Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Использование творческих игр в работе с дошкольниками.




Игра - это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

Творческие игры на основе готовых сюжетов: подражательные игры, театрализованные игры, сюжетно - отобразительные игры.игра - драматизация.

Подражательные игры - основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма.

Сюжетно - отобразительная игра (Выготский - “игра - воспоминание”), в которой ребёнок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти. (играют дети раннего и младшего дошк. возраста).

 

Игра - драматизация - в которой основой игрового действия является литературный сюжет.(играют дети на протяжении всего дошкольного детства).

Театрализованная игра - ориентирована на зрителя, в них дети занимают позицию актёров, которые показывают зрителям спектакль.

Игры с сюжетами самостоятельно придуманными детьми - сюжетно - ролевые игры, режиссёрская игра, игра - фантазирование, игры - проекты.

Сюжетно - ролевая игры - это игры, в которых ребёнок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. ( расцвет сюжетно ролевой игры 3-5 лет).

Режиссёрские игры - в них придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребёнок передаёт игрушками.

Игра - фантазирование - построена на воображении, тесно связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане (старший дошкольный возраст).

Игры - проекты - включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач (старший дошкольный возраст).

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми.

К ним относятся: подвижные.спортивные, интеллектуальные, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), коррекционные, шуточные (забавы, развлечения), ритуально - обрядовые.

Среди игр с правилами большую группу составляют народные игры, которые передаются детьми из поколения в поколение.

Игры могут быть классифицированы по месту в Пед. процессе детского сада (Венгер, Михайлова, короткова, Новосёлова).

В этом случае выделяют:

- самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей;

- игры, организуемые взрослыми в целях обучения.воспитания или коррекции развития детей.

Генезис сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

Сюжетно - ролевая игра постепенно усложняется.генезис сюжетно - ролевой игры был раскрыт Д. Б. Элькониным.

1 этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер.. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются.. Роли не обозначены. Дети охотно играют со взрослыми.самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет - заместитель, раннее использованный в игре.

2 этап. Так же действие с предметом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения детей кратковременны. Основы сюжета по - прежнему бытовые. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще всего обращаются к любимым игрушкам.

3 этап. Основное содержание игры по - прежнему с предметами. Роли чётко обозначены и определены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще по ходу игры) в соответствии с ролью. Игра чаще протекает, как совместная.продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают труд, быт взрослых.

4 этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят коллективный характер. Количество вовлечённых в игру увеличивается до 5-6 детей.

Таким образом, усложнение сюжетно - ролевой игры Эльконин рассматривает через изменение её структуры и содержания, длительности, разнообразия сюжетной линии.

В работах Михайленко и Коротковой (1980 - е годы) усложнение сюжетно - ролевой игры рассматривается через усложнение условных игровых действий (замещения). Игра строится как постоянный переход ребёнка из плана условных действий в план их вербального обозначения и обратно. Развёртывание игрового сюжета в единстве этих двух планов называется способом построения игры. Конкретный способ построения игры характеризуется тем, какой из элементов структуры сюжета выступает для ребёнка определяющим и в каком по форме игровом действии он реализуется.

Можно выделить три способа построения игры, усложняющиеся по мере развития ребёнка:

- о последовательности предметно - игровых действий как способе построения игры.В 1,5 - 3 года ребёнок может осуществлять простейшие игровые действия с игрушками и предметами - заместителями, вступая в кратковременное игровое взаимодействие со сверстниками.

В 3 - 5 лет ребёнок может принимать и последовательно менять по ходу игры игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнёром - сверстником. Этот способ называется ролевым поведением.

В 5 - 7 лет игра строится на основе сюжетосложения, и для ребёнка ведущим выступают не отдельные элементы сюжета, а целостное событие - повествование, включающее персонажей и действия.

Использование каждого последующего по сложности способа позволяет ребёнку развёртывать всё более сложные сюжеты игры со стороны их тематического содержания и структуры.

В конце 1990 - х годов в исследовании О. В. Солнцевой было доказано, что освоение сюжетосложения способствует переходу детей от сюжетно - ролевых игр к режиссёрским играм.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...