Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование личности и взглядов К.Калиновского




Содержание

 

Введение. 3

1. Историография и источники. 5

2 Формирование личности и взглядов К. Калиновского. 16

3 К. Калиновский как руководитель восстания 1863 г. 28

4 Общественно-политические воззрения К. Калиновского. 44

Заключение. 58

 



Введение

Восстание 1863 – 1864 гг. явилось одним из наиболее значимых событий истории Беларуси второй половины 19 века. Оно было обусловлено рядом причин. Во-первых крестьяне проявили недовольство условиями проведенной реформы 1861 г., а во-вторых усиление польского освободительного движения. Обострился национальный вопрос. Особенно это касалось присоединенных территорий бывшей Речи Посполитой. Патриотично настроенное население Польши, Литвы и Беларуси и раньше поднимали антироссийские восстания, но по характеру они были шляхетскими, основной упор в них делался на дворянство, которое стремилось не допустить народные массы до борьбы.

В середине 19 века появились революционные демократы, в их числе безземельная шляхта, низшие слои чиновничества и священства и представители разночинной интеллигенции. Основную свою задачу революционеры-демократы видели в свержении самодержавия и установлении народовластия, ликвидации помещичьего землевладения и передачи земли крестьянам. Для народов России предусматривалось право на самоопределение. На таких позициях стояла российская революционно-демократическая организация «Земля и воля», под влияние которой попадали многие студенты, выходцы из Беларуси, Польши, Литвы, которые приезжали в Россию учиться. Попытка царского правительства снять напряжение крестьянской реформой 1861 года полностью не решила аграрного вопроса. Условия освобождения от крепостничества, сохранение экономической зависимости от помещиков, вызвало волну недовольства крестьянства. Страна стояла на пороге широкой народной войны против поработителей.

Единства между конспираторами не было. "Красные" - сторонники восстания - делились на две группировки: умеренных и радикалов. Умеренные "красные" (главным образом мелкая шляхта) видели задачи восстания в восстановлении Речи Посполитой в границах 1772 года, провозглашении демократических свобод; крестьян обещали наделить землей за счет государства, интересы же бывших "провинций" Речи Посполитой: Беларуси, Литвы, Украины практически игнорировались. Главная роль в восстании уделялось шляхте, вспомогательная – крестьянству. Программа "красных"- радикалов была созвучной с позицией российской "Земли и воли". Сторонники этой программы, в основном, выходцы из земель бывшего Великого княжества Литовского, считали, что восстание может иметь успех только в случае его перерастания в общероссийскую крестьянскую войну. Крупные землевладельцы, так называемые, "белые" выступали категорически против восстания. Поклонники старых шляхетских порядков, они хотели добиться восстановления Речи Посполитой с помощью иноземных держав: Англии и Франции, которые еще совсем недавно воевали против России в Крымской войне.

В истории освободительного движения, а так же общественно-политической мысли Беларуси XIX века особое место занимает Викентий Константин Семенович (Кастусь) Калиновский – революционер-демократ, мыслитель, публицист, поэт, талантливый руководитель восстания 1863–1864 гг. в Беларуси и Литве.

Величие К. Калиновского в том, что он выступил последовательным защитником интересов белорусского крестьянства, он сумел призвать белорусских крестьян к восстанию, ниспровержению царского самодержавия. Свой короткий жизненный путь (а прожил Калиновский всего лишь 26 лет) он прошел как подлинный народный герой, поражая соратников и современников мужеством, стойкостью, смелостью, волей, беззаветной преданностью идеалам освободительной борьбы. Своей просветительский и идейно-теоретической деятельностью К. Калиновский оказал большое влияние на дальнейшее развитие белорусского языка и литературы, общественно-политической мысли, национального самосознания и белорусской демократической культуры в целом.

Актуальность выбранной темы обосновывается необходимостью прояснить некоторые стороны деятельности Кастуся Калиновского и определить его роль в формировании мировоззрения и самосознания современного белорусского народа. В трудах различных ученых выражаются разные, иногда противоположные точки зрения на личность Калиновского, ведутся споры о его национальности и самой сути восстания 1863–1864 годов. Калиновского называют то поляком, то белорусом, то даже польским фанатиком, а восстание одни ученые относят к чисто польскому антирусскому бунту, а другие считают его белорусской войной за независимость.

Цель работы – проследить становление революционно-демократического мировоззрения Калиновского, отметить основные этапы его деятельности и ее влиянии на жизнь общества.

При написании данной дипломной работы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать историографию и источники;

2. Рассмотреть формирование личности и взглядов К. Калиновского;

3. Изучить роль К. Калиновского как руководителя восстания 1863 г.;

4. Охарактеризовать общественно-политические воззрения К. Калиновского.

Предмет исследования – восстание 1863 – 1864 гг.

Объект исследования – личность Кастуся Калиновского.

В данной дипломной работе был использован метод анализа, синтеза, историзма, объективизма, историко-культурный, историко-сравнительный.

 



Историография и источники

 

События восстания 1863-1864гг. на территории Беларуси рассматривались, как в ряде обобщающих трудов, так и исторических исследованиях.

С момента появления исследований по национальной истории К. Калиновский ассоциировался с истинным героем, который выступал за разрешение крестьянского и национального вопроса в Беларуси. Начал формировать такой образ К. Калиновского один из представителей белорусского национального движения начала XX в. В. Ластовский. Подобных взглядов придерживался и В. Игнатовский, который восстание 1863-1864 гг. охарактеризовал как буржуазно-демократическое, а К.Калиновского – как белорусского революционера-демократа. В 1930-х гг. появились другие оценки восстания 1863-1864 гг. и личности К. Калиновского. С. Агурский заявлял, что восстание 1863 г. проходило под польскими шовинистическими лозунгами, а К. Калиновского называл «мифическим героем» и«польским шовинистом». В 1950-х гг. К. Калиновский назывался предводителем крестьянского восстания, создателем вольной белорусской печати, крупнейшим представителем передового общественного мнения Беларуси XIXв., которое развивалось под влиянием русских революционных демократов.

В историографии восстанию 1863—1864 гг. посвящена многочисленная и в то же время довольно противоречивая литература, представленная преимущественно польскими и российскими авторами.

В российской историографии информация о Калиновском появилась благодаря работам членов следственной комиссии, допрашивавшей повстанцев. Созданный в результате её деятельности образ в полном объёме отразился в работе В.Ратча, откуда перешел на страницы художественной литературы. Как нигилист и фанатик революционной идеи (по В. Крестовскому) законченное оформление в дореволюционной российской историографии Калиновский получил в работе П. Брянцева.

Польские современники изображали Калиновского личностью одаренной, до конца преданной делу восстания. Бывший в 1863—1864 гг. секретарем Национального правительства Юзеф Яновский (1832—1914) назвал повстанца «человеком, преданным душой и телом идее освобождения народа, истинным апостолом белорусского народа, настоящим героем восстания 1863 года».

Становление белорусской историографии о восстании произошло в 1920-е гг. В популярной литературе того времени (в частности, у В. Ластовского) Калиновский характеризуется как национальный герой, первый белорусский революционер и руководитель крестьянского антипомещицкого восстания.

Первый серьёзный научный анализ событий восстания и взглядов К. Калиновского был предпринят в статьях и монографии Всеволода Игнатовского. Он охарактеризовал восстание как буржуазно-демократичное, а Калиновского — как белорусского революционер-демократа, идеолога левых «красных», который по определенным вопросам был вынужденный идти на компромисс с правым крылом «белых».

