучения обучение, анализируется спе­цифика дидактики как одной из областей социально-гуманитар­ного знания, ее понятийный состав, раскрывается связь дидак­тики с другими отраслями знания. Конкретно характеризуются закономерности и принципы обучения в связи с реализаций ди­дактикой ее специфических функций по отношению к педагоги­ческой действительности — научно-теоретической и конструк­тивно-технической.

В главе 2 «Соотношение дидактики и методики обучения» ис­следуется эволюция взаимосвязи дидактики и методики, рассмат­риваются цели, задачи, структура предметных методик обучения, их взаимосвязь с педагогическими и непедагогическими науками. Уделяется внимание методологическим основам предметных ме­тодик обучения. Рассматриваются закономерности и принципы обучения в дидактике и методике. Также в этой главе определяют­ся сходства и различия между методикой и соответствующей нау­кой или изучаемой предметной областью, выясняется отличие


 


4


5


методик обучения от педагогических технологий, приводятся при­меры, даются характеристики учебно-воспитательного процесса.

В главе 3 «Научное обоснование обучения» характеризуются аспекты, в которых обучение предстает по отношению к дидактике, с одной стороны, изучающей ее, а с другой — конструирующей (проектирующей). В широком контексте научного обоснования об­разовательной практики рассматриваются функции дидакгики и методики по отношению к научной и практической деятельности. Предлагается восемь ярусов научного обоснования обучения. Ана­лизируется изменяющийся характер связей дидактики и методики. Представлена модель деятельности по проектированию обучения.

Глава 4 «Ключевые и предметные компетенции» посвящена актуальной для современного педагога проблеме, связанной с подготовкой учащихся к деятельностному освоению изучаемых дисциплин с позиций их личностной и социальной значимости. В ней предлагается структура образовательных компетенций, в ко­торую входят знания, умения и навыки, относящиеся к заданно­му кругу изучаемых объектов, социально-практическая обуслов­ленность и личностная значимость компетенции для ученика, способы его деятельности, минимально необходимый опыт в сфере данной компетенции.

В ракурсе соотношения дидактики и методики выделяется трех­уровневая иерархия компетенций, в которую входят: I) ключе­вые компетенции, отражающие метапредметное содержание об­разования; 2) общепредметные компетенции, относящиеся к оп­ределенному кругу учебных предметов и образовательных облас­тей; 3) предметные компетенции, имеющие конкретное описа­ние и возможность формирования в рамках учебных предметов. В данной главе уделяется внимание вопросам проектирования предметных компетенций и формирования с их помощью соот­ветствующих компетентностей учащихся.

В главе 5 «Содержание и структура образования» излагается культурологическая концепция содержания образования, основы которой были заложены в 1970—1980 гг. научным коллективом под руководством В. В. Краевского, И.Я.Лернера и М.Н.Скатки-на и которая стала ориентиром для значительной части разработ­чиков стандартов общего среднего образования в период модер­низации образования. Она нашла применение также в исследова­нии конкретных проблем содержания высшего педагогического образования. В этой главе также рассматриваются цели образова­ния на современном этапе; способы их воплощения в содержании и организации образовательного процесса в условиях модерниза­ции образования; раскрывается связь между гуманистической ори­ентацией образования и определением его содержания; соотно­шение между общими представлениями о социальной функции человека и конкретными концепциями содержания образования


в истории отечественной дидактики и в настоящее время. Кроме того, в этой главе приводятся примеры разработки содержания образования на различных основаниях. Детально характеризуется содержание образования как педагогическая модель социального опыта, уровни и принципы формирования содержания образова­ния.

Анализируются проблемы общепредметного и предметного содержания образовательных стандартов, а также вопросы опре­деления допредметного минимума содержания, раскрывается структура и специфика конструирования образовательных про­грамм и учебников личностно ориентированного типа.

В главе 6 «Образовательный процесс» дается краткое изложе­ние современного состояния образовательного процесса, рассмат­риваются структура и виды педагогических технологий, их связь с формами и методами обучения, приводится типология форм и методов продуктивного обучения. Среди средств обучения и кон­троля выделяются современные компьютерные, мультимедийные средства, интернет-технологии и ресурсы. Специфика личностно-ориентированного подхода к обучению раскрывается на основе применения методов рефлексии на разных этапах учебного про­цесса: в начале изучения темы, в процессе развития образова­тельных ситуаций, на стадии самосознания и оценки учащимися образовательных результатов.

Глава 7 «Инновации в обучении» посвящена рассмотрению особенностей инновационных процессов в отечественной школь­ной практике последних лет. В ней предлагается типология педаго­гических нововведений, приводятся данные об отношении педа­гогов к нововведениям, перечисляются, препятствующие им фак­торы. На примере дистанционного обучения раскрываются осо­бенности соотношения дидактики и методики обучения в про­цессе проектирования и освоения педагогических новшеств: ди­станционных эвристических олимпиад и проектов, дистанцион­ного профильного обучения.

В конце каждого раздела имеются вопросы и задания для само­контроля, а также практикум.


6


Глава 1












ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...