![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РОЛИ ГОРОДА КАНДАЛАКШАВ ОБОРОНЕ ОТЕЧЕСТВА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. В планах фашистской Германии Кольскому полуострову уделялось особое место, поскольку учитывалось его огромное стратегическое и экономическое значение. Стратегическое значение имели северные морские коммуникации и Кировская железная дорога, связывающая Север с центральными районами страны. Огромное экономическое значение имели запасы полезных ископаемых. Учитывая значение военного плацдарма на Крайнем Севере, гитлеровское командование в конце июня 1941 г. развернуло широкое наступление своих войск в Заполярье. Первый удар противник нанёс на Мурманском направлении 29 июня 1941 г., а 1 июля начались бои на Кандалакшском направлении. Именно здесь, в районе Кандалакши, противник планировал выйти к Белому морю и перерезать Кировскую железную дорогу, таким образом лишить Мурманскую область сухопутной связи с центром страны. В дальнейшем предусматривалось наступление по линии Кировской железной дороги на север для овладения всем Кольским полуостровом. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения» от 22 июня 1941 года Мурманская область с первого дня войны была объявлена на военном положении. Кандалакша стала прифронтовым городом. Вся работа предприятий была перестроена на военный лад и осуществлялась под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!». Исполнительный комитет Кандалакшского городского Совета депутатов трудящихся осуществлял большую работу по подготовке резервов для обороны города, строительству оборонительных объектов и убежищ для населения, по руководству формирования МПВО города, развёртыванию госпиталей, донорских пунктов. В сентябре 1941 года было мобилизовано 1000 человек трудоспособного населения для выполнения специальных работ, в октябре – 100 человек гражданского населения.«В октябре 1941 года на строительстве оборонительных рубежей на Кандалакшском направлении работали 14 865 человек…К декабрю 1941 года построено тыловых запасных оборонительных рубежей - 5».(Государственный Архив Мурманской области (ГАМО), Ф № П-1, дело № 313, опись № 2, л. 40-41). С начала войны механический завод переключился на выполнение военных заказов. Завод приступил к серийному выпуску миномётов и ручных гранат по плану, заданному Военным советом. «Завод № 310 (механический) наладил выпуск нескольких видов оборонной продукции: «за 1-ый год войны отремонтировано 972 автомашины; изготовлено ППШ – 457; мин М 50 – 37 154; гранат Ф-1 – 81 860; миномётов РМ50 – 446; минных взрывателей – 8 033; противопехотных мин – 29 088; санитарных лодочек -330» (ГАМО, Ф № П-1, дело № 313, опись № 2, л. 14).В 1944 году завод был награждён Красным знаменем. Кандалакшский морской торговый порт в годы войны осуществлял оперативные перевозки: подвоз боеприпасов и продовольствия, переброску воинских частей, эвакуацию предприятий и организаций области, эвакуацию населения. Рыбоконсервный завод, несмотря на то, что его оборудование уже было демонтировано и подготовлено к эвакуации, остался в городе и в кратчайшие сроки был восстановлен и приступил к работе. «Был построен коптильный цех, жестяночный цех и многое другое. Это дало возможность больше давать продукции… Кроме рыбной продукции на заводе для фронта изготовляли коптилки, горелки, протирки, взрывчатки». (Крячков, А.Л. «В Кандалакшских лесах»: Военно-исторический очерк о боевых действиях на Кандалакшском направлении войск Карельского фронта в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. – Кандалакша, 1991. – С. 112.) Фронтовые заказы выполняли и другие предприятия Кандалакши. Вагонное депо ремонтировало боевую технику. Электродепо наладило производство минометов. На действующей гидроэлектростанции Нива-II по инициативе ее директора Петра Степановича Балова освоили выпуск взрывателей для гранат. Кандалакшские предприятия организовали ремонт пушек, тягачей, иной боевой техники. В городе выпускались автоматы, минометы и мины к ним, гранаты «Ф-1». Артель «Северянин», которой руководила Анна Федоровна Победоносцева, за первые четыре месяца войны отремонтировала более тысячи