Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля




1. Дополните схему 1.3 определением сущности психического, физиологического и физического отражения. Обратите особое внимание на соотношение психики, сознания и самосознания У человека.

2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее

Роль. В чем коренное расхождение материализма

и идеализма? В чем проявляется несостоя-

льность дуалистической позиции? Используйте

для самоконтроля таблицы, помещенные на с. 17.

3. Кто является субъектом и что является

органом психической деятельности? Схематично

изобразите локализацию основных функций в коре

головного мозга. Сопоставьте ее со схемой 1.13.

4. Детализируйте основные функции пси-

хики. данные в рис. 1.3. Раскройте их взаимо-связь спонятием «психический образ».

5. На рис. 1.4 представлены основные формы проявления психики. Проанализируйте взаимосвязь различных психических процессов, состояний и свойств личности. Подберите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи.

6. Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в педагогической практике. Почему:

на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать;

ученик иногда теряется у доски, хотя знает материал;

первоклассник при письме совершает много лишних движений;

увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает вокруг;

после длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть?

Чем обусловлена трудность удержания внимания класса после звонка на перемену; необходимость соблюдения учащимися режима?

Узловые вопросы темы

1. Психологическая наука на современном этапе, ее связь с другими науками. Основные принципы психологии.

2. Задачи и структура современной психологической науки.

3. Принципы и общая организация психологического исследования.

4. Методы психологических исследований.

5. Понятия о способах количественной обработки и качественном анализе данных психологического исследования.

Основные психологические понятия по теме

Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод, основанный на самовнушении и саморегуляции.

Беседа – один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам ее биографии.

II. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Валидностъ – мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов.

Генетический метод – способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.

Детерминизм – принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов.

Диагностика психического развития – обследование человека в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики.

Единство сознания и деятельности – принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности.

Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого.

Инженерная психология – отрасль психологии, изучающая психо-

логические особенности труда челове-ка при взаимодействии его с техниче-скими средствами в процессе деятель-ности; разрабатывает требования к конструкции машин и приборов с учетом человеческого фактора.

Интроспекция – самонаблюдение.

Интервьюирование – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.

Искусственный интеллект – искусственно созданная система, выполняющая более или менее сложные умственные функции, которые ранее мог осуществлять только человек или группа людей.

Корреляция – мера связи явлений действительности или фактов эксперимента, их взаимозависимость.

Лабораторный эксперимент – метод психологии, осуществляется в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов.

Личностный подход – принцип психологии, индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления.

Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.

Наблюдение – метод психологии;

заключается в фиксации проявлений

поведения и получении суждений о

субъективных психических явлениях.

Обучающий, или формирующий (пре-

образующий), эксперимент – метод

психологии, при котором имеет ме-

сто Планомерное формирование тре-

буемого психического процесса или

качества личности.

Патопсихология – отрасль психологии, изучающая отклонения в раз-витии психики при различных заболевания.

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания.

Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Самонаблюдение – наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта.

Системный подход (в психологии) – принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов.

Система «человек-машина» – система, состоящая из человека-оператора и машины, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность.

Тест – стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.

Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

МЕТОДИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ПСИХОЛОГИИ, КАК И ДРУГИХ НАУК, ЯВЛЯЕТСЯ ФИЛОСОФИЯ

В изучении структуры физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики >

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: БИОЛОГИЯ, ФИЗИО-

 логия, химия,

ФИЗИКА И ДР.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...