В то же время существовали и другие оценки восстания: так, белорусский советский историк Самуил Огурский в своей книге «Нарысы па гісторыі рэвалюцыйнага руху на Беларусі (1863—1917)» заявлял, что восстание 1863 г. было организовано польскими помещиками и католическим духовенствам и проходило под польскими шовинистическими лозунгами, автор назвал Калиновского «мифическим героем» и «польским шовинистом», похожего мнения придерживались российские монархические авторы. В 1930-е гг. в БССР К. Калиновский оценивался как реакционный деятель. Его возвращение в ряды положительных персонажей истории Белоруссии связано с работой русского ученого С. Н. Драницына, в которой Калиновский был назван «известным якобинцем» и «революционным демократом», что нашло отражение и в первом издании Большой Советской Энциклопедии. Этим был официально снят запрет на исследования личности повстанца в БССР, чем и воспользовался сотрудник Института истории АН БССР И. Ф. Лочмель. В его работах конца 1930-х годов К. Калиновский представал как наиболее радикальный руководитель восстания, выразитель и защитник интересов белорусского крестьянства.

В послевоенный период значительный вклад в разработку истории восстания и научной биографии К. Калиновского внесли белорусские историки Владимир Перцев, Анатолий Смирнов, Иван Лущицкий, Геннадий Киселёв, Сусанна Самбук. Были сделаны выводы о враждебности К. Калиновского шляхетскому национально-освободительному движению и непризнании революционером руководящей роли Варшавского комитета и его программы. Калиновский был охарактеризован, как создатель свободной белорусской печати и крупнейший представитель передового общественного мнения Белоруссии XIX в. Вместе с тем отвергалась признанное в первые послевоенные годы наличие в программе К. Калиновского лозунгов за государственную самостоятельность Литвы и Белоруссии, утверждалась, что Калиновскому его приписали «идеологи самодержавия и польские националисты».

С введением в научное употребление многотомного сбора документов и материалов, посвящённых восстанию, произошло существенное уточнение сделанных ранее выводов. Так, историк А. Смирнов признал и положительно оценил постановку К. Калиновским вопроса об образовании самостоятельной Литовско-Белорусской республики. Однако во 2-м томе «Истории Белорусской ССР» (Минск, 1972) позиции белорусских революционных демократов по национальному вопросу накануне и во время восстания не упомянуты. Параллельно с этими процессами, в публикациях 1960-х гг. сформировалось и иное мнение. Так, М. Миско заявил, что К. Калиновский рассматривал Литву и Белоруссию как часть Польши и полностью разделял программу польского повстанческого правительства, которая предусматривала включение белорусско-литовских земель в состав Польского государства и сохранение помещичьего землевладения. При этом М. Миско полностью проигнорировал известные факты, которые свидетельствуют про острый конфликт Калиновского и Виленского повстанческого центра в целом с варшавским Центральным национальным комитетом.

Широко распространено мнение, что данный конфликт явился следствием несоответствия взглядов К. Калиновского с программой Варшавского центрального комитета. В частности, Калиновский выступал за самостоятельность белорусско-литовских земель и революционно-демократические пути решения аграрного вопроса. Основанное на исторических источниках доказательство данной трактовки конфликта привёл М. Бич. Историк указывает, что в книге российского генерал-майора В. Ратча, который мог пользоваться всеми документами следствия, отмечено следующее:

Калиновский «настойчиво проводил идею самостоятельности Литвы», его партия «решила окончательно избавиться от варшавской опеки». «Калиновский, — писал Ратч, — принимал на себя диктатуру. Варшавское правительство должно было <…> получить сообщение, что Литва и Белоруссия — самостоятельное государство». По сведениям Ратча, успех восстания Калиновский в решающей степени связывал с активным участием в нём крестьянских масс, с созданием крестьянской организации и в связи с этим выступал за передачу всей земли крестьянству. На знать он не надеялся и высказывался за ликвидацию «этой гнилой и развращённой касты»

Далее М. Бич последовательно приводит аналогичные мнения о К. Калиновском секретаря Варшавского правительства Юзефа Яновского и лидера литовско-белорусских «белых» Якуба Гейштара:

Калиновский «не хотел иметь никакого отношения к знати, а опирался только на народ. Связь Литвы с Польшей понимал только как федеративную — с полной независимостью Литвы. Не признавал сполна власть Центрального комитета, не желал принимать оттуда никаких приказов или поручений. Эта позиция Калиновского, которую не все в Комитете (ЛПК — М. Б.) полностью разделяли, была поводом для недоразумений»

«Это была натура вспыльчивая, но справедливая, без какой-либо тени лицемерия. Предан душой и сердцем народу, однако сторонник крайних революционных теорий, который не останавливался даже перед развязыванием гражданской войны и думал к тому же о самостоятельности Литвы. Был несравненным, образцовым конспиратором, душой Комитета… При первом знакомстве доказывал мне, что участие знати и помещиков в восстания не только не нужно, но и вредно. Народ сам завоюет себе свободу и потребует собственность у помещиков»

М. Бич указывает на то, что крайнее обострение взаимоотношений между ЛПК и ЦНК в конце 1862 г. засвидетельствовал член ЦНК Оскар Авейде в своих показаниях следственной комиссии в январе 1865 г. В частности, он сослался на факты удаления из состава ЛПК варшавского комиссара Нестора Дзюлерана, а затем и его преемника, отметил твёрдость и решительность, с которой ЛПК требовал равноправия во взаимоотношениях с Варшавой и передачи в подчинение Вильно Белостоцкого воеводства. Именно Авейде по поручению ЦНК вёл переговоры о статусе с уполномоченными ЛПК Эдмундом Веригой, а затем — с Болеславом Длуским. Первый из них пошёл на принципиальные уступки и согласился со статусом, согласно которому Вильно попадала в полное подчинение Варшаве. Только по вопросу о сроке восстания согласие литовского представителя в ЦНК было обязательным. В другом случае Литва не была обязана принять назначаемый в Варшаве срок. ЛПК отклонил это соглашение и послал для переговоров в Варшаву Б. Длуского. «По какой-то слепой твёрдости и его и комитета виленского в этих необоснованных, на наш взгляд, требованиях, — отмечал Авейде, — я, несмотря на все мои усилия, на все возможные уступки со стороны Центрального комитета, не успел прийти к соглашению с Длуским в течение целых двух или трёх недель. Это обстоятельство было настоящим и большим вредом для революции, потому что до самого момента восстания [соглашения] между Вильно и Варшавой ни произошло».

Схожие мнения о причинах конфликта широко распространены в польской и литовской историографии. В частности, их указывали В. Пшиборовский, А. Янулайтис, В. Кардович, К. Канкалевский, С. Кеневич, редакция Польского биографического словаря и др. историки.

Однако некоторые историки предлагает другие объяснения этому конфликту. Так, А. Гронский пишет, что «Варшава подчинила себе часть территории, ранее контролируемой из Вильно, и стала собирать там деньги. Естественно, полный амбиций и юношеского максимализма, В.-К. Калиновский не мог стерпеть то, что из-под его контроля ушёл регион, который мог давать финансовую поддержку. Этот факт белорусские историки почему-то воспринимают как доказательство проповедования К. Калиновским белорусских идей. На самом же деле речь шла лишь о неприятии Варшавы как явления, мешающего молодому и амбициозному человеку вершить „правильный“ ход истории». Иное мнение в 1923 г. высказывал и профессор Виленского университета С. Костелковский. От утверждал, что не может быть и речи о стремлении Вильно обособиться от Варшавы. «Считаю, — писал Костелковский, — что в 1863 году можно противопоставить повстанческое правительство в Варшаве такому же самому правительству в Вильно не как польское национальное правительство литовскому национальному правительству, а только как правительство центральное правительству провинциальному… Не было даже разговора про образование самостоятельного, а тем более враждебного к Польше, литовского государства… У Калиновского обособленность держалась только на разнице в повстанческой тактике и была связана с определёнными личными амбициями». Этот свой тезис автор основывает на цитатах из «Письма Яськи-хозяина мужикам земли Польской».

