Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Депрессия и другие расстройства
В недавнем обзоре литературы по депрессиям Данте Чичетти и Шири Тот (Dante Cicchetti, Sheree Toth, 1998) отмечают, что понимание детской и подростковой депрессий требуют уяснения взаимных связей между биологическими, психологическими и социально-системными компонентами. Некоторые из этих взаимных связей обсуждаются здесь. Депрессия в подростковом возрасте часто возникает в ответ на внутренние и внешние стрессы одновременно с другими расстройствами и сопровождает их. 554 Часть III, Подростковый возраст Таким образом, депрессивные и тревожные расстройства часто встречаются вместе, равно как и депрессивные расстройства и расстройства поведения. Мальчики значительно чаще ведут себя разрушительно при депрессии, в то время как у депрессивных девочек чаще развиваются нарушения питания, такие как анорексия и булимия (Connelly et al., 1993), обсуждавшиеся в предыдущей главе. Высокий процент подростков обоего пола, совершающих попытку суицида, находится в депрессии как до, так и после нее. Депрессия, мысли о суициде, злоупотребление различными веществами также взаимодействуют между собой (Kandel, Raveis & Davies, 1991). С другой стороны, негативный образ тела может привести к нарушениям питания и затем к депрессии. Было обнаружено, что повышенный риск депрессии связан с болезнью, и это также может оказывать взаимное влияние — хроническая болезнь создает депрессию, а депрессия может увеличить уязвимость к заболеваниям. Депрессия может также создавать другие проблемы вследствие ее влияния на межличностное взаимодействие, и наоборот. Плохое социальное функционирование может ухудшать взаимоотношения родителей и детей, влиять на дружбу и романтические отношения. Например, возникновение беременности в три раза вероятнее у депрессивных девочек-подростков, чем у тех, кто не страдает этим расстройством (Horowitz, Klerman, Sungkuo & Jekel, 1991). Защитные факторы и копинг-поведение Биологические изменения пубертата, как и социальные перемены, относящиеся к переходу из начальной в среднюю и старшую школу, требуют значительной психологической адаптации. Здесь мы рассмотрим факторы риска, защитные факторы и копинг-поведение. Факторы риска.Факторами, подвергающими подростков риску депрессии и стрессовых реакций, являются следующие. 1. Негативный образ тела, который, как полагают, приводит к депрессии и нарушениям питания. 2. Повышенная рефлексия о себе и будущем, которая может приводить к депрессии, если подросток увязает в негативных переживаниях. 3. Семейная дисфункция или проблемы с психическим здоровьем у родителей, которые могут вызывать стрессовые реакции и депрессию, а также нарушения поведения. 4. Супружеский разлад или развод и материальные трудности в семье, которые приводят к депрессии и стрессу. 5. Низкая популярность среди сверстников, которая связана с депрессивным состоянием у подростков и относится к наиболее верным прогностическим признакам взрослой депрессии. 6. Слабые успехи в школе, ведущие к депрессии и разрушительному поведению у мальчиков, но, по всей вероятности, не влияющие так на девочек. В Соединенных Штатах многие девочки выходят из раннего подросткового возраста с неудовлетворительным Я-образом, относительно низкими ожиданиями от жизни и намного меньшей уверенностью в себе, чем мальчики (American Association of University women, 1991; Orenstein, 1994; Zimmerman, Copeland, Sho-pe & Dielman, 1997). В 9 лет большинство девочек испытывают позитивные чув- Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 555 ства к себе, но ко времени старшей школы такое утверждение верно по отношению менее чем к одной трети. Хотя у мальчиков несколько снижается самооценка в средней школе, это снижение не столь велико, как у девочек. Существуют значительные этнические различия в снижении самооценки: оно выглядит феноменом, обнаруживаемым в основном среди тех, кто идентифицируют себя как белые. Обследования показывают, что чернокожие подростки, видимо, черпают самоуважение скорее из своих семей и сообществ, чем из опыта в школе. Чернокожих девочек могут окружать сильные женщины, которыми они восхищаются. Кроме того, родители этих подростков часто говорят им, что у них все в порядке, проблемы в том, как к ним относится внешний мир. С другой стороны, белые девочки могут чрезмерно реагировать на социальные стимулы в школе, где предпочитаемыми являются мальчики, как мы отмечали в предыдущих главах. К 15-16 годам многие белые девочки полны сомнений в себе. Сталкиваясь с проблемами в учебе, например при изучении математики, они склонны упрекать себя, в то время как мальчики чаще обвиняют предмет или учителя (Daley, 1991). Как выразила это Кэрол Гиллиган: Это [исследование] делает невозможным разговор о том, что происходящее с девочками — просто вопрос гормонов... Если бы дело обстояло так, то снижение самооценки происходило бы у всех девочек и примерно в одно и то же время. Эта работа вызывает различные вопросы о влиянии культуры и поднимает вопрос о роли школ как в случаях снижения самооценки, так и в возможном вмешательстве (цит. по: Daley, 1991). Защитные факторы.Есть три вида уравновешивающих факторов, которые помогают подросткам преодолеть трудности этого возрастного периода. Во-первых, хорошие отношения с родителями и сверстниками служат буфером для стрессов. Невозможно переоценить важность защищающих, поддерживающих взаимоотношений. Во-вторых, особая область умений или опыта, такая как спорт, музыка, ремесло или учебный предмет, могут предоставить тинэйджеру основу для реалистичной уверенности в себе. И наконец, роль, включающая в себя ответственность за других людей (возможно, за членов команды или младших братьев и сестер), может помочь подростку установить приоритеты и более гибко реагировать на проблемы или кризисы. Копинг-поведение.Подростки используют различные формы копинг-пове-дения при возникновении проблем в своей повседневной жизни. Позитивные копинг-стратегии, такие как тщательное планирование и организация, установка приоритетов или поиск близкого друга или доверенного лица, могут помочь из- Контрольные вопросы к теме «Стресс, депрессия и совладение с ними в подростковом возрасте» • Депрессия чаще встречается среди подростков женского пола, чем мужского. • Частота депрессии мало меняется в различных этнических группах. • Обычно депрессию у подростков вызывает негативный образ тела. • Как девочки, так и мальчики, входя в подростковый возраст, испытывают значительное снижение самооценки. Вопрос для размышления Почему суицид часто связан с депрессией?
556 Часть III. Подростковый возраст бавиться от умеренного стресса. Если подросток испытывает тяжелый стресс, нарастает использование более негативных защитных стратегий. В целом в исследованиях обнаружено, что употребление веществ, вызывающих психическую зависимость, отвлечение и бунтарство являются основными способами, которые подростки используют, чтобы справиться с возникшим напряжением. Учащиеся различных классов и уровней сообщают о курении сигарет, об употреблении алкоголя и психоактивных веществ с целью снижения стресса. В понятие «отвлечение» они включают хождение по магазинам, принятие горячей ванны или душа, выход в общество с друзьями, сон, просмотр телевизора и еду. Эти виды деятельности не решают проблем прямо, но по меньшей мере отвлекают от них внимание. В целом немного подростков в ситуации сильного стресса чувствуют, что могут активно и прямо бороться со стрессом: им часто не хватает личностных ресурсов (Mates, Allison, 1992). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |