Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теории экологических систем




Словосочетание «теория экологических систем»является обобщающим термином, охватывающим несколько разнообразных подходов к изучению развития (Lewis, 2000). Последователи данного направления утверждают, что развитие человека невозможно понять простым «механистическим» путем или посредством раскрытия системы причинно-следственных связей, что являлось традиционной нормой для всех исследований (Dent-Read, Zukow-Goldring, 1997; Sharma, Fisher, 1998). Например, в только что описанном исследовании условий сна в США и народа майя ученые изучали воздействие на детей совместного с родителями сна, а не его влияние на мать, отца, сиблингов и не роль совместного сна в обществе, в культуре. Более того, теоретик экологических систем может предположить, что картина, нарисованная Морелли и ее коллегами, является «статичной» в том смысле, что в ней уделено мало внимания роли совместного сна в динамичных, развивающихся отношениях между матерью и ребенком. Морелли с коллегами проделали достойную восхищения работу по изучению проблемы в различных культурах. Однако с системной точки зрения это исследование было остановлено на определенном этапе и не получило дальнейшего развития.

Биоэкологическая модель.Возможно, самой влиятельной на сегодняшний день моделью человеческого развития стала модель, берущая свои истоки в концепции Ури Бронфенбреннера (Bronfenbrenner, 1970, 1979) и до сих пор уточняющаяся и разрабатывающаяся (Bronfenbrenner, Morris, 1998; Bronfenbrenner, Evans, 2000). В данный момент в пятой формулировке биоэкологической моделиподчеркивается, что развитие человека — это динамичный, идущий в двух направлениях реципрокный процесс, начало которого обусловлено генетическим фундаментом и который разворачивается в результате взаимодействия с непосредственным окружением. В первую очередь, непосредственное окружение — это члены семьи. Растущий индивидуум активно реструктурирует свою сложную жизненную среду и в то же время сам испытывает воздействие со стороны ее элементов, взаимосвязей между ними, влияние более широкого окружения. По мнению Бронфенбреннера и его коллег, социокультурная среда развития ребенка состоит из четырех вложенных одна в другую систем, которые обычно обозначают в виде концентрических колец (рис. 2.2). Характерной особенностью этой модели являются гибкие прямые и обратные связи между этими четырьмя системами во времени, составляющие пятую систему, называемую хроносистемои(на рисунке не иллюстрируется).

Микросистема,или первый уровень модели, имеет отношение к занятиям, ролям и взаимодействиям индивидуума и его ближайшего окружения, такого как

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека 97

семья, детский сад или школа. Эти взаимодействия называются проксимальными (максимально приближенными) процессами. Например, развитие ребенка в семье может поддерживаться чуткостью матери по отношению к его первым шагам на пути к независимости. В свою очередь, проявление ребенком независимости может побудить мать к поиску новых способов поддержки такого поведения. В силу своей непосредственности микросистема является уровнем среды, наиболее часто исследуемым психологами и другими специалистами в области развития.

Мезосистема,или второй уровень, образуется взаимосвязями двух или более микросистем. Так, существенное влияние на развитие оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьей, школой и группой сверстников. Например, постоянное общение родителей с учителями может позитивно сказаться на успехах ребенка в школе. Аналогичным образом, внимательное отношение учителей к ребенку, скорее всего, благотворно скажется на взаимодействиях с членами его семьи.

Рис.2.2. Биоэкологическая модель

98 Часть I. Начало

Экзосистема,или третий уровень, имеет отношение к тем аспектам социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта индивидуума, тем не менее влияют на него. Можно привести целый ряд примеров, начиная с формальных показателей, например места работы родителей или влияния местных органов здравоохранения и социальной взаимопомощи, и кончая неформальным окружением, таким как широкий круг родственников семьи ребенка, друзья его родителей. Например, компания, в которой работает мать, может разрешать ей несколько дней в неделю работать дома. Это позволит матери проводить больше времени с ребенком, что косвенным образом может способствовать его развитию. В то же время возможность уделить ребенку больше внимания снимет с матери напряжение и тем самым повысит производительность ее труда.