В польской, российской (в том числе советской) и некоторой части белорусский историографии восстание 1863—1864 гг. в Польше, Литве и Белоруссии традиционно определяется как польское. Тем самым, по словам большинства белорусских авторов, игнорируются существенные его особенности в белорусско-литовском регионе и в первую очередь факт, что, как указывает М. Бич, в преддверии и в процессе восстания впервые достаточно выразительно проявилось течение белорусского национально-освободительного движения во главе с К. Калиновским. Исходя из этого в ряде публикаций белорусских историков оно применительно к территории Литвы-Белоруссии не называется польским. Этот постулат, однако, не принимают некоторые публицисты. Например, С. Шиптенко пишет, что «крестьяне уклонялись от участия в восстании, считая его дело польским и панским, массово выступив против мятежников, при организации Виленским генерал-губернатором гр. М. Н. Муравьёвым сельских караулов, то есть на народный элемент в крае смог опереться именно Муравьёв-Виленский, а не Калиновский».

В свою очередь, историк М. Бич указывает на то, что недоверие белорусских крестьян было вызвано фактом поддержки восстания местными польскими помещиками, ограниченностью программы его руководителей и лозунгом восстановления польского государства. Кроме этого, М. Бич делает вывод, что на поддержку восстания среди крестьянства повлияли лживые слухи, которые распространяла царская власть и православная церковь — «будто бы польские помещики восстали против русского царя за то, что он освободил крестьян из крепостничества и стремятся восстановить крепостной строй». Похожего мнения придерживается историк А. Грицкевич: «Православным крестьянам стали внушать, что они „истинно русские и должны помочь разгромить этот польский мятеж“. Раздали ружья — и белорусы принялись стрелять белорусов». Существенно повлияли на крестьян и те изменения в реализации реформы 19 февраля, на которые пошла власть в связи с восстанием.

Белорусский историк А. Гронский высказывает мнение, что фигура и жизнь Калиновского, как и само восстание, в значительной степени мифологизированы для придания им белорусских черт.

В 10-е годы XX века, когда ещё были живы свидетели польского восстания 1863—1864 годов, представители белорусского национального движения не находили в восстании никаких белорусских деятелей, в том числе Викентия Константина Калиновского. В газете «Наша ніва» нет ни одного упоминания о нём. Калиновского попытались сделать белорусским национальным героем лишь в конце Первой мировой войны, то есть через более чем 50 лет после его смерти, когда подавляющее большинство очевидцев восстания уже умерло, и никто не мог опровергнуть утверждения новых белорусских историков. Легенда распространилась после крушения Российской империи в среде белорусских сепаратистов, удачно, хоть и не без трудностей, вписалась в советскую историографию и, наконец, так же удачно перешла в новую националистическую концепцию истории, начавшую формироваться в конце 80-х годов XX века. В Белоруссии конца XX столетия легенда о К. Калиновском получила новое развитие.

Гронский А. Д. Кастусь Калиновский: конструирование героя // Беларуская думка. № 2. 2008. С. 82-87.

С этой целью Калиновскому придумали новое имя — Кастусь (белорусское уменьшительное от Константин; по-видимому, «переименовал» Калиновского белорусский публицист Вацлав Ластовский), хотя никогда при жизни его так не называли; в советской исторической литературе стала фигурировать сфальсифицированная подпись Винцента Калиновского: историк Анатолий Смирнов затёр в подписи букву В и надписал букву К

Первопричину мифологизации Гронский видит в том, что к 1916 году (когда появились первые сообщения о «белорусском» характере восстания) западная часть территории Российской империи находилась под немецкой оккупацией. Поэтому Ластовский, работавший на оккупированной территории, для поддержания имиджа национального героя подчеркнул антирусскую направленность деятельности Калиновского, а для придания этой антирусскости белорусских черт Константин (или Константы) стал у В. Ластовского Касцюком. Позже «Касцюк» трансформируется в «Кастуся», что и закрепилось до наших дней. По словам современного белорусского историка Я. И. Трещенка, «история польского (…) восстания 1863 года на белорусских землях принадлежит к числу наиболее мифологизированных, тенденциозно искажаемых событий белорусского прошлого». Именно в силу создания искусственного мифа польский революционер Винцент Константы Калиновский превратился в «белорусского революционного демократа Кастуся Калиновского».

Кроме того, Ластовский занимался и прямыми фальсификациями текстов В. Калиновского. Например, в оригинальном тексте Калиновского:

Братья мои, мужики родные!
Марыська, черноброва голубка моя

То же стихотворение у Ластовского превращается в:

Белорусы, братья родные!
Белорусская земелька, голубка моя

Автор делает вывод, что вся «белорусскость» Калиновского сводится к выпуску на белорусском языке нескольких газет с целью распространения идей польского восстания среди белорусских крестьян.

По мнению А. Вашкевича, выводы А. Гронского в статье «Кастусь Калиновский: конструирование героя» являются не более чем реанимацией старых теоретических положений советского историка С. Огурского. Вашкевич указывает на то, что в публикации Гронского присутствуют противоречия, свойственные его советским предшественникам, в частности, они проявляются в авторской оценке социальных взглядов Калиновского. Вашкевич высказывает мнение, что утверждения Гронского об этническом польском происхождении и религиозной индифферентности К. Калиновского свидетельствуют о «притягивании» фактов под конкретные выводы.

По мнению доктора исторических наук В. Голубева, в современной Белоруссии политика определяет историю. Историк считает, что «Белорусское государство сейчас меньше обращается к историческим фигурам, которые много сделали для национально-освободительного движения. Более того, пересматриваются официальные взгляды на таких людей: выходят новые книги по истории, появляются документы, в которых Кастуся Калиновского называют не белорусским героем, а польским или вообще антироссийским деятелем». Голубев утверждает, что подобные публикации определяет политика отдельных лиц, которые стоят во главе Белоруссии.

По мнению кандидата исторических наук Вадима Гигина, в среде белорусских возрожденцев начала XX века Калиновский не был популярной фигурой. Ситуация изменилась после прихода к власти большевиков. Согласно их исторической концепции, Коммунистическая партия должна была иметь в каждом народе своего предтечу. Вот таким «протобольшевиком» и решено было сделать Кастуся Калиновского.

В конце 1980-х гг. продолжили дискуссию по вопросу формирования

белорусской национальной идеи и роли в этом К. Калиновского М. Бич и В. Казберук. Мнение последнего в целом совпадало с оценками С. Агурского. М. Бич настаивал на том, что именно во время восстания 1863-1864 гг. идея самостоятельности Беларуси была сформулирована в национально-культурных и политических категориях, к чему имеет отношение К. Калиновский. Среди публикаций, появившихся совсем недавно, особенно выделяется статья А.Д. Гронского «Кастусь Калиновский: конструирование героя», напечатанная в журнале «Беларуская думка». В статье А.Д. Гронский,

апеллируя историческими фактами, утверждает, что личность К. Калиновского в значительной степени мифологизирована в целях придания ей белорусских черт. Конструкцию «национального героя», по мнению А.Д. Гронского, «надел» на К.Калиновского В. Ластовский.