шинелей, 17 тысяч гимнастерок и брюк, много другого обмундирования. И все это в условиях нехватки людей: если в 1941 году в городе насчитывалось 12 850 рабочих и служащих, то на 1 июня 1942 года их осталось 5 479. Кандалакшские железнодорожники показали в годы войны образцы самоотверженности и беспредельного мужества. В книге «Прифронтовая Кандалакша» Георгий Викторович Елисеев, первый секретарь Кандалакшского горкома ВКП (б), председатель городского комитета обороны в годы войны, пишет: «Под огнём вражеских самолётов кандалакшские железнодорожники спасали пассажиров, имущество, растаскивали горящие вагоны, цистерны, восстанавливали разрушенные бомбёжками железнодорожные пути и станционные сооружения, ремонтировали повреждённые локомотивы и вагоны». (Елисеев, Г.В. Прифронтовая Кандалакша: Воспоминания секретаря горкома партии. – Мурманск, 1985. – С. 24.). «Железнодорожный транспорт в условиях войны бесперебойно обеспечивал снабжение, оперативные перевозки и импортно-экспортные грузы, проходящие через Мурманский порт... Работа железнодорожников протекала в условиях частых налетов вражеской авиации. Несмотря на это, железнодорожники не только не ухудшили, а наоборот своим героическим трудом добились значительного улучшения качественных показателей работы железнодорожного транспорта» (ГАМО, Ф № П-1, дело № 313, опись № 2, л. 135). Лесозавод №2 (в военное время лесоперевалочная база) обеспечивал воинские части лесоматериалами. Предприятие состояло в основном из женщин: они были сплавщиками, выкатчиками, грузчиками и мастерами. Школы города в годы войны были использованы под госпитали, в которых кандалакшские женщины работали медсёстрами, санитарками, прачками. В начале 1942 года заслуженный врач РСФСР Гавриил Андреевич Сологуб организовал при железнодорожной больнице филиал областной станции переливания крови. За время войны 3 000 человек стали донорами. На фронт было отправлено более 8 тонн крови. Каждый житель Кандалакши вносил свой вклад в дело Победы. Кандалакшане собирали средства на создание эскадрильи «Комсомолец Заполярья» и танковой колонны «Белый медведь», отправляли фронтовикам десятки тысяч посылок. В октябре 1944 года фашистские войска в Заполярье были разгромлены, военные действия на Кандалакшском направлении прекратились и начала восстанавливаться мирная жизнь. Решением Исполнительного Комитета Мурманского областного Совета депутатов трудящихся от 11 апреля 1947 года 165 человек были награждены медалями «За Доблестный Труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В связи с 40-летием разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1984 года за мужество и стойкость, проявленные в годы Великой Отечественной войны, и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Кандалакша награждён орденом Отечественной войны I-ой степени. Георгий Викторович Елисеев оценил труд жителей города в довоенный и военные периоды следующими словами: «В моей памяти не изгладилось то величайшее трудолюбие кандалакшцев и их энтузиазм на довоенных стройках, и те необычайные стойкость и мужество, которые они проявили в борьбе с врагом. За годы войны в Кандалакше не было замечено ни одного случая паники, неуверенности в победе или преждевременного стремления к выезду в глубокий тыл». (ГАМО, Ф. № П-326, опись № 33, дело № 19, л. 16). Благодарные кандалакшане помнят трудовые подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны. При входе на городское кладбище построен воинский мемориал. Памятные знаки погибшим в годы Великой Отечественной войны установлены на территориях морского торгового порта, локомотивного депо, механического завода, каскада Нивских ГЭС. На аллее Памяти установлен памятный знак кандалакшанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и милиционерам, погибшим на посту. Город Кандалакша заслуживает присвоения почётного международного звания «Город трудовой доблести и славы». Это необходимая дань уважения погибшим и ныне живущим защитникам и труженикам города в годы Великой Отечественной войны. Это значимый стимул для патриотического воспитания молодёжи, гордости за свой родной город. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |