Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Дополните схему 1.3 определением сущности психического, физиологического и физического отражения. Обратите особое внимание на соотношение психики, сознания и самосознания У человека. 2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее Роль. В чем коренное расхождение материализма и идеализма? В чем проявляется несостоя- льность дуалистической позиции? Используйте для самоконтроля таблицы, помещенные на с. 17. 3. Кто является субъектом и что является органом психической деятельности? Схематично изобразите локализацию основных функций в коре головного мозга. Сопоставьте ее со схемой 1.13. 4. Детализируйте основные функции пси- хики. данные в рис. 1.3. Раскройте их взаимо-связь спонятием «психический образ». 5. На рис. 1.4 представлены основные формы проявления психики. Проанализируйте взаимосвязь различных психических процессов, состояний и свойств личности. Подберите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи. 6. Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в педагогической практике. Почему: на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать; ученик иногда теряется у доски, хотя знает материал; первоклассник при письме совершает много лишних движений; увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает вокруг; после длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть? Чем обусловлена трудность удержания внимания класса после звонка на перемену; необходимость соблюдения учащимися режима? Узловые вопросы темы 1. Психологическая наука на современном этапе, ее связь с другими науками. Основные принципы психологии. 2. Задачи и структура современной психологической науки. 3. Принципы и общая организация психологического исследования. 4. Методы психологических исследований. 5. Понятия о способах количественной обработки и качественном анализе данных психологического исследования. Основные психологические понятия по теме Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод, основанный на самовнушении и саморегуляции. Беседа – один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам ее биографии. II. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Валидностъ – мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям. Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Генетический метод – способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим. Детерминизм – принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов. Диагностика психического развития – обследование человека в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики. Единство сознания и деятельности – принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности. Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого. Инженерная психология – отрасль психологии, изучающая психо- логические особенности труда челове-ка при взаимодействии его с техниче-скими средствами в процессе деятель-ности; разрабатывает требования к конструкции машин и приборов с учетом человеческого фактора. Интроспекция – самонаблюдение. Интервьюирование – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Искусственный интеллект – искусственно созданная система, выполняющая более или менее сложные умственные функции, которые ранее мог осуществлять только человек или группа людей. Корреляция – мера связи явлений действительности или фактов эксперимента, их взаимозависимость. Лабораторный эксперимент – метод психологии, осуществляется в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов. Личностный подход – принцип психологии, индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления. Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. Наблюдение – метод психологии; заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Обучающий, или формирующий (пре- образующий), эксперимент – метод психологии, при котором имеет ме- сто Планомерное формирование тре- буемого психического процесса или качества личности. Патопсихология – отрасль психологии, изучающая отклонения в раз-витии психики при различных заболевания. Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания. Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Самонаблюдение – наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта. Системный подход (в психологии) – принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов. Система «человек-машина» – система, состоящая из человека-оператора и машины, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность. Тест – стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ПСИХОЛОГИИ, КАК И ДРУГИХ НАУК, ЯВЛЯЕТСЯ ФИЛОСОФИЯ
|