Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ключевые проблемы изучения развития человека




• Развитие всегда происходит в социальном и культурном контексте.

• Существуют четыре области развития: физическая, когнитивная (в том числе речевая), личностная, социокультурная.

• К социализации относится то, чему нас учат другие, к овладению культурой — то, что мы узнаем сами.

• Хотя для удобства исследования и выделяются области развития, саморазвитие не является дискретным; оно целостно, холистично.

• Научное изучение развития человека началось приблизительно в начале XX века.

• «Быть научным» — значит быть систематическим и объективным, избегать этноцентризма.

• Некоторые аспекты развития являются, главным образом, биологическими, другие, в большей степени, опытными; развитие состоит в основном из динамического взаимодействия биологического и приобретенного на личном опыте.

• Сегодня взаимодействие биологии и опыта обычно называется взаимодействием наследственности и среды.

• Когда взаимодействие биологического и приобретенного в ходе опыта рассматривается как взаимодействие процессов взросления и научения, акцент смещается на возрастную периодизацию.

• В большинстве случаев более продуктивно рассматривать развитие человека в терминах сензитивных, а не критических периодов.

Историческое и современное видение развития человека

• Видение детства варьирует как в историческом, так и в культурном аспекте. Детей рассматривают как работников, как собственность, подлежащую продаже или обмену, как существ, не обладающих правами; но в большинстве современных культур они обладают четкими правами, по отношению к ним не разрешается применение жестокого обращения или эксплуатации.

• Существовало мнение, что в средневековой Европе к детям относились как к взрослым в миниатюре; сейчас считается, что эта идея в лучшем случае сильное преувеличение.

• Индивидуалистическая культура подчеркивает независимость; в коллективистской культуре подчеркивается взаимозависимость.

• Подростковый возраст в результате индустриализации и повышения потребности в расширенном образовании становится затягивающимся периодом зависимости.

• Насколько долго человек остается подростком, зависит от культурного, социального и исторического контекста.

58 Часть I. Начало

• Длительность взрослого периода жизни и момент наступления «старости» различаются в различных культурах и в рамках одной культуры; одним из факторов является социально-экономический уровень.

• Состав семьи варьирует в разных культурах и в рамках одной культуры; «образцовые» семьи определенно не являются нормой.

Изучение развития человека: описательные подходы

. Анализ индивидуальных случаев своей целью ставит получение полной картины индивида; самыми первыми образцами анализа индивидуальных случаев применительно к развитию были «дневники ребенка».

• Анализ индивидуальных случаев и другие описательные подходы не позволяют сделать окончательных утверждений о структуре причинно-следственных связей.

• Преимущество естественного, или полевого, наблюдения в том, что поведение изучается в таком виде, в каком оно происходит в жизни; преимущество лабораторного наблюдения в том, что изучение поведения происходит в контролируемых условиях; оба вида наблюдения имеют свои недостатки.

• Преимущество опросов, использующих интервью или опросники, в том, что их можно проводить с большими, репрезентативными выборками людей; недостаток заключается в том, что люди не всегда соглашаются отвечать или отвечают неточно.

• Психологические тесты часто используются в исследовании развития для оценки показателей интеллекта и личности; сильные стороны лучших психологических тестов — надежность, валидность и стандартизованность.

• Лонгитюдный метод может предоставить точную информацию об изменениях индивидуального развития, но он требует значительных временных затрат; метод поперечных срезов эффективнее использует время, но подвержен эффектам когорты; когортно-последовательный метод является комбинацией первых двух, созданной для минимизации недостатков их подходов.

• Корреляция — это инструмент научного познания, предназначенный для оценки степени и направления взаимного соответствия двух переменных; с ее помощью невозможно сделать выводы о структуре причинно-следственных связей.

Изучение развития человека: экспериментальные подходы

• Непосредственно оценить природу причинно-следственных связей можно лишь при помощи экспериментов; эксперименты могут изучать поведение индивидов в условиях непредвиденных обстоятельств или сравнивать поведение групп в различных условиях.

• Групповой эксперимент состоит из разделения участников по различным группам с помощью метода случайного распределения, манипулирования одной или большим количеством независимых переменных, измерением одной или нескольких зависимых переменных; если поведение групп отличается, делается вывод о том, что причиной этого явились различия по независимой переменной.

Глава 1. Перспективы и методы исследования 59

Хороший эксперимент систематичен и объективен, использует разумные оперирующие определения, обладает высокой внутренней и внешней ва-лидностью.

Этика научного исследования

Этические принципы проведения исследования с участвующими в нем людьми происходят из необходимости их защиты от причинения им длительного психологического или физического вреда; поэтому многие типы поведения не подлежат экспериментальному изучению, а могут изучаться лишь при помощи описательных подходов.

Сейчас советы общественного контроля оценивают все исследовательские проекты на предмет наличия в них потенциала для причинения испытуемым длительного вредного воздействия.