В отличие от других уровней макросистема, или внешний уровень, не имеет отношения к определенному окружению. Она включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет индивидуум. Например, правила, согласно которым дети с задержками развития могут учиться в классах общего потока обычной школы, вероятно, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как детей с нарушениями развития, так и здоровых детей. В свою очередь, успех или провал этого педагогического эксперимента может содействовать или, наоборот, помешать дальнейшим попыткам администрации объединить эти две группы детей.

Хотя вмешательства, поддерживающие и стимулирующие ход развития, могут осуществляться на всех уровнях модели, Бронфенбреннер полагает, что наиболее значимую роль они играют на уровне макросистемы. Это происходит потому, что макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни. Например, правительственные программы, такие как Head Start1, оказали огромное влияние на рост уровня образования и социальное развитие многих поколений американских, детей.

Специфические генетические факторы и факторы среды, особенно те из них, которые относятся к микросистеме, являются темой главы 3.

Контрольные вопросы к теме

«Системные подходы»

• Теория систем может применяться и к физиологическим, и к социальным системам.

• Изучение различий между отношениями жителей США и народа майя к совместному сну родителей и детей является хорошим примером современного контекстуализма.

• В биоэкологической модели Бронфенбреннера существуют четыре взаимодействующих системы.

• В биоэкологической модели Бронфенбреннера проксимальные процессы происходят в рамках микросистемы.

Вопрос для размышления

Почему системные подходы сложно применять при исследовании развития?

Head Start - программа развития сети дошкольных учреждений, финансируемая федеральным правительством. Начата в середине 60-х годов XX века - Примеч. проф. А. А. Алексеева.

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека 99

Теории в ретроспективе

Мы увидели, что некоторые теории развития исследуются успешнее, чем другие. С чем это связано? Теория никогда не может быть «достоверной» или «недостоверной». Скорее в отношении социальных наук можно говорить о том, что теория применима к некоторым людям в некоторых ситуациях. Чем больше людей и таких ситуаций, тем лучше для исследования. Но иногда такие ситуации происходят редко. То есть иногда теория может обеспечивать точные предсказания, а иногда — нет. Например, как уже обсуждалось ранее, некоторые ученые считают, что мы принимаем активное участие в собственном развитии, и ряд их предсказаний оказывается точными. Временами мы самостоятельно и активно приобретаем новые знания, принимаем решения, определяющие дальнейшее направление нашей жизни. В то же время другие исследователи считают нас более пассивными созданиями, формируемыми и организуемыми нашими собственными переживаниями, опытом, и некоторые из их предсказаний также оказываются верными. Иногда мы подвергаемся влияниям факторов, предъявляемых к нам другими людьми и окружающей средой в целом.

С другой стороны, часть некоторой теории может работать, тогда как другая ее часть — нет. Характерный пример — психоаналитическая теория Фрейда. Большая часть теории Фрейда о динамике развития личности в течение детства не выдержала проверки временем. И все же часть его теории о том, что мы не всегда осознаем причины наших действий, что мы часто занимаемся «интеллектуальным обманом» для совладения с травмирующими впечатлениями, успешно применяется до сих пор. Таким образом, этот взгляд на теорию Фрейда акцентирует нашу потребность в эклектизме, который означает принятие и использование работающих частей различных теорий, другими словами, предлагает не отказываться от какой-либо теории лишь потому, что она не является точной во всей своей полноте. Аналогичным образом, эклектизм предполагает готовность и способность извлекать работающие фрагменты из широкого ряда теоретических подходов. Очевидно, что чем с большим количеством теорий и подходов вы знакомы, тем лучше у вас шансы понять процесс развития людей в целом.

Эклектизм важен еще и потому, что не существует теории развития, квалифицирующейся как та самая теория. Действительно, маловероятно, что когда-нибудь возникнет одна-единственная теория, которой под силу будет описать и интегрировать все сложности развития человека.

Краткое содержание главы

Хорошая теория предоставляет организованные концептуальные рамки, предлагает объяснения и делает предсказания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 443.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...