Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткое содержание главы Непрерывность и изменчивость




• Ролевые изменения, имеющие место в ранней взрослости, более незаметны и менее системны, чем изменения, происходящие в периоды детства и юности.

• Развитие взрослых людей происходит в контекстах личного Я, Я как члена семьи и Я как работающего человека.

• Согласно Маслоу, каждый индивид стремится к самоактуализации; потребность в самоактуализации может появляться только после удовлетворения всех потребностей низших уровней.

• Согласно Роджерсу, общество «портит» индивида, применяя к нему условия уважения; альтернативой им является безусловное позитивное отношение.

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 643

• Молодые взрослые часто находятся в ситуации перехода к большей эмоциональной, сознательной, функциональной и конфликтной независимости.

• Некоторые люди сосредоточиваются на внутренних факторах работы; другие — на внешних факторах. Дружеские отношения могут быть важным фактором трудовой деятельности.

Установление близких отношений

• Дружеские отношения являются ведущим аспектом жизни взрослого человека.

• Согласно трехкомпонентной теории любви Стернберга, любовь имеет три аспекта: интимность, страсть и решение/принятие обязательств.

• Существуют три теории привлекательности и выбора брачного партнера: инструментальная теория подбора супругов, теория «стимул — ценность — роль» и теория семейных систем.

• Моногамный брак в настоящее время является наиболее распространенной формой брачных отношений в США; его заключение символизируется свадебной церемонией и санкционируется обществом.

• Все более популярным становится совместное проживание мужчины и женщины без заключения брака; около одной трети таких пар со временем вступают в законный брак.

Родительство и развитие взрослых людей

• Семейный цикл развивается стадиально: индивид покидает семью родителей и заключает брак, у него рождается первый ребенок, рождается последний ребенок; последний ребенок покидает его семью; умирает супруг.

• Переход к родительству резко изменяет стиль жизни человека; ему необходимо адаптироваться к совершенно новым условиям.

• Обычно для женщин приоритетным является рождение и воспитание детей. Свой жизненный стиль они пытаются соотнести с данными событиями; мужчины более часто основные усилия направляют на трудовую деятельность.

• Социальная поддержка, счастье в браке во время беременности, самоуважение родителей и характеристики ребенка влияют на адаптацию молодых родителей к своей новой роли.

• Выделяют шесть стадий родительства: формирования образа, выкармливания, авторитета, интерпретативную, взаимозависимости, расставания.

• На каждой стадии родители должны справляться с новыми вызовами и требованиями детей, заново устанавливать свои собственные отношения.

• Трудности родительства особенно остры для одиноких родителей.

• Семьи одиноких темнокожих матерей наиболее часто находятся за чертой бедности; компенсировать это помогает расширенная семья (в случае ее наличия).

• Одинокие отцы сталкиваются с теми же проблемами и трудностями, что и одинокие матери, за исключением того, что они, как правило, имеют меньше финансовых затруднений.

644 Часть IV. Взрослость

Профессиональный цикл

Традиционно профессиональный цикл начинается с размышлений и переживаний, которые приводят к совершению выбора, продолжается развитием выбранной карьеры и заканчивается с выходом на пенсию; однако сегодня ситуация несколько изменилась.

Согласно Хейвингхерсту, профессиональный цикл развивается следующим путем: идентификация с работником, приобретение основных навыков деятельности, приобретение идентичности, становление продуктивности, поддержание продуктивности на благо общества и осмысление прожитой продуктивной и ответственной жизни.

Среди факторов, влияющих на выбор профессии, можно назвать социоэко-номический статус, этническую принадлежность, уровень интеллекта, навыки, пол и занятия родителей.

Темнокожие мужчины и женщины широко представлены в сфере непрестижной и низкооплачиваемой трудовой деятельности, очень незначительное их число работает на более высокооплачиваемых работах в силу ряда исторических причин.

Согласно теории Я-концепции, люди подбирают себе карьеру, соответствующую их Я-концепции. Теория черт трактует этот вопрос подобным образом, однако предмет ее исследования — объективно измеряемые личностные характеристики.

Профессиональная подготовка обычно проходит как на формальном, так и неформальном уровне.

Практические аспекты оказывают влияние на выбор профессии. В последние десятилетия работающие люди все больше и больше приходят к осознанию того, что их карьера зависит только от них. Когда молодые взрослые начинают работать, они часто обнаруживают, что их ожидания не совпадают с реальностью, и могут негативно реагировать на это несоответствие.

Наставники могут играть позитивную роль в развитии молодых работников.

Сохранение чувства интереса и приверженности к своей работе на всем протяжении взрослости необходимо для зрелой удовлетворенности работой.