Среди дополнительных этических принципов можно назвать осведомленное согласие, конфиденциальность, осведомленность о результатах и доступ к любым выгодам, которые может предоставить исследование. Согласие, основанное на полной осведомленности, является потенциальной проблемой, потому что в экспериментах с людьми часто необходимо применение лжи; компромисс достигается тем, что участников нельзя обманывать в отношении чего-либо, что может повлиять на их готовность участвовать в исследовании, а также после окончания эксперимента должен проводиться тщательный опрос участника.

ГЛАВА 2

Подходы к пониманию развития человека

Предварительный обзор

Знаете ли вы?

• Из чего состоит хорошая теория?

• Различия между пониманием развития как пассивного или как активного процесса?

• О том, что некоторые стадии развития могут быть интерпретированы?

• Понятие структуры личности и два направления развития в психоаналитической теории Зигмунда Фрейда?

• Различия между психосексуальной теорией Фрейда и психосоциальной теорией Эрик-сона?

• Стадии жизненного пути человека в теории Эриксона?

• Подходы и методы таких строгих бихевиористов, как И. П. Павлов, Э. Л. Торндайк и Б. Ф. Скиннер?

• Подход и методы авторов классических теорий научения?

• Роль современной теории социального научения в понимании развития?

•     Основы теории когнитивного развития Жана Пиаже?

• Основы социально-когнитивной теории Льва Выготского?

• Роль информационного подхода для понимания развития?

• Роль таких эволюционных теорий, как этология и эволюционная психология для понимания развития?

• Что изучает неврология развития?

• Что входит в такие системные подходы, как контекстуализм, модель экологических систем и биоэкологическая модель Ури Бронфенбреннера?

• Что означает «быть эклектичным»?

Это главные темы главы.

В главе 1 мы с вами увидели, что специалисты, изучающие развитие, долгое время пытались найти ответы на фундаментальные вопросы о том, что есть развитие человека, как оно происходит, каковы его отличия в различных контекстах и культурах и особенно — какой подход к его изучению стоит применять. Кроме того, мы увидели, что поиск продолжается; некоторые из множества вопросов обрели свои разгадки, поиски ответов на другие продолжаются, а третьи еще только зада-

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека 61

ются. Можно сказать, изучение развития человека является вызовом, но эта область разжигает интерес исследователей. За сравнительно короткий промежуток времени (около века) накопились огромные массивы знаний, и этот процесс продолжается с постоянно увеличивающейся скоростью. Достаточно трудно даже просто не отстать от него; прочтение и осмысление солидных томов, содержащих большой объем информации по проблеме, может ошеломить, особенно когда информация противоречива и сложна для согласования.___

В этот момент в игру вступают теории.Теории пытаются придать форму большому количеству информации, с которым иными способами было бы невозможно справиться. Хорошая теория задает концептуальные рамки и затем строится вокруг них, предлагая объяснения — в контексте нашей книги — человеческого развития и поведения. Кроме того, хорошая теория содержит подвергаемые проверке гипотезы,важность которых проявляется в следующем. Во-первых, мы всегда заинтересованы в предсказании того, каким образом раскрываются некоторые аспекты развития или что некий человек будет делать в некоторой ситуации. Если мы можем со значительной точностью предсказать это, мы сможем с большей уверенностью полагать, что мы понимаем самих себя. Во-вторых, предсказания дают толчок дальнейшему исследованию, которое продолжает расширять наше понимание, продвигая разработку теории, подвергая их критике, корректируя, а иногда просто отказываясь от них.

На самом деле, вы уже много знаете о теориях. Независимо от того, можете ли вы сформулировать их в устной форме, вы потратили большую часть своей жизни на выработку своих личных теорий о том, как люди пришли к тому, кем они сейчас являются, и почему люди делают то, что они сейчас делают. Например, почти нет сомнений, что вы имеете теории или по меньшей мере предположения, касающиеся сущности природы человека, — являются ли люди в своей основе эгоистичными или альтруистичными, когда можно ожидать, что человек будет вести себя рационально, а когда нет, и огромное множество других теорий. Подобно ученому, хотя и менее формально, вы «построили» эти теории, основываясь на экспериментах, проведенных вами с людьми, на наблюдениях за ними, и — в идеале — вы продолжаете углублять и расширять их.

В этой главе читателю предоставляется подборка основных теоретических подходов, сгруппированных в рамках более широких, общих тенденций понимания и объяснения развития и поведения человека. Конечно, это лишь введение, и как таковое оно ни в коем случае не может считаться всеобъемлющим и обладающим исчерпывающей информацией по этой теме. Следовательно, многие более специфические теории и концептуальные построения будут приведены в следующих главах. Сейчас мы намереваемся лишь подвести фундамент, создать основу.

Некоторые из приведенных в этой главе теорий являются классическими и включены, главным образом, в силу их влияния на историю науки. Однако многие теории прошлого до сих пор частично или опосредованно оказывают сильное воздействие на современное понимание развития и поведения. Тем не менее большинство приведенных здесь подходов вполне современны, неоднократно проверены и оказывают влияние, присущее любой дисциплине. Некоторые из них появились сравнительно недавно, и многие их детали все еще находятся в стадии разработки.

62 Часть I. Начало










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...