В четвертом томе “Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIII -пачатак ХХ ст.)” [1] многотомного издания “Гісторыя Беларусі” детально проанализированы причины восстания, взаимоотношения между представителями польского освободительного движения и лидерами революционно-демократического направления «Красных» Беларуси и Литвы. Большое внимание уделено рассмотрению боевых действий на территории Беларуси и Литвы в период 1863-1864гг., участию в них представителей различных социальных слоев.

Второй том трехтомного издания “История Польши” [2], посвящен рассмотрению истории Польши в XIX - начале XX вв.: особенности революционного движения в середине XIX века, восстание 1863-1864 гг. В издании очень подробно раскрыты причины назревания революционной ситуации. Раскрыты причины нахождения Польши в состоянии острого социального и политического кризиса, а так же причины усиления крестьянского движения, особенно под влиянием отмены крепостного права в России. Большое внимание уделено ходу военных действий и взаимоотношениям участников восстания.

Во втором томе «Гісторыя сялянства Беларусі ад рэформы 1861г. да сакавіка 1917г і» [3] четко показано, что крестьянство играло исключительно важную роль в истории дореволюционной Беларуси. Детально рассмотрены причины восстания 1863г., массовое крестьянское движение в ответ на тяжелые условия отмены крепостного права. В этом издании дается оценка восстания 1863г. в Беларуси, роли крестьянства в нем из объективных, классовых позиций.

В издании «Кастусь Каліноўскі» [4], рассказывается о деятельности и творчестве Кастуся Калиновского. В книге он представлен, как знаменитый революционер-демократ, публицист, поэт и мыслитель, вождь отечественно-смелого, во многом поворотного восстания 1863 года на землях Беларуси и Литвы против национального и социального угнетения. Большое внимание уделено биографии К. Калиновского. Освещается его жизнь, деятельность по изданию и распространению первой революционной газеты «Мужыцкая правда».

Следует отметить работу С.М. Самбук «Политика царизма в Белоруссии во второй половине XIX века» [5].  В его работе рассмотрена политика царизма на территории Беларуси после подавления восстания. В издании детально проанализированы цели и задачи, которые преследуются государством и господствующими классами в их борьбе за свои интересы, а так же методы и средства, при помощи которых эти интересы охраняются и защищаются. С.М. Самбук раскрывает в книге определенную политическую цель – возвеличить виленского генерал-губернатора, задушившего восстание 1863г. в Беларуси и Литве, и оправдать его крайне реакционную политику.

 Монография А.Ф. Смирнова «Кастусь Калиновский» [6], посвящена жизненному пути выдающегося революционера, демократа К. Калиновского. Особое внимание автор акцентировал на его деятельности по изданию и распространению первой белорусской газеты « Мужицкая правда ». Автор занимался поисками архивных материалов. Строки официальных донесений и справок рассказали о многом. В монографии очень четко показано, как скрываясь под разными именами, меняя внешность, Калиновский успешно руководил восстанием в Литве и Белоруссии в 1863 г. Автор доносит до читателя, что его мужество и стойкость служили ярким примером для повстанцев, которые, будучи вооружены лишь косами да вилами, а в лучшем случае - охотничьими ружьями, на протяжении многих месяцев сражались с царским войском.  

Г.В. Киcелёв в своей работе “На пераломе дзвюх эпох: Паўстанне 1863 г. на Мiншчыне” [7],рассмотрел особенности напряженных отношений между К. Калиновским и представителями польского шляхетского освободительного движения и непризнании революционером руководящей роли Варшавского комитета и его программы. Калиновский был охарактеризован, как создатель свободной белорусской печати и крупнейший представитель передового общественного мнения Белоруссии XIX в. Вместе с тем отвергалась признанное в первые послевоенные годы наличие в программе К. Калиновского лозунгов за государственную самостоятельность Литвы и Белоруссии. По его мнению Калиновскому его приписали «идеологи самодержавия и польские националисты».

В монографии А.Ф. Смирнова “Восстание 1863 года в Литве и Белоруссии” [8], рассказывается о национально-освободительном восстании 1863-1864 годов на белорусских и литовских землях. Вскрываются причины, способствовавшие развитию освободительного движения в польских, литовских и белорусских землях, даётся анализ социального состава его участников, требований разных групп восставших, размежеваний в их лагере ("белых" и "красных"). А.Ф. Смирнова уделил пристальное внимание причинам поражения восстания, даётся последовательная хронология его подавления царскими войсками. Отдельное место занимает характеристика Кастуся Калиновского - руководителя восставших на землях Литвы и Белоруссии. Исследуются его социальные и политические взгляды в тесной связи с революционно-демократическим движением в России того времени. Даётся историография восстания 1863-64 гг. в отечественной и зарубежной (польской) исторической науке.

Книга Шалькевича В.Ф. “Кастусь Калиновский: страницы биографии” [9], посвящена жизни и деятельности белорусского революционера-демократа, мыслителя, поэта, публициста, руководителя восстания 1863-1864 годов в Белоруссии и Литве Константина Калиновского. Автор четко показывает его мужество и стойкость, которые служилиярким примером для повстанцев, которые будучи вооружены лишь вилами и косами, на протяжении долгого времени сражались с царскими войсками. Освещаются проблемы, не получившие достаточного отражения в научной литературе, в том числе утопический социализм К. Калиновского.

А.Д. Гронский в своей статье «Кастусь Калиновский: конструирование героя» [10] отражает линию белорусской власти. Гронский попытался также раскрыть историю возникновения мифа о Калиновском. По его мнению, это была целенаправленная акция тех, кого в советское время окрестили «нацдемами», а теперь любят называть «адраджэнцамі». В этой публикации можно заметить те же противоречия, что были свойственны предшественникам Гронского. Например, в одном месте Гронский пишет о Калиновском как о «революционере-фанатике», который хотел видеть Литву (Беларусь) страной крестьян, исповедующих утопический социализм, а в другом подчеркивает, что крестьянские антикрепостнические мотивы Калиновский использовал исключительно в демагогических целях. Главной причиной необходимости «деконструкции» мифа о Калиновском Гронский считает то, что «исторические мифы опасны своей поразительной способностью искажать национальное самосознание и менталитет». Дескать, нация не должна иметь мифов.

В монографии В.В. Шведа В.В. «Паміж Польшчай і Расіяй: Грамадска-палітычнае жыццё на землях Беларусі (1772-1863 гг.)» [11] рассматриваются особенности польского, русского и литовского на кануне национально - освободительного движения накануне восстания 1863 – 1864г. Автор осветляет механизм присоединения земель Беларуси к Российской империи, политика в отношении к российскому правительству, роль и значение земель Беларуси в польском и русском оппозиционных движениях.

Основу источниковой базы работы составляют сборники опубликованных документов и материалов. Из такого источника, как «Дакументы і матэрыялы па гісторыі Беларусі» [13], автором был использован ряд документов, которые отражают основные вехи белорусской истории с древнейших времен по настоящее время. В издание включены важнейшие документы: привилеи, манифесты, указы, грамоты, законы, материалы периодической печати, воспоминания и другие исторические источники, многие из которых ранее не были известны широкому кругу читателей.

Ряд документов по теме исследования представлен во втором томе «Дакументы і матэрыялы па гісторыі Беларусі» у 2 ч. :

Падзеі паўстання 1863 г. у Магілеўскай губерніі. [14] - в этом документе подробно описываются процессы манифестации. Заключались они в политических демонстрациях,пении гимнов, ношение траура и т. п.;

Удзел ў паўстанні розных груп насельніцтва ў Менскай губерніі [15] - в этом документе предоставлен отчет о том, какие беспорядки проходят в разных уездах Минской губернии;

Дзейнасць Мураўева-вешацеля ў справе падаўлення паўстання ў Беларусі [16] - этот документ показывает, каким образом Муравьев подавлял восстание;

Рэпрэсіі супроць спачуваючых паўстанню [17] - в документе детально расписано о том, что каждый гражданин, который будет поддерживать или сочувствовать повстанцем, будет подвергнут различным репресиям;

Рэкруцкі набор у Польшчы ў 1863г. у мэтах барацьбы супраць паўстання [18] - на основании этого документа в мирное время империя обязана была давать определенное количество рекрутов в одном году из восточной половины, а в другом из западной;

Адозва «Мужыцкая праўда» [19] - в этом документе предоставлен материал из газеты «Мужыцкая праўда»;

Падзеі паўстання 1863г. у Віцебскай губерні і лік асуджаных за ўдзел у паўстанні [20] - описываются политические беспорядки, возникшие в царстве Польском и Литве, которые отозвались и в Витебской губернии, как еще во второй половине 1861 г. стала заметно появляться, здесь симпатия к мятежным выходкам варшавского населения.

Ссылка дваран Тамашэвіча і Пятроўскага на катаржныя работы за распаўсюджванне «Мужыцкай праўды» [21] - в документе отображается, что за распространение брошюры на польском языке: «Мужицкая Правда» дворяне Виленской губернии Томашевич и Петровский были преданы военному суду и, по конфирмации виленекого генерал-губернатора, лишены всех прав, состояния и сосланы в каторжную работу на заводах: первый на шесть, а последний на четыре года.

Маніфест паўстанцкага ўрада ў Літве і Беларусі [22] - документ объявляет о освобождении крестьян, о том что крестьяне получат в пользование ту землю на которой работали, без всяких налогов. Но за это они обязывались охранять свою родину.

Бегства вучняў гімназіі ў паўстанніцкія атрады [23] - в этом документе предоставлен материал о том, в каком размере совершились самовольные побеги учеников, из заведений и добровольные увольнения родителями, предоставляются статистические данные за март и апрель 1863 г.

Пакаранне смерцю К. Каліноўскага [24] - описываются подробности казни революционера.

Так же очень познавательными являются материалы [25] - [27]. Эти документы позволяют окунуться в атмосферу прошедших столетий.

В работе были использованы историко-генетический и историко-сравнительный методы. Использование историко-генетического метода позволило выявить причины, а так же последовательность развития событий восстания 1863-1864 гг. Историко-сравнительный метод дал возможность рассмотреть отличительные особенности тактики ведения военных действий.

В работе были использованы историко-генетический и историко-сравнительный методы. Использование историко-генетического метода позволило выявить причины, а так же последовательность развития событий восстания 1863-1864гг. Историко-сравнительный метод дал возможность рассмотреть отличительные особенности тактики ведения военных действий.





Формирование личности и взглядов К.Калиновского

Борцы за свободу всегда становятся объектами симпатии. Кастусь Калиновский сражался за независимость Беларуси и Литвы от Российской империи. При этом он опирался на революционно-демократические идеи, подразумевавшие народовластие и освобождение широких слоев населения от феодальных ограничений. Знаменитая фраза Калиновского “Не народ для ўрада, а ўрад для народа”, которая сейчас служит девизом газеты Совмина Республики Беларусь – именно об этом. Кроме того, будучи диктатором Литовского Провинциального Комитета восстания, Калиновский проводил достаточно независимую политику от Центрального комитета в Варшаве. По словам его современника, находящегося по другую сторону баррикад, российского генерал-майора В.Ф. Ратча, “Константин Калиновский с настроением герценовской школы во главе честолюбивейших личностей из красных литвинов настойчиво проводил идею о самостоятельности Литвы”. Таким образом, он боролся за свободу сразу по трем направлениям – от России, от Польши и от социальных ограничений.

Кастусь Калиновский прожил очень короткую жизнь – всего 26 лет. В январе 1864 г. он был арестован, а уже в марте казнен через повешение. Из тюремного заключения сумел отправить на свободу три письма, известные как “Письма из-под виселицы”. Два из них были адресованы народу, за который революционер боролся, а одно – девушке, которая была с ним обручена. (Последнее представляет из себя трогательное прощальное стихотворение.) А перед виселицей, когда его при чтении приговора назвали дворянином, Калиновский выкрикнул: “У нас дворян нет. Все равны!!!”. Короткая жизнь, трагическая смерть, борьба за идею, немного любовной поэзии, красивые слова перед казнью – всего этого более чем достаточно для того, чтобы сложился образ романтического героя. Которого можно поставить вровень с такими историческими фигурами, как Уильям Уоллес, Байрон и Че Гевара.

“Даже внешность Калиновского великолепно располагает к его героизации, - считает белорусский историк Алесь Кравцевич, - хорошо сложенный молодой мужчина с красивым, мужественным, решительным и одновременно интеллигентным лицом. Поэтому его так и любят рисовать белорусские художники". Но не только Калиновский был казнен, у восстания 1863-1864 гг. были и другие герои. Более того, тридцатью годами ранее, в 1830-1831 гг., на территории Польши и Беларуси гремело еще одно восстание, у которого тоже были свои герои. Однако в памяти народной отложился только он. Почему? Уникальность фигуры Калиновского сложно понять, если проигнорировать его вклад в дело зарождения белорусского национального самосознания

Белорусская культурная элита в первой половине XIX века была разобщена и не имела единого представления о том, к какому же всё-таки народу она относится. Находясь под мощным польским культурным влиянием, католическая шляхта предпочитала относить себя к “литвинскому племени польской нации”. Будущее свое она связывала с Польшей и вместе с ней планировала бороться за независимость. Православное дворянство и интеллигенция же более охотно считали себя частью русской народности. На их фоне заметно выделялась группа литераторов и публицистов, собиравшаяся в салоне Адама Киркора, которая постоянно выслушивала обвинения в “сепаратизме” в свой адрес от польских товарищей. Но, тем не менее, порывать с ними и объявлять о культурной и политической самостоятельности Литвы-Беларуси она не решилась.

Кастусь Калиновский же был более свободен от давления традиций и окружения. Он происходил из шляхетной семьи, но во время учебы в Петербурге общался по большей части с разночинцами. Впитав в себя революционно-демократические идеи, он уже мыслил не только категориями “русские-поляки” и “православие-католичество”, но знал также плоскости “помещики-крестьяне” и “царизм-народ”. Он был убежден, что победить в восстании можно, только опираясь на крестьянство, которому впоследствии необходимо раздать земли. Новизна его позиции заключалась также в том, что он выступал за независимость Беларуси-Литвы одновременно от России и от Польши. Фактически, Калиновский был первым в XIX в., кто заговорил, что его родина может и должна развиваться самостоятельно. И первым, кто поверил в силу своего народа и оперся на него, даже видя, что надежды на победу призрачны. Якуб Гейштар, один из наиболее ярых оппонентов Калиновского в комитете восстания, так писал о нем в своих мемуарах: “Это была натура вспыльчивая, но справедливая, без какой-либо тени лицемерия. Предан душой и сердцем народу, однако сторонник крайних революционных теорий, который не останавливался даже перед развязыванием гражданской войны и думал к тому же о самостоятельности Литвы… При первом знакомстве доказывал мне, что участие знати и помещиков в восстания не только не нужно, но и вредно. Народ сам завоюет себе свободу и потребует собственность у помещиков”.

Калиновский не был теоретиком, не он сформулировал идею самостоятельной белорусской нации, но он реализовывал ее на практике. Дух этой идеи уже витал в рядах восстания. Показательно, что Франтишек Богушевич, один из основоположников новой белорусской литературы, в молодости был его участником.

