Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как комплектовать классы, группы для детей с ОВЗ




Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета

Дети с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, имеют право получать образование как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах (ч. 4 ст. 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

В школе при наличии достаточного числа детей одной категории с заключениями ПМПК и при согласии родителей могут создаваться отдельные классы, реализующие адаптированные основные образовательные программы начального, основного или среднего общего образования. Если количества детей с ОВЗ одной категории (например, глухих) недостаточно для открытия класса или так решили родители, ребенок с ОВЗ (в т. ч. с инвалидностью) может обучаться в обычном классе совместно с нормально развивающимися одноклассниками по адаптированной образовательной программе.

В детских садах для детей с ОВЗ организуют группы компенсирующей и комбинированной направленности (при достаточном числе детей одной категории с заключениями ПМПК и при согласии родителей).

В группе компенсирующей направленности обучают детей с ОВЗ одной категории. Такие группы формируют с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

В группах комбинированной направленности реализуют инклюзивное образование – совместное обучение детей с ОВЗ и здоровых детей (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014).

Численность обучающихся с ОВЗ в группе, классе не превышает 15 человек.

Количество детей в группах компенсирующей направленностирекомендовано в пункте 1.11 СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 15 мая 2013 г. № 26:

Вид ОВЗ

Количество детей в группах компенсирующей направленности

до трех лет старше трех лет
Дети с тяжелыми нарушениями речи 6 10
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи 12
Глухие дети 6 6
Слабослышащие дети 6 8
Слепые дети 6 6
Слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием 6 10
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6 8
Дети с задержкой психического развития 6 10
Дети с умственной отсталостью легкой степени 6 10
Дети с умственной отсталостью умеренной, тяжелой 8
Дети с аутизмом 5
Дети со сложным дефектом (имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) 5 5
Дети с иными ОВЗ 10 15

Количество детей в группах комбинированной направленности (п. 1.12 СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 15 мая 2013 г. № 26):

Общее количество детей в группах комбинированной направленности

Количество детей с ОВЗ в группе
до трех лет старше трех лет  
10 не более 3 детей с ОВЗ
10 не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом
15 не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени
17 не более 5 детей с задержкой психического развития

В школах классы и группы для детей с ОВЗ комплектуют в зависимости от категории учащихся и вариантов программы согласно СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26.

Вид ОВЗ

Вариант программы предполагает

Образование соответствует образованию сверстников, получается в их среде и в те же сроки обучения Образование получается в пролонгированные сроки обучения Образование не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, получается в пролонгированные сроки Образование не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, получается в пролонгированные сроки и по специальной индивидуальной программе развития

Максимальное количество обучающихся в классе (группе)

Глухие обучающиеся Не более 2 глухих детей в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом – не более 20 детей, при 2 глухих – не более 15 детей 6 5 5
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся Не более 2 слабослышащих или позднооглохших детей в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем – не более 25 детей, при 2 слабослышащих или позднооглохших – не более 20 детей I отделение: 8 II отделение: 6 5
Слепые обучающиеся Не более 2 слепых детей в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом – не более 20 детей, при 2 слепых – не более 15 детей 9 7 5
Слабовидящие обучающиеся Не более 2 слабовидящих детей в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем – не более 25 детей, при 2 слабовидящих – не более 20 детей 12 9
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Не более 5 детей с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса – не более 25 детей 12
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) Не более 2 детей с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 ребенке с НОДА – не более 20 детей, при 2 – не более 15 детей 5 5 5
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) Не более 4 детей с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса – не более 25 детей 12
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) Не более 2 детей с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 ребенке с РАС – не более 20 детей, при 2 детях с РАС – не более 15 обучающихся Не более 2 детей с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 детей Не более 1 ребенка с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 детей Не более 1 ребенка с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 детей (не более 2 детей с РАС в классе с учащимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта))
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 12 5

Внимание: готовятся поправки к СанПиН 2.4.2.3286-15 в части возможности обучения детей с умственной отсталостью в общеобразовательных организациях.

 


«Как комплектовать классы, группы для детей с ОВЗ». Е.Н. Кутепова
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/16/22022/dfasgym8qz/?of=copy-9f2fc3d9ff

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...