Период середины карьеры — это время ее упрочения и перехода к овладению реальностью.

Работа и пол

Хотя женщины активно вступают в ряды рабочей силы и некоторые из них успешно строят свою карьеру, до сих пор большинство женщин заняты на низкооплачиваемой работе; женщины, выполняющие одинаковую работу с мужчинами, получают более низкую оплату.

Женщины, работающие вне дома, следуют более разнообразным моделям развития карьеры, чем мужчины.

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 645

• Некоторые женщины работают или возвращаются к работе из-за экономической необходимости; многие другие женщины находят в работе удовлетворение и возможность самореализации.

• Работающие женщины обычно обладают лучшим психическим и физическим здоровьем, чем неработающие.

• Женщины часто страдают от воздействия ошибочных мифов и стереотипов относительно их отношения к риску, заработной плате, карьерному росту и мотивации.

• Семьи, где работают оба супруга, обладают более высокими доходами, но им необходимо совмещать роли и расставлять приоритеты.

• В случае, когда оба супруга заняты полный рабочий день, женщины с большей вероятностью выполняют основную часть работы по дому, количество которой позволяет назвать их жизнь дома «второй трудовой сменой».

• Некоторые работающие женщины испытывают значительные ролевые конфликты, вызванные уходом за ребенком, половой социализацией и предъявляемыми к ним конкурирующими системами требований.

 

ГЛАВА 15

Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости

Предварительный обзор

Знаете ли вы?

Что представители различных теорий развития значительно расходятся в том, что следует считать средней взрослостью?

Что экономические условия, принадлежность к определенному классу общества и исторический контекст оказывают влияние на то, как люди воспринимают среднюю взрослость?

Каковы различия между моделью перехода и моделью кризиса (подходы к периоду средней взрослости); какие мифы связаны с моделью кризиса? Какие краткосрочные и долговременные физические и эмоциональные изменения связаны со средним возрастом? Что происходит во время менопаузы? Что обозначает термин «климактерический»?

Что происходит с сексуальностью и половой активностью в течение средней взрослости? Каким главным болезням подвержены взрослые люди среднего возраста; какова связь между их появлением и несовершенными навыками ухода за своим здоровьем? Каковы ведущие причины смерти в среднем возрасте?

Как стрессогенные жизненные события влияют на здоровье в период средней взрослости?

Каковы различия между текучим интеллектом и кристаллизованным интеллектом и как они изменяются в среднем возрасте?

Каковы последствия изменений интеллектуального функционирования для средних взрослых?

Как описательное и процессуальное знания относятся к компетентности, как они способствуют компенсации замедления работы когнитивных функций? Как взаимодействуют когнитивное функционирование, научно-технический прогресс и устаревание профессиональных знаний и навыков?

Это главные темы главы.

В предыдущих главах объектом нашего внимания были такие этапы человеческой жизни, как детство, отрочество, юность и ранняя взрослость. Мы рассмотрели возрастные ступени, поднимаясь по которым ребенок становится личностью с от-

Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости 647

носительно устойчивым взглядом на мир и определенными чертами характера. Мы также остановились на тех социальных вехах, которыми отмечается вхождение юношей и девушек в мир взрослых: расставание с родным домом, вступление в брак, обретение статуса родителя, упрочение карьеры. А что же дальше?

Средняя взрослость (начало которой произвольно можно отнести к 40-летнему возрасту) вместе с поздней взрослостью может составлять более 50% жизненного пути человека. Бросает ли она новые вызовы или это период времени, когда человек продолжает воплощать в жизнь решения, принятые ранее, возможно, внося некоторые коррективы, приспосабливаясь к чему-то? Можем ли мы говорить о непрерывности человеческого развития в эти годы? Являются ли Таня Харрис или Джастин Джонс в 50 лет такими же людьми, какими они были в возрасте 30 лет? Если нет, то что заставило их измениться, насколько сильны эти изменения и какие сферы они затронули? Обретают ли эти люди мудрость и аккумулируют новый опыт или их взгляды на жизнь сузились? Какое влияние оказывает неизбежное биологическое старение организма на психологическое функционирование человека?

Как и в ранней взрослости, лейтмотивом средних лет становится тема непрерывности, изменчивости и их взаимодействия. Мы начнем с обзора, в котором опишем популярные мифы о людях средних лет, например миф о «кризисе среднего возраста». Затем мы проанализируем изменения сенсомоторных навыков и других биологических факторов, а также биологические и психологические аспекты половой жизни. Далее мы рассмотрим проблему болезни и здоровья. И наконец, мы остановимся на том, что происходит в среднем возрасте с интеллектом и когнитивными способностями, сделав акцент на вопросе о снижении и сохранности некоторых функций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 371.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...