Вике́нтий Константи́н (Кастусь) Семёнович Калино́вский (польск.Wincenty Konstanty Kalinowski; белор.Касту́сь (Вінцэнт Канстанцін) Каліно́ўскі, лит.Konstantinas Kalinauskas; 21 января (2 февраля) 1838, Мостовляны, Гродненский уезд, Гродненская губерния, Российская империя — 10 (22) марта1864, Вильна, Виленская губерния, Российская империя) — белорусский революционер, публицист, поэт, один из руководителей восстания 1863 года на территории Российской Империи. Род Калиновских происходит из Мазовии (Польша), где упоминается начиная с конца XV века. Впоследствии он разделился на 13 ветвей, внесённых в I и IV части родословной книги Виленской, Гродненской, Витебской, Волынской, Ковенской, Минской, Могилевской и Подольской губерний и в списки дворян Царства Польского. Предки Калиновского в течение почти ста лет владели поместьем Калиново на Браньской земле в приграничьи Белоруссии и Польши, но в 2-й половине 18 в. поместье было продано.Отец — безземельный шляхтич из Гродно, владелец небольшой ткацкой мануфактуры Семён Калиновский (белор.Сымо́н (Сямён) Каліно́ўскі, польск.Szymon Kalinowski); мать, Вероника Рыбинская, умерла, когда Константину было 5 лет. Константин Семёнович Калиновский родился в имении Мостовляны (ныне деревня в Подляском воеводстве Польши).Среди современных историков нет единого мнения о национальной принадлежности Калиновского. Одни считают его белорусом, другие — поляком. Современник Калиновского генерал-майор В. Ф. Ратч в своём донесении виленскому генерал-губернатору М. Н. Муравьеву утверждал следующее: «Константин Калиновский с настроением герценовской школы во главе честолюбивейших личностей из красных литвинов настойчиво проводил идею о самостоятельности Литвы» («Литва» и «литвин» в данном случае подразумевается в историческом смысле, то есть Великое княжество Литовское, включавшее в себя территории нынешней Литвы и Белоруссии). В газете "Наша Нива", ставшей первой национальной белорусской газетой, Калиновский не упомянут ни разу. Возможно, первым источником, в котором Калиновскому пытались придать "белорусскость", стала статья «Памяти Справедливого» В.Ю. Ластовского в газете «Гоман» № 1 от 15 февраля 1916 года. Тот же Ластовский впервые назвал его Касцюком, от которого затем образовалось Кастусь.Нет единого мнения и по поводу распространённой в Белоруссии форме имени Калиновского — Кастусь. Доктор исторических наук Александр Кравцевич утверждает как доказанный факт, что согласно документам данная форма имени употреблялась в семье Калиновского, но не уточняет согласно каким именно.

Окончил Свислочскую прогимназию в 1856 г. В 1856—1860 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета. В студенческие годы вместе со старшим братом Виктором Калиновским активно участвовал в деятельности студенческих землячеств и в революционных кружках, сблизился с Зыгмунтом Сераковским, Ярославом Домбровским, В. Врублевским. Мировоззрение Калиновского складывалось в обстановке нарастания крестьянского движения, под влиянием идей русских радикально настроенных публицистов Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и под воздействием традиций польского национально-освободительного движения.Возвратившись на родину, Калиновский вместе с Врублевским и другими в 1861 г. создал революционные кружки в Гродненской и Виленской губерниях, вошедшие в единую конспиративную организацию. В 1862 г. Калиновский встал во главе руководившего этой организацией Комитета движения (позже назывался Литовским провинциальным комитетом). В 1862—1863 гг. руководил изданием и распространением «Мужыцкай праўды» (Mużyckaja prauda) — первой нелегальной революционной газеты на белорусском языке (использовалась белорусская латиница).

Среди современных историков нет единого мнения о национальной принадлежности Калиновского. Но в то же время современник Калиновского, генерал-майор М.М. Ратч в своем донесении виленскому генерал-губернатору М.М. Муравьеву говорил: "Константин Калиновский с настроением герценовской школы во главе честолюбивейших личностей из красных литвинов настойчиво проводил идею о самостоятельности Литвы" [7, с.347]. В этой цитате содержится ответ на этот вопрос: Калиновский был литвином, то есть белорусом, а восстание имело характер белорусской борьбы за независимость. Поляки никогда не называли себя литвинами, только белорусы.

Кастусь Калиновский был виднейшим представителем передовой общественно-политической и философский мысли в Беларуси. Мировоззрение Калиновского сложилось, прежде всего, под влиянием поднимавшейся освободительной борьбы в России, а так же под идейным влиянием русских революционеров-демократов. Уже в студенческие годы Калиновский налаживает связи с революционными кружками, находившимися под сильным идейным влиянием Чернышевского и Добролюбова. Калиновский был в близких отношениях с С. Сераковским - другом и последователем Н. Чернышевского. Калиновский обучался революционной теории и практике именно под руководством Сераковского. Именно от русских революционеров-демократов Калиновский воспринимает жгучую ненависть к самодержавно-крепостническому строю, горячую любовь к народу, веру в его творческие силы [3, с. 20].

После успешного окончания Петербургского университета в начале 1861 года Калиновский возвращается в Беларусь и целиком посвящает себя революционной борьбе. Ввиду неблагонадежности ему не удалось устроиться на службу [4, с.55-58]

Калиновский создает в Гродно нелегальную революционную организацию, куда входят студенты Петербургского и Московского университетов и местная разночинная интеллигенция. Суда входил Валерий Врублевский - близкий друг и соратник Калиновского, один из руководителей восстания на территории Беларуси, а затем генерал Парижской Коммуны. Также в кружок вошли губернский секретарь Э. Заблоцкий, доктор Ю. Заблоцкий, офицер Я. Ванькович, землемеры Ф. Рожанский, М. Милевич, ксендзы Гинтовт, Я. Зарижский. Созданная ими программа подготовки народной революции предусматривала свержение самодержавия, уничтожение крепостничества, достижение национальной самостоятельности Беларуси. В том же году кружок вливается в созданный в Вильно комитет движения (с 1862 - Литовский провинциальный комитет), который начал подготовку восстания в Беларуси и Литве [4, с.56]. Один из соратников Калиновского Ю. Яновский вспоминал: "Самой выдающейся в этом отношении личностью был Константин Калиновский. Он был одним из самых интеллигентных в то время мужей Литвы, образованный, чистый, полный добродетелей, ума и энергии. Исходил пешком Литву и Беларусь, неся в народ пламя любви к Отечеству… Не хотел иметь никаких связей со шляхтой, а опирался только на народ. Связь Литвы с Польшей понимал как федеративную - с полной независимостью Литвы" [4, с.57].

Благодаря деятельности Кастуся Калиновского и его соратников кружки, подобные гродненскому, стали возникать и в других городах губернии: Соколке, Слониме, Волковыске, Пружанах, Кобрине, Бресте. Они пополняли свои ряды преимущественно за счет разночинной интеллигенции с передовыми взглядами. Показателен такой пример: выдвигая Э. Заблоцкого на руководящую должность в гродненском кружке, Калиновский заявил ему, что хотел бы, чтобы в организации "было более людей одного с ним положения, то есть не принадлежащих к классу помещиков, иначе последние заберут всю власть в свои руки" [1, с.146].

