Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Империя Александра Македонского




 

Отец Александра македонского - Филипп II - с 16 лет начал приобщать сына к государственным делам: отправившись в поход против Византии, он оставил Александра управлять государством, а в битве при Херонее юноша командовал конницей.

Придя к власти, Александр жестоко расправился с убийцами отца и возможными претендентами на престол.

Примерно в течение года молодой царь уничтожил внутреннюю оппозицию, усмирил северные племена и привел к покорности греков. Ничто более не мешало долгожданному походу и весной 334 г. до н.э. Александр переправился через Геллеспонт (Дарданеллы) и ступил на азиатскую землю. Войско Александра не знало поражений.

К 324 г. до н.э. под властью Александра оказались значительные территории и возникла огромная, невиданная до сих пор империя, включавшая в себя Македонию, большую часть полисов Балканской и островной Греции, области бывшей Персидской державы, часть Северо-Западной Индии.

Последней третью IV в. до н.э. датируют начало эпохи эллинизма, когда на смену полису как самостоятельной форме государственного общения приходят в результате походов Александра Македонского эллинистические монархии. Греческие полисы попадают под власть Македонии, а затем, начиная с II в. до н.э., и эллинистические государства, в том числе Македония, становятся жертвой римской экспансии. Начавшаяся с походами Александра эллинизация Востока способствует синтезированию исторических и культурных традиций Запада и Востока1.

Характерной чертой правосудия времен Александра и диадохов было стремление последних до конца играть роль независимых объективных арбитров, не пользующихся своей властью. Начальный период эллинизма вообще отличался четко выраженным желанием первых монархов подчеркнуть их приверженность обычному праву и издревле существовавшим традициям межполисных отношений. Пусть на поверку это оказывалось всего лишь игрой с общественным мнением, однако правовая, и в частности судебная, практика лишь выигрывали от этого. В качестве примера монархи могли ориентироваться на давно существовавшую систему договоров между полисами по поводу взаимного арбитража. В. Тарн в связи с этим отмечает, что каждый приговор арбитража означал, что удалось избежать еще одной войны; если же приговоры не всегда выполнялись, то это только требовало новых постановлений; и даже незначительные города, как некоторые из критских, заключали постоянные договоры об арбитраже1. Функциональность судов также регламентировалась помимо обычаев межгосударственными договорами2.

В социально-экономическом строе и классовой структуре, в культуре и идеологии государств, сложившихся после распада державы Александра, ярко выступили некоторые новые, специфические черты. Это был сложный и противоречивый процесс взаимодействия греко-македонских и местных элементов, обусловленный как конкретной обстановкой отдельных стран, так и общими условиями развития рабовладельческого мира в этот период. Самое понятие эллинизм, которым принято обозначать период истории Восточного Средиземноморья, Западной Азии и Понта от завоеваний Александра Македонского до покорения Римом последнего крупного средиземноморского государства - Египта, является в значительной мере условным. Было бы неправильно сводить

Завоевания Александра Македонского действительно были исходным пунктом небывалой по своим масштабам колонизации. Массы населения Македонии, Греции, Фракии, Иллирии, островов Эгейского моря хлынули на Восток. Греки и македоняне несли с собой свои государственные и правовые нормы, свои производственные навыки, обычаи, религию и культуру. Освоение завоёванных территорий они осуществляли в привычных для них формах, основывая новые полисы и поселения военных колонистов. Но существовало значительное различие между ранним периодом греческой колонизации и новым, «эллинистическим» периодом: тогда колонии представляли собой отдельные, в известной мере изолированные греческие поселения, окаймлявшие прибрежную полосу Средиземноморья и Чёрного моря и соприкасавшиеся по большей части с племенами, жившими ещё в условиях первобытнообщинного строя; теперь греки и македоняне столкнулись с рабовладельческими обществами, насчитывавшими многие столетия самостоятельного экономического, политического и культурного развития, создавшими свою самобытную и зрелую цивилизацию.

Чтобы сохранить и укрепить господство над этими обществами, завоеватели вынуждены были частично приспосабливать свои институты к существовавшим здесь социально-экономическим отношениям, ко всему жизненному укладу восточных стран. В области экономической и политической жизни многое из того, что несли с собой греки - античные формы рабства, полисная структура и т.п., - сравнительно быстро прививалось в эллинистических странах или в отдельных областях, поскольку близкие формы вызревали в Западной Азии, как мы видели, ещё накануне греко-македонского завоевания. С другой стороны, сами завоеватели многое восприняли из общественно-политической практики и идеологии восточных деспотий (формы эксплуатации широких масс сельского населения, некоторые черты государственного строя и т. д.).

Таким образом, в данных исторических условиях завоевания, как и колонизация, сыграли роль толчка, ускорителя тех процессов, которые и ранее происходили в недрах обществ, имевших при всём различии их исторических судеб однородную социальную основу. Наличие ряда сходных черт развития не исключало, разумеется, того, что и в этот период каждая из стран Восточного Средиземноморья сохраняла свои особенности, а общие процессы приобретали в условиях отдельных стран значительное своеобразие.

Силой оружия Александр объединил самые различные страны и народы - культурные греческие полисы и сохранявшую еще пережитки первобытно- общинного строя Македонию, долину Нила и Месопотамию с их тысячелетней культурой, кочевые племена восточного Ирана. Эта держава не имела единой экономической базы и представляла собой чисто военное объединение. Во время похода завоевание сводилось преимущественно к захвату городов, важных в стратегическом отношении опорных пунктов и дорог и установлению общего контроля - военного, административного и финансового.

Двигаясь вдоль побережья, Александр отовсюду изгонял олигархов и устанавливал демократический строй, городам даровалась свобода и автономия. Эта политика определялась во многом тактическими соображениями: старые правители опирались обычно на олигархов, тем самым демократы становились естественными сторонниками Александра. Однако свобода, которая даровалась полисам, во многом оставалась чисто номинальной, т.к. города фактически переходили под власть Александра, самовластно вмешивавшегося в их внутренние дела.

Кроме того, преследуя военные цели, Александр основывал новые города, видя в них опорные пункты своей власти. Поэтому они строились там, где сопротивление населения было особенно сильным. Такие города не были полисами со свойственными им органами самоуправления, состав их населения был смешанным. Это были подданные царя, поставленные под контроль его уполномоченных.

Основами новой системы управления были опора на местную знать, разделение административного, финансового и военного управления, упорядочение сбора налогов и чеканки монеты, уважение к местным обычаям и богам.

По сути Александр ограничивался лишь признанием своей власти и уплатой налогов. В условиях жизни, особенно удаленных от центра областей, не произошло коренной ломки.

Держава Александра держалась военной силой, ее необходимо было укрепить. Центром своей многонациональной державы Александр сделал Вавилон.

Чтобы укрепить единство государства и сгладить противоречия между завоевателями и побежденными, Александр проводил политику «слияния народов» (ярким примером это политики была свадьба в Сузах, когда 10 тыс. воинов – греков и македонян – женились на местных девушках. Сам Александр взял в жены старшую дочь Дария. Все новобрачные получили богатое придание). Подобная деятельность свидетельствует скорее о стремлении расширить социальную базу, создать своего рода «господствующий народ», верную опору власти и «орудие угнетения и эксплуатации других народов». Объединяя македонян персами, Александр тем самым низводил их до уровня подданных.

Александр провел реформу в армии. Он велел отправить по домам воинов, «не годных к военной службе по старости и увечьям». На их места он набрал 30 тыс. местных юношей, обученных греческой грамоте и обращению с македонским оружием.

Еще одно мероприятие Александра - это насильственное обожествление его личности. Возможно, мысль использовать собственное обожествление в политических целях как средство усиления власти возникла у Александра еще в Египте, где жрецы объявили его сыном Амона. В любом случае приписывание себе божественного происхождения шло в общем русле его политики и должно было освятить его власть.

Все эти мероприятия вызывали недовольство у армии, усиливали социальную напряженность.

 

Римская республика

3 Общественный строй Древнего Рима

Республиканский образ правленияустановился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Период республиканский(VI - I вв. до н.э.) условно подразделяется на два этапа:

›время ранней республики (VI—III вв. до н.э.),на которое приходится формирование раннерабовладельческого общества и завоевание Римом Италии,

›на позднюю республику (II—I вв. до н.э.). Для нее характерен расцвет рабовладельческих отношений в Италии и создание Римской средиземноморской державы.

В республиканский период интенсивно развивалось произ­водство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократиче­ские черты,обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

Полную правоспособностьв Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами: свободы; гражданства; семьи.

По статусу свободывсе население Рима делилось на свободных ирабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

= имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев,торговцев);

= мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии.

Рабы были государственные и частные. В период республики они пре­вращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода полу­чила распространение самопродажа в рабство. Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он яв­лялся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества.Власть хозяина над рабом была неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: «что приобретается через посредство раба — приобретается для господина». Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их имущество. Однако развитие этого процесса в период, когда рабовладельческий строй еще развивался,противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому во 2 году до н.э. был издан закон, ограничивший эту практику.