Убежденный в том, что успех восстания зависит от степени участия в нем крестьянства, Калиновский пропагандирует среди крестьян идеи вооруженной борьбы против самодержавия. Даже самодержавные "историки" вынуждены были признать, что Калиновский стоял за самое радикальное решение крестьянского вопроса, за социальную революцию по типу революции, готовившейся русскими революционерами-демократами для центральной России. Калиновский беспощадно изобличал царский Манифест 19 февраля 1861 года, вскрывая антинародный, грабительский характер крестьянской реформы и разоблачая легенду о "царе-освободителе". Калиновский различал свободу реальную от свободы формальной. Он писал, что крестьянам нужен не манифест царя, а настоящие свободы. Даже после спада крестьянского движения в России, наступившего после революционной ситуации 1859 - 1861 годов, подготавливая крестьянское восстание в Беларуси, Калиновский рассчитывал на поддержку восстания со стороны русских крестьян, на распространение его вглубь России [3, с.21-22].

Калиновский пропагандировал идею народной, демократической республики, построенной на принципах свободы и равенства. "… Чтобы никогда, никакой, никому мужики барщины не служили и никакого в казну оброка не платили и чтобы навеки веков народ наш был вольным и счастливым", - писал он в "Мужицкой праýдзе" №2.

По мнению Калиновского, царское правительство - правительство помещиков, всячески угнетающее народ. В "Письмах из-под виселицы" говорится, что "оно [правительство] позволило каждому сильнейшему глумится над бедными, кто сколько хочет. Помещиков совсем освободило от всяких тяжестей, дало им право вводить барщину … сняв с помещиков всякие налоги, свалило их только на мужицкое племя, обложив налогами и мужицкую землю, и мужицкие хаты, и мужицкую душу, и мужицких детей, и мужицкую скотину, живых и умерших".

Калиновский ставил и по-своему решал национальный вопрос. Он придавал большое значение национальному языку в деле развития культуры и говорил с белорусским народом на его родном языке, выступал за защиту прав белорусского народа на развитие своей национальной культуры. Он требовал, чтобы детей в школах обучали на родном языке или же на том языке, на котором народ добровольно желает сам учиться.

Калиновский разделял теорию федерализма А.И. Герцена. Он считал, что вопрос, кем быть Беларуси, - дело волеизъявления самого народа. Восстание 1863 года он рассматривал как часть общероссийской революции [3, с.26].

Чтобы нести в массы крестьян идеи свободы, борьбы с самодержавием и крепостничеством, Калиновский совместно с Рожанским и Врублевским основал нелегальную типографию и организовал выпуск первой белорусской газеты "Мужыцкая праýда", предназначавшейся для крестьян. С июля 1862 по июль 1863 года вышло 8 номеров, подписанных псевдонимом "Ясько - гаспадар из-под Вильно". Большинство материалов, опубликованных в газете, было написано самим Калиновским. Газета издавалась латинским шрифтом. Где она издавалась, точно не установлено, возможно, в нескольких местах, но несомненно, что одним из таких мест было Гродно [1, с.152]. На страницах "Мужицкой праýды" разоблачалась сущность самодержавия, грабительский характер реформы 1861 года, подвергалась уничтожающей критике система общественных отношений самодержавно-помещичьей России.

Несмотря на жестокие репрессии, обрушившиеся на распространителей "Мужицкой праýды", ее идеи проникали во все уголки белорусской земли.

Однако не все члены Литовского провинциального комитета (ЛПК) - руководящего центра по подготовке восстания в Беларуси - разделяли идеи Калиновского. Свидетельством тому является содержание газеты "Знамя свободы", газеты ЛПК, которую также редактировал Калиновский, на страницах которой проводилась идея "классового мира". Расхождение в содержании газет говорит о том, что в ЛПК накануне восстания еще не было согласия по одному из главных вопросов восстания - социальному, тесно связанному со стратегией и тактикой борьбы. Обстановка разногласий значительно тормозила подготовку восстания [1, с.165].

Обвиняли Калиновского и в терроризме. Да, революционеры прибегали к помощи бомб, однако это происходило в условиях террора со стороны карателя Муравьева, вешавшего и расстреливавшего всех подряд.

Калиновский активно поддерживал национально-освободительную борьбу польского народа. Он участвовал в издании польскоязычной газеты «Знамя свободы», предназначавшейся для польского населения. К. Калиновский считал, что передовые революционные силы в Белоруссии должны ориентироваться на Польшу и польское революционной движение, которое может гарантировать самоуправление жителям белорусско-литовских земель. Девизом Калиновского были слова: «Польское дело — это наше дело, это дело свободы».Возглавив в 1863 г. восстание на землях бывшего Великого княжества Литовского (территории современных Белоруссии и Литвы), Калиновский выступил за широкое вовлечение в борьбу крестьян, за распространение восстания на восток и на север от границ Северо-Западного края. Крестьяне, однако, в большинстве своём не приняли восстание, а иногда даже боролись вместе с царскими войсками против отрядов Калиновского. В условиях жестоких действий правительственных сил, находясь в глубоком подполье, Калиновский руководил повстанцами вплоть до своего ареста, случившегося в ночь с (16 на 17) 28 на 29 января1864 года.

На следствии держался твёрдо и уверенно. Отказался в обмен на смягчение приговора назвать явочные квартиры и пароли, а также имена других руководителей восстания.Через 42 дня после ареста - 12 марта1864 года приговорен к смертной казни через расстрел. Однако на следующий день по личному ходатайству Михаила Муравьева расстрел был заменен публичным повешением.Приговорённый к смерти, Константин Калиновский продолжал борьбу, обращаясь к народу с «Письмами из-под виселицы». Из писем следовало, что Калиновский не признавал российскую власть своей для белорусов. Он призывал белорусский народ воевать «за своего Бога, за своё право, … за свою Родину».

В Беларуси и Литве крестьянские волнения переросли в восстание 1863-1864 годов. Это было антикрепостническое восстание, длившееся более года. Оно приняло столь широкий размах, что военные действия царских войск по подавлению восстания были признаны очередной военной компанией царской России [3, с.12].

В ночь с 22 на 23 января раньше намеченного срока а Польше вспыхнуло восстание. Однако в январских декретах Центрального комитета появилась классовая ограниченность правого крыла "красных". Стремясь объединить под знаменем борьбы помещиков и крестьян, они предлагали компромиссное решение аграрного вопроса на базе сохранения помещичьего землевладения. Такой подход не соответствовал интересам крестьянства. Идея "классового мира" широко пропагандировалась "белыми" и правыми "красными". Калиновский ясно видел ограниченность январской программы, однако решили поддержать восстание в Польше. С первых же дней Калиновский выступил за тесный союз с польскими революционерами, так как "Польское дело - это наше дело, это дело свободы" [1, с.167].

В марте восстание уже охватило многие уезды Беларуси. ЛПК объявил себя Временным провинциальным правительством Литвы и Беларуси.

Стремление Калиновского последовательно отстаивать интересы крестьян шло вразрез с планами и интересами "белых", которые на начальном этапе примкнули к восстанию, рассчитывая не столько на повстанческую борьбу, сколько на дипломатическое давление Англии и Франции [1, с.170]. В марте 1863 года Центральный национальный комитет, состоявший из противников аграрной реформы, принял решение о роспуске ЛПК. Вместо него из "белых" был образован "Отдел, управляющий провинциями Литвы" во главе с крупным помещиком Гейштором. Под угрозой не только выдачи царским властям, но и утраты доверия со стороны участников восстания (публикации их фамилий как изменщиков в газетах), сторонники Калиновского были вынуждены уступить, передав в руки "белых" списки организаций, оружие, деньги, печати. После переворота "белые" решили передать Калиновского своему суду. В результате Калиновский и его соратники были отстранены от руководства восстанием.

Отдел, управляющий провинциями Литвы (с мая - Исполнительный отдел Литвы) оказался неспособным возглавить национально-освободительную борьбу. Выражая интересы шляхты, он воспрепятствовал развитию народного восстания. Боясь аграрной революции, "белые" самоизолировались от народных масс. Стремясь направить восстание по безопасному для шляхты пути, Отдел отказался от принципов, выдвинутых Калиновским. Наконец, окончательно парализовали деятельность Отдела репрессии Муравьева, генерал-губернатора Северо-Западного края, прибывшего с чрезвычайными полномочиями в середине мая 1863 года в Вильно. Поражает в Муравьеве не только нечеловеческая жестокость, но и не укладывающийся в сознании поворот во взглядах. В молодости - декабрист, на склоне лет - упорнейший противник освобождения крестьянства, презираемый даже консерваторами лидер партии крепостников.

В подавлении восстания участвовало 69 полков и 19 отдельных воинских частей отборных царских войск. По официальным данным и явно заниженным подсчетам количество повстанцев составляло более 77000 человек. По тем же данным за время восстания в Беларуси и Литве произошло более 260 боевых сражений повстанцев с царскими войсками [3, с.12].

Первый удар Муравьев направил против помещиков, обложив из имения десятипроцентным сбором с реальных доходов. Эти шагом он сразу убил двух зайцев:

1) остудил "патриотизм" той части "белых", что временно примкнули к восстанию, поддерживая его материально,

2) сосредоточил в своих руках огромную сумму - более 2,6 млн. рублей.

Начались высылки повстанцев в Сибирь. Сослано было несколько тысяч человек. При этом сотни людей высылались без суда и следствия. Частыми стали публичные казни. Первая казнь состоялась в Вильно уже несколько дней спустя после приезда Муравьева. В течение первого месяца уже было подписано 18 смертных приговоров. По его приказу было повешено и расстреляно 128 человек [1, с.174].

Муравьеву удалось многое. Его пропаганда воздействовала на белорусских крестьян, он удачно использовал разжигание неприязни православных белорусов к католикам, сведя восстание Калиновского к католическому бунту поляков, которые якобы хотят всех полонизировать и крестить в католицизм. Некоторые крестьяне поверили в это, а также в то, что "добрый царь-батюшка" не оставит православных в беде [7, с.156].

С началом репрессивных мер Отдел самоликвидировался. Калиновский снова стал руководителем восстания. И военная, и гражданская организации находились на грани распада. Наиболее способные и решительные командиры - Сераковский, Нарбут и многие другие - погибли в сражениях или на эшафоте, основной состав был потерян в боях. Не лучшим было положение и в гражданской повстанческой администрации, многие представители которой были арестованы. В некоторых уездах ее уже не существовало, так как летом 1863 года "белые" начали массовый отход от восстания. Привожу анализ положения, сделанный Калиновским: "Приезд мой в Вильно [в начале июня 1863 года] наступил во время повсеместного расстройства в Литве как в деле народной организации, так и вооруженного восстания… я мог дойти только к тому результату, что восстания в Литве уже нет, а если есть что-либо, то только предсмертные его судороги [5, с.78].

Несмотря на невероятные трудности, у Калиновского не опустились руки. Он видел два главных средства, при помощи которых можно было возродить восстание. Во-первых, привлечь к участию в вооруженной борьба крестьянские массы, а во-вторых, укреплять связи с освободительным движением в России, в частности, с революционной организацией "Земля и воля".

Однако в деревне не везде принимали идеи революционеров. Там, на периферии, это зачастую принимали как незаконный бунт против царя-батюшки, что, как это ни печально, напоминает ситуацию в современной Беларуси. Но, тем не менее, многие крестьяне пошли за Калиновским. На массовый характер восстания обращал внимание Ф. Энгельс: "Литовское движение (речь идет о восстании 1863-64 годов в Беларуси и Литве) - самое важное, так как оно 1) выходит за границы конгрессовой Польши и 2) в нем принимают большое участие крестьяне, а ближе к Курляндии оно приобретает даже прямо аграрный характер" [6, с.142].

Первоочередной мерой стало воссоздание гражданской администрации. Борьбу могли продолжать только те, кто безоговорочно верил в справедливость начатого дела и готов был вести его самыми решительными методами, опираясь на движение масс, в первую очередь, крестьян. Подтверждением тому служит уникальный документ, "Приказ … к народу земли литовской и белорусской", именуемый в повстанческой переписке как "Приказ мужикам" [1, с.188]. Это уникальный по революционному накалу и теоретическому содержанию документ. В нем давался ясный ответ на основной вопрос того времени: кому должна принадлежать земля. Приказ давал однозначный ответ: земля должна принадлежать крестьянам.

Руководство восстанием решило изменить тактику. Осознавая, что партизанские отряды не могут противостоять регулярной армии в открытом бою, рекомендовалось действовать небольшими группами. Задачу по превращению восстания во всероссийскую крестьянскую революцию Калиновский намеревался выполнить в союзе с русской "Землей и волей". Однако эта ослабленная арестами организация была не в состоянии помочь повстанцам.

Благодаря энергичным действиям Калиновского ему удалось оживить восстание, однако повстанцы не могли противостоять посланным на подавление восстания регулярным войскам. В неравных боях отряды терпели поражения.

Несмотря на героизм, мужество и стойкость, революционерам во главе с Калиновским не удалось отстоять провозглашение права и свободы в борьбе с многотысячной царской армией.

Русское купечество, дворянство, либералы одобряли политику Муравьева. Поэты Вяземский и Тютчев посвятили ему стихи, а Катков назвал его даже национальным героем [1, с. 190].

До последней минуты борьбы Калиновский оставался на своем посту, проявляя высокие организаторские и моральные качества. Однако восстание шло к концу. Восстание 1863 года в Беларуси было революционным, антикрепостническим движением. Здесь крестьянство объективно боролось против гнета, за революционный путь развития сельского хозяйства, означавший ликвидацию помещичьего землевладения и безвозмездную передачу им земли. Этим-то оно и отличалось от шляхетского национально-освободительного движения, имевшего своей главной целью восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года.

С осени 1863 года полиция непрерывно разыскивала Калиновского, о поиски не приносили желаемых результатов. Помог полиции случай. В январе 1864 года был арестован студент Киевского университета Витольд Парафианович, который по поручению Калиновского следовал в Могилев на должность революционного комиссара губернии с целью возрождения местной повстанческой организации. Под охраной Парафиановича доставили в Минск, где А. Лосев, глава следственной комиссии по расследованию деятельности местной революционной организации, склонил его к предательству, пообещав "исходатайствовать ему помилование". Парафианович выдал местожительство и фамилию, под которой Калиновский скрывался в Вильно. Арестовали Калиновского в снимаемой им комнате. Калиновский сразу понял, кто его предал. Потому что Парафианович был единственным, кто знал его настоящее имя. При допросе политических заключенных официально допускались пытки. Нередко арестованные сходили с ума или, изнеможенные, все же давали показания. Может быть, в самой высокой степени пришлось пережить все эти ужасы Калиновскому. Однако его железная воля не сломилась, членам комиссии не удалось добиться от Калиновского показаний о личностях, составляющих революционную организацию края. Осознав бесполезность дальнейших допросов, Муравьев распорядился "Калиновского отдать военному суду и закончить этот суд в трое суток" [1, с. 197].4 марта 1864 года был вынесен приговор: казнить Калиновского через повешение.

Благодаря мужеству и стойкости этого революционера были спасены сотни, а может быть, и тысячи людей, ведь жандармам так и не удалось получить от Калиновского вразумительных показаний и раскрыть состав революционной организации. И на этом, последнем этапе борьбы Калиновский проявил себя настоящим патриотом и гуманистом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 468.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...