По статусу гражданствасвободное население Рима делилось на граж­дани иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ог­раничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права,право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К перегринам относились свободные жители провинций завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были из­бирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находи­лись в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегри­ны несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - IIв. до н. э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слия­ния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и сред­них землевладельцев.

Статус семьиозначал, что полной политической и гражданской право­способностью пользовались только главы римских семей - домовладыки.Остальные члены семьи считались находящимися под властью домо­владыки.Последний был лицом «собственного права», члены же его семьи назывались лицами «чужого права» — права домовладыки. Вступая в имущественные правоотношения, они приобретали имущество не для себя, а для него.

Полноправныммог быть только домовладыка, свободный и свободно­рожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение уча­ствовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

Государственный строй Римской республики

Высшими государственными органамив Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три виданародных собраний:центуриатные,трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие приня­тие решений преобладающих аристократических и богатых кругов ра­бовладельцев. К середине III в. до н.э. с расширением пределов государ­ства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное ко­личество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373.В компетенцию центуриатного собрания входило принятие зако­нов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, прето­ров, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на пригово­ры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские.Их компетенция была ограни­ченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов,эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кро­ме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. получили право принятия законов, что привело к росту их зна­чения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вво­дили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно, важное значение в государственном механизме Римс­кой республики играл сенат.Раз в пять лет цензоры (специальные долж­ностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) со­ставляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат орга­ном, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномо­чия входили функции:

• законодательные- он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний,утверждая их решения, а впослед­ствии предварительно рассматривая законопроекты;

• финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

• по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;

• внешнеполитические- если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же раз­ решал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами,которые делились на:

◊ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

◊экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внут­ренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистра­ты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

Магистратуры замещались по следующим принципам:

~выборность -все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;

~срочность -один год (за исключением диктатора);

~коллегиальность;

~безвозмездность;

~ответственность.

Армия в Древнем Риме

Армияв Древнем Риме играла весьма важную роль,поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными вой­нами. Первоначальная военная организация Рима была проста.Постоянной армии не было. Уже в царский период общее собрание римского народа было и войско­вым собранием,смотром военной силы Рима; оно строилось и голосо­вало по подразделениям -куриатным комициям.

Все граждане с 18 до 60 лет (как патриции, так и плебеи), обладавшие имущественным цензом, были обязаны нести воинскую повинность и участвовать в военных действиях (причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо своего патронов).

В республиканский период, когда римский народ был разделен на иму­щественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни -центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий раз­ряды- центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый раз­ряды -легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невоо­руженную центурию.Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н.э. консул Гай Марий провел военную реформу,после кото­рой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была огра­ничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев,получавших вооружение и жалованье от государства. Ле­гионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земель­ными наделами из числа конфискованных и свободных земель в Африке, Галлии и Италии. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов. Первые последствия сказались скоро.Уже в 88 году до н.э. при Сулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армия вошла в Рим, хотя по древней традиции ношение оружия и появление войска в городе запрещалось.

Падение римской республики

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республи­канские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными.

Рас­пад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

»восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и

»восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг, до н. э.);

»борьба между мелким и крупным землевладением,широкое революци­онное движение сельского плебса, которое едва не привело к граждан­ской войне и возглавлялось братьями- Гракхами, пытавшимися провес­ти аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н.э.);

»Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

Во II—I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна,поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управления ими.

При завоевании Италии в V—IV вв.до н.э. Рим стремился, прежде всего, к конфискации земель, так как рост населения требовал расширения земельных владений. Рабство приобретает«классический», античный характер.

Кроме того, рост числа люмпенов (до 300 000) становится убедительным свидетельством общей деградации свободных.

В этих условиях становится все более очевидным,что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями.

Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на народное движение, сумел, несмотря на сопротивление сената,провести в 133 году до н.э. через народное собрание Аграрный закон. Закон ограничил максимальный размер земли, получаемый от государства. Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы, ослаблявшие политическое влияние знати, — введение тайного голосования в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123—122 гг. до н.э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна из государственных складов гражданам по очень низким ценам.

Гай провел и военную реформу. Было ограничено число обязательных для римских граждан военных походов, отменялась военная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и вооружение от государств, и могли обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.

Необходимость выйти из острого политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима.

Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красс, Цезарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями «для устроения государства». После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. - полномочия на управление государством и почетное наименование Август (солнцеподобный), ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства— периода империи.

Государственный и общественный строй в период принципата

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис.Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран.Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных, значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев.

Окончательно оформилось и сословное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций — муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками.Нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.

Более значительной по численности была провинциальная знать, сословно не оформленная,но игравшая влиятельную роль в местном управлении.К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских,судовладельцы и торговцы.

Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II—IIIвв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната.

Период Римской империиподразделяется на:

a.период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.). – это период ранней империи(принципата - конец I в. до н.э.-V в. н.э.) в истории Римской средиземноморской державы, сопровождавшейся расцветом рабо­владельческих отношении во всем Средиземноморье. Принципат от «принцепс-сенатус» - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего.

b.кризисный период (193 - 284 гг. н. э.), от «доминус» - господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

IIIв. н.э. - это кризис Римской империи,грозивший угрозой распада.Преодолеть кризис помогла новая форма госу­дарственного устройства империи - доминат.

c.период домината (284 - 476 гг. н. э.). Это период поздней Римской империи (с конца III по V в.н.э.) характеризуется разложением рабовладения на ее огромных территориях и началом формирования протофеодальных отношений.

Принципат- форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окон­чательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народ­ные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского госу­дарственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была со­средоточена в руках одного человека -первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограничен­ными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце прин­ципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата,как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика—верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства.Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые—назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами,избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении—сената и принцепса. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса— фикс. Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной,но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти.

В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладель-ческого класса составили два сословия:

• сословие нобилей,которое сформировалось в III- II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили зани­мали доминирующее положение, как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратил­ся в сенаторское сословие,пополняемое за счет сановников, выдви­нувшихся на государственной службе;

• сословие всадников,образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры.

Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще­ствляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме­стную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреп­ляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Эко­номическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земель­ные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.

Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жа­лованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Ко­мандный состав армии комплектовался из сенаторского и всадничес­кого сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности ко­мандира сотни - центуриона.

5 Период домината и распад Римской империи

Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период,так называемый "кризис третьего века".

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата про­винций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения им­ператоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства заверши­лась в 212 г.н. э., когда император Каракалла предоставил права римско­го гражданина всему свободному населению Римской империи. При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината,Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была при­знана абсолютной и божественной, сам император - государем и гос­подином (dominus, отсюда- доминат).

Старые республиканские учреждения исчезают.Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном под­чинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:

≈государственный совет при императоре;

≈финансовое ведомство;

≈военное ведомство.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наде­ляют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов.Гражданская власть наместников была отделена от военной. Ос­новой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и по­винности.

При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи.

Западная Римская империя со столицей в Риме, которая прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг рим­ского императора Ромула-Августула и занял его место.

Восточная Римская империя со столицей в Константинополе, которая существовалаеще около 1000 лет под названием Византии.

 

7. Картина мира древних людей языческие верования мифология религии спасения

Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью челове­ка, уровнем развития ᴇᴦο знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ веде­ния хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.

Что же такое ʼʼкартина мираʼʼ?Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три ᴇᴦο со­ставляющих˸

1) самоощущение человека;

2) представление им о пространстве, видение его;

3) ощущение времени.

Данные три общие категории полностью характеризуют из­меняющуюся структуру мира и место в нем человека. Та­ким образом, картина мира — это самоощущение челове­ка, основанное на представлениях о пространстве и време­ни. Важно заметить, что ʼʼпространствоʼʼ и ʼʼвремяʼʼ здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реаль­но существующее мировое пространство со всем многообра­зием составляющих ᴇᴦο предметов и явлений, характеризу­ющихся различными свойствами, происхождением и пред­назначением. Понятие времени также специфично и вклю­чает в себя как астрономическое время, так и биологиче-

ское (время сменяющих друг друга поколений), индивиду­альное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, госу­дарства).

Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднознач­ности их расшифровки, а также весьма неполного (фраг­ментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в пол­ном масштабе.

Наиболее ярко и полно картина мира представлена в ду­ховной культуре, особенно в рамках религиозных верова­ний представителей первобытной эпохи.

Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные рели­гиозные верования — фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др.
Размещено на реф.рф
С переходом к присва­ивающему хозяйству и созданием государств и рабовладель­ческого общества формируются мифология и мифологиче­ское сознание. (Миф — особый способ отражения мира в со­знании человека, характеризующийся чувственно-образны­ми представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, бо­лее сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, ещё тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества — появление единобо­жия, предшествовавшая появлению мировых религий — христианства и ислама. Христианство, в частности, по­ставило черту под прежним духовным опытом человече­ства, создав на ᴇᴦο базе принципиально новую и постро­енную на иных ценностях систему мировоззрения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 423.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...